Модель системы комплексных мер по реабилитации детей, пострадавших от жестокого обращения.




Ребёнок считается жертвой жестокого обращения, если в результате действий или бездействий со стороны окружающих лиц (сверстники, близкие люди из семейного окружения, другие взрослые) ему был причинён вред или он подвергся высокому риску причинения вреда. Специалисты образовательных учреждений, другие специалисты, взаимодействующие с воспитанниками образовательных учреждений, должны уметь распознавать признаки жестокого обращения и проводить оценку риска причинения вреда.

Поводом для вмешательства специалистов, изучения ситуации в семье или образовательном учреждении может быть:

- информация от ребёнка;

- информация от родителей (законных представителей), других членов семьи;

- информация от специалистов;

- информация от сверстников и друзей, соседей, иных граждан;

- информация от представителей общественных объединений;

- результаты медицинского осмотра;

- результаты экспертиз;

- дополнительная информация, собранная в ходе психологической диагностики, наблюдений за ребёнком.

При взаимодействии с ребёнком соответствующие профессиональные работники должны обращать внимание на наличие у него ран и синяков, различающихся по времени возникновения, находящихся одновременно в разных частях тела; обращать внимание на наличие внешних следов физического воздействия непонятного происхождения, имеющих форму какого-либо предмета (например, ладони, прута, пряжки и т.п.); обращать внимание, если ребёнок отказывается от медицинской помощи, даёт противоречивые сведения о происхождении повреждений; обращать внимание на повторяющуюся госпитализацию ребёнка. Кроме того, специалистам, работающим с воспитанниками образовательных учреждений, важно обращать внимание на проявление у них нижеследующих психологических черт и особенностей:

- агрессивности, тревожности, что сказывается на отношениях с другими людьми;

- скрытности, стеснительности, избегания сверстников, негативизма, боязни взрослых, предпочтения игр только с маленькими детьми, а не со сверстниками;

- страха физического контакта, боязни идти домой;

- жестокого обращения с животными;

- проявления тревоги в форме тиков, сосания пальцев, раскачивания и т.п.;

- суицидальных попыток, стремления скрыть причину травм, замалчивание обид.

Если у специалистов возникают подозрения, что воспитанник образовательного учреждения подвергается жестокому обращению или преступным посягательствам в семье, то при контакте с родителями или другими членами семьи следует обращать внимание на следующие особенности их поведения:

- противоречивые, путаные объяснения причин травм у ребёнка, нежелание внести ясность в происшедшее;

- позднее обращение за помощью в случае травм у ребёнка или обращение за помощью по инициативе посторонних лиц;

- обвинение в травмах самого ребёнка;

- неадекватная реакция на тяжесть повреждения, стремление к её преувеличению или преуменьшению;

- отсутствие обеспокоенности за судьбу ребёнка;

- невнимание, отсутствие ласки, эмоциональной поддержки в обращении с ребёнком;

- обеспокоенность собственными проблемами, невнимание к здоровью ребёнка;

- рассказы о том, как их наказывали в детстве;

- признаки психических расстройств в поведении или проявление патологических черт характера (агрессивность, возбуждение, неадекватность и т.п.);

- перекладывание на ребёнка ответственности за собственные неудачи, отождествление ребёнка с нелюбимым родственником, негативная характеристика ребёнка и т.п.

Раннее выявление случаев жестокого обращения и преступных посягательств в отношении несовершеннолетних и оказание детям комплексной помощи минимизирует вред их здоровью и развитию, способствует профилактике социального сиротства, суицидов среди воспитанников образовательных учреждений.

В выявлении несовершеннолетних, пострадавших от жестокого обращения и преступных посягательств, принимают участие специалисты всех субъектов системы воспитания и успешной социализации подрастающего поколения.

Особую роль в выявлении жестокого обращения и преступных посягательств на ранних этапах играют специалисты учреждений образования, здравоохранения (в том числе для неорганизованных малолетних детей), которые имеют возможность наблюдать воспитанников в течение длительного времени.

Особое внимание необходимо уделять выявлению признаков жестокого обращения и преступных посягательств в отношении:

- воспитанников, проживающих в семьях, находящихся в трудной жизненной или кризисной ситуации, состоящих на обслуживании в учреждениях социальной защиты населения, а также в едином банке данных о несовершеннолетних и семьях, находящихся в социально опасном положении;

- воспитанников, поступивших с телесными повреждениями в учреждения здравоохранения, или проживающих в семьях, состоящих на медико-социальном сопровождении;

- воспитанников, родители которых состоят на учёте в органах внутренних дел;

- воспитанников образовательных учреждений, имеющих проблемы в обучении и поведении, пропускающих занятия по неуважительным причинам, или воспитанников из неблагополучных семей, состоящих на внутришкольном контроле.

При выявлении соответствующих случаев и планировании последующих действий профессиональным работникам необходимо учитывать, что у детей может быть разная степень выраженности готовности к признанию. По этому признаку воспитанников можно разделить на четыре группы:

- воспитанники, готовые подробно рассказать о случившемся одному или нескольким людям;

- воспитанники, которые могут сделать лишь частичное признание: либо преуменьшают, либо скрывают информацию о насилии;

- воспитанники, которые психологически не готовы к признанию, так как факт их насилия был открыт без их воли и участия;

- воспитанники, в отношении которых факт насилия только подозревается, причём, сами они по разным причинам не хотят рассказывать о случившемся.

К основным мотивам отказа детей от сообщения информации о факте перенесённого насилия можно отнести: недоверие к взрослым, ожидание новых неприятностей с их стороны; чувство стыда, опасение огорчить родителя, не совершающего насилия; страх возможности развода родителей и т.д.[3].

В целях установления необходимого объёма социально-психологической реабилитационной помощи выделяют уровни жестокого обращения и преступных посягательств по отношению к воспитанникам образовательных учреждений:

- минимальный – опасность трагических последствий незначительна. Факты плохого обращения с ребёнком носят единичный характер, но вероятность повторения подобных фактов очевидна;

- средний – серьёзные последствия для здоровья, жизни, нормального развития не наступают немедленно, но могут проявиться в будущем;

- критический – оставление ребёнка в сложившейся ситуации жестокого обращения или преступных посягательств без неотложной помощи может привести к серьёзным нарушениям физического или психического здоровья, смерти ребёнка.

Учреждения системы, предназначенной для воспитания и успешной социализации подрастающего поколения, в лице своих профессиональных работников и в пределах своей компетенции обязаны обеспечивать соблюдение прав и законных интересов воспитанников. Они призваны осуществлять защиту воспитанников от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации, выявлять воспитанников и семьи, находящиеся в социально опасном положении, а также незамедлительно информировать:

- органы прокуратуры - о выявлении случаев угрозы жизни и здоровью и (или) совершения жестокого обращения с ребёнком, насильственных действий, в том числе сексуального характера;

- комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав - о выявленных случаях нарушения прав несовершеннолетних на образование, труд, отдых, жилище и других прав, а также о действиях либо бездействии должностных лиц, родителей, лиц их заменяющих, не обеспечивших защиту прав и законных интересов детей;

- органы опеки и попечительства - о выявлении воспитанников, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей либо находящихся в обстановке, представляющей угрозу их жизни, здоровью или препятствующей их воспитанию;

- органы управления социальной защитой населения - о выявлении воспитанников или семей, находящихся в социально опасном положении;

- органы внутренних дел - о выявлении родителей воспитанников или иных их законных представителей, не выполняющих обязанности по воспитанию детей, жестоко обращающихся с несовершеннолетними и (или) вовлекающих их в совершение преступлений или антиобщественных действий, совершающих по отношению к ним другие противоправные деяния, а также о несовершеннолетних, совершивших правонарушения или антиобщественные действия;

- органы управления здравоохранением - о выявлении воспитанников, нуждающихся в обследовании, наблюдении или лечении в связи с употреблением алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ;

- органы управления образованием - о выявлении воспитанников, нуждающихся в помощи государства в связи с самовольным уходом из детских домов, школ-интернатов и других детских учреждений либо в связи с прекращением по неуважительным причинам занятий в образовательных учреждениях;

- органы по делам молодёжи - о выявлении воспитанников, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в этой связи в оказании помощи в организации отдыха, досуга, занятости.

Специалисты соответствующих учреждений регистрируют все полученные сообщения о фактах жестокого обращения и преступных посягательств в отношении воспитанников образовательных учреждений, оперативно проводят их проверку, в рамках компетенции запрашивают необходимую информацию в других ведомствах.

Для действий специалистов различных ведомств в случаях выявления фактов жестокого обращения или преступных посягательств в отношении воспитанников образовательных учреждений можно определить порядок, последовательность, алгоритм соответствующих мер и действий [5].



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: