Основные направления реабилитационной работы с детьми, пострадавшими от жестокого обращения.




Действия специалистов образовательных учреждений.

1. Работники образовательных учреждений должны обращать внимание на следующие особенности в поведении ребёнка, которые могут свидетельствовать о жестоком обращении или насилии по отношении к нему:

- психическое и физическое развитие ребёнка не соответствует его возрасту;

- неухоженность, неопрятность; апатичность или, наоборот, агрессивность ребёнка;

- изменчивое поведение: переход от спокойного состояния к внезапному возбуждению (такое поведение часто является причиной нарушения контактов с другими детьми);

- проблемы с обучением в связи с плохой концентрацией внимания;

- отказ ребёнка раздеться, чтобы скрыть синяки и раны на теле;

- повторяющиеся жалобы на недомогание (головную боль, боли в животе и др.);

- враждебность или чувство страха по отношению к отцу или матери;

- сильная реакция испуга или отвращения в связи с физической близостью определённого взрослого;

- судорожное реагирование на поднятую руку, вздрагивание при неожиданном приближении взрослого, резких движениях (ребёнок сжимается, как бы боясь удара);

- чрезмерное стремление к одобрению, ласке любого взрослого, гипертрофированная забота обо всём и обо всех;

- демонстрация «взрослого» поведения, интерес к вопросам секса;

- обвинение ребёнком родителей или опекуна в нанесении повреждений;

- повышенная драчливость ребёнка, агрессивность в играх и по отношению к другим детям (при играх в куклы дети младшего возраста озвучивают и воспроизводят действия родителей в игре);

- прятанье в школе дневника, обманы, ложь, острые эмоциональные реакции при получении замечаний или плохих оценок, боязнь идти домой;

- случаи энуреза, энкопреза у ребёнка школьного возраста;

- ребёнок много времени проводит в семье знакомых, одноклассников, соседей, не стремится домой после школы.

Особенности в поведении взрослых, которые, предположительно, могут проявлять жесткость по отношению к ребёнку:

- в беседе о ребёнке родители проявляют настороженность или безразличие;

- на жалобы по поводу поведения сына (дочери) в детском саду, в школе реагируют холодно либо очень бурно и эмоционально;

- часто меняют детского участкового врача, переводят ребёнка из одного дошкольного учреждения, школы в другое.

- запрет родителей на осмотр ребёнка в образовательном учреждении;

- необъяснимая отсрочка в обращении родителя и ребёнка за меди­цинской помощью;

- противоречия в беседе о ребёнке, семье, увлечениях ребёнка, совместном времяпрепровождении;

- объяснения о состоянии ребёнка не несовместимы с имеющимися проблемами, физическими травмами;

- родители обвиняют ребёнка в полученных повреждениях;

- родители не знают друзей ребёнка.

2. Работник образовательного учреждения должен предпринять следующие меры, если подозревает родителей (или законных представителей), кого-либо из сверстников или старших воспитанников, а также работников образовательного учреждения в жестоком обращении с ребёнком:

- необходимо завоевать доверие несовершеннолетнего, наблюдать за его поведением, а замеченные отклонения желательно заносить в специальный дневник;

- в случае появления оснований полагать, что с несовершеннолетним жестоко обращаются, не должным образом воспитывают, применяют насильственные формы воздействия, психически угнетают, проявляют безразличие к ребёнку и т. д., необходимо осуществить выход в семью ребёнка (изучить условия проживания несовершеннолетнего, установить контакты с семьей, побеседовать с родителями (или законными представителями), близкими родственниками, высказать свою озабоченность его поведением в образовательном учреждении);

- при втором и третьем уровнях жестокого обращения организовать осмотр ребёнка медицинским работником (при отсутствии - другим специалистом учреждения), зафиксировать (запротоколировать) следы побоев и других форм физического насилия. Принять меры, с учётом возраста ребёнка, к оказанию медицинской помощи, обеспечению безопасности ребёнка, вплоть до отобрания его из семьи, в соответствии с законодательством (передача ребёнка другому родителю (родственнику), временное помещение ребёнка в больницу, вызов социальной службы экстренного реагирования).

В результате предпринятых действий можно прийти к следующим выводам:

- предположение подтверждается (не подтверждается);

- решение проблемы не терпит отлагательства и требует подключения специалистов.

Особого внимания требуют семьи, в которых существует «установка на агрессию». Наказание ребёнка, в том числе физическое, в данном случае является выражением привычного способа поведения.

3. При выявлении случая жестокого обращения с ребёнком со стороны родителя (или законного представителя), сверстников или старших воспитанников, работника образовательного учреждения, необходимо:

- немедленно направить информацию (в письменной форме) руководителю образовательного учреждения о выявленном случае жестокого обращения с ребёнком;

- руководитель образовательного учреждения незамедлительно сообщает по телефону (затем, в течение дня направляет письменную информацию) о выявленном случае жестокого обращения с ребёнком (в случае факта жестокого обращения или преступных посягательств со стороны родителей или лиц их заменяющих) в органы опеки и попечительства для проведения обследования условий жизни и воспитания ребёнка;

- педагогу, на которого возложены обязанности по организации работы, направленной на профилактику жестокого обращения, заполнить формусведений о несовершеннолетних, пострадавших в результате насилия.

4. В целях защиты прав и интересов несовершеннолетних, пострадавших от жестокого обращения или преступных посягательств, необходимо:

- совместно с заинтересованными службами (медицинские работники, психологи, специалисты по социальной работе, педагоги) разработать план социально-психологической реабилитации несовершеннолетнего, пострадавшего от жестокого обращения или преступных посягательств (в течение двух рабочих дней с момента подтверждения факта жестокого обращения), включая работу с семьёй несовершеннолетнего, пострадавшего от жестокого обращения;

- непосредственно организовать проведение мероприятий в соответствии с планом социально-психологической реабилитации;

- направить информацию в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту проживания ребёнка и рассмотреть вопрос о привлечении виновных лиц к ответственности, в соответствии с действующим законодательством.

Действия специалистов органов опеки и попечительства (в случаях жестокого обращения или преступных посягательств со стороны родителей или лиц их заменяющих).

1. С целью раннего выявления случаев жестокого обращения с несовершеннолетними, специалистами органов опеки и попечительства проводится работа с законными представителями несовершеннолетних, направленная на разъяснение:

- признаков жестокого обращения с ребёнком;

- порядка действия в случае обнаружения признаков жестокого обращения с несовершеннолетними, в том числе медицинское освидетельствование несовершеннолетнего, незамедлительное (в тот же день) информирование органа опеки и попечительства по месту фактического нахождения несовершеннолетнего о случае жестокого обращения с несовершеннолетним.

2. После получения информации о случаях жестокого обращения с несовершеннолетним:

А) незамедлительное (в тот же день) проведение органом опеки и попечительства оценки выявленного случая жестокого обращения:

- имел ли место факт жестокого обращения;

- необходима ли несовершеннолетнему помощь узких специалистов (медицинские работники, психологи);

- возможно ли дальнейшее пребывание несовершеннолетнего в семье.

Б) при непосредственной угрозе жизни ребёнка или его здоровью – принимают меры к немедленному отобранию ребёнка у законных представителей согласно статье 77 Семейного кодекса Российской Федерации, при этом:

- незамедлительно уведомляют прокурора;

- обеспечивают временное устройство ребёнка;

- в течение семи дней после вынесения акта об отобрании ребёнка обращаются в суд с иском о лишении родителей родительских прав или об ограничении их родительских прав.

Действия сотрудников учреждений здравоохранения.

При общении с ребёнком или проведении клинического осмотра ребёнка в присутствии его родителей следует оценить:

- есть ли у ребёнка проявления физических повреждений или повреждения половых органов;

- есть ли у ребёнка признаки недостаточного питания;

- есть ли у ребёнка пороки или признаки задержки развития;

- проведена ли вакцинация ребёнка в соответствии с его возрастом;

- своевременно ли обращаются родители за медицинской помощью, выполняются ли рекомендации врача, назначенное лечение, обследование.

В дальнейшем следует проверить наличие признаков жестокого и пренебрежительного отношения к ребёнку.

1. При проведении клинического осмотра ребёнка, его кожных покровов, следует обращать внимание на наличие подозрительных физических повреждений или травм, повреждений половых органов, которые могли бы быть результатом сексуального насилия.

К ним относятся:

- большое количество синяков, ссадин, царапин, кровоизлияний на теле;

- черепно-мозговые травмы;

- переломы на различных стадиях заживления;

- повреждения в области лица, головы, шеи, груди;

- выделение слизи, повреждения (шрамы) половых органов или заднего прохода;

- шрамы особенно на внутренних поверхностях плеч и бедер, следы от ремня;

- ожоги и переломы у детей, особенно, младше 1 года.

2. При разговоре с родителями складывается мнение, что родители не спешат обращаться за медицинской помощью в случае физического повреждения или дискомфорта у ребёнка.

3. При подробном расспросе о характере повреждений ребёнка родители не могут чётко объяснить причину их возникновения или объяснение не соответствует типу травмы, выделениям из половых органов.

4. При консультировании следует обращать внимание на признаки недостаточного ухода за ребёнком, такие как:

- игнорирование родителями заболеваний ребёнка;

- ребёнку не проведены все необходимые прививки;

- отмечается плохое состояние кожи, зубов, волос и ногтей;

- ребёнок длительное время находится без присмотра взрослых.

5. Во время проведения осмотра следует обращать внимание на особенности поведения ребёнка:

- сексуально окрашенное поведение;

- агрессивная гиперактивность, гиперподвижность;

- «замороженное» поведение; угнетение;

- ребёнок избегает зрительного контакта с родителем.

6. Во время проведения консультации необходимо оценивать особенности поведения родителей/опекунов. Оцените, есть ли варианты «аномального» поведения, т.е. родители/опекуны:

- равнодушные;

- наказывающие;

- обороняющиеся;

- слишком озабоченны состоянием и поведением ребёнка;

- с низким уровнем самооценки;

- находящиеся в депрессии.

7. При консультировании и подробном разговоре с родителями необходимо установить наличие факторов риска насилия и жестокого обращения в семье:

- признаки семейного насилия;

- алкогольная/наркотическая зависимость родителей, близких родственников, иных лиц, проживающих в семье;

- психические заболевания у ребёнка и родителей (законных представителей);

- социальная изоляция;

- признаки безнадзорности ребёнка.

По результатам осмотра ребёнка и беседы с родителями (законными представителями, близкими родственниками) можно определить степень вероятности жестокого и пренебрежительного отношения к детям в семье.

8. В случае выявления явных признаков жестокого обращения с ребёнком:

- проводят медицинскую оценку состояния ребёнка-жертвы жестокого обращения, зафиксировав данные в медицинской карте;

- при среднем и критическом уровне жестокого обращения с ребёнком представляют служебную записку руководителю учреждения здравоохранения о выявленном случае жестокого обращения с ребёнком. Руководитель учреждения здравоохранения немедленно (в письменной форме) направляет информацию о выявленном случае жестокого обращения с ребёнком в правоохранительные органы, в органы опеки и попечительства и территориальную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав;

- принимают меры по госпитализации ребёнка, подвергшегося насилию, обращаются в социальную службу экстренного реагирования;

- направляют сведения по установленной форме территориальному администратору единого банка данных о несовершеннолетних и семьях, находящихся в социально опасном положении (органы социальной защиты населения);

- отделение (служба) медико-социальной помощи детям учреждения здравоохранения организует санитарно - просветительскую работу с несовершеннолетним и семьёй по месту жительства;

- при выявлении единичных, незначительных случаев проявлений жестокого обращения с ребёнком работник учреждения здравоохранения проводит беседу с родителями (законными представителями) ребёнка о последствиях психологических травм, необходимости дополнительного медицинского обследования ребёнка, о способах выхода из конфликтной ситуации, об адресах помощи семье в решении детско-родительских отношений. В карточке ребёнка делаются соответствующие записи в установленном руководством учреждения здравоохранения порядке;

- о выявленном случае сообщают руководителю учреждения образования (в случае с опекаемым ребёнком в органы опеки и попечительства) письменно для постановки семьи и ребёнка на контроль и наблюдение за ситуацией в семье и поведением ребёнка;

- при дальнейших контактах с ребёнком рекомендуется расспрашивать ребёнка и родителя (законного представителя) ребёнка о развитии детско-родительских взаимоотношений. Обязательно осматривать ребёнка на предмет наличия признаков телесных повреждений.

9. Работнику учреждения здравоохранения необходимо:

- зафиксировать в карточке ребёнка следы побоев и других форм физического насилия. Принять меры с учетом возраста ребёнка к оказанию медицинской помощи ребёнку (при необходимости), обеспечению безопасности ребёнка, вплоть до отобрания его из семьи в соответствии с законодательством (передача ребёнка другому родителю (родственнику), временное помещение ребёнка в больницу, вызов социальной службы экстренного реагирования). В корректной форме сообщить родителям (законным представителям, близким родственникам) о принятом решении в отношении ребёнка и обсудить варианты решения проблемы возвращения ребёнка в семью.

Действия специалистов учреждений социального обслуживания населения.

1. При минимальном уровне:

- проверяют по единому банку данных о семьях и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, есть ли сведения о семье и несовершеннолетнем, в отношении которого допускаются антипедагогические формы воспитания, имеются признаки насильственных форм воспитания;

- о выявленном случае сообщают руководителю учреждения образования письменно для наблюдения за ситуацией в семье и поведением ребёнка;

- если ребёнок не посещает детское учреждение, устанавливают, имеются ли сведения о семье в территориальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, совместно с заинтересованными службами определяют перечень совместных мер по предупреждению насилия и жестокости в отношении детей.

При выявлении единичных, незначительных случаев проявлений насильственного обращения с ребёнком работник учреждения проводит беседу с родителями (законными представителями) ребёнка о последствиях психологических травм, о способах выхода из конфликтной ситуации, об адресах помощи семье в решении детско-родительских отношений.

2. При среднем и критическом уровнях:

- о выявлении несовершеннолетних, находящихся в обстановке, представляющей угрозу их жизни, здоровью или препятствующей их воспитанию, информируют органы опеки и попечительства;

- о выявлении родителей несовершеннолетних или иных их законных представителей и иных лиц, жестоко обращающихся с несовершеннолетними и (или) вовлекающих их в совершение преступления или антиобщественных действий или совершающих по отношению к ним другие противоправные деяния, информируют органы внутренних дел;

- участвуют в комиссионном обследовании семьи, в ходе которого специалистами проводится оценка состояния ребёнка, ставшего жертвой жестокого обращения и преступных посягательств (проводят анализ причин и условий, способствующих жестокому обращению);

- в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» содействуют органам опеки и попечительства, органам внутренних дел, иным субъектам системы профилактики в устройстве несовершеннолетнего в специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, органов социальной защиты населения;

- вносят сведения о семье и несовершеннолетнем в единый банк данных о семьях и детях, находящихся в социально опасном положении;

- в отношении семьи и несовершеннолетнего разрабатывают индивидуальную программу реабилитации; осуществляют социальный патронаж семьи;

- в отношении семьи и несовершеннолетнего вносятся дополнительно рекомендации и предложения в индивидуальную программу реабилитации, если таковая была ранее разработана;

- организуют совместно с заинтересованными органами и учреждениями социально-психологическое сопровождение семьи и несовершеннолетнего.

Действия специалистов комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.

1. При поступлении информации из учреждений системы воспитания и успешной социализации, граждан, а также при самостоятельном выявлении факта жестокого обращения с детьми, насильственных действий в отношении детей, специалисты комиссий:

- направляют соответствующее сообщение (в письменной форме) в органы внутренних дел и прокуратуру для принятия мер, установленных законодательством;

- одновременно направляют поручение (в письменной форме) в органы опеки и попечительства, в учреждение образования, социальной защиты населения о принятии мер по обследованию условий воспитания, обучения и содержания несовершеннолетних;

- готовят к рассмотрению на заседании комиссии материалы по итогам обследования жилищно-бытовых условий семьи, вносят предложения на заседании комиссии о внесении сведений о семье в единый банк данных о семьях и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, в случае подтверждения её социально опасного положения, необходимых социально-психологических реабилитационных мероприятиях с семьей;

- оказывают содействие в определении форм устройства несовершеннолетних, пострадавших от жестокого обращения и преступных посягательств и нуждающихся в помощи государства.

2. Готовят к рассмотрению на заседании поступившие материалы, связанные с ненадлежащим выполнением обязанностей по воспитанию, обучению и содержанию своих несовершеннолетних детей (материалы о лишении родительских прав, протоколы об административных правонарушениях по ст. 5.35 КоАП РФ, представления учреждений, предприятий, организаций).

3. Осуществляют ежеквартальный мониторинг эффективности мер, принимаемых на территории муниципального образования по предупреждению жестокого обращения с несовершеннолетними, оказанию помощи несовершеннолетним, подвергшимся насилию, а также эффективности межведомственного взаимодействия по оказанию помощи несовершеннолетнему, пострадавшему от жестокого обращения, семьям, находящимся в социально опасном положении.

Показателями согласованности действий субъектов помощи являются:

- количество ведомств, вовлечённых в индивидуально-профилактическую работу с несовершеннолетним и его семьёй;

- выполнение мероприятий, планируемых с семьёй и несовершеннолетним в рамках реабилитационной программы и решения комиссии;

- эффективность индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетним и его семьёй, критерием которой являются позитивные изменения в семье, свидетельствующие о выходе семьи из социально опасного положения.

Действия сотрудников органов внутренних дел.

1. При поступлении информации из учреждений системы воспитания и успешной социализации, а также сообщений от граждан, представителей общественности, по факту жестокого обращения и преступных посягательств в отношении ребёнка, сотрудники органов внутренних дел (далее - ОВД) регистрируют данное сообщение в дежурной части территориального ОВД.

2. В трёхдневный срок проводят предварительную проверку по заявлению (сообщению), с принятием соответствующего решения (отказать в возбуждении уголовного дела, возбудить уголовное дело). В случае крайней необходимости сроки рассмотрения материала продлеваются до 10 дней (начальником ОВД) либо до 30 дней (органами прокуратуры).

3. Принимают меры по привлечению лиц, допустивших жестокое обращение и преступные посягательства в отношении несовершеннолетнего, к административной, уголовной ответственности, в соответствии с действующим законодательством.

4. В случае принятия решения о возбуждении уголовного дела по факту жестокого обращения, проводят работу по сбору необходимой информации из учреждений системы воспитания и успешной социализации, граждан, с целью подтверждения факта жестокого обращения, для приобщения к материалам уголовного дела.

5. При наличии обстоятельств, угрожающих жизни и здоровью детей, совместно с органами опеки и попечительства, принимают решения об отобрании ребёнка из семьи.

6. При установлении обстоятельств асоциального образа жизни осуществляют постановку родителей на профилактический учет в ОДН и принятия других мер профилактического характера, в соответствии с действующим законодательством.

7. Проводят индивидуальную профилактическую работу с родителями, отрицательно влияющими на детей, и принимают меры к соблюдению прав и законных интересов детей, проживающих в семьях, находящихся в социально опасном положении в связи с жестоким обращением в отношении несовершеннолетних.

8. Инспектор ОДН отслеживает ход предварительного расследования в случае возбуждения уголовного дела в связи с фактом жестокого обращения в отношении несовершеннолетнего.

9. О принятом решении по материалу (уголовному делу) по факту жестокого обращения с детьми в трёхдневный срок информируют заинтересованные органы (структуры и граждан направивших сообщение).

10. Вносят сведения о семьях и несовершеннолетних, поставленных на учет в ОВД, в единый банк данных о семьях и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении.

Осуществление надзора за соблюдением законодательства осуществляется прокуратурой в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации».

Для лиц, допустивших жестокое обращение или преступные посягательства в отношении воспитанников образовательных учреждений, предусматриваются различные виды ответственности.

Административная ответственность.

Лица, допустившие пренебрежение основными потребностями ребёнка, неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и законных интересов несовершеннолетних, подлежат административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ст. 5.35 КоАП РФ).

Вовлечение родителями несовершеннолетнего в употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ влечёт административное наказание в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ст. 6.10 КоАП РФ).

Рассмотрение дел по указанным статьям относится к компетенции комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Уголовная ответственность.

Российское уголовное законодательство предусматривает ответственность лиц за все виды физического и сексуального насилия над детьми, а также по ряду статей – за психическое насилие и за пренебрежение основными потребностями детей, отсутствие заботы о них.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которого возложены обязанности, а равно педагогом или другим работником образовательного, воспитательного, лечебного либо иного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним, предусмотрена уголовная ответственность.

Кроме того родители могут быть привлечены к уголовной ответственности за деяния, предусмотренные следующими статьями Уголовного кодекса Российской Федерации: ст. 110 УК РФ (доведение до самоубийства) ст. 111 УК РФ (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью), ст. 112 УК РФ (умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью), ст. 113 УК РФ (причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью в состоянии аффекта), ст. 115УК РФ (умышленное причинение лёгкого вреда здоровью), ст. 116 УК РФ (побои), ст. 117УК РФ (истязание), ст. 118 УК РФ (причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью по неосторожности), ст. 119 УК РФ (угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью), ст. 131 УК РФ (изнасилование); ст. 132 УК РФ (насильственные действия сексуального характера); ст. 133 УК РФ (понуждение к действиям сексуального характера), ст. 134 УК РФ (половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим четырнадцатилетнего возраста); ст. 135 УК РФ (развратные действия) ст. 125 УК РФ (оставление в опасности); ст.124 УК РФ (неоказание помощи больному); ст. 150 УК РФ (вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления), ст. 151 УК РФ (вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий), ст. 157 УК РФ (злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей).

Гражданско-правовая ответственность.

Жестокое обращение с ребёнком может послужить основанием для привлечения родителей (лиц, их заменяющих) к ответственности в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации.

Установление факта осуществления родительских прав в ущерб правам и интересам детей может при различных обстоятельствах повлечь негативные последствия для родителей в виде: лишение родительских прав (ст. 69 СК РФ), ограничение родительских прав (ст. 73 СК РФ), отобрание ребёнка при непосредственной угрозе жизни ребёнка или его здоровью (ст. 77 СК РФ).

В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации предусмотрена ответственность родителей и организаций, в которые был помещен несовершеннолетний, оставшийся без попечения родителей, за вред, причинённый несовершеннолетним (ст. 1073-1075 ГК РФ).

К дисциплинарной ответственности могут быть привлечены должностные лица, в чьи обязанности входит обеспечение воспитания, содержания, обучения детей, допустившие сокрытие или оставление без внимания фактов жестокого обращения с детьми, в соответствии с административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

Нарастающая волна жестокости и преступных посягательств в отношении воспитанников образовательных учреждений, приобретающая всё более изощрённые и уродливые формы, неизбежно диктует необходимость предпринимать самые срочные, чёткие и жёсткие меры, с одной стороны, по предотвращению распространения насилия и жестокости в отношении воспитанников образовательных учреждений, с другой – по организации социально-психологической реабилитационной работы в отношении таких воспитанников.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Виды насилия над детьми и пути его преодоления.Методические рекомендации. https://novogrudok.grodno.unibel.by/main.aspx.

2. Защита детей от насилия и жестокого обращения: Рабочая книга / Под ред. Е.Н. Волковой, Т.Н. Балашовой. – Н.Новогород: Изд-во ООО «Папирус», 2004 г.

3. Защита детей от насилия и жестокого обращения. Методические рекомендации. – Саранск, 2012. – 54 с.

4. Зиновьева Н.О., Михайлова Н.Ф. психология и психотерапия насилия: Ребёнок в кризисной ситуации. - СПб, 2003.

5. Интернет-ресурс: https://www.scdk.ru/.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: