Тема 3. Становление и основные направления
Неклассической философии.
Особенности классической и неклассической философии Европы.
Современная западная философия представляет собой пеструю палитру разнообразных направлений, подходов и школ, занимающихся исследованием значимых философских проблем человеческого существования, актуальных тенденций развития современного общества и культуры, а также переосмыслением места и роли научного познания в структуре человеческих знаний о мире. По объективным причинам подробное рассмотрение всего многообразия существующих современных концепций западной философии в рамках данного пособия представляется невозможным, поэтому ограничимся реконструкцией тех фундаментальных идей и принципов, которые существенным образом повлияли на характер современного мышления и в качестве предпосылок вошли в основание культуры.
В ХIX–XX вв. происходит принципиальная смена философских парадигм – методов, категорий, установок и проблематики философских исследований, что обозначается в литературе как переход от классической к неклассической философии.
Классической философской традиции были присущи: объективизм, предполагающий независимое от человека существование мира как данности; субстанциализм, согласно которому единство законов универсума обеспечивается наличием вечной и неизменной субстанции (Бог, материя, разум); созерцательность; видимость беспредпосылочности философского знания (объективное постижение абсолютной истины). Сама философия представляла собой «высший род знания» (Аристотель), «науку наук» (И. Фихте). Классическая философия преимущественно выступала как метафизика, видящая мир единым, устойчивым и целостным, и ориентированная на постижение предельных оснований, фундаментальных структур реальности.
Все эти особенности предопределили последующую критику философской классики мыслителями ХIX–XX в. В их творчестве заново переосмыслены критерии философии, цели и смысл философствования, созданы предпосылки для радикального расширения ее предметной области.
Базовые ориентации современной неклассической философии:
1. Методология: отрицание или существенная трансформация метафизики. Новая установка: идея исчезновения реальности, ее принципиальной недоступности, идея отсутствия какого-либо принципиального разграничения между видимостью и реальностью.
2. Познание: отказ от априоризма и трансцендентализма в познании. Иррационалистическая философия проповедует примат неразумного начала в бытии и человеческом существовании (воля, интуиция, бессознательное), выражая радикальный протест против панлогического усечения и упрощения мира. Отказ от идеи тождества бытия и мышления (мира и разума), а также от возможности системных описаний последних.
3. Онтология: переосмысление классической онтологии и субъект-объектной схемы ее представления и познания. «Бессубъектная философия»: субъект всегда находится и мыслится как находящийся не вне, а внутри мыслимого, будучи необходимо вовлеченным в то, что он собирается помыслить (герменевтика), формирование субъект-субъектной установки познания.
4. Язык: отсутствие полагания тождества бытия и языка. Язык рассматривается уже не только как средство описания мира, а как способ его конституирования, создания (лингвистический поворот в философии).
5. История: в отличие от классической философии, ориентированной на поиск определенных закономерностей и смыслов в историческом процессе, в неклассической традиции исповедуется представление об отсутствии преемственности цивилизационных образований, уникальности исторических событий.
6. Установки и стиль: образный, фрагментарный, эмоционально насыщенный и полисемантичный характер написания философских текстов, отказ от попыток создания завершенных философских систем.
В целом современную постклассическую философию отличает антиметафизичность – сознательный отказ от рассмотрения мира в категориях вневременных ценностей и обоснование новых способов философствования, коммуникативность – установка на диалогический характер философии и исследование коммуникативных оснований мышления и культуры, праксиологический характер – формирование философии действия как активного вопрошания современности и попытки ее трансформации в ущерб созерцательности и вневременности классического философствования, культурологизм – обращение к решению актуальных смысложизненных, нравственных, социально-политических проблем, непосредственным образом определяющих облик современной культуры и ее носителей.