Глава 1. Животные как хранители богатств




Образы хранителей богатств в сказах П.П.Бажова и в «сказках-выдумках» С.И.Черепанова

  Подготовила: Косова Екатерина Евгеньевна, ученица 11 класса, 17 лет МАОУ «СОШ№ 15 г Челябинска» 454005, Челябинская область, г. Челябинск, ул. Ширшова, д.9 тел. \ факс 8 (351)- 237-08-62, 454091 Челябинская область, г. Челябинск, ул. Доватора д.4б – кв.29 тел: 8 904 932 83 20 E-mail: 00174@l
  Руководители:Меркулова Галина Петровна, учитель русского языка и литературы высшей категории, руководитель литературно- краеведческого музея «Кораблик» МАОУ «СОШ №15 г Челябинска» 454005, Челябинская область, г. Челябинск, ул. Ширшова, д.9 тел. 8 904 945 20 54 E-mail: ms.merkulova@inbox.ru Мешкова Ольга Владимировна, кандидат филологических наук, доцент кафедры литературы ЧелГУ

 

Челябинск 2019

Содержание

Введение ………………………………………………………………………3

Глава 1. Животные как хранители богатств………………………………..5

Глава 2. Антропоморфные существа на страже сокровищ……………….7

Заключение ……………………………………………………………….....10

Список литературы …………………………………………………………11

 

ВВЕДЕНИЕ

В 2019 году отмечается 140 лет со дня рождения Павла Петровича Бажова, чье творчество знакомо читателям далеко за пределами Урала. Бажов был писателем, фольклористом, журналистом. Он стал известен благодаря книге сказов «Малахитовая шкатулка», повестям «Зеленая кобылка», «Дальнее — близкое», а также очеркам о жизни людей Урала. Его обычно называют волшебником, народным мудрецом, сказочником, тем более и сам писатель говорил: «Я только исполнитель, а основной творец – рабочий».

Изучение творчества Бажова ведется постоянно, проводятся конференции, посвященные этому уральскому писателю, его имя носит фестиваль, регулярно проводимый на Урале, произведениям Бажова посвящены как отдельные статьи уральских ученых (А.И Лазарев, Михнюкевич), так и монографии. Так, обобщающий характер имеет работа В.В.Блажеса «П.П.Бажов и рабочий фольклор», в которой автор «Малахитовой шкатулки» и других известных сказов представлен как собиратель и носитель фольклора.

Известно, что традиция создания сказов на Урале прижилась и у Бажова было немало продолжателей, к числу которых смело можно отнести С.И. Черепанова. Популярен он становится как автор сказов, первый сборник которых «Лебедь-камень» вышел в 1959 году. Позже были опубликованы и другие книги писателя: «Снежный колос». Книга «Озеро синих гагар. Уральские сказы и сказки» выходила дважды (1971 и 1980). Самый полный сборник сказов и сказок Черепанова – «Кружево» был издан в 1983 году. Черепанова называли продолжателем дела Бажова. Евгений Пермяк писал Сергею Черепанову о сказах: «Словесное богатство, изящество словосочетаний, афористичность, юмор, сюжетное построение и многое другое чарующе привлекательно…у Вас свой голос есть». В момент выхода произведений С.И.Черепанова в свет они были признаны неординарными, однако позже к ним исследователи возвращались крайне редко, что, на наш взгляд, следует исправить, поскольку это даст возможность составить полное представление о развитии традиции создания сказов на Урале.

Предпринятое нами исследование призвано заполнить некоторые лакуны в изучении становления и развитии традиции создания сказов на Урале. Этим обусловлена актуальность нашей работы.

Итак, объектом изучения являются сказы П.П.Бажова и «сказки-выдумки» С.И.Черепанова.

Предмет исследования – тексты, в которых ведется повествование о кладах.

Цель – выявить особенности создания образа хранителя клада в сказах П.П.Бажова и С.И.Черепанова.

Для достижения цели необходимо решение следующих задач:

1) установить корпус текстов, в которых повествуется о богатствах;

2) произвести анализ системы персонажей каждого из изучаемых произведений, сравнить результаты наблюдений;

3) установить сходство и отличия в создании образа хранителя богатств в сказах Бажова и сказках-выдумках С.Черепанова.

Основным методом в нашей работе является сравнительный, его использование позволит установить традиционное и новаторское в изучаемых произведениях.

Структура работы обусловлена поставленными задачами: исследование состоит из введения, двух глав, в которых последовательно анализируются основные типы хранителей богатств, заключения, где подводятся итоги исследования, и списка литературы.

 

Глава 1. Животные как хранители богатств

Сказы Бажова и Черепанова привлекают читателей необычностью сюжетов и неординарностью персонажей. Справедливости ради следует заметить, что истоки этих образов в фольклоре, где хранители/сторожа кладов появлялись в различных обличиях. Ученые отмечают, что с появлением на Руси христианской веры главным стражником кладов стала нечистая сила: ведьмы, старающиеся увести человека подальше от вожделенного сокровища, огромные волки, нападающие на кладоискателей, или лошади, пугающие людей ржанием. Как отмечал О.Сомов, клады, из любви к сокровищам, всегда сторожит Недобрый: «является он кладоискателям в том виде, как зарек его человек, закопавший клад. Недобрый мог явиться собакой, кошкой, курицей, иногда диким зверем: медведем, волком, обезьяной с огненными глазами и крысиным хвостом, иногда чудовищем и т.д». Нечисть порой так измывалась над кладоискателями, что несчастные пропадали в глухих лесах или тонули в болотах.

Б.Г. Ахметшин, автор исследований, посвященных несказочной прозе, говорит о том, что хозяин недр принимает в горняцких преданиях и легендах облик человека, животных, птиц, превращается в стихии природы, рассыпается золотом, указывает, где искать самородок, или, напротив, отводит от него, мешает добраться до рудного пласта...

П.П.Бажов великолепно знал эти предания, а потому закономерным является тот факт, что в его сказах хранителями богатств выступают животные.

Яркий пример – Серебряное копытце. «Тот козел особенный. У него на правой передней ноге серебряное копытце. В каком месте топнет этим копытцем – там и появится дорогой камень…». Кроме копытца есть еще ряд признаков, выделяющих животное из разряда обычных: он умеет подражать звукам, издаваемым человеком, может смеяться.

Интересен также образ Муренки из сказа «Серебряное копытце». Внешний вид ее ужасен: «Маленькая, бурая и до того худая да ободранная, что редко кто такую в избу пустит». Общается Муренка почти по-человечески: «мурлычет очень звонко: «Пр-равильно придумал, пр-равильно».

Традиционное сознание связывает с золотом и образы некоторых птиц. На Урале это в первую очередь филин. Он широко известен своими необычными свойствами: бодрствует только ночью, является посвященным в тайны, скрытые для смертных. В сказах П.П. Бажова птица сопровождает Огневушку-Поскакушку. Появление филина должно свидетельствовать о наличии поблизости сверхъестественных сил или подземных богатств. В сказах Бажова животные выступают в качестве посредников между сказочным миром и реальным.

Сказки-выдумки С. Черепанова – продолжение как фольклорной, так и литературной традиции. Например, главным посредником между волшебным и реальным миром в «Еленкином кружеве» выступает ласка, благодаря которой главная героиня, Еленка попала к старику Луговику «Не почуяла даже ни страху, ни боли, не повидала пути, коим ласка доставила ее в поле, на Баскую поляну».

В сказке выдумке «Серебрянкин клад» снегирь указывает Недреме на богатства Серебрянки: «Взлетел снегирь в небо, порезвился там, потом кинулся вниз, крылышком Недремы коснулся, позвал за собой: иди, мол, иди, не стой!». Животные исполняют волю тех существ, которые ими управляют, при этом они понимают человека, поскольку наделены необычными свойствами.

Животные, имеющие отношение к кладам, подобно героям бажовских сказов, открывают свою тайну далеко не каждому человеку, однако, если герой заслуживает доверия, то животные, как и в устных народных сказках, выступают в роли помощников. Очевидно, что С.И.Черепанов, создавая свои произведения, ориентируется не только на несказочную прозу, но и на сказки (это отражает авторское определение жанра «сказка-выдумка»).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-01-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: