кального сборника исков, осуществленное Гнеем Флавием, писцом Ап-пия Клавдия, решающим образом способствовали распространению юридических знаний10.
В числе первых светских знатоков права традиция упоминает Секста и Публия Элиев Петов - консулов и цензоров". Секст Элий опубликовал некие Commentaria Tripartita (трехчастные комментарии), которые можно рассматривать в качестве первого юридического трактата, содержавшего основные элементы права - текст Законов XII таблиц, толкование (interpretatio) этих законов и процессуальные формулы (ius Aelianum)12.
Труд понтификов в сфере юриспруденции характеризуется несколькими чертами, оказавшими огромное влияние на формирование облика юристов классического периода и на методы их правотворчества. Прежде всего понтифики, как и магистраты, были частью аристократии - класса, пользовавшегося уважением и авторитетом сограждан. В юридической сфере понтифики высказывали мнения и давали ответы
шей традицией, основанной на фрагменте Цицерона (de oral. 3.33.133-134). А Ночера (Nocera. lurisprudentia, cit. P. 82) полагает, что возникновение светской юриспруденции по времени совпадает с периодом установления новой патрицианско-плебейской олигархии и что она явилась следствием уравнения двух классов и появлением нового рода prudentes и prudentia iuris. См. также: D 'Ippolito. I giuristi e la citta: Ricerche sulla giurisprudenza romana della Repubblica. Napoli, 1979.
10 Помпоний, enchir. sing. D. 1.2.2.7: «После того как Аппий Клавдий собрал эти иски и письменно их зафиксировал, его писарь Гней Флавий, сын вольноотпущенника, украл этот сборник исков и передал его народу. И этот дар был до того приятен народу, что он тотчас сделал Флавия плебейским трибуном, сенатором и курульным эдилом. Этот сборник исков получил название «Флавиево цивильное право» (ius Flavianum)».
|
11 Секст был консулом в 198 г. до н.э., а Публий - в 201 г. до н.э. Последний был также и авгуром. См.: Schanz. Geschichte der rom. Literatur. Heft. 1, 3. Aufl. // Handbuch der klassischen Alterthumswissenschaft. Miinchen, 1907. S. 336 ff.; Klebs. V. Publius // PW. 1.526, Anm. 101; Stewart. The Annals of Q. Ennius. Cambridge, 1925. P. 186; Kunkel. Herkunft, cit.
u8' Помпоний, enchir. sing. D. 1.2.2.38: «Также (поэт) Энний воздал хвалу Сексту Элию, и
сохранилась от него книга под названием Tripertita, содержавшая самые древние основы цивильного права. Эта книга называется так потому, что, во-первых, содержит Законы XII таблиц, к которым, и это во-вторых, прилагаются комментарии, а также, в-третьих, - формулы легисакционных исков. Этому же Сексту Элию приписывают авторство еще трех книг. Но некоторые утверждают, что они ему не принадлежат». Энний назвал Секста Элия человеком «редкостного ума и опытным в делах». Цицерон (de re publica. 1.18.30) сообщает, что Секст Элий любил цитировать стих Энния: «Читать греческие трактаты? Да, но только немного, ибо к концу они уже перестают нравиться; право должно служить потребностям жизни и самому общественному делу». Ср.: Steward. The Annals of Ennius. P. 186; Schulz. Storia, cit. P. 70.
"ЧТЯТ
§12
Римская юриспруденция и выработка юридической казуистики
Республиканская юриспруденция
§13
(responsa) на вопросы, касавшиеся составления документов и заключения сделок (cavere), а также ведения процесса (agere)13.
Так как понтифики принадлежали к господствующему классу, их ответы основывались скорее на их высоком социальном статусе, или auctoritas, чем на разумности и аргументированности их мнений. Поэтому они не высказывались заранее по общим вопросам; и консультировали понтифики только по поводу конкретных судебных дел14. Вследствие этого самого высокого социального статуса, понтифики не взимали плату за свои услуги. Также они не занимались преподаванием, ибо это занятие считалось уделом низших сословий. После того как ответы стали давать публично, возникла практика разрешать присутствовать слушателям (auditores), которые теперь с «живого голоса» изучали искусство давать ответы15.
|
Деятельность понтификов при предоставлении ответов отнюдь не ограничивалась толкованием предписаний Законов XII таблиц или древних обычаев (mores maiorum). Понтифики действительно стали выступать в качестве творцов права16, так как они распространили применение уже выработанных жестких юридических форм на другие ситуации и сферы, употребляя новые формулы в соответствии с требованиями практики. Это случилось с такими институтами, как mancipatio, -использовавшейся как юридический акт абстрактного характера для самых разных целей, а также со stipulatio, с solutio и т.д.
§ 12. Юриспруденция классического периода
«Классическим» называется период наибольшего расцвета и блеска римской юридической науки, который можно рассматривать как образцовый. Концепция классического права, как и классического искусства или классической литературы, предусматривает представление о некой модели для подражания, об образцах, выработанных в период расцвета культуры. История римского классического права является частью об-
13 Шульц (Schulz. Storia, cit. P. 37 e sgg., 42) различает мнения и ответы юристов в отношении того, какие иски следует предъявить (опекающие ответы) и ответы, которые даны в качестве подтверждения законности уже совершенных юридических актов (судебные ответы), и приводит множество примеров тех и других.
|
14 Цицерон, de re publ. 1.19.30. Лелий хвалит Секста Элия за его стремление давать четкие ответы (инструкции) по существу представленного дела. Ср.: Schulz. Storia, cit. P. 48. См. также: Horat. Rationes dedicendi: Entscheidungsbegriindungen bei den alteren romischen Juristen bis Laheo. Aahen, 1969.
15 Цицерон (Brutus, 89.306) говорит о Квинте Муции Сцеволе: «он никому не преподавал», а также (42.144): «преподаванием не снискать почета».
16 Хотя современная наука и употребляет в отношении древних юристов термин interpretatio, однако, кажется, такое словоупотребление является скорее модернизацией. CM.:Fi(Amann//Sympotica Wieacker. S. &l;Archi // ZSS. 1970. S. 1.
щей истории юриспруденции17. Римское право достигает своего высшего расцвета в так называемый классический период, длившийся со 130 г.-до н.э. по 230 г. н.э. и совпавший по времени с эпохой кризиса Республики и установлением и господством режима принципата (см. § 2 и 3). История классического периода римского права в свою очередь распадается на несколько этапов:
- первый этап - становление (130-30 гг. до н.э.), который совпада-' ет с заключительным периодом кризиса республиканского государственного устройства, то есть с предклассическим периодом. Это был период создания оригинальной юридической системы, находившейся под влиянием греческой логики и диалектики;
- второй этап - расцвет (30 г. до н.э. - 130 г. н.э.). Совпадает с продолжительным периодом принципата - от Августа до Адриана, с периодом деятельности великих юристов - от Лабеона до Юлиана;
- третий этап - упадок (130-230 гг. н.э.). Совпадает с заключительным периодом в истории принципата, начавшимся после Адриана. В это время начинается фаза так называемой «бюрократической юриспруденции»18.
§ 13. Республиканская юриспруденция
В первое время республиканская юриспруденция еще сохраняет характерные черты и функции старого права понтификов. К традиционным обязанностям (munera, по выражению Цицерона, - de oral. 1.48.212) древних юристов - respondere, agere et cavere - прибавились две новые, дидактического характера:
- instituere: начальное обучение слушателей (auditores) основам права, его базовым принципам и правилам;
- instruere: углубленное преподавание практического характера, подготовка к овладению искусством давать ответы (responsum)19.
См.: Wieacker. Uber das Klassische in der rom. Jurisprudenz. Tubingen, 1950. S. 3 ff. Альварес Cyapec (Alvarez Suarez. La jurisprudencia romana en la hora presente. Madrid, 1966. P. 1 17 У sigs.) считает, что понятие «классика» следует употреблять и в отношении республиканских юристов, которые оказали сильное влияние на развитие права в период принципата.
Нам известны имена 92 юристов в период от Секста Элия до Гермогениана. Их полный список в алфавитном и хронологическом порядке представлен у Ленеля: Lenel О. Palinge-nesia luris Civilis. T. 2. Leipzig, 1889. Col. 1241 ff. По известным фрагментам он реконструировал сочинения этих юристов.
Помпоний (D. 1.2.2.43) утверждает, что Сервий Сульпиций Руф был в первую очередь mstitutus a Balbo Lucilio («учеником Луцилия Бальба») и только затем — instructus maxime a Gallo Aquilio («окончательно выучен Аквилием Галлом»). Оба учителя - Бальб и Галл — были учениками Кв. Муция Сцеволы. См.: Cerami et al. Storia, cit. P. 177 e sgg.
§13
Римская юриспруденция и выработка юридической казуистики
Республиканская юриспруденция
§13
В этот период юристы продолжали оставаться представителями сенатского и патрицианского нобилитета и занимали самые важные магистратуры. Кроме того, самые известные творцы цивильного права были также понтификами, как, например, юристы из рода Муциев (gens Mucia):
Публий Муций Сцевола,
Публий Луций Красе Муциан,
Квинт Муций Сцевола20.
Публий Муций Сцевола, Брут и Манилий считаются основоположниками цивильного права21. Луций Красе был, по словам Цицерона, «самым красноречивым из юристов»22.
Однако самым знаменитым из них и в то же время последним представителем юристов-аристократов, жрецом и магистратом, был Квинт Муций Сцевола, который, согласно Помпонию, «первым изложил цивильное право как систему в труде, насчитывающем 18 книг»23. Согласно этому свидетельству, Квинт Муций излагал цивильное право, руководствуясь греческим диалектическим методом, предполагавшим систематическое деление вещей по родовым и видовым признакам24. В его труде, посвященном гражданскому праву и воспринимавшемся
20 Публий Луций Красе был братом Публия Муция Сцеволы, а понтифик Квинт Муций Сцевола был сыном последнего. До Публия Муция Сцеволы был еще Квинт Муций Сцевола, прозванный «Авгуром», чтобы отличать его от известного юриста-однофамильца. Это же имя носил и консул 117 г. до н.э. См.: Schanz. Geschichte, cit. Heft 1. S. 340; Kunkel. Herkunft, cit. S. 12 ff.; Behrends. Die Wissenschaftlehre in Zivilrecht des Q. Mucius Scaevola pontifex. Gottingen, 1976 (рецензия - Humbert IIRH. 1977. P. 166 et suiv.
21 Помпоний, enchir. sing. D. 1.2.2.39: «После них был Публий Муций, и Брут, и Манилий, которые основали цивильное право. Из них Публий Муций оставил 10 книг, Брут - семь, а Манилий — три; сохранились тома, озаглавленные «Памятники Манилия». Бретоне (Bretone. La fondazione del ius civile nel manuale pomponiano // Tecniche e ideologic dei giuristi romani. Napoli, 1971. P. 161 e sgg.) считает, что Манилий, П. Муций и Брут стали основателями новой юридической науки, в известном смысле независимой от норм Законов XII таблиц. Эти юристы стремились представить теорию, отвечающую многообразию современной им юридической действительности, следуя своим внутренним убеждениям и новым критериям оценки юридических фактов. См. также: Schiavone. Nascita delta giuris-prudenza: Cultura aristocratica e pensiero giuridico nella Roma tardo—repubblicana. Ban, 1976. P. 69 e sgg.
22 Помпоний, enchir. sing. D. 1.2.2.40.
23 Помпоний, enchir. sing. D. 1.2.2.41. Ius civile Квинта Муция можно рассматривать как «фундаментальный труд римской юриспруденции» (ср.: Schulz. Storia, cit. P. 363). Квинт Муций Сцевола был консулом 95 г. до н.э., а затем великим понтификом и наместником провинции Азия. В 82 г. до н.э. он был убит сторонниками Мария.
24 Квинт Муций и юристы этого периода рассматривали в категориях genera и species такие институты права, как кража, владение, иски, опека и дарение. Квинт Муций Сцевола написал также liber singularis oron seu deimitionum («Книгу определений»). Об этом юристе см.: Schanz. Geschichte, cit. Heft 1. S. 341; Lepointe. Q. Mucius Scaevola. Paris, 1926. См.: Grosso IIAG. 1968. P. 208 e sgg; Kunkel. Herkunft, cit. S. 18.
последующими юристами как один из образцовых, которые они комментировали (libri ad Q. Mucium), был принят следующий способ изложения материала: „!>..•..,'•••(
- Наследство. v • • 1 • * t.u»
- Лица.. *r;'!<•
- Вещи. ' (v:«* •
- Обязательства25.
Квинту Муцию принадлежат знаменитые cautio Muciana и prae-sumptio Muciana. В известном деле Курия (causa Curiana) Муций защищал интерпретацию права с формальных, или буквальных, позиций, в то время как его оппонент, Лициний Красе, выдвигал аргументы, основанные на принципе справедливости.
Среди наиболее выдающихся учеников Квинта Муция следует выделить Луция Бальба, Папирия и особенно Аквилия Галла, которому приписывают изобретение иска о злом умысле (actio de dolo), Аквилие-вой стипуляции и правил о назначении наследниками детей, родившихся после смерти отца (postumi).
Юристы, жившие в последние годы Республики, в эпоху насилия и демагогии, хотя и продолжали занимать высшие посты и магистратуры, но по большей своей части происходили уже из сословия всадников (ordo equester).:;., if,.
25 Муциева система права предусматривала: I. Наследство: 1) наследование по завещанию; назначение наследника; лишение прав наследования; вступление в права наследования и отказ от этих прав; легаты; 2) наследование по закону. II. Лица: брак, опека, statuliberi, patria potestas; власть над рабами, вольноотпущенники; приложение: procurator (управляющий) и negotiorum gestor (управляющий без поручения). III. Вещи: владение и приобретение в собственность по давности (usucapio); добровольный отказ от права пользования и usucapio libertatis. IV. Обязательства: 1) договоры: заем, купля-продажа, арендные отношения (приложение: сервитуты); договор товарищества; 2) деликты: оскорбление (iniuria), кража (furtum), lex Aquilia. По мнению Шульца (Storia, cit. P. 173), рассмотрение сервитутов в связи с правом аренды связано с тем, что как сервитуты, так и locatio-conductio трактовались Муцием как приобретение прав пользования чужими вещами. Бремер (Bremer. lurisprudentiae ante Hadrianae quae supersunt. Т. I. Lipsiae, 1896, переизд.: Roma, 1964. P. 51) утверждал, что Муций в своем труде касался в основном вопросов, связанных с сельским хозяйством, и вопросов брака, а не вопросов торговли и обмена в целом. Принимая точку зрения Бремера, Скьявоне (Schiavone. Nascita della giurisprudenza. cit. P. 116) предположил, что идеальным центром Муциевой системы была семья (familia); прежде всего Муций стремился к консервации семейных устоев, а кроме того, он рассматривал юридическую роль отца семейства (pater) в отношении остальных членов семьи и вопрос о положении подвластных, и, наконец, он пытался отразить соотношение номинального значения власти (что ей положено по ее титулу) и ее реальных, фактических возможностей: все это объясняется тем, что общество того времени еще не было урбанизировано, территориальная община сохраняла свой замкнутый характер, ибо не была еще затронута торговыми отношениями.
«ЧВ*
"Ч" Т
§13
Римская юриспруденция и выработка юридической казуистики
Влияние греческой философии
§14
Среди них особенно выделялся происходивший из патрицианской семьи Сервий Сульпиций Руф, отец которого, однако, был римским всадником26. Он занимал множество магистратур, пока в 51 г. до н.э., после неудачной попытки предыдущего года, наконец занял должность консула. Он изучал диалектику и риторику у Аполлония Молона на о. Родос, а затем начал свою карьеру в качестве судебного оратора27. После встречи с Квинтом Муцием он решил посвятить себя юриспруденции и учился у Луцилия Бальба и Аквилия Галла28. По словам своего друга Цицерона, Руф был настоящим творцом юридической диалектики2'. Ему приписывают около 180 книг, из которых, однако, сохранились названия только четырех (см. Указатель юристов). Самыми важными из них стали критические пояснения к трудам Квинта Муция (Reprehensae Scaevolae Capita, или Notata Mucii), а также комментарии к эдикту городского претора (ad edictum, ad Brutum). «Комментарии к эдикту» Сульпиция Руфа открывают целую серию подобных комментариев к эдикту, написанных самыми значительными юристами.
26 Цицерон, pro Murena. 7.16. См.: Kunkel. Herkunft, cit. S. 25; Schulz. Storia., cit. P. 81; Schanz. Geschichte, cit. 2-te Heft 2. S. 482; Vernay. Servius et son ecole. Lyon, 1909; Gesler II PW. 7A. Col. 829; Bretone. II response serviano // Technique et ideologic, cit. P. 13 etsuiv.
27 Цицерон (Brutus. 41.15); Квинтилиан. 10.5.4.
28 Помпоний, sing, enchir. D. 1.2.2.43: «О Сервий Сульпиций, считавшемся в свое время лучшим среди судебных ораторов или, по крайней мере, вторым после Марка Туллия (Цицерона), рассказывали следующее. Как-то раз он (Сервий) решил проконсультироваться у Квинта Муция по поводу дела своего друга. Муций дал ему юридический ответ, но Сервий плохо его понял. Он спросил Квинта Муция второй раз, но с тем же результатом. После этого Муций отругал его: ведь он сказал, что патрицию и судебному оратору стыдно не знать то право, в котором он вращается. Уязвленный этим оскорблением, Сервий принялся изучать цивильное право и слушал (лекции) многих из тех, о ком мы говорили. Сначала он учился у Луцилия Бальба, главным же образом он учился у Галла Аквилия, который жил на острове Церцина. Поэтому многие свои труды Сервий написал на Церцине. Он погиб, исполняя обязанности римского посла, и народ установил на площади его статую, которая и сегодня стоит перед рострами Августа. Многие из его трудов сохранились, ведь он написал более 180 книг». Ср.: Цицерон, de orat. 34.120. Об интерпретации этих текстов см.: Schulz. Storia, cit. P. 85 (примеч. 5).
29 Цицерон, Brutus. 152: «Брут: Ты говоришь это серьезно? Говоришь, что предпочитаешь Квинту Сцеволе нашего Сервия? — Я, Брут, думаю так: и Сцевола, и многие другие были очень опытны в цивильном праве, но только у него (то есть у Сервия) оно стало наукой. Он никогда бы не добился этого одним лишь знанием права, если бы он не изучил к тому же науку, которая учит разделять целое на части, скрытое объяснять определениями, темное разъяснять толкованием, сначала выделять смутное, а потом его делать четким и, наконец, составить правило, на основании которого указывается истинное и ложное, а также у каких предпосылок есть следствие, а у каких нет. Он действительно применял эту самую важную из всех наук, словно пролив луч света на то, что запутанным образом делалось другими при осуществлении исков или на юридических консультациях. - Брут: Мне кажется, ты имеешь в виду диалектику. - Ты правильно думаешь. Но к этому Сервий присоединил познания в словесности и изящество стиля, что прекрасно видно из его сочинений, с которыми никакие другие не могут сравниться».
Сервий Сульпиций Руф был первым юристом, основавшим свою собственную юридическую школу - Сервиеву. Однако речь здесь идет не о специально организованном публичном преподавании, но лишь о присутствии слушателей (auditores) на юридических консультациях, проводимых этим юристом30. Это, конечно, не выходило за рамки традиционной юридической практики, введенной еще юристами-понтификами. Среди учеников Сервия следует особо выделить:
Авла Офилия, • ', •,,
Алфена Вара, «•
Пакувия Антистия Лабеона (отца Лабеона)31. i i v
Офилий, друг Цезаря и представитель всаднического сословия» иро» комментировал преторский эдикт в сочинении, намного превосходившем труд своего учителя Руфа. Алфен Вар был консулом 39 г. до н.э.;->\ • •• •'
§ 14. Влияние греческой философии
Юриспруденция республиканского периода развивалась под сильным влиянием эллинизма. Это духовное движение греческого мира, которое было влиятельным на разных этапах истории римского права, предоставило республиканским юристам общие методы логического и диалектического мышления, позаимствованные из философских учений Аристотеля и Платона32. Однако, хотя процесс выработки римских пра-
30 Цицерон, de orat. 41.142; 42.143-144: «Что касается юрисконсультов, то достаточно услышать их, когда они консультируют нуждающихся. Они настолько заняты этим, что у них не остается времени на преподавание, если только они не преподают и не консультируют в одно и то же время». Цицерон (de amicitia, 1.1; Brut. 83.306; Art. 4.16.3; de leg. 1.4.13) описывает процесс своего обучения у Квинта Муция Авгура и Квинта Муция Понтифика. В школе давали лишь элементарные понятия о праве; потом ученик попадал в близкое окружение юриста, чтобы жить с ним в одном доме и сопровождать его при раздаче ответов на форуме или помогать ему на судебных процессах. Ученик наблюдал за советами и ответами, которые давал его учитель: лучшей школой была практика. Шульц (Storia, cit. P. 112) полагает, что юристы, несомненно, отказывались от преподавания в собственном смысле этого слова, они считали это занятием, несовместимым со своим общественным положением. И Сервий также практиковал этот аристократический тип преподавания права.
Помпоний, sing, enchir. D. 1.2.2.44: «Среди этих слушателей (Сервия Сульпиция) наибольшим авторитетом пользовались Алфен Вар и Авл Офилий. При этом Вар стал консулом, а Офилий пребывал в сословии всадников. Офилий был большим другом Цезаря; он оставил после себя множество сочинений по цивильному праву, которые легли в основание всех частей системы цивильного права. Ведь он первым написал исследование, в котором рассмотрел законы о пятипроцентном налоге на наследство, а также составил тщательное исследование об эдикте претора; ведь до него Сервий написал две кратких книги об эдикте к Бруту».
Свой диалектический метод Платон основывает на изучении родов и видов. Роды следует изучать посредством установления различий и синтеза многообразий. Аристотель применил метод различений, называвшийся по-гречески diaieresis, а по-латыни — divisio
"ЧГ
§14
Римская юриспруденция и выработка юридической казуистики
Влияние греческой философии
§14
новых норм и находился в зависимости от развития учений о логике и от культурного контекста своего времени, вместе с тем он имел и определенные характерные черты, свойственные оригинальному римскому юридическому гению.
Для римских юристов право - это наука и искусство", предназначенные для практического применения и призванные решать конкретные проблемы, возникавшие в человеческих взаимоотношениях. Метод и юридическая техника оставались типично римскими на всем протяжении истории права. От юриспруденции времен понтификов и до бюрократической юриспруденции преобладающим оставалось следование казуистическому методу, основанному на решении конкретных дел, изложенных очень подробным и обстоятельным образом34.
Исследователи римского права стремились определить степень влияния греческой риторики и диалектики на ведущих юристов республиканского времени, особенно на Кв. Муция Сцеволу и Сервия Сульпи-ция Руфа35. Согласно данным Помпония, Кв. Муций был первым юри-
или distinctio. Шульц (Storia, cit. P. 119 е sgg.) называет юриспруденцию этого периода «эллинистической» или «диалектической». См. также: No'rr. Divisio und Partitio: Bemerkungen zur rom. Rechtquellenlehre und zur antiken Wissenschafttheorie. Berlin, 1972; Talamanca. Lo schema genus-species nelle sistematiche dei giuristi romani // Quaderni Ace. Naz. dei Lincei. Roma, 1977.
33 В античной культуре можно выделить три вида знания: sofia, или sapientia, то есть абстрактное знание абсолютных истин, или совершенная мудрость, к которой стремится теология, fronesis, или prudentia, - наука, относящаяся к житейской мудрости, к практике, имеющая своей целью - быть полезной для человека и общества; tehne, или ars - техника, или метод практического применения. Для римских юристов право - это prudentia и ars boni et aequi, но в особенном и оригинальном смысле этих понятий. Д'Орс (D'Ors. Roma ante Grecia: Educacion helenistica у Jurisprudencia romana // Cuadernos de la Fundacion Pastor. 1961. P. 86 et suiv.) отличает юриспруденцию и занятия ею как аристократическую профессию от греческого метода, который способствует рационализации жизни. См.: Alvarez Sudrez. La Jurisprudencia romana. P. 81 et suiv.; Biondi. Arte у Ciencia del Derecho / Trad, de Latorre. Barselona, 1953. P. 125 у sigs.
34 Schulz. Storia, cit. P. 133 e sgg. Защищая свой тезис о рецепции диалектических методов в юриспруденции, он утверждает, что то, к чему стремился Цицерон, это небольшая замкнутая система, основанная на простейших разделениях, дефинициях и принципах. Но то, к чему стремились римские юристы, имело противоположный характер: это открытая система, основанная на широком применении метода диалектики и на постоянном процессе поиска и рассмотрения все новых казусов. На с. 177 он утверждает, что созданная в Греции научная дисциплина позволила раскрыться народной энергии и римской науке. Установление принципата Августа означало конец эпохи эллинизма, и в юридической науке начался этап, который готовил возникновение классической юриспруденции. Однако научный вклад последующих юристов включал в себя дальнейшее использование риторических и диалектических методов в юриспруденции эпохи принципата.
35 Многочисленные научные труды по этой проблеме основаны в первую очередь на сведениях, сообщенных Цицероном. Множество авторов, начиная с Куяция, старались найти прямую связь между греческой философией и римской юриспруденцией. Начиная с публикаций Стру (Stroux. Romische Rechtswissenschaft und Rhetorik. Potsdam, 1949) и Ла Пира
стом, изложившим цивильное право при помощи разделения его на составные части по родовому признаку (genera). Он часто обращался к трудам по диалектике и риторике, посещал кружки Сципиона и Пане-тия, в которых обсуждались философские учения греков36.
Еще большее влияние греческая философская культура оказала, должно быть, на Сервия Сульпиция Руфа: Цицерон писал, что Руф «создал юридическую диалектику». Однако он не должен был остаться полностью доволен работой, проведенной его современником и другом, ибо подчеркивал тот факт, что до сих пор ни один автор не предпринял попытки изложить право в систематической форме и использовать разделение на genera, и намеревался сам осуществить этот план.
Ученые, исследовавшие вопрос о применении римскими юристами диалектических категорий genera и species, а также методов divisio и partitio, пришли к определенным выводам в отношении использования этих приемов в дидактических пособиях - институциях37. В то же время, отвлекаясь от самого общего использования метода различений частью юристов, не удалось прийти ни к какому заключению относительно использования этих методов со стороны юриспруденции, которая следовала казуистическому методу. Самое большее, что можно утверждать в качестве гипотезы, так это то, что в трудах юристов эпохи Республики постепенно нарастала тенденция к выработке абстрактных схем, максим и обобщений38. Юристы классического периода не следовали теориям и
(La Pira), в литературе признано, что римская юриспруденция применяла основные правила диалектики, как то: определения, разделения, методы аргументации. См. библиографию, приведенную у Альвареса Суареса (Alvarez Sudrez. La Jurisprudencia romana. P. 96 et suiv.), а также: Garcia Garrido. Casuismo у Jurisprudencia romana. Madrid, 1976. P. 14 у sigs.; Tafaro. II giurista e Pambiguita. Bari, 1994; Coppola. Culture e potere, cit. P. 29 e sgg.; Talamanca. Lo schema genus-species, cit. P. 4 e sgg.
36 Как и другие юристы, Квинт Муций посещал кружок П. Корнелия Сципиона Эмилиана, где обсуждали труды Платона и Аристотеля. Труды Аристотеля занимали важное место в библиотеке Персея Македонского, перевезенной в Рим в 167 г. до н.э. Эмилием Павлом. См.: Schulz. Storia. cit. P. 120; Schiavone. Nascita della giurisprudenza. P. 96 e sgg.
Mete. lus civile in artem redactum. Gottingen, 1956. S. 19 ff. Фурман (Fuhrmann. Das systematische Lehrbuch: Ein Beitrag zur Geschichte der Wissenschaften in der Antike. Gottingen, 1960) полагает, что римская юриспруденция не только восприняла частные элементы греческой логики, но и построила на ее основе всю структуру дидактических пособий, что видно по «Институциям» Гая. Виакер (Wieacker. Uber das Verhaltnis der rom. Fachjurisprudenz zur griechischellenistischen Theorie // Jura. 1969. P. 463 e sgg.) утверждает, что полностью завершенная систематизация римского права впервые встречается только у Гая, который выделил основные категории права и последовательно подразделил их на позитивные институции. См. также: Orestano. Obligationes e dialectica // Melanges Levy-Briihl. Paris, 1959. P. 448 et suiv.; Villty. Recherches sur la literature didactique du droit romair (a propos d'un texte de Ciceron de oratore). T. 1. Paris, 1945. P. 188-190. 8 Таламанка (Talamanca. Lo schema genus-species, cit. P. 289) завершает свое исследование выводом о том, что «хотя prudentes и воспользовались методами diaieresis и классифика-
§15
Римская юриспруденция и выработка юридической казуистики
Юрист и оратор
§1*
предложениям Цицерона; возможно, он пользовался большим влиянием среди ораторов39.
§ 15. Юрист и оратор
Не следует смешивать юриста с оратором или адвокатом. Первый высказывал суждения и давал юридические консультации. Второй - в пространном выступлении в суде или перед судьей «излагал суть дела», представлял и развивал доказательства, проводил опрос свидетелей и т.д. Юрист ориентировал клиента, объяснял ему, какую правовую норму следует применить в его деле, и подсказывал наиболее удобную формулу, с которой следовало обратиться к претору. Оратор же сопровождал клиента и помогал ему в судебном состязании.