Политическое направление, где в свете процессов глобализации исследуются международные отношения, которое в последнее время все чаще называют «политической глобалистикой». Политическая глобалистика включает в себя следующие основные линии развития:
- исследования политических аспектов глобальных проблем и глобализации в целом;
- политологический анализ отдельных планетарных проблем и их взаимосвязей как с системой международных отношений, так и с мировыми политическими процессами;
- изучение проявлений глобализации в конкретных регионах мирового сообщества и их влияния на развитие в этих регионах политической ситуации;
- формирование теоретико-методологических основ политико-глобалистских исследований.
Культурологическое направление
Культурологическое направление, в центре внимания которого находятся проблемы, возникающие в результате влияния процессов глобализации на различные сферы культуры, средства массовой информации, ценностные установки, массовое сознание и т. п.
Прогностическое направление
Прогностическое направление, для которого характерны обобщения и экстраполяция современных процессов, тенденций и состояний в будущее с целью предугадать возможный ход событий при сохранении соответствующих условий.[1]
Школы глобалистики
Современные парадигмы глобалистики сформировались в конце ХХ ст. По мнению авторов монографии «Глобализация и безопасность развития», на базе методологического разграничения в мире сложилось шесть относительно самостоятельных школ глобалистики.
Первую школу представляет Римский клуб. Она применяет методологию определения «Пределы роста». Достижение этой школы заключается в результативных попытках моделирования мировой динамики на основании глобальной модели Дж. Форрестера. Для этого брались пять взаимосвязанных переменных величин: население, капиталовложения, использование невозобновляемых природных ресурсов, загрязнение окружающей среды, производство продуктов питания. Было предложено рабочую гипотезу о дисфункциональности глобальной системы. В ходе ее проверки было доказано, что в случае сохранения существующих тенденций роста человечество очень быстро приблизится к крайнему пределу демографической и экономической экспансии. Значение этих результатов заключается еще и в том, что они указывают на истинные причины проблем глобального развития: господство и жесткий эгоцентризм транснациональных корпораций, псевдосуверенитет многих государств, конфликтная конкуренция между ними, эгоистичный дух элитаризму западной цивилизации, дезинтеграция человеческого сообщества.
|
Особое значение в глобальном развитии приобретают «качества человека». Основатель Римского клуба А. Печчеи отмечал, что именно в человеке содержатся источник всех наших проблем, в нем сосредоточены все наши стремления и чаяния, все принципы и свершения. Трансформация человека должна основываться на принципах «Нового Гуманизма », который состоит из следующих компонентов:
1) чувство глобальности;
2) любви к справедливости;
3) отказа от насилия в борьбе за свободу.
На основании принципов «Нового Гуманизма» А. Печчеи определяет шесть стартовых целей для человечества. Первая цель вытекает из необходимости признания «внешних пределов» развития человечества, то есть из необходимости проведения соответствующей демографической политики; вторая цель, связанная с «внутренними пределами» самого человека, то есть с ее физическими и психологическими возможностями; третья цель направлена на защиту и сохранение культурного наследия в качестве ключевого момента человеческого прогресса; четвертая цель должна способствовать формированию мирового единства человечества в рамках концепции «разумного распределения национального суверенитета»; пятая цель требует проведения значительных строительных работ, которые по масштабам можно сравнить разве что с теми, что совершали последние пятьдесят поколений; шестая цель определяется как необходимость реорганизации существующей экономической системы в соответствии с потребностями мирового сообщества.
|
Методологическим ориентиром для наработок Римского клуба есть человек в ее цивилизационных измерениях. Многочисленные доклады Римскому клубу в зависимости от мировоззренческих убеждений их авторов опирались на философскую антропологию марксизма, экзистенциализма, фрейдомарксизма.
Вторую школу глобалистики представляет Институт всемирных наблюдений (США, Вашингтон). Ему принадлежат разработки проектов под названием «Состояние мира». Основатель школы Л. Браун опирался на парадигму » устойчивого развития ». Генеральная Ассамблея ООН приняла на базе этой концепции специальную резолюцию «Экологическая перспектива до 2000 года и в дальнейшем», согласно которой устойчивое развитие должно быть руководящим принципом деятельности ООН, правительств и частных предприятий, общественных организаций и учреждений. Эта школа признает существование планетарных пределов экономического роста. Причиной и следствием чрезмерного демографического роста ее представители называют неэффективность и недоразвитость традиционного общества. По их мнению, человечество потребляет значительно больше ресурсов, чем позволяют законы стабильного функционирования глобальных экосистем. Поэтому необходимо, во-первых, остановить глобальный демографический взрыв в развивающихся странах. Во-вторых, пересмотреть концепции экономического роста западного типа. Высшую цель программы устойчивого развития ее инициаторы видят в поисках новых путей, которые бы обеспечили прогресс человечества не только в элитарных регионах и на короткий период, но и на всем глобальном пространстве и на долгую перспективу. Разработки школы привлекают постепенностью, поэтапностью, требованиями эволюционных изменений.
|
Третья школа - универсального эволюционизма. По мнению ее основателя М. М. Моисеева, глобальную природу следует рассматривать как самоорганизованную систему, реакция которой хоть и непрогнозируемая через огромное количество критических пороговых факторов, но неизбежная в долгосрочном плане. Сторонников концепции «устойчивого развития» М. М. Моисеев сравнивает со страуса, прячущего голову в песок. Он противопоставляет «устойчивому развитию» конструктивную эволюцию системы «человечество + природа», которая достигает состояния «ноосферы», то есть ноосферной цивилизации.
Эту школу называют также школой глобальной экологии, потому что ею предложено новую этику отношения человека к природе - этику «экологического императива». В рамках этой школы разработали глобальную компьютерную модель, с помощью которой просчитаны последствия мировой ядерной войны («ядерная зима»), доказана возможность мировых соглашений кооперативного типа для решения глобальных проблем, предложено идею создания «Институтов согласия» для достижения стабильных и эффективных компромиссов. Методологическим обеспечением своих разработок школа считает материалистическую диалектику, достижения ситемно-структурного анализа и учение В. И. Вернадского о «ноосфере».
Четвертая школа вошла в историю глобалистики под названием «Школа митоза биосфер ». Ее представляют французские последователи учения Е. Леруа, П. Т. де Шардена и В. И. Вернадского о ноосфере. Сугубо практическая работа Международного института экотехники в области космонавтики направлена на создание искусственных биосфер малого масштаба с заданными качествами. Достигнутые результаты, по мнению М. Нельсона, можно также использовать для улучшения земной биосферы и для формирования ноосферы. Суть ноосферы в таком понимании толкуется как гармоничный синтез биосферы и техносферы. При этом понятие «техносфера» по смыслу является тождественным понятию «глобатех», но «глобатех» в отличие от «техносферы» распространяется за пределы планеты. Экспансия «глобатеху» в космосе означает, что полная экологическое равновесие возможна лишь в случае выхода за пределы земной биосферы в космос. На этой почве «ноосфера» превращается в важный фактор эволюции Вселенной. В разработках школы митоза биосфер чувствуется влияние философии русского космизма.
Пятая школа основана Д. М. Гвишиани. Она известна в глобалистике как школа контролируемого глобального развития. Создана с целью проработки системы моделей альтернативного глобального развития и оптимальных управленческих стратегий. Предлагает развивать глобалистику с позиций общесоциологической теории и методологии исторического материализма. Переход к информационному обществу рассматривает как магистральный путь решения глобальных проблем.
Шестая школа основана И. Уоллерстайном (США). Она известна как школа «мир-системного анализа ». Разрабатывает парадигму, в центре которой является развитие экономик, история систем и цивилизаций. Конец ХХ в. рассматривает как кризис, связанный с переходом от капиталистической мир-системы (доминирует на планете с 1500 года) пока еще неопределенного посткапиталистической системы. Причем капиталистическая мир-система рассматривается как первая историческая форма глобальной системы, которая непрерывно развивается во взаимодействии ядра («золотого миллиарда»), полупериферии и периферии мира. Для этого мир-системы характерны циклические кризисы с периодичностью 50-100 лет, которые напоминают длинные экономические волны Г. Д. Кондратьева. Парадигма мир-системного анализа склоняется к концепции «глобальной социализации» будущего развития, выдвинутой Международной социологической ассоциацией 1994 года. [8]
Заключение
Рассмотрев глобалистику как науку, её структуру, направления и этапы развития можно сделать следующие выводы:
Во-первых, глобализация и порождаемые ею глобальные проблемы были сформулированы как научная проблема, к изучению которой было привлечено немало крупнейших специалистов, общественных деятелей.
Во-вторых, изучен характер проявления процессов глобализации и основных глобальных проблем современности. Выделены критерии глобальных проблем, на основании которых стало возможно провести отличие этих проблем от множества других: региональных, локальных, частных, национальных и т. п.
В-третьих, стало очевидно, что глобализация - это многовековой естественно разворачивающийся процесс становления единых для всей планеты всеобщих структур, связей и отношений; глобальные проблемы - результат, порождение этого процесса; а глобалистика - сфера теории и практики, в центре внимания которой находятся глобализация и глобальные проблемы. Они явились результатом объективного, закономерного развития общества и его изменившихся отношений с окружающей средой.
В-четвертых, обозначилась система проблем, имеющих глобальный статус. Разработан и применен системный метод, позволяющий изучать проблемы общечеловеческого масштаба.
В-пятых, были объединены исследования отдельных ученых, изучающих определенные аспекты глобальных проблем - философские, экономические, прогностические и др. Тем самым созданы основания глобалистики как междисциплинарного направления в науке.
Наконец, в-шестых, исследования глобальных проблем рассеяли все сомнения в том, что бездействие или неадекватные шаги только ухудшают ситуацию, и чем дальше будут откладываться необходимые решения, тем более высокую цену человечеству придется заплатить за возвращение к своему нормальному состоянию.
В последние годы в глобалистике наметились новые тенденции, показывающие, что внимание ученых, исследователей и даже политиков все больше смещается от отдельных глобальных проблем к процессам глобализации, к росту взаимозависимости различных сфер общественной жизни и всевозможных международных структур.
Все проблемы, которые рассматривает и пытается решить глобалистика, являются очень важными, ибо эти проблемы всеобщие, они касаются всего человечества. Глобалистика предлагает множество вариантов решения этих мировых проблем, чтобы установить баланс в жизни всего человечества, устранить текущий кризис и предотвратить грядущий, а для этого необходимо минимизировать своё потребление, научиться учитывать экономические, экологические и социальные факторы одновременно. Но, к сожалению, люди ещё, судя по всему, не готовы к этому, они не готовы отказать от много, что сейчас окружает нас (компьютеры, автомобили и т.д.), уменьшить свои желания и потребления во имя своего будущего и во имя достойной жизни будущих поколений.
Список используемой литературы
1. Б.В. Прыкин «Глобалистика» - М., 2007г. – 463 стр.
2. А.П. Федотов «Введение в глобалистику. Наброски теории современного мира» - М., 1997г.- 128 стр.
3. Е.Ф. Молевич «Введение в социальную глобалистику» - Самара, 2007г. – 160 стр.
4. В.А. Дергачёв «Глобалистика» - М., 2005г. – 303 стр.
5. https://revolution./political/00190227_0.html
6. https://globalproblems.narod.ru/
7. https://dergachev.ru/book-6/index.html
8. https://banauka.ru/2849.html