Кафедра госпитальной педиатрии
УТВЕРЖДАЮ | |
Зав.кафедрой, профессор ___________ А.А. Гумеров | |
«____»_____________20___ г. |
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
«Гнойная хирургическая инфекция лёгких»
Специальность 31.05.02 - Педиатрия
Курс: IV
Семестр: VII
Количество часов
Уфа 2019
Темы учебной дисциплины на основании рабочей программы, утвержденной Ученым Советом педиатрического факультета от ««2019 г., протокол №.
Рецензенты:
1.
Авторы:
профессор Р.Х.Шангареева
ассистент П.Ю. Солдатов
Утверждено на заседании кафедры детской хирургии «» 2019 г., протокол №.
ЗАНЯТИЕ №1. Гнойная хирургическая инфекция лёгких.
1. Тема и ее актуальность. Острая деструктивная пневмония (ОДП), тяжелое заболевание, характеризующийся некрозом и гнойным расплавлением ткани легкого. Острая деструктивная пневмония у детей составляет 10-15% от общего числа пневмоний, ее развитие связано с анатомо-физиологическими особенностями строения дыхательной системы. Патологические процессы в легких вызываются вирусно-микробной ассоциацией, морфофункциональные изменения дыхательных путей обусловлены отеком, гиперемией слизистой оболочки, что приводит к нарушению дренажной функции бронхов. Пусковым механизмом развития ОДП является ОРВИ. Деструкция легочной ткани приводит к тяжелым осложнениям с выраженной дыхательной недостаточностью, требующих хирургического вмешательства.
2. Учебные цели: Формирование у обучающихся специальных профессиональных знаний и умений для профилактики развития острой деструктивной пневмонии и своевременной диагностики и тактики лечения при ее различных формах
|
В результате изучения темы обучающийся должен сформировать следующие профессиональные компетенции:
Знать | Уметь | Владеть |
ПК-1 Способность и готовность к осуществлению комплекса мероприятий, направленных на сохранении и укрепление здоровья детей и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннюю диагностику, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье детей, факторов среды их обитания | ||
Учение о здоровье детского и взрослого населения, основные характеристики здорового образа жизни, методы его формирования, его сохранения; методы предупреждения развития острой деструктивной пневмонии, их раннюю диагностику, факторов вредного влияния на здоровье детей и факторов среды их обитания | Использовать комплекс мероприятий, направленных на сохранении и укрепление здоровья детей, устанавливать психологический и речевой контакт с детьми разного возраста и их родителями, коллегами, соблюдая правила медицинской этики и деонтологии | Навыками осуществления комплекса мероприятий, направленных на сохранении и укрепление здоровья детей и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и распространения острой деструктивной пневмонии, выявление причин и условий их возникновения и развития |
ПК-6 Способность к определению у пациентов основных патологических состояний, симптомов, синдромов заболеваний, нозологических форм в соответствии с Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем – X пересмотр, принятой 43-ей Всемирной Ассамблеей Здравоохранения, г. Женева, 1989 г. | ||
Этиологию и патогенез; современную классификацию, клиническую симптоматику, современные методы клинической диагностики ОДП | Определять у пациентов основные патологические состояния, симптомы, синдромы острой деструктивной пневмонии в соответствии с МКБ | Навыками определения у пациентов основных патологических состояний, симптомов, острой деструктивной пневмонии в соответствии с МКБ |
ПК-8 Способность к определению тактики ведения пациентов с различными нозологическими формами | ||
Порядки оказания медицинской помощи детям, стандарты медицинской помощи детям, клинические рекомендации (протоколы лечения) по вопросам оказания медицинской помощи детям с острой деструктивной пневмонией | Применять порядки и стандарты оказания медицинской помощи детям, клинические рекомендации по вопросам оказания медицинской помощи детям с острой деструктивной пневмонией | Тактикой ведения пациентов с острой деструктивной пневмонией |
ПК-11 Готовность к участию в оказании скорой медицинской помощи детям при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства | ||
Основные жизнеугрожающие состояния и состояния, требующие проведения срочных медицинских смешательств, показания к проведению мероприятий по подддержанию жизни пациента с острой деструктивной пневмонией | осуществить алгоритм выбора немедикаментозных и медикаментозных мероприятий пациентам, требующим срочного медицинского вмешательства составить план производимых манипуляций и лекарственных воздействий при острой деструктивной пневмонии | навыками алгоритмического выбора медикаментозной и немедикаментозной терапии в случаях, требующих срочного медицинского вмешательства при острой деструктивной пневмонии |
ПК-14 Готовность к определению необходимости применения природных лечебных факторов, лекарственной, немедикаментозной терапии и др. методов у детей, нуждающихся в медицинской реабилитации и санаторно-курортном лечении | ||
Влияние природных лечебных факторов, лекарственной, немедикаментозной терапии и других методов у детей, нуждающихся в медицинской реабилитации и санаторно-курортном лечении при острой деструктивной пневмонии | Определять медицин. показания и противопоказания к проведению реабилитационных мероприятий и необходимость применения природных лечебных факторов, лекарственной, немедикаментозной терапии и других методов у детей, нуждающихся в мед. реабилитации и санаторно-курортном лечении при острой деструктивной пневмонии | Применять природные лечебные факторы, лекарственную, немедикаментозную терапию и другие методы у детей, нуждающихся в медицинской реабилитации и санаторно-курортном лечении при острой деструктивной пневмонии |
3. Материалы для самоподготовки к освоению данной темы:
|
|
3.1. Вопросы для самоподготовки:
1. Этиология и патогенез развития острой деструктивной пневмонии
2. Клиническая картина, основные симптомы и синдромы ОДП;
3. Методы диагностики.
4. Тактика лечения в зависимости от формы ОДП.
4. Вид занятия: практическое занятие
5. Продолжительность занятия: 4 ч
6. Оснащение:
6.1. Учебно-методические средства и дидактический материал (видеофильмы, мультимедийные атласы и ситуационные задачи).
6.2. ТСО (компьютер, мультимедийный проектор).
7. Структура занятия:
7.1.Контроль исходного уровня знаний и умений. Решение обучающимися индивидуальных наборов тестовых заданий по теме:
Выберите один правильный ответ | |
1. | Основным возбудителем острой деструктивной пневмонии является: 1) золотистый стафилококк; 2) стрептококк 3) протей 4) синегнойная палочка 5) кишечная палочка |
2. | Укажите, в каком возрасте наиболее часто встречается ОДП: 1) период новорожденности; 2) дети до 1 года; 3) до 3лет 4) дошкольный возраст |
3. | Укажите характерный перкуторный звук для преддеструкции (стадия инфильтра ции): 1) тимпанит; 2) в верхних отделах тимпанит, в нижних отделах притупление; 3) укорочение перкуторного звука над зоной поражения; 4) притупление над всем легочным полем |
4. | Укажите характерный перкуторный звук для экссудативного плеврита: 1) тимпанит; 2) в верхних отделах тимпанит, в нижних отделах притупление; 3) укорочение перкуторного звука над зоной поражения; 4) притупление звука в нижних отделах легочного поля |
5. | Укажите характерный перкуторный звук для пневмоторакса: 1) тимпанит; 2) в верхних отделах тимпанит, в нижних отделах притупление; 3) укорочение перкуторного звука над зоной поражения; 4) притупление звука в нижних отделах легочного поля |
6. | Укажите при аускультации какой дыхательный шум характерен для преддеструк- ции (стадия инфильтрации): 1) везикулярное дыхание; 2) разнокалиберные влажные хрипы; 3) ослабленное дыхание над зоной поражения; 4) ослабленное дыхание над всем легочным полем |
7. | Укажите при аускультации, что характерен для напряженного пиопневмоторакса; 1) жесткое дыхание; 2) разнокалиберные влажные хрипы; 3) ослабленное дыхание; 4) отсутствие дыхания и признаки смещения средостения |
8. | Состояние больного тяжелое. На рентгенограмме грудной клетки в правом легочном поле имеется полость с уровнем жидкости и перифокальной реакцией. Укажите вероятный диагноз: 1) пиопневмоторакс 2) буллы 3) абсцесс легкого 4) пиоторакс |
9. | На рентгенограмме грудной клетки в правом легочном поле имеется затенение легочного поля, в верхних отделах умеренное до 3 ребра, ниже которого тотальное. Реберно-диафрагмальный синус не прослеживается. Укажите вероятный диагноз: 1) дренирующийся абсцесс; 2) пиопневмоторакс; 3) пиоторакс; 4) экссудативно-гнойный плеврит |
10. | Выберите хирургический метод для лечения пиоторакса: 1) пункция плевральной полости; 2) дренирование плевральной полости; 3) дренирование плевральной полости, торакоскопическая санация плевральной полости 4) торакотомия, санация плевральной полости |
Эталоны ответов к тестам:
1 –1 6 – 3
2 – 3 7 –4
3 – 3 8 –3
4 – 4 9 – 3
5 – 110 – 3
7.2. Разбор с преподавателем узловых вопросов, необходимых для освоения темы занятия
7.3. Демонстрация преподавателем методики практических приемов по данной теме. Теоретический разбор темы. Опрос.
7.4. Самостоятельная работа обучающихся под контролем преподавателя (курация больных, оформление истории болезни, участие в проведении инструментальных исследований).
7.5. Контроль конечного уровня освоения темы:
Задача
Аня, 2-х месяцев. Ребенок от 3 беременности на фоне ОРВИ, хр.пиелонефрита, анемии, 3 преждевременных родов на сроке 36 нед с массой 2260 г. Прививки - медотвод, аллергический анамнез не отягощен.
Десять дней назад появилось слизистое отделяемое из носа, кашель, повысилась температура до 39оС. Обратились к участковому педиатру. Через 3 дня от начала заболевания госпитализирована в детское отделение ЦРБ, где проводилось лечение по поводу двусторонней пневмонии, получала ампиокс по 100 мг 4 раза в день, УВЧ на грудную клетку, жаропонижающие и десенсибилизирующие препараты. В связи с ухудшением состояния переведена в ГБУЗ РДКБ.
При поступлении состояние ребенка тяжелое, выражена адинамия. Кожные покровы бледные, с сероватым колоритом, с мраморным рисунком. Температура 39,3о. Рефлексы вызываются хорошо, быстро истощаются. Дыхание 50 в минуту, поверхностное. Аускультативно дыхание жесткое, проводится по всем полям, справа ослаблено в нижних отделах, там же отмечается притупление перкуторногот звука. Тоны сердца приглушены, пульс 180 ударов в 1 минуту.
Живот умеренно вздут, печень увеличена, выступает из подреберья + 2 см, болезненна. Стул светло-зеленый, кашицеобразный, со слизью, с непереваренными частицами.
Гемограмма: эритроциты 3,5х1012г/л, гемоглобин 120 г/л, лейкоциты 26х109/л, ЦП-0,7; палочкоядерные нейтрофилы 7%, сегментоядерные нейтрофилы 43%, эозинофилы - 5%, лимфоциты 40%, моноциты 5%, Ht – 41, СОЭ 53 мм/час.
На обзорной рентгенограмме органов грудной клетки в нижних отделах правого легкого имеется затемнение, по верхнему краю которого имеется косой уровень (линия Демуазо). Реберно-диафрагмальный синус не прослеживается. Отмечается не выраженные смещения тени средостения влево.
Задание:
1. Выделите синдромы, скомпоновав их из имеющихся симптомов; укажите ведущий синдром.
2. Оцените результаты проведенного обследования.
3. Сформулируйте и обоснуйте клинический диагноз.
4. Проведите дифференциальную диагностику.
5. Определите тактику ведения, в том числе маршрутизацию, пациента в соответствии с Порядком оказания медицинской помощи детям по профилю данной патологии.
6. Назначьте лечение: режим, лечебное питание (в том числе укажите вариант диеты в стационаре), медикаментозное лечение (выпишите рецепты) в соответствии со стандартами и клиническими рекомендациями.
7. Определите медицинские показания и противопоказания к проведению реабилитационных мероприятий, немедикаментозной терапии, применению природных лечебных факторов.
8. Укажите возможные исходы и осложнения данного заболевания.
Эталон ответа:
1.Дыхательная недостаточность, сердечно - сосудистая недостаточность, эндогенная интоксикация, дегидротация, гиповолемия. Ведущий синдром: дыхательная и сердечно-сосудистая недостаточность.
2. Ослабление дыхания и укорочение перкуторного звука справа, лейкоцитоз, нейтрофилез, высокий гемотокрит, ускорение СОЭ.
Дополнительные методы исследования
-данные обзорной рентгенографии органов грудной клетки.
3. Диагноз: Острая бактериальная деструктивная пневмония, гнойный плеврит справа установлен на основании наличия признаков дыхательной сердечно-сосудистой недостаточности; ослабление и укорочение перкуторного звука в нижних отделах легочного поля справа; лейкоцитоза, нейтрофилеза, ускорения СОЭ; затенения нижних отделов правого легкого и наличия линии Демуазо.
4.. дифференциальная диагностика с обструктивным бронхитом, внебольничной пневмонией; врожденными пороками легкого, опухолями и кистами средостения.
5. Перевод в реанимационное отделение РДКБ после стабилизация состояния, снижения температуры, пункции и эвакуации гноя из плевральной полости. При сохранении дыхательной недостаточности перевод на ИВЛ. Перевод согласуется зам. главного врача обоих лечебных учреждений и осуществляется санитарным транспортом медицинской организации в сопровождении медицинского работника.
5. Сбалансированное питание Цефтриаксон – 200 мг х 2 раза внутривенно струйно. Амикацин - 20 мг х 2 раза в сутки внутривенно струйно. Супрастин – 0,1 мл х 2 раза внутривенно струйно. Пункция или дренирование плевральной полости.
7. Физиотерапия: УВЧ, щелочные ингаляции. После выписки из стационара санатории Мечетлино «Мать и дитя».
8. Возможные исходы и осложнения данного заболевания: Хроническая пневмония, бронхоэктатическая болезнь.
Место проведения самоподготовки: читальный зал, учебная комната.
Учебно-исследовательская работа обучающихся по данной теме (проводится в учебное время): работа с основной и дополнительной литературой, анализ истории болезни, работа с клиническими рекомендациями (протоколами ведения больных).
Литература
1.
Основная литература:
п/№ | Наименование | Автор (ы) | Год, место издания | Кол-во экземпляров | |
в библиотеке | на кафедре | ||||
1. | Детская хирургия | Ю. Ф. Исаков, А. Ю. Разумовский | 2015, Москва | ||
2. | Детская хирургия | Ю. Ф. Исаков, А. Ю. Разумовский | 2015, Москва | 1200 доступов | 1200 доступов |
Дополнительная литература: