Глава 2. Антропоморфные существа на страже сокровищ




Особую группу персонажей составляют антропоморфные существа. Они по внешнему виду напоминают человека, но наделены особыми свойствами. Нельзя не вспомнить одного из самых ярких персонажей сказов П.П Бажова, а именно Хозяйку Медной горы. Это – волшебное существо, которое охраняет местные рудники. Она – хранительница Уральских гор. Малахитница приходит на помощь настоящим профессионалам и творческим людям. Хозяйка Медной горы является наполовину ящерицей, наполовину девушкой. В зависимости от ситуации предстает в виде ящерицы с человечьей головой или в виде девушки. «Глядит, а перед ним на грудке руды у большого камня женщина какая–то сидит. Спиной к парню, а по косе видать – девка. Коса ссиза‑черная и не как у наших девок болтается, а ровно прилипла к спине. На конце ленты не то красные, не то зеленые….."И платье на ней – на Хозяйке‑то – меняется. То оно блестит, будто стекло…»

Повелевает Малахитница и живыми существами – ящерками – и зелеными, и голубыми, и синими, и, и песочного цвета с золотыми крапинками, и цвета поблекшей травы, и узорами изукрашенными. Хозяйка Медной горы в сказе Бажова выступает как хранительница природных богатств, тайн, красоты. С теми, кто стремится превратить её богатства только в прибыль, она сурова и беспощадна. С мастерами, для которых её сокровища – материал для искусства, она милостива и добра. Самым упорным и талантливым она оказывает своё покровительство, вдохновляет на новые поиски. Однако после встречи с Малахитницей у одарённых людей остаётся вечная тоска по совершенству и красоте.

Отношения Медной горы Хозяйки с людьми определяются особыми условиями, так называемыми запретами, например, запрет не жениться молодцу, который хочет обрести ее покровительство. Не случайно рабочие побаивались Хозяйку и избегали встреч с ней.

Другим интересным персонажем является Огневушка – Поскакушка. Необычная девочка, которая указывает людям на несметные богатства: «Где такая Поскакушка покажется, там и золото. Не сильное золото, зато грудное, и не пластом лежит, а вроде редьки посажено».

В отличие от Малахитницы, выглядит девочка не так величественно «Вдруг из самой серединки вынырнула девчоночка махонька. Вроде кукленки, а живая. Волосенки рыженькие, сарафанчик голубенький и в руке платочек, тоже сголуба».

В сказах Черепанова традиция создания антропоморфных существ продолжена. Удивительным и самым загадочным персонажем в сказке «Серебрянкин клад» является Серебрянка. Она добра к тем, кто добр к ней, и наоборот: «Гостья усмехнулась, легонько в сторону Макарихи рукой повела. Там, на печи, потолок и труба сразу заиндевели. Макариха от холода съежилась, зуб на зуб не попадает. Рада бы еще поругаться, да язык застыл. Зато возле Недремы окошко оттаяло, лучина в таганце ярче стала гореть». В портрете Серебрянки («Лицо белым-бело, глаза большие и светлые, под пуховым платком внакидку — круглая шапочка из горностаева меха, и овчинная шубейка враспашку. Экая модница!») угадываются черты героинь других сказок – Снегурочки, Снежной Королевы.

В сказке «Егор Синегор» необычен образ Поживы. Создавая её внешний облик, С.Черепанов особое внимание уделил глазам: они «были у нее колдовские: левый с багрецом, со светлинкой, а правый — омут глубокий, поди знай, чего в нем таится!» Пожива может манипулировать людьми с помощью лести и ложных обещаний: не случайно в характеристики внешности героини появилось слово «омут»: С.Черепанов показывает читателям таким образом подлую сущность этой героини.

Красота природы настолько волшебна, что естественным кажется появление дивной Зоряны в сказке-выдумке «Озеро синих гагар»: «Вгляделся в него Голуба и замер: вовсе это никакое не облачко, а босоногая девушка в платье кисейном».

С помощью пейзажных деталей автору удается показать волшебство, которое исходит от Зоряны: «Взмахнула она кружевным рукавом, и тотчас брызнули с восхода первые лучи солнышка. Стрелы каленые вонзились в белое корье берез. Туман сдвинулся, в низины пополз. Открылась еланка на опушке подлеска».

Очевидны некоторые сходства в образах Зоряны и Огневушки. Обе девушки необычны и обладают волшебными свойствами, обе связаны со стихиями: Огневушка появляется из костра, а Зоряна из облака («И упорхнула. Белым облачком»). Обращают на себя внимание некоторые текстовые переклички. Зоряна и Огневушка – очень резвые девчушки: «И еще раз рукавом-то взмахнула. Да в ладошки прихлопнула» «…платочком махнула и пошла плясать. И так у ней легко да ловко выходит, что и сказать нельзя»…».

В.В.Блажес, анализируя сказы Бажова, отмечал, что у этого уральского писателя «нет сказов, восходящих к какому-то одному фольклорному произведению — легенде, сказке, притче, анекдоту... Он, как правило, брал не сказочный, или легендарный, или анекдотический сюжет, но мотив, сюжетную ситуацию, тип героя, фольклорную деталь, фольклорную поэтическую закономерность...». Этот тезис, несомненно, применим к сказам С.И.Черепанова, правда, с некоторыми дополнениями: знакомство со сказами Бажова, повлияло на систему образов и мотивов некоторых произведений С.И.Черепанова. Однако это не заимствование, а продолжение традиции: герои имеют отдельные сходства в выполняемых функциях, но различаются внешним обликом, отношением к человеку и окружающему миру.

Заключение

Урал – край не только природных богатств, но и талантливых писателей, чьё творчество, подобно самоцветам, привлекает своей необычностью.

Сравнительный анализ позволил заметить, что в сказах П.П. Бажова и сказках-выдумках С. Черепанова несомненно присутствуют традиционные особенности хранителей кладов. В основном в сказах хранителями богатств выступают животные, которые открывают тайну лишь человеку достойному. Если образы зверей, как хранителей кладов у авторов схожи, то с антропоморфными существами все обстоит иначе.

В сказах П.П. Бажова люди относились с опаской к таким хранителям. Избегали встречи с ними, чтобы не получить неприятностей на свою голову. А в произведениях С. Черепановы мы не видим неприятных последствий после встречи с хранителями. Наоборот, благодаря им, главные герои получают шанс изменить жизнь в лучшую сторону («Серебрянкин клад») или с помощью таланта и волшебного артефакта преобразить свой край («Озеро синих гагар»). Но есть исключение, знакомство главного героя сказки-выдумки «Егор Синего» с Поживой не приводит ни к чему хорошему. Из-за манипуляций и лести злодейки, Егор совершает дурные поступки, которые не свойственны ему. Персонажи С. Черепанова оказываются узнаваемыми и благодаря тому, что автор использует такие портретные детали, которые являются приметой уже известного героя или литературного персонажа: так, Серебрянка напоминает Снегурочку, Пожива – Хозяйку Медной горы. Однако каждый персонаж своеобразен и является прежде всего частью художественного мира, созданного тем или иным автором

 

 

Список литературы

Источники

1. Бажов, П.П. Уральские сказы./П.П.Бажов. – Режим доступа: https://azbyka.ru/fiction/uralskie-skazy/

2. Черепанов С. И. Сказки-выдумки // Черепанов С.И. Кружево: Сказы и сказки. — Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1983. — 184 с.

3. Образы животных в сказах П.П. Бажова / - Режим доступа: https://litra.bobrodobro.ru/8180

 

Исследования

4. Ахметшин, Б. Г. Несказочная проза горнозаводского Башкортостана и Южного Урала / Б. Г. Ахметшин. - Уфа: Изд-во Башкирск. ун-та, 1996.

5. Блажес В.В.П. П. Бажов и рабочий фольклор/В.В.Блажес

6. Зуева, Т.В. Русский фольклор: словарь-справочник / Т.В.Зуева. - М.: Просвещение, 2002. – 334с.

7. Есин, А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения/ А.Б.Есин. – М.: Флинта, 2002. – С. 76-79.

8. Кириллова, И. А. Легенды Южного Урала/ И.А.Кириллова. – Челябинск: Аркаим, 2008. – 208 с.

9. Лазарев, А.И. Уральский фольклор и сказы С. И. Черепанова/А.И.Лазарев// Черепанов С. Озеро синих гагар.– Челябинск, 1971.– С.3-8.

10. Михнюкевич, В. А. Литературный сказ Урала: Истоки. Традиции. Поиски/ В.А.Михнюкевич.– Иркутск, 1990. – 192 с.

11. Чернец, Л.В., Семёнов В.Б., Скиба, В.А Школьный словарь литературоведческих терминов/ Л.В Чернец, В.Б Семёнов, В.А Скиба. –М., 2005.– С.558

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-01-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: