Исторические аспекты проблемы жестокого обращения с детьми.




История человечества изобилует фактами жестокого, пренебрежительного отношения к детям. Во многих ранних культурах убийство детей было приемле­мым методом планирования семьи либо способом избавления от сла­бых, недоношенных или больных. Детей убивали также в ритуаль­ных целях. Например, считалось, что убитый ребёнок может помочь бесплодным женщинам, поможет справиться с болезнями, обеспечит здоровье, силу и молодость. Детей хоронили под фундаментами, чтобы обеспечить прочность важных зданий. Упоминание о жестокости к детям в литературе встречается со II в. н.э. На протяжении длительного вре­мени дети были собственностью, «движимым имуществом» родителя, который обладал абсолютным контролем над их жизнью и смертью. Например, существовала практика «аренды» детей, которая в США сохранялась вплоть до середины XX века. В основе такого обращения с детьми было убеждение, что дети нечув­ствительны, не могут реагировать на дурное обращение, не сохраня­ют негативные переживания, не обладают собственным Я. Физичес­кое наказание во многих странах, в том числе и в нашей, до сих пор считается допустимой формой воспитания.

Но также с древности известны попытки противодействовать жестокому, оскорбительному обращению с детьми. Еще в IV в. до н.э. Платон выражал протест против того, чтобы учителя избивали детей [2]. Больше всего в этом направлении сделала литература. Судьба детей, описанных В. Гюго, А.П. Чеховым, А.М. Горьким и многими другими, вызывала сочувствие и сострадание не одного по­коления. Чарлз Диккенс в своих новеллах красочно описал тяжёлое положение детей в викторианскую эпоху, а его герой Оливер Твист заставил современников другими глазами посмотреть на то, как дети переживают насилие.

Во многом благодаря Диккенсу в 1884 году в Лондоне было основано первое общество по предотвращению жестокого отношения к детям.

В начале 20 в. во многих странах стали предприниматься попытки к созданию действенной системы защиты детей от насилия и жестокого обращения. Основными предпосылками создания такой системы явились организационные и правовые меры мирового сообщества, направленные на защиту права ребёнка на полноценную жизнь.

В 1924 г. Лига Наций принимает Женевскую декларацию, призывающую мужчин и женщин всего мира создавать для ребёнка условия для его нормального духовного и физического развития.

В 1945 г. Генеральная Ассамблея ООН создает Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ).

В 1948 г. Генеральная Ассамблея ООН принимает Всеобщую декларацию прав человека, провозгласившую право на защиту семьи со стороны общества и государства и право детей на особую заботу и помощь.

В 1959 г. Генеральная Ассамблея ООН принимает Декларацию прав ребёнка, где предусматриваются наиболее важные принципы организации правозащитной деятельности в отношении детей.

В 1989 г. принята конвенция ООН «О правах ребёнка», ратифицированная Съездом народных депутатов СССР в 1990 г.

В 1990 г. принята Всемирная Декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей.

10 мая 2002 г. принята Декларация и программа действий ООН «Мир, пригодный для жизни детей».

В последнее время в нашей стране также принят ряд законов, направленных на обеспечение безопасности жизни и деятельности детей:

- Уголовный Кодекс РФ – ст. ст. 125, 110, 119, 111, 112, 113, 115, 116, 117, 118, 119, 124, 125, 131, 132, 133, 134, 135, 240, 242.1, 127,127.1, 127.2, 130, 150, 151, 156;

- Семейный кодекс РФ;

- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;

- Федеральный закон от 24.06.1999г. №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

- Федеральный закон от 24.07.1998г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»;

- Федеральный закон от 10.12.1995г. №95-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»;

- Федеральный закон от 27.07.2006г. №152-ФЗ «О персональных данных»;

- Федеральный закон от 24.04.2008г. №48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»;

- Федеральный закон от 21.12.1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;

- Федеральный закон от 08.01.1998г. №3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»;

- Закон Российской Федерации от 10.07.1992г. №3266-1 «Об образовании»;

- Закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 года №436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»;

- Национальные стандарты РФ в сфере социального обслуживания населения , в т.ч. ГОСТ 52888-2007 «Социальное обслуживание населения». «Социальные услуги детям»;

- Указ Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года №1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года».

В 1920-х годах начала интенсивно развиваться детская психология, раскрывающая основные закономерности развития ребёнка в норме и патологии. Отечественными учёными, было показано, что нормальное развитие ребёнка связано с удовлетворением его основных потребностей в познании, общении и содержательной активности. Большое внимание в работах отечественных и зарубежных учёных уделялось изучению психолого-педагогических условий развития ребёнка в семье, детском доме, школе, детском саду.

Однако существование насилия над детьми как специальная проблема не выделялась профессионалами вплоть до 1946 года. Хотя отдельные медицинские характеристики насилия над ребёнком впервые были описаны французским врачом Ambrose Tardieu в 1860 году. Значительно позднее (1929 г.) другие педиатры Parisot, Caussade докладывали о случаях нанесения множественных телесных повреждений детям.

Изучение и развитие проблемы насилия над детьми во второй половине двадцатого века тесно связано с развитием рентгенологии, которая позволила получить новые данные о насилии над детьми, в связи с тем, что на снимках стали обнаруживать следы старых гематом и множествен­ных переломов костей.

Основы современных научных представлений о проблеме насилия над детьми были заложены в 1961 г., когда на ежегодном собрании Американской академии педиатрии Генри Кемпе провёл всесторонний анализ синдрома избитого ребёнка. В своём выступлении (на основе проведённых исследований) автор подробно представил педиатрические, психиатрические, рентгенологические и юридические аспекты проблемы и впервые привёл сводные статистические данные о распространении насилия над детьми (сексуального, психологического, насилия в виде пренебрежения основными нуждами ребёнка).

В 1962 г. появилась статья Генри Кемпе «Избитый ребёнок». В этой статье автор описал типичные признаки неслучайных телесных повреждений и предположил, что в США ежегодно происходит около 500 случаев тяжёлого физического насилия в отношении детей. Работа Кемпе привела к возникновению в США специализированной службы по защите детей, созданию национальной системы регистрации случаев жестокого обращения с детьми. Организация специальной службы и системы регистрации позволила двадцать лет спустя, в 1983 г., выявить в США более 1 млн. фактов жестокого обращения с детьми (в том числе 200 тыс. случаев сексуального насилия), а в 1985 г. – 1,7 млн. случаев [18, цит. по 11].

Во второй половине 20 в. на Западе сложилась самостоятельная научная дисциплина валейнсология, изучающая насилие, с отдельными направлениями: социологическим, психологическим, юридическим, международным.

С середины 1970-х годов большинство исследователей пришли к выводу, что только медицинский подход не позволяет распознать все случаи жестокого обращения с ребёнком и необходимо привлечение специалистов в области поведения: психологов, педагогов, социальных работников. Были проведены многочисленные сравнительные иссле­дования в самых разных странах мира. Ведущей стала идея комплек­сного подхода, то есть создание соответствующих институтов, кото­рые включали бы в себя агентства по защите детей, психологические службы, правовую систему, суды и полицию. В этот же период в большинстве стран Западной Европы и в Америке вышел ряд новых законодательных актов по защите детей.

В настоящее время в большинстве стран акцент делается не на диагностику и распознавание насилия, а на предотвращение и про­филактику насилия с учётом механизмов его происхождения, на по­мощь родителям и опекунам.

В современной мировой литературе опубликованы статьи, монографии, руководства по тем разделам медицины, социологии, юриспруденции, которые отражают специфику проблемы насилия и жестокого обращения с ребёнком.

 





©2015-2017 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!