Наш край на карте Родины. Карта родного края.
Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в
результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края.
Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.
Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т.д).
Охрана почв в нашем крае.
Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие
растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.
Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями.
Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство). Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.
Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого
рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных.
Экскурсия: Поверхность нашего края.
Практические работы: Знакомство с картой края. Рассматривание образцов
полезных ископаемых своего края. Жизнь леса. Жизнь луга. Жизнь пресного водоема.
Знакомство с культурными растениями нашего края.
Страницы всемирной истории.
Представление о периодизации истории. Начало истории человечества:
|
первобытное общество. Древний мир; древние сооружения – свидетельства прошлого.
Средние века; о чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен в XX в.
Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.
Экскурсия: Мир древности: экскурсия в краеведческий музей.
Страницы истории Отечества.
Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных
славян, их быт, нравы, верования.
Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть.
Крещение Руси. Русь – страна городов. Киев – столица Древней Руси. Господин Великий
Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.
Наше Отечество в XIII – XV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда.
Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь.
Московские князья – собиратели русских земель. Дмитрий Донской.
Куликовская битва.
Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы
страны в XIII – XV вв.
Наше Отечество в XVI – XVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и
Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI – XVII вв. Россия в XVIII в.
|
Петр Первый – царь-преобразователь. Новая столица России – Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы:
А. В. Суворов, Ф. ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII в.
Россия в XIX – начале XX в. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение.
М. И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX – начале XX в.
Россия в XX в. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй –
последний император России. Революции 1917 г. Гражданская война. Образование СССР.
Жизнь страны в 20 – 30-е гг. Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы – всенародный праздник.
Наша страна в 1945 – 1991 гг. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».
Преобразования в России в 90-е гг. XX в. Культура России в XX в.
Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов,
поселков, улиц, в памяти народа, семьи.
Экскурсия: Во времена Древней Руси
Современная Россия.
Мы – граждане России. Конституция России – наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка.
Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание,
Правительство.
Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные
праздники.
Многонациональный состав населения России.
Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр
Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.
|
Календарно- тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата по плану | Дата по факту |
Земля и человечество (9ч) | ||||
Мир глазами астронома | ||||
Планеты Солнечной системы | ||||
Звёздное небо – великая книга Природы | ||||
Мир глазами географа | ||||
Мир глазами историка | ||||
Когда и где? | ||||
Прошлое и настоящее глазами эколога | ||||
Сокровища Земли под охраной человечества | ||||
Сокровища Земли под охраной человечества | ||||
Природа России (10 ч) | ||||
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Земля и человечество». Равнины и горы России | ||||
Моря, озёра и реки России | ||||
Природные зоны России | ||||
Зона арктических пустынь | ||||
Тундра | ||||
Леса России | ||||
Лес и человек | ||||
Зона степей | ||||
Пустыни | ||||
У Чёрного моря | ||||
Экологическое равновесие. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа России» | ||||
«Родной край – часть большой страны» (15ч) | ||||
Наш край | ||||
Поверхность нашего края | ||||
Поверхность нашего края (экскурсия) | ||||
Водоёмы нашего края | ||||
Наши подземные богатства | ||||
Земля – кормилица | ||||
Растения и животные леса и луга(экскурсия) | ||||
Жизнь леса | ||||
Жизнь луга | ||||
Жизнь пресного водоема | ||||
Растения и животные пресного водоема(экскурсия) | ||||
Растениеводство в нашем крае | ||||
Животноводство в нашем крае | ||||
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Родной край – часть большой страны» Презентация проектов. | ||||
Страницы всемирной истории (5 ч) | ||||
Начало истории человечества | ||||
Мир древности: далёкий и близкий | ||||
Средние века: время рыцарей и замков | ||||
Новое время: встреча Европы и Америки | ||||
Новейшее время: история продолжается сегодня | ||||
Страницы истории Отечества (20 ч) | ||||
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Страницы всемирной истории» Жизнь древних славян | ||||
Во времена Древней Руси | ||||
Страна городов | ||||
Из книжной сокровищницы Древней Руси | ||||
Трудные времена на Русской земле | ||||
Русь расправляет крылья | ||||
Куликовская битва | ||||
Иван Третий | ||||
Мастера печатных дел | ||||
Патриоты России | ||||
Пётр Великий | ||||
Михаил Васильевич Ломоносов | ||||
Екатерина Великая | ||||
Отечественная война 1812 г | ||||
Страницы истории XIX в | ||||
Россия вступает в XX в | ||||
Страницы истории 1920 – 1930-х годов | ||||
57-58 | Великая Отечественная война и Великая Победа | |||
Страна, открывшая путь в космос | ||||
Современная Россия (9 ч) | ||||
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Страницы истории Отечества». Основной закон России и права человека | ||||
Мы – граждане России | ||||
Славные символы России | ||||
Такие разные праздники | ||||
64-66 | Путешествие по России | |||
Что мы узнали и чему научились за год (итоговый урок) | ||||
Презентация проектов |
Согласовано
Руководитель мо учителей нач.классов
___________________ / Е.И.Сидорова
Протокол от _________ №_______
Согласовано
Зам.директора по УВР МБОУ СШ №13
_____________________ / Усимова И.Б.
«_____» ______________ 2019 г.