Диаграмма последовательности— диаграмма, на которой показаны взаимодействия объектов, упорядоченные по времени их проявления.
Диаграмма последовательности является одной из разновидности диаграмм взаимодействия и предназначена для моделирования взаимодействия объектов Системы во времени, а также обмена сообщениями между ними.
На диаграммах последовательности допустимо использование стандартных стереотипов класса:
Actor – экземпляр участника процесса (роль на диаграмме прецедентов) | |
Boundary – Класс-Разграничитель - используется для классов, отделяющих внутреннюю структуру системы от внешней среды (экранная форма, пользовательский интерфейс, устройство ввода-вывода). Объект со стереотипом <<bondary>> отличается от, привычного нам, класса <<Интерфейс>>, который по большей части предназначен для вызова методов класса, с которым он связан. Объект boundary показывает именно экранную форму, которая принимает и передает данные обработчику.</bondary>> | |
Control – Класс-контроллер - активный элемент, который используются для выполнения некоторых операций над объектами (программный компонент, модуль, обработчик) | |
Entity – Класс-сущность - обычно применяется для обозначения классов, которые хранят некую информацию о бизнес-объектах (соответствует таблице или элементу БД) |
Одним из основных принципов ООП является способ информационного обмена между элементами Системы, выражающийся в отправке и получении сообщений друг от друга. Таким образом, основные понятия диаграммы последовательности связаны с понятием Объект и Сообщение.
Диаграмма состояния
Диаграмма состояний покажет нам все возможные состояния, в которых может находиться объект, а также процесс смены состояний в результате внешнего влияния.
|
Основными элементами диаграммы состояний являются «Состояние» и «Переход». Диаграмма состояний имеет схожую семантику с диаграммой деятельности, только деятельность здесь заменена состоянием, переходы символизируют действия.
На диаграмме состояний деятельность символизирует состояние, в котором объект находится продолжительное количество времени, в то время как действие моментально.
Для указания действий (actions), выполняемых при входе в состояние и при выходе из состояния, используются метки entry и exit соответственно.
Действие, которое должно выполняться, когда система находится в данном состоянии, указывается после метки do. Считается, что такое действие начинается при входе в состояние и заканчивается при выходе из него.
Существуют частные случаи состояния ― это начальное состояние (start state) и конечное состояние (end state). Они не содержат никаких внутренних действий. В начальном состоянии находится объект по умолчанию в начальный момент времени.
Графически оно обозначается в виде закрашенного кружка (см. рис. 2.28, а). В конечном состоянии объект будет находиться по умолчанию после завершения работы автомата в конечный момент времени. Графически оно обозначается в виде закрашенного кружка, помещенного в окружность.
Обычно переход инициируется событием. Событие (event) представляет собой спецификацию некоторого факта, имеющего место в пространстве и во времени. Допускаются переходы без событий. Также разрешены условные переходы.
Пример диаграммы состояний для банковского счета системы АТМ