МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
МОСКОВСКИЙ АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАДИ)
КАФЕДРА «ЭКОНОМИКА АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА»
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине “Экономическая оценка инженерных решений”
На тему № 13: Оценить эффективность принятых решений в соответствии со следующими параметрами. Предприятие осуществляет автобусные внутригородские перевозки и работает по обычной системе налогообложения.
.
Выполнил студент
Группа
Проверил Улицкая Н.М.
Москва
2017г.
Определение рентабельности инвестиций в проект на транспорте
Инвестиционный проект — это «план (программа) хозяйственного мероприятия или предпринимательского проекта, реализация которого требует привлечения инвестиций».
Инвестиционные проекты различаются по величине инвестируемого капитала и размера получаемых результатов. Любой из них направлен в будущее, предвидеть которое с достаточной определенностью очень сложно. Поэтому инвестиционные проекты сопряжены с риском возникновения ситуаций, при которых фактические результаты капитальных вложений окажутся меньшими по сравнению с ожидаемыми.
При рассмотрении вариантов инвестиций на транспорте как в коммуникации и инфраструктуру, так и на уровне предприятий, важно учитывать степень связанности проектов.
Инвестиционные проекты по степени связанности разделяют:
· на альтернативные — это взаимоисключающие проекты, причем оцениваться они могут одновременно, а осуществляться одновременно не могут. Например, на цели инвестиций выделена ограниченная сумма средств, а реализация одного из проектов полностью исчерпывает имеющиеся ресурсы. Значит, остальные проекты не могут быть внедрены вместе с таким инвестиционным проектом;
· независимые — это проекты, никак не влияющие друг на друга. Они могут оцениваться самостоятельно и осуществляться одновременно. Например, строительство дорог в разных регионах страны или приобретение транспортным предприятием автомобиля и вложение средств в реконструкцию гаража;
Цели капитальных вложений в транспортную отрасль таковы:
· повышение эффективности транспортного производства. В этом случае инвестиции предназначены для снижения производственных затрат за счет замены подвижного состава и оборудования на более новые, более производительные средства, за счет перемещения вспомогательного производства или сервисных станций в районы с более выгодными условиями выполнения работ или за счет иных мероприятий;
· расширение транспортного производства. Инвестирование средств в соответствии с данной целью должно обеспечивать увеличение объемов оказания транспортных услуг на уже освоенных рынках. Как правило, объектом инвестиций в этом случае является подвижной состав;
· создание новых транспортных производств или технологий. Инвестиции в этом случае могут быть направлены на создание новых предприятий, освоение новых рынков, открытие новых, ранее не оказываемых транспортных услуг;
· поддержание мощностей действующего транспортного производства. Инвестированные средства направляются на проведение капитальных ремонтов объектов, как правило, пассивной части основных фондов транспорта.
Способы превращения инвестиций в основные фонды следующие:
· новое строительство. На транспорте термин «новое строительство» может быть применен только к объектам инфрастуктуры, путям сообщения, вновь создаваемым предприятиям. Отличительный признак нового строительства — организация работ на новых площадках и по первоначально утвержденному в установленном порядке плану. Например, строительство новой автомобильной дороги в районе, где ее не было; строительство нового терминала в транспортном узле; создание нового транспортного предприятия, начиная со строительства производственных и административных корпусов;
· проведение организационно-технических и других мероприятий по расширению предприятий. Расширение предполагает возведение новых объектов на новых площадях в дополнение к действующим. Примерами инвестиций с целью расширения транс-
·
го подвижного состава без увеличения численности парка.
· Капитал, как известно, обладает свойством мобильности, что позволяет ему достаточно быстро и легко покидать сферы, где инвестиционные процессы становятся чрезмерно рисковыми и небезопасными. Однако реальные инвестиции являются иммоби-лизированными активами, инвестиционный капитал в значительной степени теряет свойство подвижности, становится более уязвимым. Это становится важнейшей причиной того, что в области капитальных вложений предъявляются особые требования к обоснованию инвестиций, к степени надежности оценки параметров, эффективности проектов вложений капитала (инвестиционных проектов).
· Разработке инвестиционного проекта предшествует изучение инвестиционного климата. Это позволяет осмыслить и обобщить разные характеристики исследуемого проекта. Совокупность политических, макро- и микроэкономических, социальных, психологических и других факторов, характеризующих целесообразность и надежность инвестиционных проектов, образует инвестиционный климат (среду), который определяет склонность экономических субъектов к инвестированию в ту или иную отрасль.
Оценка эффективности инвестиций в транспортную отрасль проводится по разным показателям в зависимости от вида субъектов, на которых могут отразиться инвестиционные проекты. В зависимости от вида субъекта, для которого инвестиционные проекты транспортной отрасли имеют значение, различают следующие виды эффективности инвестиций:
· народнохозяйственная экономическая эффективность отражает эффективность проекта с точки зрения интересов экономики страны, отдельных отраслей, регионов. При определении эффективности используют представленные в стоимостном выражении конечные производственные и прямые финансовые результаты предприятий разных отраслей, социальные и экологические результаты, косвенные финансовые результаты (изменение доходов населения и рыночной стоимости земельных участков; потери имущества от возможных аварий и т.п.);
· бюджетная эффективность отражает влияние результатов инвестиционного проекта на доходы и расходы соответствующего (федерального, регионального или местного) бюджета. Основной показатель бюджетной эффективности — это бюджетный эффект, определяемый как превышение доходов соответствующего бюджета над расходами в связи с осуществлением данного проекта*;
· коммерческая эффективность, определяющая соотношение финансовых затрат и результатов для каждого участника проекта.
При определении эффективности инвестиций в транспортную отрасль учитывают также:
научно-технические оценки проектов, определяющие, насколько технические решения соответствуют технологическим стандартам, принятым в промышленно развитых странах, и определяющие перспективы заложенных в проект технологий и технического оснащения и т.д. Например, при оценке проектов транспортных терминалов учитывают возможности переработки грузов, доставляемых по интермодальным схемам, или с учетом перспектив развития международных транспортных коридоров;
социальные оценки, отражающие вклад проекта в улучшение социальной среды, повышение качества жизни в виде изменения доходов населения; обеспеченности населения товарами и услугами широкого потребления; повышения занятости населения; улучшения условий труда и других параметров. Например, строительство автодорог способствует уменьшению в ряде районов страны числа населенных пунктов, не имеющих связи по автодорогам с твердым покрытием с основной сетью автомобильных дорог;
экологические оценки, учитывающие влияние транспорта на окружающую среду.
И эффект, и эффективность позволяют не только охарактеризовать, но и выбрать инвестиционный проект, а также проконтролировать его выполнение. Как правило, для целей выбора инвестиционного проекта и последующего мониторинга используют критерии экономической эффективности инвестиций.
Критерии экономической эффективности инвестиций классифицируют по следующим признакам:
· по виду обобщающего критерия: абсолютные, определяемые как разность между стоимостными оценками затрат и результатов инвестиций; относительные, определяемые как отношение стоимостных оценок результатов к инвестиционным затратам; временные, оцениваемые периодом окупаемости инвестиций;
· по методу сопоставления разновременных затрат и результатов инвестиционных проектов: статические, в которых разновременные затраты и результаты оценивают как равноценные; динамические, в которых разновременные затраты и результаты приводят к одному моменту времени посредством их дисконтирования.
Дисконтирование как процедура вычисления текущего эквивалента будущих денежных поступлений и выплат позволяет установить достаточно точно экономические оценки проектных денежных средств. Будущие доходы и выплаты приводят к текущему периоду времени путем умножения на множитель q, который меньше единицы, поскольку ценность будущих платежей меньше такой же суммы текущего момента. Множитель q показывает, во сколько раз ценность одной денежной единицы, получаемой через год, меньше ценности этой единицы в текущем периоде. Множитель q определяется выражением q = 1/(1 + К), где R — ставка дисконтирования. Эквивалент суммы, получаемой в результате инвестиций через Глет, в текущем периоде определяется выражением
Статические методы оценки экономической эффективности более просты. Они используются для быстрой но приближенной оценки экономической привлекательности проектов.
Суммарная прибыль определяется как разность совокупных стоимостных результатов и затрат, вызванных реализаций проекта.
Среднегодовая прибыль — это усредненная величина чистой прибыли, получаемой участником проекта в течение года; определяется делением суммарной прибыли на продолжительность инвестиционного периода.
Наиболее часто используют такие статические показатели эффективности, как рентабельность и период окупаемости капитальных вложений.
Рентабельность капитальных вложений определяют как отношение прибыли от реализации проекта к величине первоначальных инвестиций.
Период окупаемости инвестиций — это промежуток времени, в течение которого будут возвращены капитальные вложения чистым доходом от реализации проекта. Приблизительно период окупаемости может быть определен отношением капитальных вложений к среднегодовому доходу.
Статические методы оценки экономической эффективности инвестиций просты для понимания и расчета, соответствуют общепринятым методам бухгалтерского учета и характеризуются доступностью информации. Это несомненные достоинства статических методов. Однако эти методы имеют существенные недостатки. Во-первых, статические методы оценки эффективности капитальных вложений привязаны к учетным данным, и прибыль чаще всего заменяет денежный поток. Во-вторых, методы не предусматривают учета альтернативной стоимости используемых ресурсов. В-третьих, риск учитывается лишь косвенно, как «запас». Кроме того, критерий окупаемости не учитывает протекание проекта после возврата средств, а показатель рентабельности не учитывает абсолютных параметров проекта. Все статические методы, как отмечалось ранее, не учитывают изменения стоимости денег во времени.
Динамические методы оценки экономической эффективности инвестиций более сложны в расчетах, но зато лишены многих недостатков по сравнению со статическими. Динамические методы оценки эффективности могут быть определены методами текущей стоимости; определения индекса доходности; рентабельности; ликвидности.
Метод текущей стоимости основан на расчете чистого дисконтированного дохода (чистой приведенной стоимости,NetPresentValue, NPV), который является интегральным показателем экономического эффекта от инвестиционного проекта. Чистый дисконтированный доход рассчитывается как разность дисвитированных денежных потоков поступлений и выплат, проводимых в процессе реализации проекта за весь инвестиционный период:
NPV Л-Uii—iSoii- (141)
й(1+лу h(i+R)" (14Л)
где СЩ — поступления денежных средств за интервал времени /, образующие входной денежный поток; COF, — выплаты денежных средств за интервал времени /, образующие выходной денежный поток; Т— продолжительность инвестиционного периода; R — ставка дисконтирования.
Входной денежный поток представляет собой финансовые результаты проекта, источниками образования которых могут выступать выручка от реализации работ (услуг); акционерный капитал, привлекаемый за счет дополнительной эмиссии акций; выручка от реализации активов, вовлекаемых в проект и оцениваемых на момент завершения проекта; прочие внереализационные доходы, связанные с проектом.
Выходной денежный поток включает в себя инвестиционные издержки, определяющие величину начальных капитальных вложений в проект, а также текущие финансовые платежи по проекту без учета амортизации основных активов, вовлеченных в проект; платежи за кредиты и займы; налоговые выплаты; выплаты дивидендов на дополнительный акционерный капитал.
Если инвестиции в проект производятся единовременно, то выражение (14.1) может быть представлено в виде
XPV = £-^-;-I, (14.2)
м (1 + R)
где CF, (CashFlow) — денежный поток за интервал времени Г, / — единовременные инвестиции в проект.
При сравнении нескольких инвестиционных проектов предпочтение отдают проекту, чистая приведенная стоимость которого имеет наибольшее значение.
Формулы (14.1) и (14.2) представляют чистый дисконтированный доход в общем виде. В зависимости от особенностей инвестиционного проекта эти формулы могут быть конкретизированы. Например, для проекта приобретения автомобиля за собственные средства с единовременной оплатой стоимости поток денежных средств за период t представляет собой сумму чистой прибыли от эксплуатации приобретенного транспортного средства за период / и амортизационных отчислений на него за тот же период. Инвестиции в проект приобретения автомобиля — это затраты на его приобретение, в том числе цена, затраты на ввод в эксплуатацию.
Годовой экономический эффект (ГЭЭ) от инвестиционного проекта может быть определен по формуле
тээ = мрук^+я)Т
(1 + Rf-l
Для бесконечно длительных проектов ГЭЭ = NPV- R. Отсюда может быть получено известное в отечественной экономической литературе выражение приведенных затрат
QP=С+ЕНК,
где С — текущие затраты; К — капитальные вложения; Ен— нормативный коэффициент эффективности, который по своему экономическому смыслу соответствует ставке дисконтирования R.
К недостаткам метода можно отнести сложность определения ставки дисконтирования и необходимость равной продолжительности сравниваемых инвестиционных проектов.
Метод определения индекса доходности (ProfitabilityIndex, PI) позволяет определить, в какой мере возрастает богатство инвестора в расчете на одну денежную единицу первоначальных инвестиций. Индекс доходности рассчитывается как отношение суммы дисконтированных денежных потоков к первоначальным инвестициям:
f. CF,
пТ &(! + *)'
Р1 = —V ' • (14.3)
Индекс доходности можно использовать для сравнения проектов с разной продолжительностью инвестиционного периода. Если PI больше 1, то проект принимается, в противном случае проект должен быть отклонен.
Метод рентабельности используют для определения внутренней рентабельности инвестиционного проекта (InternalRateofReturn, IRR), которая является граничным значением коэффициента дисконтирования, разделяющим инвестиции на приемлемые и невыгодные. Формально IRR определяется как коэффициент дисконтирования (при котором дисконтированные поступления и выплаты становятся равными (NPV= 0)) из следующего выражения:
£ СЩ _£ COF,
. м»(1 + /ЛК)' ^>(\ + IRR)1'
Если IRR больше уровня рентабельности то проект приемлем,если меньше то проект невыгоден
Выбор ставки дисконтирования - это основная сложность применения динамических методов определения экономической эффективности инвестиций. В качестве ставки дисконтирования чаще всего рекомендуют выбирать следующие показатели:
1. ставка по заемному капиталу, т.е. процент, под который предприятие может взять в долг в настоящее время;
2. ставка по безопасным (безрисковым) вложениям, под которыми понимаются инвестиции, риск непоступления денежных доходов по которым практически равен нулю. В странах со стабильной экономикой в качестве такой ставки используется ставка процента по государственным ценным бумагам;
3. альтернативная стоимость денег, под которой понимается внутренняя норма рентабельности предельно принятого или предельно непринятого проекта;
Описание предприятия
Рассматриваемый бизнес-план разработан для АТП, специализирующееся на пассажирских перевозках. Для осуществления проекта создается ООО «МОСОБЛТРАНС-В», учрежденное физическими лицами Видру Д.В и Карюхиным М.С., уставный капитал составляет 100 000 рублей, внесением пая по 50 000 рублей каждым учредителем. Юридический адрес предприятия: МО, г Подольск ул Б. Серпуховская д.35
Основная деятельность предприятия – оказание услуг по перевозке пассажиров по регулярным маршрутам в городском и пригородном сообщении по регулируемым тарифам, на которых отдельным категориям граждан предоставляются меры социальной поддержки, с частичным финансированием из средств бюджета Московской области. Также возможно оказание услуг по перевозке пассажиров по нерегулируемым тарифам.Предприятие имеет в распоряжении 4 автобуса МАЗ-206063 средней вместимости (СВ) и 4 автобуса МАЗ-241000
, малой вместимости (МВ). Подвижной состав хранится на арендуемой стоянке по адресу: МО, г Подольск ул Индустриальная д 17а. Ремонт подвижного состава осуществляется по договору с предприятием ГУП МО «Мострансавто», филиал Подольское АТП. Адрес ремонтной базы: МО, г Подольск ул. Ленина д 54
У ООО «МОСОБЛТРАНС-В» открыты два расчетных счета в Подольском филиале “Сбербанка”. Счета предназначен для хранения средств уставного капитала и расчетно-кассового обслуживания предприятия.
Основная цель предприятия – оказание услуг по перевозке пассажиров по муниципальным маршрутам в городском и пригородном сообщении на основании государственного заказа. Основным заказчиком услуг является администрация городского поселения Нахабино.
Описание услуг
За последние годы в Московской области все большее число маршрутов переводится на работу по государственному контракту. Это позволяет различным социальным категориям населения использовать транспортные льготы на маршрутах, а предприятие имеет государственную поддержку на весь период действия договора, что позволяет иметь стабильную прибыль. Также обеспечивается доход и от перевозки самодеятельных групп населения, которые оплачивают свою поездку полностью.
АТП осуществляет перевозки пассажиров в г Подольске по маршрутам, указанным в таблице 2.1.
В данной курсовой работе расчет будет производиться для маршрута №35 автобусами МАЗ-241000
Таблица 2.1
Список обслуживаемых маршрутов
Регистрационный № маршрута (мин.транс.МО) | № маршрута | Вид сообщения | Начальные и конечные пункты | Протяженность маршрута, км. |
городское | ст Гривно- ст Подольск | 2,8 | ||
пригород | Пр-т 50лет Окт – ст Подольск | 8,3 | ||
городское | стЛьвовская– ст Подольск. | 1,5 |
Существующие тарифы на перевозку пассажиров по каждому маршруту указаны в таблицах 2.2 – 2.4.
Таблица 2.2
Тарифы на перевозку населения по городским маршрутам №№5,11
№ маршрута | Тариф полный, руб. | Тариф льготный, руб. |
Таблица 2.3
Тарифы на перевозку населения по пригородному маршруту №29
ст.Гривно | |||||||||
Пос Южный | |||||||||
Гран Сити | |||||||||
Пос Южный-2 | |||||||||
Больница | |||||||||
Пл Весенняя | |||||||||
Юность | |||||||||
Пос Железнодорожный | |||||||||
Ашан | |||||||||
Ст Подольск |
Рис.1.Схема автобуса МАЗ-241000
Таблица 2.2
Технические характеристики
Характеристика | Значение |
Тип кузова | Несущий, вагонной компоновки |
Ресурс кузова, лет | |
Колесная формула | 4х2 |
Высота потолка в салоне, мм | 19 8 0 |
Количество/ширина дверей, мм | 1/650 + 1/1 2 00 |
Мин. радиус разворота, м | |
Масса снаряженная/технически допустимая масса, кг | 6800…7120/11500 |
Нагрузка на переднюю/заднюю ось от технически допустимой массы, кг | 4100/7400 |
Характеристика | Значение |
Емкость топливного бака, л | |
Двигатель (дизельный) | Cummins ISF 3.8 |
Мощность двигателя | 130 (168) при 2600 мин -1 |
КПП | АКПП: Allison S2100, 6- ступ |
ШИНЫ | 245/75 R19,5" |
Рис.2.Автобус МАЗ-241000
Таблица 2.3
Технические характеристики МАЗ-241000
Габариты (ДхШхВ), мм | 6088х2759х2720 |
Масса снаряженного автобуса, кг | |
Кол-во мест | |
Максимальная скорость, км/ч | |
Расход топлива, л/100км | 11,5 |
Дорожный просвет, мм | |
Радиус поворота, м | 6,6 |
Модель двигателя | ISF2.8s4R129 |
Мощность, л.с. | |
Тип | дизельный |
Рабочий объем цилиндров, л | 2,8 |
Коробка передач | механическая, 5-ступенчатая |
Сцепление | однодисковое, сухое, с гидравлическим приводом |
Шины | пневматические,бескамерные, размером 185/75R16С |
Рис.3.Автобус МАЗ 206063
3. Производственный план предприятия