Право и этика СМИ – это особый предмет изучения в системе журналистского образования.
Право и этика, регулирующие практику прессы, имеют двоякий статус. С одной стороны, они являются элементами сложившихся в обществе систем законодательства и профессиональной этики. В этом смысле журналистская этика давно уже получила признание у специалистов. Право СМИ еще только оформляется и становится, обретает себя. Объем нормативных документов по вопросам информации и информатизации в России нарастает. Это побуждает специалистов выделять особую отрасль законодательства –информационное право. Еще более узким по значению понятием пользуются те, кто имеет дело с журналистикой, –они говорят о праве СМИ. Исследователи и преподаватели вузов предлагают развивать журналистское правоведение как научную и учебную дисциплину.
У права и этики СМИ есть и другое измерение: они входят в систему журналистской теории и образования. Здесь они имеют как бы два крыла. Во-первых, право и этика смыкаются с фундаментальным учением о принципах и социальных ролях прессы, о структуре мировоззрения журналиста и т.п. Во-вторых, они формируют (предписывают, подсказывают, запрещают) стандарты поведения корреспондента и редактора, предопределяют выбор тех или иных средств труда и значит – должны изучаться на прикладном уровне, в системе методов и техники производственной деятельности.
Содержание правовой культуры журналиста.
Правовую культуру журналиста мы понимаем как уважение, знание и практическое применение норм права в интересах эффективной и безопасной профессиональной деятельности.
Знание норм включает в себя обширный и многообразный материал. Оно позволяет журналисту свободно ориентироваться в социальном мире и мире профессиональном.
Важнейшие составляющие:
Ø в связи с социальной средой, в которой разворачивается практика СМИ, – конституционное право, система власти в Российской Федерации, основы международного права;
Ø в связи с объектом деятельности – права граждан, юридических лиц, органов власти и управления, попадающих в сферу журналистского внимания;
Ø в связи с предметом деятельности – специальное законодательство, регулирующее массово-информационный обмен;
Ø в связи с условиями деятельности – трудовое и административное право (касающееся наемного работника), имущественные права (касающиеся менеджера или собственника СМИ), гражданское право (касающееся работы журналиста по договору подряда);
Ø в связи с реализацией своих прав – средства, инстанции и порядок правовой защиты и самозащиты журналиста.
Основным нормативным актом, который регулирует деятельности журналистов в России, является Федеральный Закон «О средствах массовой информации» («Закон о СМИ»). Это не единственный документ, который должен знать работник сферы медиа. Законодательство в области средств массовой информации шире.
Также необходимо указать такие законы и нормативные акты,как:
· Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»;
· Федеральный закон «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации»;
· Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 4 ГК РФ – сфера интеллектуальной собственности; глава 8 Гражданского кодекса РФ «Нематериальные блага и их защита»; параграф 4 главы 59 Гражданского кодекса РФ «Компенсация морального вреда»; ст. 152 ГК РФ – «Защита чести, достоинства и деловой репутации»);
· Уголовный кодекс Российской Федерации (ст. 146 «Нарушение авторских и смежных прав»; защита информационной безопасности человека и гражданина: ст. 137 «Нарушение неприкосновенности частной жизни», ст. 138 «Нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений», ст. 138.1 «Незаконный оборот специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации»);
· Кодекс об административных правонарушениях;
· Закон «О государственной тайне»;
· Федеральный закон «О рекламе»;
· Федеральный закон «Об обязательном экземпляре документов»;
· Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности»;
· Федеральный закон «О персональных данных».
·
Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 18.04.2018, с изм. от 17.01.2019) "О средствах массовой информации"
Статья 47. Права журналиста
Журналист имеет право:
1) искать, запрашивать, получать и распространять информацию;
2) посещать государственные органы и организации, предприятия и учреждения, органы общественных объединений либо их пресс-службы;
3) быть принятым должностными лицами в связи с запросом информации;
4) получать доступ к документам и материалам, за исключением их фрагментов, содержащих сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну;
5) копировать, публиковать, оглашать или иным способом воспроизводить документы и материалы при условии соблюдения требований части первой статьи 42настоящего Закона;
6) производить записи, в том числе с использованием средств аудио- и видеотехники, кино- и фотосъемки, за исключением случаев, предусмотренных законом;
7) посещать специально охраняемые места стихийных бедствий, аварий и катастроф, массовых беспорядков и массовых скоплений граждан, а также местности, в которых объявлено чрезвычайное положение; присутствовать на митингах и демонстрациях;
8) проверять достоверность сообщаемой ему информации;
9) излагать свои личные суждения и оценки в сообщениях и материалах, предназначенных для распространения за его подписью;
10) отказаться от подготовки за своей подписью сообщения или материала, противоречащего его убеждениям;
11) снять свою подпись под сообщением или материалом, содержание которого, по его мнению, было искажено в процессе редакционной подготовки, либо запретить или иным образом оговорить условия и характер использования данного сообщения или материала в соответствии с частью первой статьи 42 настоящего Закона;
12) распространять подготовленные им сообщения и материалы за своей подписью, под псевдонимом или без подписи.
Журналист пользуется также иными правами, предоставленными ему законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации.