Реферат
Тема: Школа – коммуна С.Т. Шацкого.
Учебный предмет: Теоретическая и практическая педагогика
Выполнили:Оганесян Валентина Арменовна,
Заузолкова Лилия Радиевна
1 курс
Преподаватель:проф. Баранова Ольга Игоревна
Оценка _____________________
Подпись преподавателя________________
Краснодар 2014 г.
Содержание
Введение……………………………………………………………………… | |
Глава 1. Личность С.Т. Шацкого как педагога…………………………….. | |
§1. Профессиональный путь………………………………………………... | |
§2. Предшественники……………………………………………………….. | |
§3. Вклад в развитие отечественной педагогики………………………….. | |
Глава 2. Школа-коммуна С.Т.Шацкого……………………………………. | |
§1. Концепция воспитательной системы…………………………………... | |
§2. «Сетлемент»……………………………………………………………… | |
§2. Школа-колония «Бодрая жизнь»……………………………………….. | |
Заключение…………………………………………………………………... | |
Список использованных источников………………………………………. | |
Приложение………………………………………………………………….. |
Введение
Советская педагогика в своем развитии критически переработала наследие передовой русской и зарубежной педагогической мысли и рациональное в ней включила в свой арсенал педагогических средств. Особую ценность представляет педагогическое наследие выдающихся деятелей советской школы и марксистско-ленинской педагогики, к которым принадлежит С. Т. Шацкий.
По нашему мнению, изучение трудов таких великих педагогов - верный путь к педагогическому мастерству, так как невозможно создать нечто новое не опираясь на опыт предшественников. Поэтому изучение такой модели школы как школа-коммуна С.Т.Шацкого актуально и по сей день.
Целью данной работы было изучение педагогических идей С.Т. Шацкого.
Задачи, поставленные в ходе нашего исследования:
1) изучить профессиональный путь С.Т.Шацкого;
2) проанализировать влияние предшественников на деятельность С.Т.Шацкого;
3) проанализировать вклад С.Т.Шацкого в развитие отечественной педагогики;
4) изучить понятие школы-коммуны как новой модели школы;
5) изучить информацию о просветительном обществе «Сетлемент»;
6) изучить информацию о школе-колонии «Бодрая жизнь».
Глава 1. Личность С.Т. Шацкого как педагога
Профессиональный путь
«Моя педагогическая вера выросла из отрицания того, как меня учили и воспитывали»
Станислав ТеофиловичШацкий
Шацкий Станислав Теофилович (1878 - 1934) - русский и советский педагог.
В 1893 году С.Т. Шацкий поступил в Московский университет (сначала на Мехмат, затем переводится на медицинский факультет, но и там долго не задерживается), затем поступает в Петровскую (Тимирязевскую) сельскохозяйственную Академию. Последний переход объяснялся просто: Шацкий уже решил стать педагогом, при этом за образец для себя считал в то время школу Л. Н. Толстого в Ясной Поляне, где учащиеся много внимания уделяли труду, особенно на земле, в поле. Поскольку Шацкий считал для себя необходимым всё делать профессионально, то он переходит в с/х академию на специальность агронома именно для того, чтобы грамотно и умело руководить занятиями своих будущих учеников на земле. Однако, как только он посчитал, что получил необходимые знания, то оставляет академию, в 1905 году, не окончив её (несмотря на очевидные успехи и приглашения заняться научной работой по данному направлению).
В 1899 - 1901 годах занимался в Московской Консерватории по классу вокала в классе У. Мазетти. Занятия были настолько успешными, что, хотя он и не окончил Консерваторию, его пригласили в оперную группу Большого театра. Но его интересовало одно - педагогика.
Свою педагогическую деятельность С.Т. Шацкий начал с попытки создания частной школы, в чём ему было отказано, поэтому в 1905 году среди детей и подростков рабочих окраин Москвы он вместе c архитектором А. У. 3еленко и другими педагогами создаёт первые в России детские клубы. В 1906 году он организовал общество «Сетлемент» (с англ. «Поселение»), которое в 1908 году было закрыто полицией за пропаганду социализма среди детей, а сам Шацкий арестован. С 1909 года руководит обществом «Детский труд и отдых». В 1911 году организовал колонию «Бодрая жизнь». С 1919 по 1932 год по предложению А. В. Луначарского руководит работой первой опытной станции по народному образованию. В 1932 - 1934 годах руководил Центральной экспериментальной лабораторией Наркомпроса РСФСР и, одновременно, с 13 февраля 1932 года до своей скоропостижной смерти был директором Московской консерватории. [7]
Общественный интерес к педагогической деятельности С. Т. Шацкого был всегда велик. Еще при жизни Шацкого были опубликованы его труды, в которых оформились итоги педагогических исканий: «Дети — работники будущего» (1908), «Бодрая жизнь». Из опыта детской трудовой колонии (1915) и «Годы исканий» (1924).
Умер С.Т. Шацкий 30 октября 1934 г. в г. Москве. После смерти С. Т. Шацкого был издан сборник его избранных педагогических произведений (1958), а в 1962--1965 гг. ближайшие сотрудники Шацкого — В. Н. Шацкая, Л. Н. Скаткин, М. Н. Скаткин при содействии И. А. Каирова подготовили к изданию «Педагогические сочинения» С. Т. Шацкого в четырех томах, куда вошли не только опубликованные труды, но и сохранившиеся стенограммы его докладов и выступлений, рукописи неопубликованных статей.
Средняя школа № 1 города Обнинска с 1961 года носит имя С. Т. Шацкого. Перед первым зданием школы установлен бюст выдающегося педагога (см. приложение). [8]
Предшественники
В формировании педагогического призвания С.Т.Шацкий неоднократно подчеркивал роль Л.Н.Толстого. Толстой привлекал его уважением и преклонением перед ребенком, творческим отношением к педагогической деятельности, оценкой образования как важного средства развития духовных сил людей. Ему было близко стремление Толстого использовать в воспитательной работе традиции и обычаи крестьянского уклада жизни.
«Не могу, конечно, не отметить того совершенно необычайного впечатления, которое произвела на меня Яснополянская школа в изображении Толстого. Мое живое воображение рисовало мне картины моей собственной жизни в семье, в школе, и мысли о том, как по-настоящему нужно учить и воспитывать детей, а главное – как к ним относиться, очень часто приходили мне в голову. Я помню, что под влиянием статьи («Так что же нам делать?») Толстого я решил совершенно отказаться от давания уроков, от репетиторства, от подготовки учеников к экзаменам, что в то время являлось главным источником студенческого заработка» [11]
На развитие Шацкого-педагога оказал большое влияние профессор сельскохозяйственной академии А.Ф. Фортунатов. Он организовал дома школу, в которой по определенной системе учил детей друзей и своих собственных. В основу обучения были положены идеи развития интереса детей, предоставления им свободы выбора учебного материала, опора на жизненный опыт, стимуляция вопросов, на которые с помощью преподавателя нужно было найти ответ. А.Ф. Фортунатов выступал против экзаменов, ориентации гимназистов и студентов на диплом. Главным для него было научить ребенка самостоятельно работать, чтобы уметь ответить на поставленные обществом вопросы.
Значительную роль в формировании педагогического мировоззрения Шацкого сыграл Д. Дьюи. В работах американского педагога Шацкий выделял демократизм, стремление внести в традиционный уклад новые элементы. В своем предисловии к книге Д. Дьюи «Школа и общество» Шацкий подчеркнул роль философа и педагога в разработке методологических основ педагогической науки, в привнесении в нее деятельного начала.
Таким образом, творчески используя идеи этих значительно различающихся между собой по направлению педагогической мысли педагогов, Шацкий создал новые подходы к воспитанию подрастающего поколения, подготовке его к труду и жизни.
Вклад в развитие отечественной педагогики
С.Т. Шацкий - блестящий педагог-экспериментатор, который внёс значительный вклад в разработку вопросов советской дидактики. Огромное значение придавал работе детских коммунистических организаций, а также вопросам самоуправления воспитанников, сделал большой вклад в разработку проблем социальной педагогики. Возникновение первых внешкольных учреждений для детей в России связано c именем С. Т. Шацкого. Он внёс значительный вклад в разработку вопросов содержания образования в школе и повышения роли урока как основной формы учебной работы. Под руководством С. Т. Шацкого были разработаны методы педагогического исследования — социально-педагогический эксперимент, наблюдение, опрос.
В анализе педагогических явлений у Шацкого органически сочетались глубина подхода, проникновения в суть явлений с постоянным поиском нового, что бы могло продвинуть вперед сложное и тонкое дело, каким является обучение и воспитание детей и молодежи.
Все сказанное позволяет сделать вывод о том, что С.Т. Шацкий сыграл большую роль своей практической деятельностью, вооружая ценными идеями и принципами своих учеников и последователей.