Определение размеров большого родничка
Цель: оценить физическое развитие.
Оснащение: сантиметровая лента или прозрачная линейка, 70% этиловый спирт, марлевая салфетка, ручка, бумага.
Этапы | Обоснование |
Подготовка к процедуре | |
– Познакомить маму с ходом исследования, установить доброжелательные отношения | – Психологическая подготовка, осознанное участие в исследовании |
– Вымыть и осушить руки | – Обеспечение инфекционной безопасности |
– Обработать сантиметровую ленту (линейку) с двух сторон спиртом с помощью салфетки | – Обеспечение инфекционной безопасности |
– Уложить или усадить ребенка | – Создание комфортных условий |
Выполнение процедуры | |
– Наложить сантиметровую ленту на голову ребенка в области большого родничка и измерить расстояние от стороны к стороне | – Углы большого родничка переходят в швы черепа, поэтому возможно искажение результатов – Обеспечение достоверности результатов исследования |
Завершение процедуры | |
– Записать результат | – Документирование результатов исследования – Обеспечение преемственности |
– Вымыть и осушить руки | – Обеспечение инфекционной безопасности |
Измерение температуры тела в паховой складке и подмышечной области.
Цель: определить температуру тела ребенка.
Оснащение: медицинский термометр, часы, марлевые салфетки – (2 шт.), лоток с дезраствором, температурный лист, ручка.
Этапы | Обоснование |
Подготовка к процедуре | |
– Объяснить маме/ребенку цель и ход проведения процедуры | – Обеспечение права на информацию, участие в процедуре |
– Подготовить необходимое оснащение | – Обеспечение четкости выполнения процедуры |
– Вымыть и осушить руки | – Обеспечение инфекционной безопасности |
– Достать термометр из футляра, встряхнуть его и добиться, чтобы столбик ртути опустился ниже отметки 35°С | – Обеспечение достоверности результата измерения |
– Осмотреть паховую (подмышечную) область | – Исключение повреждений кожи |
Выполнение процедуры | |
– Протереть насухо салфеткой область, используемую для термометрии | – Влага охлаждает ртуть |
– Поместить ртутный резервуар термометра в паховую (подмышечную) область так, чтобы он полностью охватывался кожной сладкой и соприкасался с бельем | – Обеспечение условий для получения достоверного результата |
– Фиксировать ногу ребенка (нога несколько согнута в тазобедренном суставе) или руку (плечо прижать к грудной клетке) | – Смещение термометра искажает результат измерения |
– Засечь время и через 10 минут извлечь термометр определить его показания | – Оценка полученных данных |
Завершение процедуры | |
– Сообщить маме/ребенку результат термометрии | – Обеспечение права на информацию |
– Зафиксировать температуру в температурном листе Примечание: а) каждая клеточка температурного листа соответствует 0,2°С; б) точку, фиксирующую температуру, необходимо ставить в центре, а не по краям клеточки | – Документирование результатов термометрии |
– Термометр встряхнуть так, чтобы ртутный столбик опустился в резервуар | – Подготовка термометра к последующему измерению |
– Полностью погрузить термометр в лоток с дезраствором (длительность дезинфекции зависит от используемого дезраствора) | – Обеспечение инфекционной безопасности |
– Вытащить термометр, промыть под проточной водой и вытереть насухо салфеткой | – Подготовка к последующему использованию |
– Поместить термометр в футляр |
Исследование пульса.
Цель: определить основные характеристики пульса.
Оснащение: часы, ручка, температурный лист.
Обязательное условие: считать строго за 1 минуту, в состояние покоя.
Этапы | Обоснование |
Подготовка к процедуре | |
– Познакомить ребенка/маму с ходом исследования, установить доброжелательные отношения | – Психологическая подготовка, осознанное участие в исследовании |
– Обеспечить спокойную обстановку | – Пульс у детей очень лабильный (возрастные особенности); беспокойство, крик способствуют учащению пульса |
– Вымыть и осушить руки | – Обеспечение инфекционной безопасности |
– Удобно уложить или усадить ребенка, при этом кисть и предплечье не должны быть «на весу» | – Обеспечение достоверности результата |
Выполнение процедуры | |
– Слегка прижать 2,3,4-м пальцами лучевую артерию (1-й палец находиться со стороны тыла кисти) и почувствовать пульсацию артерии Примечание: у детей до 1 года пульс чаще определяют на височной артерии, а у детей старше 2-ч лет – на лучевой артерии; у детей первых лет жизни исследование проводят 2 и 3-м пальцами. Пульс у детей можно исследовать также на плечевой, сонной, бедренной артерии. | – Эти крупные сосуды близко расположены, их можно прижать к кости. |
– Взять часы и подсчитать пульс строго за 1 минуту | – Обеспечение достоверности результата, т.к. пульс у детей аритмичный |
– Прижать артерию немного сильнее к лучевой кости и определить напряжение пульса Примечание: если пульсация ослабевает при умеренном нажатии – напряжение хорошее, если полностью прекращается – напряжение слабое, если пульсация не ослабевает – пульс напряженный | – Обеспечение точности оценки напряжения пульса |
Завершение процедуры | |
– Записать результаты исследования в температурный лист | – Документирование результатов исследования – Обеспечение преемственности |
– Вымыть и осушить руки | – Обеспечение инфекционной безопасности |
Определение типа и частоты дыхания.
Цель: определить основные характеристики дыхания.
Оснащение: часы, ручка, температурный лист.
Обязательное условие: считать строго за 1 минуту, в состояние покоя.
Этапы | Обоснование |
Подготовка к процедуре | |
– Познакомить ребенка/маму с ходом исследования, установить доброжелательные отношения | – Психологическая подготовка, осознанное участие в исследовании |
– Обеспечить спокойную обстановку | – Ритм дыхания у детей неустойчивый (возрастные особенности); беспокойство, крик способствуют учащению дыхания |
– Вымыть и осушить руки | – Обеспечение инфекционной безопасности |
– Удобно уложить ребенка, чтобы видеть его грудь и живот (желательно чтобы грудной ребенок спал) | – Обеспечение достоверности результата |
Выполнение процедуры | |
– Осуществить визуальное наблюдение за движениями грудной клетки и передней брюшной стенки | – Тип дыхания зависит от возраста ребенка: до 1 года – брюшной тип дыхания, 1 – 2 года – смешанный, с 8 лет у мальчиков – брюшной, у девочек – грудной |
– Определить тип дыхания и подсчитать дыхательные движения строго за 1 минуту | – Обеспечение достоверности результата, т.к. у детей дыхание аритмичное |
– Если визуальный подсчет дыхательных движений невозможен, то положить руку на грудную клетку или живот ребенка в зависимости от возраста и подсчитать частоту дыхательных движений строго за 1 минуту | – Обеспечение достоверности результата, т.к. у детей дыхание аритмичное |
Завершение процедуры | |
– Записать результат исследования в температурный лист | – Документирование результатов исследования – Обеспечение преемственности |
– Вымыть и осушить руки | – Обеспечение инфекционной безопасности. |
Подмывание ребенка
Цель: соблюдение гигиены тела, удовлетворение универсальной потребности ребенка «быть чистым», формирование навыков чистоплотности.
Оснащение: проточная вода (температура 37-38°С), марлевые салфетки, полотенце или мягкая пеленка, стерильное растительное масло или детская присыпка, чистое белье, расположенное на пеленальном столике, резиновые перчатки, емкость с дезинфицирующим раствором, ветошь.
Обязательные условия: подмывать после дефекации обязательно, подмывать только проточной водой, после каждого мочеиспускания ребенка не подмывать.
Этапы | Обоснование |
Подготовка к процедуре | |
– Информировать маму о правилах проведения процедуры | – Обеспечение правильного ежедневного ухода за ребенком |
– Подготовить необходимое оснащение | – Достижение четкости выполнения процедуры |
– Отрегулировать температуру воды в кране, проверив ее запястьем | – Предупреждение ожогов у ребенка |
– Вымыть и осушить руки, надеть перчатки | – Обеспечение инфекционной безопасности |
– Снять с ребенка запачканную одежду и сложить в мешок для грязного белья | – Подготовка ребенка к процедуре – Предупреждение загрязнения окружающей среды |
Выполнение процедуры | |
– Положить ребенка на левое предплечье и кисть руки | – Наиболее удобное расположение при данной процедуре |
– Подмыть под проточной водой, используя марлевые салфетки Помнить!Девочек подмывать только движениями спереди назад | – Предупреждение «восходящий» путь попадания инфекции в мочеполовую систему девочки |
Завершение процедуры | |
– Уложив ребенка на пеленальный столик, полотенцем или мягкой пеленкой промокательными движениями осушить кожу | – Обеспечение безопасности и гигиенического комфорта – Уменьшение опасности переохлаждения |
– Смазать паховые, ягодичные складки стерильным растительным маслом или припудрить присыпкой | – Профилактика опрелостей |
– Запеленать (одеть) ребенка | – Обеспечение комфортного состояния |
– Снять перчатки, вымыть и осушить руки | – Обеспечение инфекционной безопасности |