Особую группу персонажей составляют антропоморфные существа. Они по внешнему виду напоминают человека, но наделены особыми свойствами. Нельзя не вспомнить одного из самых ярких персонажей сказов П.П Бажова, а именно Хозяйку Медной горы. Это – волшебное существо, которое охраняет местные рудники. Она – хранительница Уральских гор. Малахитница приходит на помощь настоящим профессионалам и творческим людям. Хозяйка Медной горы является наполовину ящерицей, наполовину девушкой. В зависимости от ситуации предстает в виде ящерицы с человечьей головой или в виде девушки. «Глядит, а перед ним на грудке руды у большого камня женщина какая–то сидит. Спиной к парню, а по косе видать – девка. Коса ссиза‑черная и не как у наших девок болтается, а ровно прилипла к спине. На конце ленты не то красные, не то зеленые….."И платье на ней – на Хозяйке‑то – меняется. То оно блестит, будто стекло…»
Повелевает Малахитница и живыми существами – ящерками – и зелеными, и голубыми, и синими, и, и песочного цвета с золотыми крапинками, и цвета поблекшей травы, и узорами изукрашенными. Хозяйка Медной горы в сказе Бажова выступает как хранительница природных богатств, тайн, красоты. С теми, кто стремится превратить её богатства только в прибыль, она сурова и беспощадна. С мастерами, для которых её сокровища – материал для искусства, она милостива и добра. Самым упорным и талантливым она оказывает своё покровительство, вдохновляет на новые поиски. Однако после встречи с Малахитницей у одарённых людей остаётся вечная тоска по совершенству и красоте.
Отношения Медной горы Хозяйки с людьми определяются особыми условиями, так называемыми запретами, например, запрет не жениться молодцу, который хочет обрести ее покровительство. Не случайно рабочие побаивались Хозяйку и избегали встреч с ней.
|
Другим интересным персонажем является Огневушка – Поскакушка. Необычная девочка, которая указывает людям на несметные богатства: «Где такая Поскакушка покажется, там и золото. Не сильное золото, зато грудное, и не пластом лежит, а вроде редьки посажено».
В отличие от Малахитницы, выглядит девочка не так величественно «Вдруг из самой серединки вынырнула девчоночка махонька. Вроде кукленки, а живая. Волосенки рыженькие, сарафанчик голубенький и в руке платочек, тоже сголуба».
В сказах Черепанова традиция создания антропоморфных существ продолжена. Удивительным и самым загадочным персонажем в сказке «Серебрянкин клад» является Серебрянка. Она добра к тем, кто добр к ней, и наоборот: «Гостья усмехнулась, легонько в сторону Макарихи рукой повела. Там, на печи, потолок и труба сразу заиндевели. Макариха от холода съежилась, зуб на зуб не попадает. Рада бы еще поругаться, да язык застыл. Зато возле Недремы окошко оттаяло, лучина в таганце ярче стала гореть». В портрете Серебрянки («Лицо белым-бело, глаза большие и светлые, под пуховым платком внакидку — круглая шапочка из горностаева меха, и овчинная шубейка враспашку. Экая модница!») угадываются черты героинь других сказок – Снегурочки, Снежной Королевы.
В сказке «Егор Синегор» необычен образ Поживы. Создавая её внешний облик, С.Черепанов особое внимание уделил глазам: они «были у нее колдовские: левый с багрецом, со светлинкой, а правый — омут глубокий, поди знай, чего в нем таится!» Пожива может манипулировать людьми с помощью лести и ложных обещаний: не случайно в характеристики внешности героини появилось слово «омут»: С.Черепанов показывает читателям таким образом подлую сущность этой героини.
|
Красота природы настолько волшебна, что естественным кажется появление дивной Зоряны в сказке-выдумке «Озеро синих гагар»: «Вгляделся в него Голуба и замер: вовсе это никакое не облачко, а босоногая девушка в платье кисейном».
С помощью пейзажных деталей автору удается показать волшебство, которое исходит от Зоряны: «Взмахнула она кружевным рукавом, и тотчас брызнули с восхода первые лучи солнышка. Стрелы каленые вонзились в белое корье берез. Туман сдвинулся, в низины пополз. Открылась еланка на опушке подлеска».
Очевидны некоторые сходства в образах Зоряны и Огневушки. Обе девушки необычны и обладают волшебными свойствами, обе связаны со стихиями: Огневушка появляется из костра, а Зоряна из облака («И упорхнула. Белым облачком»). Обращают на себя внимание некоторые текстовые переклички. Зоряна и Огневушка – очень резвые девчушки: «И еще раз рукавом-то взмахнула. Да в ладошки прихлопнула» «…платочком махнула и пошла плясать. И так у ней легко да ловко выходит, что и сказать нельзя»…».
В.В.Блажес, анализируя сказы Бажова, отмечал, что у этого уральского писателя «нет сказов, восходящих к какому-то одному фольклорному произведению — легенде, сказке, притче, анекдоту... Он, как правило, брал не сказочный, или легендарный, или анекдотический сюжет, но мотив, сюжетную ситуацию, тип героя, фольклорную деталь, фольклорную поэтическую закономерность...». Этот тезис, несомненно, применим к сказам С.И.Черепанова, правда, с некоторыми дополнениями: знакомство со сказами Бажова, повлияло на систему образов и мотивов некоторых произведений С.И.Черепанова. Однако это не заимствование, а продолжение традиции: герои имеют отдельные сходства в выполняемых функциях, но различаются внешним обликом, отношением к человеку и окружающему миру.
|
Заключение
Урал – край не только природных богатств, но и талантливых писателей, чьё творчество, подобно самоцветам, привлекает своей необычностью.
Сравнительный анализ позволил заметить, что в сказах П.П. Бажова и сказках-выдумках С. Черепанова несомненно присутствуют традиционные особенности хранителей кладов. В основном в сказах хранителями богатств выступают животные, которые открывают тайну лишь человеку достойному. Если образы зверей, как хранителей кладов у авторов схожи, то с антропоморфными существами все обстоит иначе.
В сказах П.П. Бажова люди относились с опаской к таким хранителям. Избегали встречи с ними, чтобы не получить неприятностей на свою голову. А в произведениях С. Черепановы мы не видим неприятных последствий после встречи с хранителями. Наоборот, благодаря им, главные герои получают шанс изменить жизнь в лучшую сторону («Серебрянкин клад») или с помощью таланта и волшебного артефакта преобразить свой край («Озеро синих гагар»). Но есть исключение, знакомство главного героя сказки-выдумки «Егор Синего» с Поживой не приводит ни к чему хорошему. Из-за манипуляций и лести злодейки, Егор совершает дурные поступки, которые не свойственны ему. Персонажи С. Черепанова оказываются узнаваемыми и благодаря тому, что автор использует такие портретные детали, которые являются приметой уже известного героя или литературного персонажа: так, Серебрянка напоминает Снегурочку, Пожива – Хозяйку Медной горы. Однако каждый персонаж своеобразен и является прежде всего частью художественного мира, созданного тем или иным автором
Список литературы
Источники
1. Бажов, П.П. Уральские сказы./П.П.Бажов. – Режим доступа: https://azbyka.ru/fiction/uralskie-skazy/
2. Черепанов С. И. Сказки-выдумки // Черепанов С.И. Кружево: Сказы и сказки. — Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1983. — 184 с.
3. Образы животных в сказах П.П. Бажова / - Режим доступа: https://litra.bobrodobro.ru/8180
Исследования
4. Ахметшин, Б. Г. Несказочная проза горнозаводского Башкортостана и Южного Урала / Б. Г. Ахметшин. - Уфа: Изд-во Башкирск. ун-та, 1996.
5. Блажес В.В.П. П. Бажов и рабочий фольклор/В.В.Блажес
6. Зуева, Т.В. Русский фольклор: словарь-справочник / Т.В.Зуева. - М.: Просвещение, 2002. – 334с.
7. Есин, А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения/ А.Б.Есин. – М.: Флинта, 2002. – С. 76-79.
8. Кириллова, И. А. Легенды Южного Урала/ И.А.Кириллова. – Челябинск: Аркаим, 2008. – 208 с.
9. Лазарев, А.И. Уральский фольклор и сказы С. И. Черепанова/А.И.Лазарев// Черепанов С. Озеро синих гагар.– Челябинск, 1971.– С.3-8.
10. Михнюкевич, В. А. Литературный сказ Урала: Истоки. Традиции. Поиски/ В.А.Михнюкевич.– Иркутск, 1990. – 192 с.
11. Чернец, Л.В., Семёнов В.Б., Скиба, В.А Школьный словарь литературоведческих терминов/ Л.В Чернец, В.Б Семёнов, В.А Скиба. –М., 2005.– С.558