Многоаспектность категории «качество»




Современный менеджмент: опыт, возможности, перспективы

Актуальность проблем качества

  1. Многоаспектность категории «качество»

3. Менеджмент качества – как основа эффективной работы организации.

  1. Исторические аспекты развития менеджмента качества

В на­стоящее время качество выступает главным фактором эффективного функционирования предприятий, социального устройства, деятельности людей, а также имеет фундаментальное зна­чение для понимания сущности человеческого бытия, для развития духовной культуры общества.

Идея важности показателя качества для различных продуктов человеческого труда впервые возникла с тех пор, когда человек, производящий что-либо для себя и своих близких, стал производить (добывать) продукции больше чем ему (и его близким) требовалось. Излишки произведенного продукта он стал предлагать в обмен на другие продукты (товары), необходимые для обеспечения его комфортного существования.

Проблема качества актуальна для нужд всего народного хозяйства. Назрела необходимость взглянуть на нее в тесной ее взаимосвязи с новой экономической реальностью.

Степень ответственности руководства за качество определяют международные стандарты ИСО 9000. Руководст­во предприятия отвечает за разработку политики в области ка­чества, за создание, внедрение и функционирование системы управления качеством, что должно четко определяться и оформляться документально. В обязанности руководства вхо­дят подбор специалистов и выделение необходимых ресурсов для производственного, контрольно-измерительного и испыта­тельного оборудования, программного обеспечения ЭВМ. Руко­водство должно устанавливать требуемый уровень компетен­ции, следить за своевременностью повышения квалификации персонала. Руководители предприятий обязаны выявлять те показатели качества продукции, которые влияют на рыночную устойчивость. Руководство отвечает и за определение целей, которые обусловливают решение о производстве новых товаров или предоставлении новых услуг потребителям.

Основные направления национальной политики в области проблем качества сводятся:

· к пропаганде и популяризации идеологии качества про­дукции и услуг;

· к внедрению систем менеджмента качества;

· к созданию организационно-технических условий для предприятий;

· к учету фактора качества в принятии решений по вопросам развития экономики.

Не случайно XXI век объявлен многими меж­дународными организациями веком качества. Именно качест­во несет в себе заряд колоссальной экономической и социаль­ной силы.

Многоаспектность категории «качество»

В современной теории и практике уп­равления качеством выделяют следующее понимание сущности этой категории: субстратное, предметное, системное, функциональное, интегральное.

 

 

Субстратное понимание качества характерно для древних культур и сводится к осознанию основных природных стихий: огня, воды, зем­ли, воздуха. Данный этап характеризовался отсутствием сложных из­делий, примитивным представлением об устройстве мира и физиче­ских законах природы.

Предметное понимание появилось под влиянием производственной деятельности человека. На этом этапе было признано, что каждый

предмет обладает специфическими свойствами, которые могут под­вергаться изменениям.

Системное понимание качества появилось в связи с тем, что объек­тами научного исследования и практической деятельности стали раз­личные системы. Наука пришла к пониманию того, что практически любой объект материального и нематериального мира представляет собой систему, поэтому качество каждого объекта формируется в резуль­тате взаимодействия его многообразных свойств и, таким образом, тоже является системной категорией.

Функциональное осознание обусловлено тем, что качество определенных результатов хозяйственной деятельности человека (прежде всего продукции) стало отождествляться с выполнением им определенных функций в соответствии со своим назначением.

Интегральное понимание связано с осознанием качества как много­аспектной социально-экономической категории, распространяющейся на все сферы жизнедеятельности человека. Интегральное понимание качества нашло воплощение в содержании категории «качество жизни».

Каждому этапу понимания сущности категории «качество» соответствуют различные определения данного понятия, однако первым исследователем принято считать греческого философа Аристотеля.

Качество фактически рассматривалось им в следующих значениях:

Ø как видовое отличие сущности;

Ø характеристика состояний сущности;

Ø свойство вещи.

В первом значении качество есть то, благодаря чему предмет назы-иается таким-то. В работе «Метафизика» Аристотель отмечает, что «ка­чеством, с одной стороны, называется видовое отличие сущности, как, например, человек есть некоторое качественно определенное животное двуногое, а конь — четвероногое; и круг — некоторая качественно оп­ределенная фигура без углов».

Определенный вклад в познание категории «качество» внесли и представители диалектического материализма. Ф. Энгельсу принад­лежит мысль о том, что в природе и обществе существуют не качества, а вещи и явления, обладающие качествами, и при том бесконечно мно­гими качествами. Качество внутренне присуще предмету и не существует вне его. Марксистская диалектика рассматривала каче­ственную определенность предметов и явлений с точки зрения обще­ственной практики, с учетом возможности их познания и использова­ния обществом. Общественно полезным мог считаться лишь тот продукт, который, обладая определенными потребительскими свой­ствами, удовлетворяет какую-либо общественную потребность.

«Предлагаемый продукт, — писал К. Маркс, указывая на этот су­щественный момент, — полезен не сам по себе. Его полезность устамавливается потребителем». И только в потреблении продукт становится продуктом. «Платье, — отмечал К. Маркс, — становится действительно платьем лишь тогда, когда его носят; дом, в котором не живут, фактически не является действительным домом».

И.А. Ильин увязал в одно целое проблемы качества и дальнейшую судьбу России. Предпосылками успешного развития страны, по его мне­нию, являются природная даровитость и духовная гениальность народа, населяющего нашу необъятную и богатую природными ресурсами Ро­дину [2, с. 25—26]. «Русскому народу есть только один исход и одно спа­сение — возвращение к качеству и его культуре, ибо количественные пути исхожены, выстраданы и разоблачены, и количественные иллюзии на наших глазах изнашиваются до конца... Верим и знаем: придет час, и Россия восстанет из распада и унижения и начнет эпоху нового расцвета и величия. Но возродится она и расцветет лишь после того, как русские люди поймут, что спасение надо искать в качестве!».

 

 

Управление качеством происходит на государственном, региональном и отраслевом уровнях, а также на уровне организации (предприятия).

Под управлением качеством продукции понимаютсядействия, осу­ществляемые при создании, эксплуатации или потреблении продук­ции в целях установления, обеспечения и поддержания необходимого уровня ее качества.

Непосредственными объектами управления в данном случае являются потребительские характеристики продукции, факторы и ус­ловия, влияющие на их уровень, а также процессы формирования качества продукции на разных стадиях ее жизненного цикла. Субъектами управления являются различные органы управления и отдельные лица, функционирующие на различных иерархических уров­нях и реализующие функции управления качеством в соответствии с общепринятыми принципами и методами управления.

Современные организации работают по принципу гибкого управления, принцип которого заключается в ориентации на внешнюю среду. Это значит, что любые управленческие воздействия направлены на конкретный рынок и его сегмент. Такая идеология реализуется в т.н. маркетинговом подходе в менеджменте.

Качество — не абстрактная категория, а осязаемый каждым человеком конкретный измеритель полезности, целесообразности и эффективности любого труда. Повышение качества обязательно приводит к снижению издержек (потерь) на всех этапах жизненного цикла продукции (маркетинг – разработка — производство — потребление – утилизация), а следовательно, к снижению себестоимости, цены и повышению жизненного уровня людей.

Главная идея методологии управления качеством основана на том, что понятие «улучшение качества» должно употребляться применительно к любой сфере деятельности, поскольку качество продукции – следствие качественного выполнения всех видов работ. Поэтому система обеспечения качество состоит из ряда взаимозависимых этапов (рис 3.4.), на каждом из которых осуществляются некоторые специфические действия и функции, повышающие уровень качества результата деятельности этого этапа.

Эти этапы кладутся в основу методологии управления качеством в организации, начиная с разработки продукции, каналах реализации и далее по всей цепочке до конечного пользователя продукции и потребителя товара. Таким образом, происходит переориентация функций управления с производства (т.е. решения внутренних задач организации) на задачи удовлетворения потребностей внешней среды (конечной стадии реализации произведенной продукции). Это выводит задачи управления качеством продукции на передний план.

 

3. Производственно- технологический

 

5. Коммерческий

 

1. Маркетинговый

 

 

Можно сказать, что методология управления качеством, основанная на маркетинговом подходе, применительно к управлению качеством продукции заключается в идеологии как можно более раннего обеспечения качества. Именно на основании выполнения работ маркетингового уровня формируется качественное задание на проект, разработка продукции с учетом требований конкретного сегмента рынка и его конъюнктуры. Ведь чем раньше будутучтены все особенности обеспечения качества, тем больше возможностей изменить ошибки, т.е. качество должно формироваться на ранних стадиях жизненного цикла продукции.

Этапы системы обеспечения качество можно также охарактеризовать с точки зрения принятия управленческих решений следующим образом:

1. Принятие решений "что производить?" и подготовка тех­нических условий.

2. Проверка готовности производства и распределение орга­низационной ответственности.

3. Процесс изготовления продукции или предоставления услуг.

4. Устранение дефектов и обеспечение информацией обрат­ной связи в целях внесения в процесс производства и контроля изменений, позволяющих избегать выявленных дефектов в бу­дущем.

5. Разработка долгосрочных планов по качеству.

Осуществление перечисленных этапов невозможно без взаи­модействия всех отделов, органов управления организацией. Такое взаимодействие называют единой системой управления качеством. Это обеспечивает системный подход к управлению качеством. Итак, в первую очередь необходимо помнить, что управление качеством и все, что с ним связано, объединяются в единую систему.

Рассмотрим более подробно содержание этапов управления качеством.

На первом этапе качество означает ту степень, в которой то­вары или услуги фирмы соответствуют ее внутренним техниче­ским условиям. Этот аспект качества называют качеством соот­ветствия техническим условиям.

На втором этапе оценивается качество конструкции. Качест­во может отвечать техническим требованиям фирмы на конст­рукцию изделия, однако сама конструкция может быть как вы­сокого, так и низкого качества.

На третьем этапе качество означает ту степень, в которой работа или функционирование услуг (товаров) фирмы удовле­творяют реальные потребности потребителей

Товары фирмы могут соответствовать внутренним техниче­ским условиям (этап первый); сама конструкция изделия может быть выдающейся (этап второй); услуга или изделие могут не подходить для удовлетворения конкретных нужд потребителя. Рассмотренные три этапа в практике управления качеством одинаково важны и малейшая недоработка в любом из них мо­жет создать проблемы.

Система управления качеством продукции опирается на сле­дующие взаимосвязанные категории управления: объект, цели, факторы, субъект, методы, функции, средства, принцип, вид, тип критериев и др.

Исходя из системного представления об управлении качеством, приведем еще одно определение этого понятия, которое наиболее полно отражает его системный характер.1

Под управлением качеством продукции понимают постоянный, планомерный, целеустремленный процесс воздействия на всех уровнях на факторы и условия, обеспечивающий создание продукции опти­мального качества и полноценное её использование.

Система управления качеством продукции включает следую­щие функции:

1. Функции стратегического, тактического и оперативного управления.

2. Функции принятия решений, управляющих воздействий, анализа и учета, информационно-контрольные.

3. Функции специализированные и общие для всех стадий жизненного цикла продукции.

4. Функции управления по научно-техническим, производст­венным, экономическим и социальным факторам и условиям.

Стратегические функции включают:

· прогнозирование и анализ базовых показателей качества;

· определение направлений проектных и конструкторских работ;

· анализ достигнутых результатов качества производства;

· анализ информации о рекламациях;

· анализ информации о потребительском спросе.

Тактические функции:

· управление сферой производства;

· поддержание на уровне заданных показателей качества;

· взаимодействие с управляемыми объектами и внешней средой.

Система управления качеством продукции представляет собой совокупность управленческих органов и объектов управления, меро­приятий, методов и средств, направленных на установление, обес­печение и поддержание высокого уровня качества продукции.

Также существует целый ряд специальных подсистем управления качеством продукции, к которым относятся: подсистемы стандартизации, испытаний продукции, профилактики брака в производстве, аттестации и сертификации. Обеспечивающие подсистемы управления качеством продукции включают в свой состав подсистемы правового, информа­ционного, материально-технического, метрологического, кадрового, организационного, технологического и финансового обеспечения уп­равления качеством продукции.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-06-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: