Тема 21. Русская культура XVIII века




Преобразования Петра I в сфере культуры и быта. Утверждение новой, светской культуры

Преобразования Петра I в области культуры и быта привели к утверждению в начале ХVIII века новой, светской культуры. На протяжении столетия русская культура переживала большой подъём. Новшества в быт царь начал вводить одними из первых. Петр стремился к тому, чтобы его подданные внешне были похожи на европейцев. В 1700 г. вышел указ о запрещении носить длиннополое платье. Вместо него дворяне и горожане должны были одеваться в венгерские и немецкие кафтаны. В 1705 г. последовал указ, вводивший налог за право носить бороду. С 1 января 1700 года Россия перешла на летоисчисление от Рождества Христова, как это было принято в европейских странах.

Существенным изменениям подвергся семейный уклад. Были запрещены браки по принуждению, в том числе со стороны господ. Начали издаваться наставления о правилах воспитания и поведения детей. Первое из них было опубликовано в 1717 году под названием «Юности честное зерцало». Внушалась мысль о трудолюбии, о необходимости обучения грамоте, танцам и всему, что важно для дворянина. Давались правила поведения в обществе, уделялось внимание даже мелочам.

Изменилось представление о дворянском досуге, Была введена новая форма публичного общения - ассамблея, во время которой светские разговоры могли чередоваться с танцами и играми. Женщины участвовали в ассамблеях на равных с мужчинами.

С 1702 года в России стала издаваться первая печатная газета «Ведомости». Пропаганду научных знаний осуществляла открытая в 1719 году Кунсткамера - первый в России естественноисторический музей. Издание газеты и учреждение музея финансировало государство.

В итоге преобразований быт претерпел существенные изменения. Однако он охватил тонкую прослойку верхов феодального общества: дворян, чиновников, население двух столиц и отчасти провинциальных городов. Что касается основной массы населения, то его быт практически оставался неизменным.

Образование и наука

Преобразования не могли быть проведены без подъёма общего культурного уровня населения. Это вызвало расширение сети учебных заведений и реорганизацию системы обучения. Богословские предметы в школах уступили место математике, астрономии, географии и другим наукам. Обмирщение школы, преобладание среди дисциплин точных наук является характерной чертой новой системы образования. Были открыты Навигацкая, Артиллерийская, Инженерная школы, Медицинское училище, в губерниях открывались цифирные школы. Появляется новая учебная литература. В 1703 году вышла «Арифметика » Магницкого

Самым важным достижением в развитие отечественной науки было открытие в 1725 году в Петербурге - Академии наук. Ученых приглашали из-за границы. При Академии были открыты университет и гимназия для подготовки отечественных научных кадров. Из них вышли такие ученые как Крашенинников, Лепёхин, М.В. Ломоносов.

Михаил Васильевич Ломоносов стал первым русским профессором, членом Академии наук. Он проявлял универсальность интересов. Занимался математикой, физикой, химией, астрономией, геологией, языкознанием, философией, историей. Во всех этих отраслях знаний он достиг крупных успехов. Но главная его заслуга в распространении просвещения состояла в основании вместе с И.И. Шуваловым в 1755 году Московского университета. Преподавание в нем велось не на латинском, а на русском языке, образование было бессословным. При университете были созданы две гимназии.

В.Н. Татищев («История Российская с древнейших времен до конца XVI века») и М.В. Ломоносов положили начало русской исторической науке. Во второй половине века свои исторические труды создали историки М.М. Щербатов и И.Н. Болтин.

В XVIII веке началось изучение природных условий и картографирование страны. Были организованы географические экспедиции В. Беринга, С. Челюскина, братьев Д. и Х. Лаптевых. В середине XVIII века был издан «Атлас Российский ». Заметные успехи достигнуты в развитии медицины. Было введено оспопрививание. Во второй половине XVIII века выдающиеся ученые И.И. Ползунов и И.П. Кулибин сделали уникальные изобретения в механике и технике.

Во второй половине XVIII века в России начала формироваться система общеобразовательной школы. Впервые в школах вводились единые учебные планы, классно-урочная система, разрабатывалась методика преподавания. При Екатерине II в Петербурге были созданы Горное училище и Российская академия, занимавшаяся изучением русского языка и грамматики. Её возглавляла княгиня Е.Р. Дашкова.

Литература и общественная мысль

Распространению литературы способствовало развитие типографского дела. В первой четверти XVIII века было открыто несколько новых типографий. С 1708 года книги гражданского содержания стали печататься новым, более упрощенным шрифтом. Менялось содержание литературных произведений, появляется новый герой - активно действующий, стремящийся к знаниям, добивающийся успеха благодаря, своим личным способностям. Характерный образец повестей начала века - «Гистория о российском матросе Василии Кориотском ». Главный герой - бедный дворянин, который едет для обучения в Голландию и, преодолев множество препятствий, жениться на королеве.

Среди писателей и публицистов начала XVIII века выделяется Феофан Прокопович. В своих произведениях он обосновал необходимость преобразований и право монарха на неограниченную самодержавную власть.

Во второй четверти XVIII века русская литература вступила в стадию классицизма, представленного произведениями А.Д. Кантемира, В.К. Тредиаковского, М.В. Ломоносова. Характерными особенностями классицизма были гражданская тематика произведений, воспевание разума, пропаганда просвещенного абсолютизма. Представители русского классицизма в меньшей степени обращались к античным сюжетам, отдавая предпочтение национальной тематике.

Антиох Дмитриевич Кантемир широкую известность получил в качестве автора сатирических произведений, защищавших петровские преобразования и высмеивающие невежество, взяточничество и ханжество. Василий Кириллович Тредиаковский стал первым профессиональным писателем России. Ему принадлежит большое количество торжественных од, а также учебник по теории поэзии. Первым поэтическим произведением М.В. Ломоносова стала ода «На взятие Хотина» (1739). В 1755 году он выпустил «Российскую грамматику», ставшую основой для создания современного русского литературного языка.

Литература второй половины XVIII века представлена тремя направлениями. Продолжалось развитие классицизма. Это направление представлено творчеством А, П. Сумарокова, Г.Р. Державина. Сумароков стал основоположником русской драматургии, был автором первых русских трагедий и комедий. В творчестве Г. Р. Державина русский классицизм достиг наивысшего расцвета. Главное место в его творчестве занимают гражданственные стихи: «Фелица » (прославление Екатерины II под именем Фелицы), «Водопад», «На взятие Измаила » и др.

Другим направлением в русской литературе был реализм, представленный творчеством Д.И. Фонвизина - автора комедий «Бригадир» и «Недоросль». Третьим направлением стал сентиментализм. Писатели сентименталисты изображали чувства и переживания рядового человека, семейный быт. Для сентиментализма характерна идеализация сельской жизни. Самым талантливым представителем этого направления был Н. М. Карамзин (повесть «Бедная Лиза »).

Общественно-политическая мысль второй половины XVIII века развивала идеи Просвещения. Самым крупным деятелем Просвещения в России был Н.И. Новиков. Он издавал сатирические журналы «Трутень» и «Живописец», в которых критиковал крепостное право и самодержавную политическую систему.

Творчество двух выдающихся публицистов выходит за рамки идей Просвещения: М. М. Щербатова и А. Н. Радищева. М. М. Щербатов был идеологом консервативного дворянства, сторонником сохранения дворянских привилегий и крепостного права, сторонником монархии, но с широким привлечением к управлению аристократической верхушки. Его главное произведение - «О повреждении нравов в Росси и». А.Н. РадищевПутешествие из Петербурга в Москву »), напротив, был противником сословных привилегий, резко критиковал феодально-крепостническую систему. В отличие от просветителей он выступал не за эволюционный, а за революционный путь изменения общественного строя.

Архитектура

В первой четверти XVIII века преобладает гражданское строительство. Появляется новый тип общественных зданий - административного, промышленного, культурно-просветительского назначения. Наиболее ярко зодчество петровского времени представлено в Петербурге. Застройка Петербурга велась по заранее разработанному плану. Дома воздвигались по прямой линии, фасады выходили на улицу. Памятниками архитектуры петровского времени являются: Петропавловский собор (архитектор Трезини), здание Двенадцати коллегий, Кунсткамера, дворец Меншикова.

Господствующим архитектурным стилем в первой половине XVIII века было барокко. Для барокко характерна монументальность построек, пышность, богатая декоративная отделка, использование скульптур для украшения фасадов здания. Крупнейшим мастером барокко в России был В. В. Растрелли. Им был возведен Зимний дворец и Смольный институт в Петербурге, дворцы в Царском Селе и в Петергофе.

Во второй половине XVIII века на смену пышному барокко пришел строгий классицизм. Для классицизма характерна простота форм, симметричность. В его основе лежит обращение к законам классической архитектуры Греции и Рима. Русский классицизм представлен выдающимися мастерами. В. И. Баженову принадлежит здание Арсенала в Петербурге и дом Пашкова в Москве (старое здание Российской государственной 6и6лиотеки). М. Е. Казаков создал большое количество общественных зданий и особняков. Это здание Сената в Кремле, Колонный зал Благородного собрания в Москве (Дом союзов), старое здание Московского университета и др. И. Е. Старову принадлежат собор в Александро-Невской лавре и Таврический дворец.

Живопись

В петровскую эпоху огромные изменения происходят в живописи. Фигуры изображаются в соответствии с принципами анатомической правильности. Появляются новые средства передачи объёма. Ведущим жанром становится портрет. Художники обращаются также к аллегорическим и мифологическим сюжетам.

Основателем новой русской живописи XVIII века является И.Н. Никитин. Ему принадлежат портреты Петра I, царевны Натальи Алексеевны, Анны Петровны, канцлера Головкина и др. Другим крупным мастером этой эпохи был А.Т. Матвеев. В портретах он стремился передать духовный мир человека («Автопортрет с женой »). Одним из первых русских художников стал обращаться к мифологическим сюжетам («Венера и Амур »).

В середине XVIII века совершенствуется мастерство художников, портретная живопись развивается в творчестве И.Я. Вишнякова, А.П. Антропова, И.П. Аргунова.

Русская живопись во второй половине XVIII века характеризуется, прежде всего, совершенствованием портретной живописи. Развиваются новые жанры: пейзаж, историческая живопись, картины с бытовыми сюжетами. Среди портретистов выделяются три великих мастера: Ф.С. Рокотов (парадный портрет Екатерины II, большое число женских портретов), Д.Г. Левицкий (портреты Д. Дидро, Н.И. Новикова, серия портретов воспитанниц Смольного института), В.А. Боровиковский (портреты Лопухиной, Нарышкиной и др.). На творчество Боровиковского значительное влияние оказал сентиментализм.

Скульптура

В XVIII веке начинает развиваться еще один вид изобразительного искусства - скульптура. Скульптурные изображения стали частью садово-парковых комплексов. Создаются скульптурные портреты. Во второй половине XVIII века появляются первые отечественные скульпторы. Ф.М. Шубин представлял реалистическое направление в скульптуре. Портреты М.В. Ломоносова, Г.А. Потёмкина, П.А. Румянцева, Павла I и др. М.И. Козловский стал родоначальником русского классицизма. В соответствии с принципами классицизма он героизировал и романтизировал своих героев: памятник А.В. Суворову в образе бога войны Марса. Ему принадлежит одна из главных статуй Петергофа - «Самсон, раздирающий пасть льва », символизирующая победу России в Северной войне.

Из иностранных мастеров, работавших в России, крупнейшим был французский скульптор Этьен Фалькон е, создавший один из главных памятников Петербурга - памятник Петру I «Медный всадник».

Театр

Середина XVIII века - важный рубеж в развитии театрального искусства. Первый русский профессиональный театр возник по инициативе купца Федора Волкова в Ярославле. В 1752 году театр переехал в Петербург. В 1756 году царским указом в Петербурге был учрежден первый в России государственный публичный общедоступный театр. Его основу составила труппа Ф.Г. Волкова.

Во второй половине XVIII века театральные труппы существовали в столицах, некоторых провинциальных городах, имелись крепостные театры. Из крепостных театров выделялись труппы Шереметева и Юсупова.

В XVIII веке было положено начало балетному искусству в России. В 1738 году в Петербурге открылась первая балетная школа.

В XVIII веке завершается процесс создания новой культуры, светской по своему характеру. Её отличительные черты - рационалистическое мировоззрение, демократизм, широкие связи с европейской культурой. Культура XVIII века во многом определяется философией Просвещения с её идеей господства разума и знаний в жизни людей. В русском искусстве первой половины - середины XVIII века господствовал стиль барокко, во второй половине столетия - классицизм. В конце XVIII века классицизм (культ разума) сменяется сентиментализмом (культ чувств). Выдающиеся достижения в литературе, архитектуре, живописи и других видах искусства подготовили подъем русской культуры в XIX веке.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: