Школа-колония «Бодрая жизнь»




В 1911 году на участке в Калужской губернии была организована детская колония. Колония получила название «Бодрая жизнь». Целью ее было организовать летний отдых членов Марьинского клуба, продолжить работу над организацией дружного детского коллектива, приобщить ребят к труду, самоуправлению, всемерно развивать их творческие способности.

Здесь Станислав Теофилович вместе со своими сотрудниками в опытной работе проверял идеи связи трудовой, эстетической и умственной деятельности, взаимоотношения воспитателей и воспитанников, динамики развития детского сообщества.

Это было детское учреждение, ставшее затем образцом подражания для школ-коммун, которые организовывались в последующее десятилетие, но особенно массово в период гражданской войны. Оно и понятно, ведь Шацким была предложена модель по сути самоокупаемого воспитательного заведения, где благодаря непрерывному сельскохозяйственному труду детей и взрослых удавалось получить средства для существования.

Впрочем, хотя труд и занимал в колонии важное место, ему придавалась, прежде всего, воспитательная направленность. Питомцам был ясен практический смысл их деятельности: они налаживали хозяйство, стремились сделать жизнь в колонии более приятной, уютной и красивой. Так приходило ощущение радости в труде.

Основой всей жизни колонии являлось сообщество детей и взрослых, и строилось оно на принципах самоуправления. Ребята были не мнимыми, а подлинными хозяевами «Бодрой жизни». И конечно, как и во всех учреждениях, которые создавал Шацкий, в колонии царило и правило Его Величество Творчество. Взрослые и дети издавали журналы, ставили спектакли, организовывали концерты, много слушали музыку и исполняли музыкальные произведения. Оркестры, хор, театр органично соединялись с трудом на полях, занятиями в кружках с различными играми. [6]

Все важные вопросы жизни решались на собраниях, которые проводились каждый день. На одном из первых собраний дети назвали свою колонию «Бодрая жизнь». Вместе со взрослыми колонисты решили, что основой их жизни должен быть труд. Однако, по мнению Шацкого, труд детей должен быть, в отличие от труда взрослых, прежде всего образовательным. [2]

Наблюдая за жизнью детей, их интересами и способностями, Шацкий приходит к выводу, что необходимо создать условия и для их полноценного умственного развития - открыть школу - значит, обеспечить постоянное пребывание колонистов в «Бодрой жизни», но для этого требовалось резко увеличить финансирование колонии, что пока не представлялось возможным. До 1918 года колония существовала главным образом за счёт средств общества «Детский труд и отдых» и М.К. Морозовой.

В работу колонии революция внесла коренные перемены. С 1918-1919 учебного года летняя колония преобразуется в постоянную, где на средства государства воспитываются дети-сироты. В это время начинают проводиться учебные занятия, а затем организуется школа для детей, живущих в колонии. Педагоги под руководством Шацкого составили свои учебные программы, которые опирались на личное творчество ребёнка и на опыт «Бодрой жизни». Колония получает возможность развернуть широкую общественную деятельность в деревне среди крестьян.

В октябре 1918 года декретом ВЦИК РСФСР было утверждено «Положение о единой трудовой школе». В школе устанавливалось две ступени: первая от 8 до 13 лет, вторая от 14 до 17 лет. В колонии стала действовать девятилетняя школа. Станислав Теофилович получает возможность применить разработанные им педагогические идеи к строительству новой школы.

В начале 1919 года Шацкий и его соратники - В.Н. Шацкая, А.А. и Е.Я. Фортунатовы, Н.В. Всесвятский - обратились в Наркомпрос с предложением о создании Опытной станции по народному образованию, представив её проект. 16 мая 1919 года «Положение о Первой Опытной станции Наркомпроса» было утверждено. Первая опытная станция по народному образованию создаётся в составе двух отделений: сельского - в Калужской области, на базе «Бодрой жизни», и городского - в Москве. Директором станции в целом был назначен сам Шацкий, а его жена стала заведующей школой «Бодрая жизнь».

Цели Первой опытной станции в «Положении» определялись так: «Содействовать культурному строительству республики путем организации и постановки всевозможных опытов и исследований в области культурной работы всех ее видов». Поэтому в задачи Станции входила не только организация учебного и воспитательного процесса с детьми, но и проведение активной работы среди окружающего населения, участие педагогов во всех видах деятельности на деревне.

Трудовые заботы колонистов остались прежними, но хозяйство расширилось, а труд стал включать в себя больше научных знаний.

9 мая 1932 года Первая Опытная станция была закрыта. Причиной закрытия объявлялась необходимость экономии средств. На базе Станции в Москве была создана Центральная педагогическая лаборатория (ЦПЛ), которая должна была заняться обобщением передового опыта школ и учителей страны. Отныне школа-колония «Бодрая жизнь» становится средним общеобразовательным учебным заведением с интернатом и методическим центром для школ Угодско - Заводского района. [10]

Подводя итог, следует отметить, что деятельность этого научно-педагогического учреждения, любимого «дома радости» для колонистов, слава о котором прогремела по всей стране, сыграла огромную роль в развитии народного образования.

 

 

Заключение

Концепция Шацкого об использовании социализирующих факторов в учебно-воспитательном процессе была новой и оригинальной не только для России.

Педагогические идеи СТ. Шацкого, которые нашли воплощение в структуре и деятельности школы - коммуны, получили широкое распространение именно потому, что они удовлетворяли потребностям развития общества.

С.Т. Шацкий, человек высокой культуры, владевший несколькими иностранными языками, был чужд национальной и классовой ограниченности. Он всегда был в курсе отечественной и зарубежной педагогики, часто бывал заграницей и охотно использовал лучшие ее образцы в практике работы Первой опытной станции.

Чрезвычайно занятый и перегруженный практической работой, С.Т. Шацкий, к сожалению, уделял мало времени обработке эмпирического материала, фиксации полученных результатов. После него осталось несколько педагогических произведений, но они не дают полного представления о том большом влиянии, каким пользовался С.Т. Шацкий среди учительства, о том, как он создавал из своих соратников и последователей педагогов-энтузиастов и какое влияние оказал он на строительство советской школы.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: