Лексическая норма
Задание 1. Определите значения следующих слов. Составьте словосочетания.
Абонемент, абонент, абстракция, аксиома, аллегория, альманах, амплуа, апогей, апостроф, апофеоз, ассоциация,баллотироваться, беллетристика, вираж, виртуоз, витраж, гамма, гарантия, гипотеза, дебатировать, дебют, декларация, дилемма, дилетант, дубликат, закоснелый, закостенелый, заурядный, имитация, инверсия, инцидент, каламбур, кампания, кардинальный, клише, когорта, колосс, коммюнике, компания, компетентный, косный, прецедент.
Тавтология
Задание 2. Укажите слова, ставшие причиной тавтологии, исправьте предложения.
1. Милая, добрая, отзывчивая — так отзывались о ней все. 2. Это свойство свойственно всем писателям. 3. Строительство школы не должно замирать на мертвой точке. 4. Питательная маска подпитывает кожу. 5.Деятельность фирмы ставилась выше интересов любой заинтересованной стороны, даже выше интересов государства. 6.Расширился бюджет центра, что позволяет привлечь к участию в конкурсах большe участников.
Задание 3. Исправьте ошибки и запишите правильный вариант.
1. Следует отметить следующие особенности.
2. После прохождения обучения наш учебный центр гарантирует вам трудоустройство на работу.
3. Вчера состоялся очередной российско-американский саммит на высшем уровне.
5. Самая высочайшая вершина мира – Эверест.
6. Одновременно можно наблюдать несколько одновременных процессов.
7. Безусловно, этот вариант решения имеет несколько безусловных преимуществ.
8. Вы сфотографировались на фотографии?
Задание 4. Найдите ошибки, связанные с многословием, определите их вид и исправьте предложения.
1. О моей автобиографии я уже рассказывал во вступительной статье. 2. В институте разработаны новые методики и разработки по этой проблеме. 3. Больной был немедленно госпитализирован в больницу. 4. Фирма объявила о свободной вакансии на место главного бухгалтера. 5. До сих пор неизвестно, кто же творец этого уникального творения. 6. Уже в начале его творческого пути писателя обозначились сильные и слабые стороны. 7. Между природой и человеком уже не существует существенной разницы. 8. Роман Пушкина «Евгений Онегин» является одним из самых сложных пушкинских произведений. 9. У нее были очень огромные глаза. 10. Президент фирмы призвал всех к совместному сотрудничеству.
|
Задание 5. Найдите ошибки в предложениях. Исправьте их.
1. Она поборола боязнь и страх. 2. Манилов долго думал и размышлял. 3. Он негодовал от возмущения. 4. Они проявили свою инициативу. 5. Она с очень великой любовью полюбила Бориса. 6. Онегин вел паразитический образ жизни. 7. Тургенев завоевал мировую признательность. 8. Большую роль в показе образа князя Андрея играет показ его любви к Наташе. 9. Необходимо реалистично и без иллюзий взвесить наши экономические шансы. 10. Даже среди выдающихся романов Гончарова «Обломов» занимает выдающееся место.
Задание 6. Приведите возможные варианты исправления ошибок в предложениях.
1. Островский решил изобразить образ молодого человека, своего современника. 2. Черты характера, характерные для врагов.3. Какие ошибки допустил Толстой в изображении образа Платона Каратаева? 4. Для него характерны те черты, которыми характеризовались новые люди.
|
Плеоназм
Задание 7. Подчеркните словосочетания, в которых встречается плеоназм.
1. Первая премьера нового спектакля Романа Виктюка прошла при полном аншлаге.
2. На этой фирме есть свободная вакансия.
3. Когда мы впервые познакомились, он преподнес мне памятный сувенир – несколько брелоков с символами Петербурга.
4. Самое первейшее в работе исследователя – определение главных приоритетов.
5. В последнее время отношение электората избирателей к выборам значительно изменилось.
6. Предельный лимит времени на выполнение каждого задания – 15 минут.
7. Прейскурант цен на промышленные товары с прошлого года не изменился.
8. Свою автобиографию я уже рассказал вам.
Расщепление сказуемого
Задание 8. Найдите «расщепленные сказуемые», замените их синонимичными глаголами. Определите, изменился ли при этом смысл и стилистическая окраска высказывания.
1. Вчера я нес дежурство в школьной столовой. 2. Учитель провел опрос всех учеников. 3. Дважды в день производят осмотр больных. 4. В классе мы ежедневно производим уборку. 5. В библиотеке наблюдается нехватка учебной литературы.
Лексическая сочетаемость
Задание 9. В приведенных предложениях нарушены границы лексической сочетаемости. Устраните этот недочет.
1.Большая половинаигры уже прошла. 2. Все дети страшно обрадовались. 3. Внеклассная работа играет положительное значение в развитии детей. 4. Этот актер уже давно заслужил славу зрителей. 5. В конце XVIII века страна была разделена на три неравные половины.
Задание 10. Определите, в каких случаях лексическая сочетаемость нарушена намеренно, в каких — в результате незнания истинного значения слова.
|
Живой труп, три единственные дочери, обыкновенное чудо, очевидное невероятное, большая или меньшая половина, зайтись легким детским смехом, облокотиться спиной, страшная красавица, сломать стеклянную вазу, отменный негодяй, ужасно интересная книга, страшно удобная обувь.
Задание 11. Запишите словосочетания, из смешения (контаминации) которых появились новые ненормированные выражения.
Тратить нервы =трепать, портить нервы + тратить здоровье, силы.
1. Одержать успехи =
2. Оказатьвнимание =
3. Поставить вечер, концерт =
4. Потерпеть потери =
5. Играть значение =
6. Оказать вред =
7. Занять звание чемпиона =
Паронимы
Задание 12.
1. Каким эпитетом обычно определяют веселое настроение?
Игровое – игривое – игральное – игристое.
2. Какое из слов не обозначает собаку?
Фокстерьер – эрдельтерьер – экстерьер – тойтерьер.
3. Как называют человека, который покинул место жительства вследствие войны, стихийных бедствий и т. п.?
Бегун – беглец – беженец.
4. Как называют кусок железа, дерева и т.п., представляющий собой заготовку для какого-либо изделия?
Болван – болванка – болвашка.
5. Как называют инструмент для сверления отверстий?
Бор – бур – бурав.
6. Как называют вес товара без тары и упаковки?
Брутто – нетто.
7. Каким эпитетом обычно определяют человека, совершившего преступление?
Виноватый – виновный.
8. Каким эпитетом обычно определяют агрессивную политику?
Воинственная – воинствующая.
9. Как называют работника газовой промышленности?
Газовик – газовщик.
10. Как называют химическое соединение окисла металла с водой?
Гидрант – гидрат – гидрит.
Исправьте предложения.
1. Он не любил работать и вёл праздничный образ жизни.
Задание 13. С данными словами-паронимами составьте словосочетания.
Бережный - бережливый, веский - весомый, выборный - выборочный, драматический - драматичный, жилищный - жилой, задерживать - сдерживать, мифический - мифологический, основание - обоснование, особый - особенный, подменить - заменить, представить - предоставить,романтичный -романтический, эффектный - эффективный.
Задание 14. Выберите из приведенных паронимов тот, который необходим в данном контексте. Объясните свой выбор.
1. Перед нами (встал - стал) вопрос... 2. Отчет (представляется - предоставляется) в двух экземплярах. 3. Актериграл (главную -заглавную) роль. 4.Девочка (одела -надела) маскарадный костюм. 5. Учитель (провел - произвел) опрос учеников.
Задание 15. Определите, какие из следующих слов могут образовать паронимические пары.
Сокрушенно, Швеция, подозревать, опровергать, Австрия, Швейцария, подразумевать, отвергать, Австралия, удивленно, сокрушительно, удивительно, недоумение, недоразумение, идеальный, придворный, идеалистический, крепостной, дворовый, крепостник.
Синонимы
Задание 16. Подберите русские синонимы к иностранным словам.
Амбиция, анализ, библиотека, вердикт, вестибюль, вокальный, детальный, диалог, импорт, лексикон, мемуары, пунктуальный, реставрация, фауна, флора, экспорт.
Задание 17. Расположите синонимы в порядке усиления степени признака и действия.
1. Неприятный, отталкивающий, омерзительный, отвратительный, противный.
2. Учтивый, деликатный, обходительный, любезный.
3. Зажечься, запылать, загореться, вспыхнуть, засветиться, воспламениться.
4. Оцепенеть, остолбенеть, окаменеть, окоченеть, окостенеть, застыть, замереть.
5. Хохотать, фыркать, хихихать, прыскать, гоготать.
Задание 18. Из слов, заключенных в скобках, выберите нужное.
1. Герой произносит (сокровенную, священную, заветную, верную) клятву.
2. Мы услышали (потрясающие, дикие, неистовые) крики.
3. Нельзя (опасаться, пугаться, бояться, страшиться, трусить, робеть, трепетать) всего на свете, надо быть (смелым, храбрым, отважным, решительным, дерзким, бесстрашным).
Задание 19. Составьте словосочетания, соединив данные синонимы со словами, стоящими в скобках.
1. Весть, сообщение, известие, уведомление (из училища, из дому, с телефонного узла, из лицея).
2. Безмятежный, спокойный, мирный, смирный (сон, труд, характер, человек).
3. Побороть, победить, сломать, преодолеть, превозмочь (болезнь, чувство страха, противника, волю, препятствие).