Экономическая деятельность




Оглавление

Введение. 2

Нововведения закона. 3

Экономическая деятельность. 6

Сети и их назначение. 8

Государственное регулирование. 11

Лицензирование и подтверждение соответствия. 15

Услуги связи. 18

Федеральный закон N 14-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи" 20

Конституционен ли закон «О Связи»?. 23

Заключение. 28

Список используемой литературы.. 29

 

 


Введение

С 1 января 2004 года в России вступил в силу новый Федеральный закон "О связи". Он определяет полномочия органов государственной власти в области связи, права и обязанности лиц, участвующих в указанной деятельности, формирует более четкие правила игры для операторов связи и потребителей их услуг.

Президентом РФ Владимиром Путиным Закон был подписан еще в июле 2003года, однако, вступил в силу только в 2004 году. Новый закон, в отличие от предыдущего образца 1995 года, увеличился на 30 статей. Теперь 13 глав содержат 74 статьи, которые уточняют и устанавливают новые правовые основы деятельности в области связи на всей территории РФ. Быстрый рост рынка, динамичное развитие отрасли, ее переход на качественно новый уровень и обострение конкуренции потребовали существенной корректировки законодательной базы отрасли.

Новый закон гармонизирует интересы и потребности государства, делового сообщества и миллионов российских граждан. Оптимально сочетает внедрение передовых рыночных механизмов с реализацией масштабных социальных программ при сохранении присутствия государства в тех секторах рынка связи, которые непосредственно связаны со стратегическими интересами страны. Также закон способствует не только экономическому развитию отрасли и привлечению инвестиций, но и соблюдению конституционных прав населения, позволит привести российское законодательство в соответствие с международными правовыми нормами, укрепит имидж России, как цивилизованной державы.

Для обеспечения единства телекоммуникационного пространства и управления сетями связи страны Закон вводит понятие "Сеть связи " и устанавливает единый порядок взаимодействия всех категорий сетей связи, централизованного мониторинга, а в чрезвычайных случаях и централизованного управления сетями связи.


Нововведения закона

Принятый в 1995 году федеральный закон «О связи», по мнению руководителей Министерства связи РФ и других лиц, давно заинтересованных в его изменении, перестал отвечать отношениям, которые уже существуют или складываются на рынке телекоммуникационных услуг. В частности, отмечалось, что предыдущий нормативный акт был разработан до принятия законодательства о регулировании естественных монополий и не учитывал установленных норм и правил. Кроме того, телекоммуникации являются базой для Internet-технологий, которые в России развиты недостаточно.[1]

С учетом всего комплекса этих обстоятельств был разработан и принят новый закон «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон «О связи» (новая редакция)». К его наиболее важным новациям относятся изменение условий конкурентной среды, детализация лицензирования, уточнение правил взаимодействия между операторами; введение универсального обслуживания.

Процесс прохождения законопроекта по инстанциям оказался непростым. Рассмотрение его первоначального и последующих вариантов вызвало серьезные споры в высших эшелонах власти и в бизнес-сообществе.

Но вот что занятно: несмотря на подчас ожесточенную и во многом обоснованную критику, второе и третье чтение законопроект прошел без существенных изменений, и это в очередной раз подтвердило лоббистскую мощь Минсвязи. С легкостью были преодолены интересы крупных финансово-промышленных групп, владеющих альтернативными операторами. Интересно также сравнить окончательный текст закона и замечания о нем, высказанные в заключении Президента РФ. Столь увлекательное исследование лишь усиливает ощущение, что Минсвязи РФ всегда право. Итак, обратимся к содержанию закона.

Впервые в Законе появилась глава, регламентирующая "механизм универсального обслуживания". Это, пожалуй, одно из самых важных нововведений. "Универсальные услуги" предполагают установку в каждом населенном пункте, не зависимо от удаленности и численности населения, как минимум одного таксофона с бесплатным доступом к экстренным службам, а в населенных пунктах с населением не менее 500 человек - организацию как минимум одного пункта коллективного доступа к сети Интернет.

Существующее в законодательствах многих стран, "универсальное обслуживание" предполагает создание за счет отчислений всех операторов связи специального фонда для поддержки нерентабельных, но социально значимых задач.

Услуги должны осуществляться по регулируемым государством ценам, а разрыв между себестоимостью и своими затратами предприятия будут покрывать из специально создаваемого резерва универсального обслуживания. Пополнять резерв обязаны все операторы связи за счет своих отчислений. Порядок и сроки начала оказания "универсальных услуг" определяет Правительство России. Закон дает предпочтение конкурсным процедурам при распределении ограниченных ресурсов. Конкурс, не аукцион, здесь для государства важно не только получение максимального размера выплат за лицензию, но и скорейшей перспективы реализации того или иного проекта в сфере развития, внедрения новых технологий на рынке связи, строительства сетей, предоставления современных услуг. С одной стороны, это позволит государству более эффективно решать вопрос доступа к ним (частоты, лицензии, универсальные услуги и т.п.), с другой - защитить интересы операторских компаний.

Также новый Закон впервые позволяет российским гражданам по желанию выбрать систему оплаты за услуги местных телефонных соединений (абонентская или повременная). Выбрав "повременку" сегодня Вы будете платить 117 рублей в месяц (с лимитом 410 минут) и по 62 копейки за каждую дополнительную минуту разговора, в случае превышения лимита. Если Вы решите платить за телефон, используя абонентскую систему оплаты, то Ваш ежемесячный взнос, опять же на сегодня, составит 130 рублей. В настоящее время далеко не во всех населенных пунктах абоненты могут выбрать выгодный для них тариф. Но уже в ближайшее время эту новинка будет получать большее и большее распространение. Над этим компания сегодня активно работает.

Закон также регламентирует действия оператора связи при необходимости изменения номера абонента. Абоненту предоставляется право перенести свой номер в принадлежащее ему помещение по другому адресу, сохранить номер при наследовании телефонизированного помещения. Кроме этого, впервые введена норма, согласно которой данные об абоненте могут быть использованы в информационно-справочных службах только с его письменного согласия (статья 53). Поэтому служба "09" с 1.01.2004г. – некоторое время не предоставляла данные об абонентах - физических лицах. Те абоненты, которые желают информацию о себе сделать вновь общедоступной, должны заполнить стандартный бланк.

Еще одно нововведение, которое вступит в силу, согласно нового Закона только с 2005 года, - Льготники будут вносить плату за телефон в полном 100% объеме с последующей компенсацией за счет средств бюджета. Например, пенсионеры за счет прибавок к пенсии.[2]


Экономическая деятельность

Отметим, что уже вторая глава закона посвящена экономической деятельности в области связи. В варианте закона 1995 года эта тема была прописана, причем, совсем иначе, только в IV главе.

В новой редакции исчезло прямое указание на иностранных лиц как возможных собственников сетей и средств связи. Теперь им разрешается лишь принимать участие в приватизации на определенных государством условиях. Кроме того, отсутствуют специальные статьи, регламентирующие инвестиции и конкуренцию в области связи. Если в законе 1995 года указывалось, что операторы связи несут установленную законодательством ответственность за злоупотребление своим положением или допущение каких-либо иных действий, которые препятствуют конкуренции или ограничивают ее, то закон 2003 года юридически легализует фактических монополистов — операторов, занимающих существенное положение. Под последними подразумеваются операторы, которые вместе с аффилированными лицами обладают в географической зоне нумерации или на всей территории РФ не менее 25% монтированной емкости либо способны пропускать не менее 25% трафика.

Здесь можно найти одно из противоречий данного закона. Продекларированная цель — обеспечение эффективной конкуренции на рынке услуг связи и информатизации — не подкрепляется механизмом ее реализации. Более того, монопольные отношения закрепляются юридически. Хотя закон и допускает изменение формы собственности на сети и средства связи, это возможно лишь при условии, что такое изменение заведомо не ухудшает функционирования сетей связи и не ущемляет прав физических и юридических лиц на пользование услугами связи. Но кто и как будет оценивать степень «заведомости»? Думаю, что данный тезис станет причиной многих юридических проблем.

Изменены статьи, связанные с размещением имущества связи, использованием территорий и акваторий. В частности, на органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления возлагается обязанность предоставлять фирмам, оказывающим универсальные услуги связи, нежилые помещения в соответствии с установленными технологическими нормами.

Закон прямо не устанавливает, каким образом должны предоставляться такие помещения. Напомню лишь, что для компаний, действующих в области информационных технологий, аренда помещений является второй по величине (после содержания персонала) статьей расходов. Поэтому финансовая ноша, связанная с новыми аспектами недвижимости в области связи, будет велика и, вполне вероятно, в значительной мере переложена с плеч предприятий связи на органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления. Данное положение закона является очередным подтверждением тотального успеха Минсвязи, которое теперь сможет принуждать местные власти обеспечивать недвижимостью «по полной программе» региональные Электросвязи и некоторые особо удачливые «телекомы».[3]


Сети и их назначение

Федеральную связь РФ обеспечивают все органы и предприятия, осуществляющие и поддерживающие электрическую и почтовую связь на территории страны. Материально-техническую основу федеральной связи составляют единая сеть электросвязи (ЕСС) и сеть почтовой связи РФ. ЕСС состоит из расположенных на территории РФ сетей связи общего пользования (ССОП), выделенных сетей связи (ВСС), имеющих присоединение к ССОП технологических сетей связи (ТСС), сетей связи специального назначения (СССН) и других сетей передачи информации при помощи электромагнитных систем.

Для сетей, которые входят в состав ЕСС РФ, Минсвязи определяет единый порядок взаимодействия, централизованного мониторинга, а в случаях, предусмотренных законодательством, — и централизованного управления. В зависимости от категории сетей связи (за исключением СССН) Минсвязи устанавливает требования к их построению, управлению, нумерации, организационно-техническому обеспечению устойчивого функционирования (в том числе в чрезвычайных условиях), к защите от несанкционированного доступа к самим сетям связи и передаваемой по ним информации, к использованию выделенного радиочастотного ресурса, порядку пропуска трафика, условиям взаимодействия сетей, оказанию услуг связи.

Закон требует, чтобы операторы всех категорий сетей связи ЕСС РФ в обязательном порядке создавали системы управления своими сетями, удовлетворяющие единому порядку взаимодействия и централизованного мониторинга. По новому закону только ССОП РФ имеет присоединение к сетям связи общего пользования иностранных государств.

Выделенные сети связи предназначены для предоставления возмездных услуг ограниченному кругу пользователей. ВСС могут взаимодействовать между собой, но не имеют присоединения к ССОП РФ и иностранных государств. Технологии и средства связи, применяемые для организации таких сетей, а также принципы построения устанавливаются их владельцами. ВСС может быть присоединена к ССОП (с переводом в соответствующую категорию), если она соответствует определенным требованиям. Оказание услуг связи операторами ВСС осуществляется на основании лицензий в пределах указанных в них территорий и с использованием нумерации, присвоенной каждой из выделенных сетей в порядке, который установлен Минсвязи.

В заключении Комитета Госдумы по безопасности по проекту закона отмечалось, что и в сетях связи общего пользования круг потребителей ограничен техническими возможностями этих сетей. Кроме того, указанный признак создает условия для нарушения прав потребителей, так как позволяет оператору отказывать в предоставлении услуг без объяснения причин. По существу, законодательно закрепляется монополия оператора сети связи общего пользования на дальнюю и международную связь. По мнению Комитета Госдумы по безопасности, это будет способствовать не повышению качества услуг и снижению тарифов, а сворачиванию существенной части бизнеса негосударственных операторов, которые ранее действовали в соответствии с прежним законодательством.

Технологические сети связи предназначены для обеспечения внутрипроизводственной деятельности организаций, управления технологическими процессами. Они не могут использоваться для оказания возмездных услуг электросвязи. Технологии и средства связи, применяемые для организации ТСС, а также принципы их построения устанавливаются собственниками этих сетей. При наличии свободных ресурсов ТСС часть ее может быть присоединена к ССОП (с переводом в категорию ССОП) и задействована для предоставления возмездных услуг любому пользователю.

Такое присоединение допускается в следующих случаях:

· часть технологической сети, предназначенная для присоединения к ССОП, может быть технически отделена от общей технологической сети связи организации;

· отделяемая часть ТСС организации соответствует требованиям, регламентирующим функционирование ССОП.

Сети связи специального назначения должны обеспечивать нужды государственного управления, обороны, безопасности и охраны правопорядка в РФ. Эти сети не могут использоваться для оказания возмездных услуг связи, если иное не предусмотрено законодательством.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: