История человечества изобилует фактами жестокого, пренебрежительного отношения к детям. Во многих ранних культурах убийство детей было приемлемым методом планирования семьи либо способом избавления от слабых, недоношенных или больных. Детей убивали также в ритуальных целях. Например, считалось, что убитый ребёнок может помочь бесплодным женщинам, поможет справиться с болезнями, обеспечит здоровье, силу и молодость. Детей хоронили под фундаментами, чтобы обеспечить прочность важных зданий. Упоминание о жестокости к детям в литературе встречается со II в. н.э. На протяжении длительного времени дети были собственностью, «движимым имуществом» родителя, который обладал абсолютным контролем над их жизнью и смертью. Например, существовала практика «аренды» детей, которая в США сохранялась вплоть до середины XX века. В основе такого обращения с детьми было убеждение, что дети нечувствительны, не могут реагировать на дурное обращение, не сохраняют негативные переживания, не обладают собственным Я. Физическое наказание во многих странах, в том числе и в нашей, до сих пор считается допустимой формой воспитания.
Но также с древности известны попытки противодействовать жестокому, оскорбительному обращению с детьми. Еще в IV в. до н.э. Платон выражал протест против того, чтобы учителя избивали детей [2]. Больше всего в этом направлении сделала литература. Судьба детей, описанных В. Гюго, А.П. Чеховым, А.М. Горьким и многими другими, вызывала сочувствие и сострадание не одного поколения. Чарлз Диккенс в своих новеллах красочно описал тяжёлое положение детей в викторианскую эпоху, а его герой Оливер Твист заставил современников другими глазами посмотреть на то, как дети переживают насилие.
|
Во многом благодаря Диккенсу в 1884 году в Лондоне было основано первое общество по предотвращению жестокого отношения к детям.
В начале 20 в. во многих странах стали предприниматься попытки к созданию действенной системы защиты детей от насилия и жестокого обращения. Основными предпосылками создания такой системы явились организационные и правовые меры мирового сообщества, направленные на защиту права ребёнка на полноценную жизнь.
В 1924 г. Лига Наций принимает Женевскую декларацию, призывающую мужчин и женщин всего мира создавать для ребёнка условия для его нормального духовного и физического развития.
В 1945 г. Генеральная Ассамблея ООН создает Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ).
В 1948 г. Генеральная Ассамблея ООН принимает Всеобщую декларацию прав человека, провозгласившую право на защиту семьи со стороны общества и государства и право детей на особую заботу и помощь.
В 1959 г. Генеральная Ассамблея ООН принимает Декларацию прав ребёнка, где предусматриваются наиболее важные принципы организации правозащитной деятельности в отношении детей.
В 1989 г. принята конвенция ООН «О правах ребёнка», ратифицированная Съездом народных депутатов СССР в 1990 г.
В 1990 г. принята Всемирная Декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей.
10 мая 2002 г. принята Декларация и программа действий ООН «Мир, пригодный для жизни детей».
В последнее время в нашей стране также принят ряд законов, направленных на обеспечение безопасности жизни и деятельности детей:
- Уголовный Кодекс РФ – ст. ст. 125, 110, 119, 111, 112, 113, 115, 116, 117, 118, 119, 124, 125, 131, 132, 133, 134, 135, 240, 242.1, 127,127.1, 127.2, 130, 150, 151, 156;
|
- Семейный кодекс РФ;
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;
- Федеральный закон от 24.06.1999г. №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
- Федеральный закон от 24.07.1998г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 10.12.1995г. №95-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 27.07.2006г. №152-ФЗ «О персональных данных»;
- Федеральный закон от 24.04.2008г. №48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»;
- Федеральный закон от 21.12.1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;
- Федеральный закон от 08.01.1998г. №3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»;
- Закон Российской Федерации от 10.07.1992г. №3266-1 «Об образовании»;
- Закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 года №436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»;
- Национальные стандарты РФ в сфере социального обслуживания населения, в т.ч. ГОСТ 52888-2007 «Социальное обслуживание населения». «Социальные услуги детям»;
- Указ Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года №1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года».
В 1920-х годах начала интенсивно развиваться детская психология, раскрывающая основные закономерности развития ребёнка в норме и патологии. Отечественными учёными, было показано, что нормальное развитие ребёнка связано с удовлетворением его основных потребностей в познании, общении и содержательной активности. Большое внимание в работах отечественных и зарубежных учёных уделялось изучению психолого-педагогических условий развития ребёнка в семье, детском доме, школе, детском саду.
|
Однако существование насилия над детьми как специальная проблема не выделялась профессионалами вплоть до 1946 года. Хотя отдельные медицинские характеристики насилия над ребёнком впервые были описаны французским врачом Ambrose Tardieu в 1860 году. Значительно позднее (1929 г.) другие педиатры Parisot, Caussade докладывали о случаях нанесения множественных телесных повреждений детям.
Изучение и развитие проблемы насилия над детьми во второй половине двадцатого века тесно связано с развитием рентгенологии, которая позволила получить новые данные о насилии над детьми, в связи с тем, что на снимках стали обнаруживать следы старых гематом и множественных переломов костей.
Основы современных научных представлений о проблеме насилия над детьми были заложены в 1961 г., когда на ежегодном собрании Американской академии педиатрии Генри Кемпе провёл всесторонний анализ синдрома избитого ребёнка. В своём выступлении (на основе проведённых исследований) автор подробно представил педиатрические, психиатрические, рентгенологические и юридические аспекты проблемы и впервые привёл сводные статистические данные о распространении насилия над детьми (сексуального, психологического, насилия в виде пренебрежения основными нуждами ребёнка).
В 1962 г. появилась статья Генри Кемпе «Избитый ребёнок». В этой статье автор описал типичные признаки неслучайных телесных повреждений и предположил, что в США ежегодно происходит около 500 случаев тяжёлого физического насилия в отношении детей. Работа Кемпе привела к возникновению в США специализированной службы по защите детей, созданию национальной системы регистрации случаев жестокого обращения с детьми. Организация специальной службы и системы регистрации позволила двадцать лет спустя, в 1983 г., выявить в США более 1 млн. фактов жестокого обращения с детьми (в том числе 200 тыс. случаев сексуального насилия), а в 1985 г. – 1,7 млн. случаев [18, цит. по 11].
Во второй половине 20 в. на Западе сложилась самостоятельная научная дисциплина валейнсология, изучающая насилие, с отдельными направлениями: социологическим, психологическим, юридическим, международным.
С середины 1970-х годов большинство исследователей пришли к выводу, что только медицинский подход не позволяет распознать все случаи жестокого обращения с ребёнком и необходимо привлечение специалистов в области поведения: психологов, педагогов, социальных работников. Были проведены многочисленные сравнительные исследования в самых разных странах мира. Ведущей стала идея комплексного подхода, то есть создание соответствующих институтов, которые включали бы в себя агентства по защите детей, психологические службы, правовую систему, суды и полицию. В этот же период в большинстве стран Западной Европы и в Америке вышел ряд новых законодательных актов по защите детей.
В настоящее время в большинстве стран акцент делается не на диагностику и распознавание насилия, а на предотвращение и профилактику насилия с учётом механизмов его происхождения, на помощь родителям и опекунам.
В современной мировой литературе опубликованы статьи, монографии, руководства по тем разделам медицины, социологии, юриспруденции, которые отражают специфику проблемы насилия и жестокого обращения с ребёнком.