Арт-терапия и арт-педагогика в работе с подростками девиантного поведения.




ФГБОУ ВО «ВОСТОЧНО-СИБИРСКИЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ»


Факультет социально-культурной деятельности наследия и туризма

Кафедра социально-культурной деятельности

 

Доклад: « Арт-терапия и арт-педагогика в работе с подростками девиантного поведения».

 

Выполнила ст-ка 2 курса СКД, гр. 13Б-19, Черкасова А.Ю.

Преподаватель Орешкина Е.В., к.п.н., доцент кафедры педагогики и психологии.

 

 

Улан-Удэ

2021 г.

Арт-терапия и арт-педагогика в работе с подростками девиантного поведения.

Подростки девиантного поведения – это несовершеннолетние лица, проявляющие и демонстрирующие агрессивное неправомерное, правонарушительное поведение, противоречащее или отклоняющееся от устоявшихся общепринятых общественных норм.

Проявления девиантного поведения у детей и подростков может воплощаться в разных формах, однако в большинстве случаев оно сопровождается явно выраженной агрессией по отношению к себе или к окружающим, намеренным отказом от правил и стремлением к их нарушению. Подростки отклоняющегося поведения склонны к употреблению алкоголя и наркотических веществ, воровству, хулиганству, уходу из дома и пр.

Причины девиантного поведения – это факторы, ситуации или явления, влекущие за собой проявление негативного действия, направленного главным образом на разрушение. К ним относятся ошибки семейного и школьного воспитания, отрицательное влияние стихийно-группового общения, акцентуации характера, психосоматические и нервные расстройства и др.

Такое поведение среди подростков имеет свойство постепенно прогрессировать, оборачиваясь в более агрессивные, жестокие и разрушительные по отношению к самому индивиду и всему обществу формы. Поэтому в интересах всего общества предпринимать попытки к гуманному пресечению, борьбе и профилактике девиантного поведения. Работу с «трудными» подростками ведут психологи, педагоги, учителя, родители и другие субъекты влияния на сознание несовершеннолетних.

Существуют различные формы работы с подростками девиантного поведения. Среди них хорошо зарекомендовали себя арт-терапия и арт-педагогика.

 

Арт-терапия – это специализированная форма психотерапии, использующая возможности искусства для достижения положительных изменений в интеллектуальном, социальном, эмоциональном и личностном развитии человека.

Термин «Арт-терапия» был введен Адрианом Хиллом в 1938 году при описании своей работы с туберкулезными больными в санаториях. Особенность использования искусства в коррекционных целях заключается в том, что с его помощью можно на символичном уровне исследовать чувства и выражать их.

В процессе арт-терапии удовлетворяется актуальная потребность в признании, в позитивном внимании, ощущении собственной успешности и значимости. Высвобождается психическая энергия, которая обычно тратится подростком на неэффективное напряжение.

Арт-терапия может быть гуманным средством анализа и диагностики проблем поведения девиантных подростков, а также эффективным средством коррекции такого поведения.

Искусство является сильным средством воздействия на эмоциональную и интеллектуальную сферы личности. Изобразительное искусство, изобразительная и художественно-творческая деятельность могут играть серьезную роль в формировании гармоничной личности осужденного в преодолении девиантного поведения для последующей социализации и интеграции на воле.

Использование в педагогическом процессе системы воспитательных ситуаций, направленных на формирование гуманистического ядра личности, обеспечивающих ей свободный выбор ценностных ориентиров и жизнеопределяющих решений, обеспечивает повышение уровня личностного роста индивида, способствующего развитию и реализации потребности в его положительном самоизменении. При этом в центре внимания педагогов должно находиться обеспечение саморазвития формирующейся личности, необходимым условием которого является свобода.

Согласно представлениям арт-терапевтического феноменологического подхода, именно в арт-терапевтическом процессе человек находит способ решения своих проблем. Сущность феноменологического подхода в арттерапии заключается в том, что создатель художественной работы вовлечен в центр арт-терапевтического процесса и становится главным наблюдателем собственной художественно-творческой продукции. Рассматривая порожденные им феномены, клиент познает себя, испытывает чувства и самостоятельно порождает субъективные смыслы, и эти смыслы не навязываются ему арт-терапевтом.

Искусство является сильным средством воздействия на эмоциональную и интеллектуальную сферы личности. Художественно-творческая деятельность играет серьезную роль в формировании гармоничной личности детей и подростков путем их интеграции в культурно-образовательную среду, и выступает, как средство арт-терапии.

Арт-терапия позволяет ребенку не потерять свою индивидуальность, а также во время творческого процесса не испытывать чувство стыда и неловкости, она способствует раскрытию внутренних ресурсов организма и психики.

Арт-педагогика – это одна из частей педагогической науки, которая базируется на кооперации педагогики и искусства и изучающая закономерности воспитания и развития человека посредством искусства. Суть арт-педагогики состоит в воспитании, обучении и развитии средствами искусства личностей; формировании у них основ художественной культуры и овладении практическими навыками в разных видах художественной деятельности. Основная цель арт-педагогики - художественное развитие детей с проблемами и формирование основ художественной культуры, социальная адаптация личности средствами искусства. В арт-педагогике искусство не является единственной целью деятельности, оно становиться лишь средством решения профессиональных задач, т.е арт-педагогическая теория и практика при помощи средств искусства решает профессиональные задачи, но при этом совершенно не претендуя на серьезное профессиональное художественное образование.

Сопоставительный анализ специфики профессиональной деятельности в области арт-терапии и арт-педагогики позволил выявить наиболее существенные отличительные признаки. Если сравнивать эти науки по области научного знания, то можно прийти к выводам, касающихся такого убеждения, что в сфере профессиональных задач различия состоят, в том, что арт-педагогика занимается, прежде всего воспитанием, развитием эмоционально-ценностной сферы обучаемого и прояснением учебного материала, насыщенного эмоциями, ценностями и смыслами, а арт-терапия оказывает лечебное воздействие на психику, исправляет негативные особенности психологического развития, предотвращает нервно-психические и психосоматические заболевания и способствует развитию личности.

При сравнении по такому критерию как цель применения средств искусства, можно сказать, что арт-педагогика способна прояснять учебно-воспитательный материал посредством предметов искусства, оптимизирует условия педагогического взаимодействия и скрыто диагностирует ценностные отношения, мотивы и качество понимания учебного материала. Арт-терапия в этом отношении с помощью применения средств искусства помогает клиенту выразить содержание своего внутреннего мира, чувств и эмоций в художественных образах, а также способствовать разрешению внутриличностных и межличностных конфликтов.

Специалистами в области арт-педагогики могут являться учителя, воспитатели, социальные педагоги, педагоги дополнительного образования и т.д. Эксперты в арт-терапии обычно представляют собой психотерапевтов, психологов и педагогов-психологов.

В настоящее время все больше педагогов прибегает к использованию методов арт-педагогики. Однако основателем такого рода методов являлся В.Н. Сорока-Росинский, создатель известной школы-коммуны для трудновоспитуемых подростков имени Ф.М. Достоевского. Целью воспитания он считал гармоничное развитие личности, укорененной в национальной ментальности. Сорока-Росинский воспитывал и перевоспитывал «дефективных» подростков именно культурой. Он видел в каждом из учеников ШКИДа не безнадежных малолетних преступников и хулиганов, а присущий каждому из них невероятный художественный потенциал или уклон в сторону какой-либо из изучаемых наук. В этом проявлялся гуманизм его педагогики. К методам и средствам перевоспитания трудных ребят лежало глубокое уважение к знаниям, культуре и к интеллектуальному труду.

Введение такого педагогического новшества в школе, как учет, т. е. своеобразные общественные смотры знаний, позволяла воспитанникам осознать общественную ценность и необходимость знаний и получить общественное признание своей деятельности. Подготовка к такому смотру была сопряжена с активной познавательной деятельностью ребят: они готовили сцены-диалоги, инсценировки, составляли схемы, диаграммы и т. д. Главный воспитательный результат учета В. Н. Сорока-Росинский видел в том, что «ребята впервые почувствовали уверенность в своих возможностях».

Росинский, стремясь реализовать арт-педагогические цели, прибегал к необычным способам. Например, вместе с парой одаренных ребят, сочинил гимн для школы-комунны. Благодаря этому, ребятам прививались положительные нравственные качества,
формировалось уважительное отношение к учебному и иным видам труда, а также у подростков формировалась склонность к тому, чтобы доказывать свое достоинство перед остальными воспитанниками не путем агрессивного самоутверждения, а своими учебными и художественными заслугами. Каждый всячески пытался найти в себе какой-то «талант», чтобы и его заметили и стали уважать и педагоги и сверстники.

Виктор Николаевич также применил арт-педагогический способ, заключающийся в театрализации, когда предложил ученикам самим поставить и разыграть пьесу. В ходе постановки у учеников развивалось воображение, когда они раздумывали над созданием костюмов и декораций, работало и аналитическое мышление, когда нужно было представить одного из своих товарищей в образе того или иного героя и понять сможет ли «молодой актер» играть эту роль или нет. Ребята трудились над постановкой пьесы усердно и все вместе, при этом у них совершенно не оставалось времени и желания на межличностные конфликты – все работали над общей целью, т.о укреплялся коллективный дух, доверие и всеобщее чувство ответственности.

Арт-терапия в таком случае решала такие аспекты как улучшение всеобщего эмоционального состояния и повышение настроения каждого подростка, у которого также укреплялось чувство собственной важности и достоинства.

Педагог-психолог – Денисова А.В, работая с трудными подростками, считает применение методов арт–терапии замечательным способом социального врачевания личности, изменения стереотипов ее поведения средствами художественного творчества. Формы арт-терапии могут быть как групповыми, так и индивидуальными. Привлекательность арт-терапии заключается в том, что она использует язык визуальной и пластической экспрессии. Это является незаменимым инструментом гармонизации тех сторон внутреннего мира ребенка, для выражения которых слова малопригодны. Методы арт-терапии связывают интеллект учащегося и его чувства, потребности в рефлексии и жажду действий, план телесный и план духовный.

Денисова использует приемы психогимнастики как общения ребят без слов посредством двигательной экспрессии, целью которой является – познание и изменение личности. Психогимнасика является одним из видов танцетерапии.

Также она использует приемы оригами как одного из средств и направлений арт-терапии.

Занятия оригами:

  • повышают навыки мелких и точных движений пальцев как правой, так и левой руки;
  • повышают активность правого полушария мозга и уравновешивают работу обоих полушарий;
  • повышают интеллектуальные способности, активизируют творческое мышление и исследовательские навыки, увеличивают его скорость и гибкость и т.д.

Опыт использования методов арт-терапии с трудными подростками педагога-психолога показал, что они помогают установить контакт с подростком. В ходе занятий ребята приобретают ценный опыт позитивных изменений, постепенно происходит гармонизация личности, развивается рефлексия и анализ своего поведения, мыслей и чувств, улучшается общая атмосфера в группе, расширяются связи с другими детьми, через переживание сильных эмоций, благодаря преодолению трудностей ребенок становится терпимее и мудрее по отношению к другим.

Таким образом, мы можем точно говорить о том, что арт-терапия и арт-педагогика являются эффективным и нестандартным средством и способом работы с детьми и подростками девиантого поведения.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-06-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: