Музейные сайты
В современном обществе информацию относят к одному из важнейших ресурсов развития. Поэтому информирование населения о текущих музейных проектах, разнообразных услугах музеев относится к актуальным задачам, стоящими перед сотрудниками современных музеев. Эта проблема решается разработкой Интернет-сайтов, позволяющих пользователю узнать музейные новости и посетить виртуальные выставки. Для создания виртуальных выставок используются различные технологии, которые, в основном, имеют одинаковые недостатки: низкое качество изображений и высокий интернет-трафик. Поэтому, параллельно с созданием сайтов, разрабатываются проекты виртуальных туров.
Компенсация указанных недостатков приводит к необходимости разработки и последующего внедрения информационно-поисковых систем, способных предоставить по требованию не. только текстовую информацию, но и аудио- и видео-ряды, совместно с виртуальным 3D-TypoM, позволяющих получить полную И; в некоторых случаях исчерпывающую информацию об интересующем экспонате.
Таким образом, актуальной является задача, разработки информационной системы, обеспечивающей функции хранения и поиска разноформатной информации.
Цель работы. Разработать аналитические и процедурные модели информационного пространства музея позволяющие организовать, хранение и информационный поиск в предметной области.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- проанализировать современное состояние информационного обеспечения музеев и на основе результатов проведенного анализа сформулировать задачи исследования;
- разработать аналитические и процедурные модели информационного пространства, позволяющие систематизировать информацию и осуществлять эффективное ее использование в процессе организации поиска;
|
- разработать структуру информационной системы (ИС), использующую аналитические и процедурные" модели информационного пространства, включающую метаинформационную БД (МИБД) и специализированную информационно-поисковую систему (ИПС), позволяющую осуществлять поиск в распределенных БД и глобальной информационной сети;
- разработать дружественный интерфейс ИС,, позволяющий оценивать корректность сделанных запросов и осуществлять их автоматизированное конструирование на основе использования встроенных словарей дескрипторов и j списка логических операторов.
Объект исследования. Информационные пространства музеев, состоящие из информационных систем, позволяющие каталогизировать их коллекции и выполнять поисковые операции.
Предмет исследования. Аналитические и процедурные модели информационного пространства музея.
Цель изучения определить концептуальные основы этих сайтов и возможные различия. Исследовать проблематику создания музейных сайтов и выявить пути разрешения структурных и технологических вопросов. А так же:
1. Изучить существующих подходов к структуре Интернет-музеев, определения основных компонентов информационных ресурсов и анализ их ценности с точки зрения эффективности представления информации.
2. Изучение типичных подходов к созданию Интернет-музеев. Это предполагает рассмотрение как концептуальных принципов построения таких музеев, так и технических аспектов.
|
2. Характеристика и классификация Интернет-ресурсов музейного пространства.
Так же следует сказать об общих чертах развития технологий в музее.
неосвоенность большинством музеев новых технологий, прежде всего социального взаимодействия, что создает ресурсный дефицит, тормозит адекватное сегодняшним преобразованиям развитие музеев и снижает их конкурентоспособность;
- внедрение современных информационных технологий в российских музеях происходит интенсивно, но не равномерно, поэтому в целом овладение ими еще находится на начальной стадии. Более продвинутыми являются крупные музеи столичных городов и региональных центров. Все они представлены как собственными сайтами, так и на зарубежных серверах. Для региональных музеев возможность презентации в Интернете существенно расширилась в результате организации в 1996 году в рамках проекта «Музеи России в Интернет» сервера «Музеи России», где собирается и является доступной разнообразная музейная информация. Сегодня в Интернете имеются данные практически обо всех реально существующих музеях, более того существует много интегративных сайтов с несметным количеством документов из музеев всего мира.
Технологии мультимедиа все более активно используются музеями для сохранения и популяризации материального и нематериального культурного наследия, а также для межкультурных обменов и межмузейных контактов. Доступ к разнообразным видам культурной продукции и услугам мультимедиа через информационные магистрали обеспечивает и специалистам, и просто пользователям неограниченные возможности для приобщения к мировой культуре во всем ее многообразии. Сегодня можно посетить многие музеи мира в виртуальном режиме без переездов и очередей. Более того, трехмерное изображение и интерактивные интерфейсы открывают широкие просторы для музеев экспериментального искусства. В целом эти технологии обладают огромным потенциалом для содействия межкультурному диалогу, однако виртуальный мир не заменяет, а лишь дополняет реальный. Специфика музея, прежде всего как института хранения, обработки и трансляции предметных форм культуры не должна быть утрачена. Экспансия виртуальности не обеспечивает эмоциональной полноты человеческого бытия. Многогранные свойства и функции музейного предмета составляют вещную модальность культуры. Именно вещь, предмет в его уникальности или типичности, неоспоримой данности и достоверности, множественности смыслов и значений, составляет основу адаптивных и инкультурирующих возможностей музея
|
. Проблема изучения музейного Интернет пространства является чрезвычайно важной прежде всего вследствие его бурного роста. В настоящее время практически отсутствуют фундаментальные работы на русском языке, посвященные даже не анализу научной репрезентативности Интернет-ресурсов, но и принципам описания и классификации таких ресурсов. С этой точки практическая значимость изучения проблемы исторического развития музейного сегмента сети Интернет и его тематического наполнения обуславливается возможностью использования материалов, результатов и выводов при дальнейшей разработке методологических проблем музейной и исторической информатики.
В России большинство музейных сайтов находятся на стадии разработки и уступают зарубежным аналогам. В идеале музейный сайт должен обладать многоступенчатой структурой. Так же необходимой составляющей музейного сайта является динамика. На мой взгляд основным недостатком российских музейных сайтов является статичность информации. Сайт должен соответсвовать современным технологическим направлениям, а главное постоянно обновлятся. На сегодняшний день музейный сайт должен представлять собой не только стандартную структуру (которая представлена дальше) но и отражать специфику конкретного музея.
Кроме этого сайт должен выполнять презентативную функцию, выражать задачи музея.
Еще одна основная проблема российских музейных сайтов это сильная дифференциация инфраструктуры сайта в региональных и центральных музейных сайтах. В первом случае сайты отстают по сложности и полноте информации. Решение данной проблемы возможно в виде создания сети музейных сайтов и их коммуникации.
Формирование музейных сайтов в России прошло длительный этап становления. На сегодняшний день сайты отечественных музеев приобрели определенную типовую структуру:
1.информация о возможности посещения
2.история музея
3.коллекции и отдельные предметы
4.постоянная экспозиция музея
5.выставки
6.образовательные программы
7. научная информация
Исходя из отечественного и зарубежного опыта представления в Интернете музейных материалов, можно заключить следующее:
Каждый современный музей должен быть представлен в глобальных информационных сетях.
Фиксируя и признавая достижения и преимущества, которые получили музеи, уже создавшие свои представительства в Интернет, необходимо отметить наличие проблем, которые пока еще не нашли своего достойного разрешения в рамках рассматриваемого направления деятельности. Наиболее существенные из них:
• проблема целевой ориентации усилий, связанных с коммуникационной деятельностью музеев в Интернет;
• проблема отбора предоставляемой через Интернет музейной информации;
• проблема выбора адекватных форм представления музейной информации в Интернет;
• проблема динамизма (обновляемости) размещаемой в Интернете музейной информации;
• проблема формирования и поддержания активности обратной связи в системах “музей – музей”, “музей – партнеры”; “музей – потенциальная аудитория” и др.
В последние годы все более существенным фактором становится лицо музея, обращенное в открытое информационное пространство.
Музейный сайт можно условно назвать «представительством». Музейный сайт – не самостоятельная структура, а функциональная часть существующего музея, реализующая часть музейных программ, в первую очередь, популяризационных.. Музеи в Интернет - это представительство реальных музеев прежде всего тем, что он является не только носителем информации, но и ее первоисточником, новая реальность, выходящая за рамки традиционного представления. "
Как уже выше сказано музейные сайты это постоянно формирующаяся структура, проходящая различные этапы развития. Наряду с этим можно выявить некоторые достоинства сайтов отечественных музеев.
"Сеть музейных сайтов представляют собой новую пространственно-временную модель хранения и трансляции историко-культурных ценностей, сформированную благодаря внедрению электронных способов ресурсификации информации. Музейный сайт становится значимым компонентом принципиально новой обменной среды, презентующей не сами объекты исторического наследия, а их структурные образы. Образ в свою очередь является основным событием сетевого сознания, программой интеллектуального, эстетического воздействия.
Важно отметить, что и виртуальные представительства существующих музеев, и обычные электронные каталоги музейных собраний, и виртуальные музеи – все это осуществляет популяризацию памятников естественной истории, материальной и духовной культуры. Интернет дает возможность доступа к экспонатам музея потенциально самому широкому кругу пользователей сети, позволяет музею заявить о себе и предоставляет возможности, которых не имеет традиционный музей, тем самым расширяет круг посетителей.
Следует заметить, что имеющиеся в российском сегменте Интернета информационные ресурсы по культуре обладают рядом интересных свойств и особенностей). Они ориентированы,, на отечественного или говорящего на русском языке потребителя. Иноязычная (как правило, англоязычная) версия соответствующего сайта, является скорее исключением, чем правилом2) Качество и полнота информационного наполнения виртуального представительства не всегда совпадают с культурным достоянием, научным и просветительским потенциалом музея. 3) Известность и индекс цитируемости музейного сайта и реального музея могут сильно отличаться. В интернет-сообществе 4) Виртуальное представительство музея может не иметь аналога в реальности. Поучительным примером является Виртуальный музей русского примитива, не имеющий реального здания и штата сотрудников. 5) В концепциях разработки музейных сайтов очень велик разброс мнений о полноте представления информации. Существует концепция, в соответствии с которой следует открывать в Интернет весь каталог музейного собрания и обеспечивать пользователю запросно-поисковый механизм, как это сделано в Рыбинском музее-заповеднике. Второй вариант - подготовка для интернет-издания каталогов по отдельным разделам коллекций или обзоров уникальных и особо ценных экспонатов.
Информационное пространство в сфере культуры - это широкое поле и для научно-исследовательской, и для проектно-аналитической деятельности. Многие информационные ресурсы по культуре в Интернете являются результатом проектной деятельности и партнерства.
Кроме этого музейные сайты обладают исходной структурой. Например существует линейная структура где вся информация распологается последовательно нелинейная и смешанная.
Музейные сайты можно рассматривать по следующим критериям:
полнота представления в открытом доступе каталогов музея