Вот как shytya-graahaka loha, или металл, поглощающий холод, описан в «Лоха-тантре».
Голубой лотос, crowdika, или носорожий рог, или корень vaaraahi, somakanda, vishwaavasu, сплав crownchika, chandrakaanta, или лунный камень, сплав vaardhyashvaka, дерево varuna, 5 kud-mala, simhaasya, shankhalavaa и крыжовник, очищаются и в равных количествах кладутся в тигель shundaalaka. Этот тигель помещается в chanchoomukha kunda, и после нагреватния смеси с помощю мехов panchaanana получается сплав, поглощающий холод.
В «Дарпана-пракаране» приводится состав стекла, защищающего от холода: свинец, kapaalee, лунный камень, касторка, семена margosa, triaanga, или трава cuscus, kshara-traya, или окись натрия, селитра и бура, а также suvarchakaa (подсолнечник?), чистый песок, bhaarika, глазные примочки, kuranga, или корень pallatory, panchormikaa, chandrarasa и shivarika. Указанные ингредиенты очищают, в равных частях помещают в тигель simhika и с помощью мехов shoorpodara нагревают в печи padmaakara до 300 градусов. Затем сплав отливают в форму, охлаждают, и получают стекло, не пропускающее холод.
Янтра Vakra-prasaarana:
Когда враги пытаются уничтожить виману при помощи снарядов, dambholi и других устройств, то, используя янтру mukura и другие янтры, пилот должен обнаружить их и, чтобы избежать столкновения, немедленно изменить курс. Для этого на вимане устанавливается Vakra-prasaarana yantra, или, или устройство, обеспечивающее отступление.
В «Янтра-сарвасве» сказано: «Когда присутствует опасность от dambholi и других разрушительных механизмов восьми видов, которыми располагает враг, то, в целях избежания опасности, предписано пользоваться янтрой Vakra-prasaarana.
16 частей сульфата железа, смолы фикуса священного и меди, 3 части krishnaaguru, или черного сандалового дерева, 5 частей цинка, 1 часть глазных примочек должны быть перемешаны и прокипячены при температуре 100 градусов. Получается медный сплав аагага, золотистый, легкий и прочный. Из него изготавливают колесо шириной 3 фута и высотой 3 фута. Оно имеет ось, и устанавливается в нижней части eeshaadanda moola виманы. На двух осях, толщиной четыре дюйма и длиной с руку, крепятся 16 зубчатых колес, смазанных маслом, три разъема, промасленные стержни, подсоединенные к зубчатым колесам, а посередине два ключа, обеспечивающих выхлоп дыма и два запорных клапана, перекрывающие дымоход. Все части снабжены электропроводкой. Это устройство обеспечивает зигзагообразные движения виманы, а также движение назад и отступление в случае необходимости покинуть опасную зону».
|
Янтра Shakti-panjara-keela:
Чтобы обеспечить подачу электричества ко всем частям виманы, и добиться их слаженной работы, устанавливается янтра Shakti-panjara-keela.
Согласно «Янтра-сарвасве»: «В качестве устройства, снабжающего все части виманы электрическим током рекомендуется янтра Shakti-panjara-keela. Ее изготавливают следующим образом:
Сталь, сплав crownchika и железо, в соотношении 10, 8 и 9, измельчаются, помещаются в тигель и нагреваются в печи aataра до 100 градусов. Затем масса заряжается электрическим током, нагреваясь еще на 10 градусов, и получается металл Shakti-garbha, из которого изготавливают эту янтру.
Из этого металла делают peetha (опору) длиной с руку, и такой же высоты. В середине опоры и с одного из ее краев при помощи шарниров в форме полумесяца крепят три оси. Далее болтами закрепляют медную балку. Из металла изготавливают трубы с отверстиями. В эти отверстия вставляют прутья, которые соединяют друг с другом проводами, образуя прочную сферическую клетку. Эту клетку закрепляют на верхнем конце медной балки. Для снабжения прутьев и проводов клетки электрическим током, в основании клетки устанавливают переключатель. Переключателями для подачи тока и обесточивания также снабжаются все 32 части виманы. Это дает возможность летательному аппарату перемещаться в небе в любом желаемом направлении».
|
Янтра Shirah-Keelaka
В «Kriyaa-saara» сказано: «Когда летательный аппарат проходит сквозь слой нависших облаков, существует риск разрушения его ударом молнии. В качестве защиты от удара молнии, на гребне виманы должна быть установлена янтра shirah-kee-laka».
Эта Янтра описана в «Янтра-сарвасве»: «Чтобы в летательный аппарат не ударила молния, для защиты используют янтру Shirah-keelaka. Ниже приводится описание этого устройства. Из металла vishakanta изготавливается зонт такого же размера как верх виманы, с ребрами и металлическим покрытием. Ось зонта, длиной с руку от плеча до кисти, а также peetha, или подставка, круглая по форме, должны быть изготовлены из одного и того же металла. Спереди, сзади и в середине виманы устанавливают трехколесные keelakaa, или шарниры, изготовленные из металла baka-tundila. Ось зонта закрепляют между двумя keelaka.
Кристалл agnikuthaara вместе с металлической клеткой закрепляют сверху, подобно короне. Сбоку от пилота должен находиться стопор вращения переключателей трех колес. От кристалла к трехколесному вращающемуся keelakaa протягиваются провода из металла kulishadhwamsa. Перед ним устанавливается труба shabda-naala с переключателем. Янтра заключается в корпус, изготовленный из стекла suranjikaa. Когда появляются грозовые облака, стеклянный корпус дает трещину, труба с проволокой начинает издавать звуки, и провода начинают сильно вибрировать. Заметив эти предупреждающие сигналы, пилот быстро приводит в движение трехколесный keele, который приводит зонт во вращение со скоростью 100 линка. Затем поворачивают переключатель кристалла, и кристалл начинает быстро вращаться. Благодаря вращающемуся зонту, молния будет задержана, и вимана с пилотом останется в безопасности. В этом заключается использование янтры Shirah-keela».
|
Shabdaakarshana yantra:
Чтобы обнаруживать и воспроизводить звуки в восьми направлениях от виманы на расстоянии 12 krosha, или 27 миль, издаваемые птицами, животными, а также людьми при помощи восьми мехнизмов, и передаваемые по проводам или через пространство, в основании крыла виманы рекомендуют устанавливать янтру shabdaakarshana. Из металла bidaala изготавливают четырехугольную или круглую подставку с центральной осью. На любой из двух ее сторон устанавливают механизмы, притягивающие и воспроизводящие любые звуки. При помощи мягкой кожи roruva, или кожи птицы grinjinee, закрепляют два сферических купола. Между ними размещают сосуд, наполненный кислотой katana-drava. Между двумя полусферами, над сосудом с кислотой закрепляют стержень, улавливающий звуки, оснащенный кабелем и изготовленный из звукозахватывающего металла ghantaara. Его заключают в оболочку из стекла kwanaka, В углу размещают три узла размером с большой палец, снабженные колесами. От них к стержню протягиваются тонкие проволоки. Они заключаются в контейнер с мелкими отверстиями, изготовленный из стекла kwanaadarsa. На крышке контейнера помещают сосуд, изготовленный из того же стекла, имеющий форму drona, или мерной чаши для зерна. На востоке, западе, севере и юге проволокой закрепляются четыре кристалла, называемые rudantee-ratikaa. Над ними располагается оболочка shabda-phenaka, снабженная мелкими shanku, или вкрученными шурупами. Поверх этой оболочки устанавливается корпус из стекла kwanaadarsa, снабженный восемью мелкими отверстиями. Проволоки, идущие от шурупов и пропущенные сквозь отверстия, должны доходить до верха оболочки. В центре ее, в дюймовое отверстие вставляется simhaasya-danda-naala, или труба. Перед ней закрепляется vaataapaakarshana chakra, или колесо с шестнадцатью спицами, приводимое во вращение ветром и снабженное проволоками. Колеса устанавливаются во всех восьми направлениях. В simhaasya mukha naala, или трубе, напоминающей морду льва, в восьми направлениях закрепляются вращающиеся колеса. Кроме того, должно быть установлено восемь чашеобразных сосудов из металла vajeemukha. Проволоки, идущие от ветряного колеса, подсоединяются к восьми шурупам, расположенным в восьми чашах на simhaasya. Далее, провода должны быть протянуты от восьми шурупов в shabda-phena, к кристаллу, расположенному в сосуде с кислотой.
Под действием ветряного потока колесо быстро вращается вправо, либо влево и приводит в движение колесо shabda-phena. Затем начинают поворачиваться колесики на восьми шурупах. Далее приводится в действие стержень для обнаружения звуков, изготовленный из ghantaara, то есть металла, улавливающего звуки. И тогда две сферы, изготовленные из кожи roruva-grinjinee, будут четко улавливать все звуки и сохранять их внутри себя. При повороте центрального переключателя эти звуки проходят через трубу simhaasya и входят в сосуд dronaasya, благодаря чему становятся очень хорошо слышны. Пилот прислушивается к голосам и уводит летательный аппарат от приближающейся опасности. Для этого разработана shabdaakarshana yantra.
Эта янтра бывает 32 разновидностей. И она не включаются в 32 механизма, составляющие виману.
Согласно Лохасарвасве, материал, требующийся для этой янтры, а именно, металл byndaala, изготавливается следующим образом.
Цинк, sharkara (кварцевый песок), kaanta (сталь), слюда, shilaarasa, kamatha (бензоин), dimbhaari, плод арека, karagra-thinee, медь, virinchi, karna (дерево сал), patalee (длинный синий огурец), gumbhalee, сплав dumbholika, kshaara (хлорид), kraan-tika, simha, panja (momordika), dalinee, ртуть, черный порошок (сурьма), kshonika, veera (свинцовый сурик), желтый чертополох, корень марены, mridarutee, латунь, железо. Эти компоненты измельчаются, очищаются и в равных количествах кладутся в тигель shashamoosha, и в печи mandooka нагреваются с помощью мехов с пятью отверстиями до 200 градусов. Масса плавится до уровня, видимого глазом, и после отливки получается качественный сплав синего цвета, называемый bydaala.
Изготовление кислоты rutana объясняется в «Муликарика-пракасике».
Желтый чертополох, karanda, или железный колчедан, лакричник, paarvani, или chlorodendrum philomaides, chancjooli, или красную касторку, bhantikaa, или корень марены, kaarambha, vishwesha, chandukaa, или sesbenia grandiflora, amara, или индийский лакмус, shundaalika, barbaraasya, sowrambha, или дерево от зубной боли, praana-kshaara, или хлорид аммония, virinchi, бура, arka, или calotropis gigantica, surubhee, или базилик берут в соотношении 4, 3, 3, 5, 7,12,15,1, 3, 10, 24, 25, 30,12, 20, 8, очищают, помещают в сосуд и кипятят при температуре 108 градусов. В результате получается качественная желтая кислота rutana-dravaka.
Получение металла ghantaarava описано в «Лохатантре».
Берут колокольную бронзу, aaraara, ruchaka, или окись натрия, gaaruda, или изумруд, shalyakrintana, panchaasya, veerana, ruikma, или золото, shukatunda и sulochana. Эти 10 металлов очищают, измельчают, и в соотношении 5, 3, 12, 2, 3, 7, 5. 30, 4, 24 помещают в тигель shukti, который вокруг обкладывают землей и ставят в печь формы alaabu. Смесь плавят при температуре 500 градусов, до уровня, видимого глазом, и отливают в форму. В результате получается качественный, легкий, ярко-красный металл, способный записывать звуки.
Изготовление зеркала kwanadarpana объясняется в «Дарпана пракаране».
Используют семена лакричника, красный катеху, ложный катеху, белый катеху, garadaka (яд), 8 видов соли, salyaaka, vara (поваренную соль), sharkaraa (гранитная крошка), соль budila-ka, jwaalaamukha (волчья отрава), tundila или kayidonda, by-daala (мышьяк), shukatunda, ravimukha (увеличительное стекло), chancholika (семена красной клещевины), arjuna (олово), luntaa-ka, varataala (желтый аурипигмент), kuravaka (колючий малиновый амарант), kambodara, kaamuka или punnaaga (александрийский лавр или масленичное дерево pinnay). Эти ингредиенты, после тройной очистки, помещаются в тигель padma и нагреваются в печи до 700 градусов. После отливки получается отличное стекло kwanadarpana.
Берут kshaaratraya, или окись натрия, селитру, буру, аап-janika (порошок для подводки глаз), kaanta (солнечный кристалл), sajeeka, vara (поваренную соль), karna (оксид мышьяка), ракушки каури, maakshika (железный колчедан), sharkara (гранитная крошка), sphaatika (квасцовый камень), kaamsya (колокольную бронзу), ртуть, taalaka-satva (желтый аурипигмент), металл panchamukha, shingara (железную окалину) и shundolika (крупнолистый caledium). 21 ингредиент очищают, закладывают в тигель aanika, и плавят в печи при температуре 103 градуса, а затем отливают в форму maniyantra. В результате получается хороший кристалл rudantee.
Изготовление ruchika mani объясняется в «Манипракаране».
Используются минерал «морская пенка», когти и челюсти кошки chamaree, сталь, paarthiva, гранитная крошка, квасцы, naaga, каури, maakshika (железный колчедан), shunclaala (крупнолистый caledium), rundaka (орлиное дерево), kudupa, suvar-chala (окись натрия), jambaalika, зуб мускусной кошки (желтый аурипигмент), ranjaka, manjishtha (корень марены), praavani (олений рог), rukma (золотой кварц), желтый чертополох, совиные когти, vara (хлорид аммония) и устрицы. Эти ингредиенты очищают, в равных частях помещают в тигель nakhamukha, и в печи mahodara, с помощью шестисторонних мехов, плавят до уровня, видимого глазом. После отливки в форму получается прочный, темный и тяжелый кристалл rutikaa.
Shabda phena mani описан в «Шабда-маходадхи»: «В соотношении 7, 22, 45, 13, 32, 19, 3S, 14, 22, 38, 42, 13, 25, 9 и 23 берут с неба звук badaba, из воды элемент, дающий жизнь, из атмосферы огонь, от валунов способность создавать эхо, от солнечных лучей способность расщепляться, а также слой мха, морскую пенку, бамбук, спиралевидные раковины, manjishtha (корень марены), траву куша, gribhdaka, rudra-shalya, gokarna и mu-sali, (curculigo orchioides). После очищения и кипячения этих компонентов получается shabdaphena».
Указанные компоненты, начиная со слоя мха, и заканчивая musali, очищают и в указанных пропорциях помещают в янтру phenaaka, а затем в течение трех дней пропекают. Для образования пены в течение недели каждый день запускают на полную скорость колесо на половину ghatika. Эта пена заполняет янтру shakti-sammelana. Затем через шесть трубок в эту пену с силой «впрыскивают» шесть шакти, или сил, от praanana до sphotana. При помощи переключателей, расположенных с одной из сторон янтры, перемешивающее колесо поворачивается во внутрь янтры. Затем впрыснутая энергия sphotana подвергается умеренному нагреванию: тепло подается из praanana. Далее, на пену, выдержанную на солнце, подается электроэнергия, нагревающая ее до 85 градусов. Такую обработку электричеством нужно проводить в течение шести дней. Эта пена, осторожно извлеченная из янтры, должна храниться в коробке из металла vaajeemukha. Полученный shabda-phena будет притягивать к себе любые звуки и запоминать их.
Металл vaajeemukha описан в «Лохатантре»: 3 части меди, 2 части sonamukhee (железного колчедана), 8 частей цинка, 2 части veera (черного металла), 3 части kaanta (стали), 1 часть bambhaarika, 3 части kamsaarika, 6 частей рап-chaanana, 2 части gowreemukha (слюды), 6 частей shundaalaka. Эти 10 ингредиентов очищаются, и в тигле из shundaalaka помещаются в печь shoorpaasya. Масса нагревается при помощи мехов vajraanana, переливается в vajraanana yantra, и чтобы обеспечить хорошее сцепление всех компонентов, энергично взбивается. В результате получается vaajeemukha loha, или светло-бежевого цвета.
Янтра pataprasaarana описывается в «Крия-саре».
Чтобы понять, какие именно опасности подстерегают виману в воздухе, и изменить направление, рекомендуется янтра pataprasaarana. Согласно Patakalpa:
«Трава munja, природный лак, сал, красный баклажан, shaa-mbaree (кора дерева arjuna), джут, raajaavatra или sphatikaari (hydrorgirum sulphuratum), трава darbha, kravyaada (индийский нард), подвергаются тройному очищению и тройному sooryaputa (пропеканию на солнце). Затем они перекладываются в кухонный сосуд и пропекаются в нем Ъ дня. После этого продукт перекладывают в янтру kuntinee и взбивают в течение 3 yamaa (3/8 дня), затем его пропекают в кухонном сосуде повторно еще три дня. Массу переливают в patakriyaa yantra (устройство для изготовления материи) и перемешивают до образования ровной эмульсии, из которой получается искусственная материя. Эту материю затем окрашивают семью цветами. Ее наматывают на длинный шест, который закрепляют в янтре thrimu-khee-naala, снабжают ключом и устанавливают в основании крыла виманы.
Когда устройство в виде флажка сигналит красным цветом о подстерегающей впереди опасности, пилот должен пойти на снижение и достичь безопасной зоны. Если появляются благоприятные цвета, то пилот должен знать их значение и вести виману в благоприятном направлении.
Янтра dishaampati:
Согласно «Крия-саре», «вимана, проходящая в небе, в любом из восьми направлений, оказавшись в поле действия планетарных сил, солнечных лучей и неблагоприятных сезонных условий, может встретить на своем пути 15 сильнейших ураганов, называемых kowbera. Эти ураганы очень опасны для воздухоплавателей, поскольку вызывают у них проблемы с горлом и легкими. Чтобы защититься от них, в левом основании крыла устанавливается янтра dishaampati».
Эта янтра описана в «Янтра-пракаране»: «Я буду описывать янтру dishaampati, которая применяется как противоядие от вредных воздействий ветров kowbera. Из дерева paarvane, трижды обработанного необходимыми кислотами, изготавливается квадратная или круглая peetha (платформа)».
Дерево paarvanee описывается в «Янтра-пракаране»: «Дерево parvanee — это дерево, у которого очень близко расположены узлы, как у сахарного тростника. У него длинные красноватые листья и красные цветы. У него есть мелкие шипы, и оно служит противоядием от змеиного яда, острое на вкус, и используется для изгнания демонов и других злых сил. Оно цветет в темную половину месяца».
В центре peetha располагается труба или ось длиной с руку, изготовленная из стекла 19-го типа, с 9 отверстиями, 9 переключателями и 9 проводами. В восьми направлениях отмечаются восемь kendra, или центров. Восемь naala, или труб, должны иметь длину 2 фута, высоту 6 футов и ширину 3 фута, и круглое сечение. На верхушке оси закрепляется восьми лепестковый лотос. Вся конструкция обтягивается заячьей шкурой. Вход в конструкцию, или mukha, должен закрываться полотном manchoolika. Провода, проведенные через трубы, подводятся сверху к лепесткам лотоса и закрепляются в узлах.
Полотно manchoolikaa описывается в «Пата-прадипике»: Берутся vaasantee (лиана gaertnera racemosa), mrida, ranjikaa (бетель или корень марены), ruchikaa (цитрон или касторовый боб), samvartakee (myrabalan belliriki), phaalgunee (слива sepi-stan), chanchora (красный касторовый боб), arunkaanta (подсолнечник), kundalinee, mandoorika (железная окалина), maarika (перец, порезанный кубиками), lankaari, kapivallaree (слоновый перец), vishadharaa, samvaalikaa, manjaree (ashoka), rukmaangaa (стручки кассии, александрийские стручки), dhundikaa (акация sirisa), arka (гигантский ластовень, или madar), garuda (coculus cordifolious), gunjaa (лакричник), и janjharaa.
От вышеуказанных растений берут веточки, побеги, листья, почки, усики и кору и хорошо проваривают в специальном сосуде. Затем добавляют кислоту crowncha и снова варят в течение трех дней. В результате получается белое, чистое, упругое и качественное полотно manjoolika.
В него помещают кристалл vaatapaa. Перед кристаллом устанавливают зеркало amshupaa. Когда воздушный вихрь Kowbera соприкасается с солнечными лучами, в зеркале amshupaa появляются красные и синие оттенки. В этом случае, требуется очень быстро повернуть ключи от девяти труб. В результате, в каждой из труб генерируется энергия, которая, проходя сквозь заячью шкуру, порождает мощную силу, называемую sammar-shtikaa. Полотно manjoolika получает эту силу и передает ее лотосовым лепесткам, а лепестки по проволокам передают ее кристаллу vaatapaa. Под действием силы sammarshtika кристалл поглощает этот опасный ветер Kowbera и выбрасывает его через трубу с лотосовыми лепестками в атмосферу, где он растворяется, не причиняя вреда воздухоплавателям. Для этого на вимане устанавливают янтру disaampati.
Зеркало 19-го типа описано в «Дарпана-пракаране»: Uraga-twak (змеиные головы), pancha-mukha, vyaaghradanta (зубы тигра), песок, соль, ртуть, свинец, shweta-niryaasa (белая смола), mrittikaa, sphaatika (квасцы), ruruka, veera (свинцовый сурик), mrinaja (лотосовые усики), ravikarpata, chanchola (красный касторовый боб), vaalaja, panchaoraanasaara (соль, содержащаяся в моче человека, лошади, осла, быка и овцы, или хлорид аммония), shashodupa (побег стиракового (бензоинового) дерева). Эти 18 ингредиентов, взятые в соотношении 3, 7, 5, 22, 4, 15, 2, 5, 20. 7, 30, 15, 40, 23, 27, 13, 19, 18, трижды очищаются, кладутся в тигель matsya moosha, помещаемый в печь nalikaa, и посредством мехов gomukhee нагреваются до 99 градусов. После отливки получается зеркало pingala.
Янтра Pattikaabhraka:
Согласно «Крия-саре», «чтобы уберечься от огня, вызванного проходящими рядом друг с другом планетами, в центре виманы должна быть установлена янтра pattikaabhraka».
В «Янтра-сарвасве» сказано, что, двигаясь по своим орбитам, две планеты иногда сильно приближаются друг к другу, и в результате столкновения их гигантских сил вспыхивает пламя. Этот огонь известен как jwaalaamukhee, или языки пламени, и он уничтожает как саму виману, так и всех, кто в ней находится. В качестве защиты от него на вимане устанавливается янтра pattikaabhraka.
Эта янтра изготавливается из слюды 3-го типа, 3-й классификационной группы.
В «Шаунакее» сказано: «Названия разновидностей слюды, относящихся к третьей группе, следующие: shaarada, pankila, soma, maarjaalika, rakta mukha и vinaashaka. Янтра должна изготавливаться из разновидности soma».
Somaabhra описывается в «Аоха-тантре»:
«Это хороший, сильный абсорбент небесного цвета, исцеляющий от болезней глаз. Он холодный на ощупь. Он содержит в себе элементы алмаза и помогает при болезнях, связанных с мочеиспусканием. На нем проявляются ярко-красные линии с завитками. Вот свойства somaabhraka».
Слюду дважды очищают соком баклажана и маслом из семян mataa и расплавляют. Из нее делают pattika, шириной два фута и высотой с руку. С использованием vaari vriksha изготавливают koorma peetha, или основание в форме черепахи, шириной 16 дюймов и длиной с руку. Shanku, или ось, изготавливают тем же способом, что и pattika. Далее, устанавливаются вращающиеся колеса с ключами и кристаллы shoundeerya. Из главного центра проводят провода и присоединяют к концу pattika. С другой стороны устанавливается сосуд из слоновой кости, наполненный кислотой shyvaala, в которую помещается ртутный кристалл ravichumbaka. К внутренней стороне этого сосуда подсоединяются провода. Вся конструкция, начиная от оси, покрывается shringinee. Ось, на которой крепится naala, должна стоять строго вертикально. Слюдяной shanku с переключателями вращения пяти колес закрепляется в центре peetha. На верхнем конце shanku, в центре оболочки виманы размещается pattika, очищенная кислотой.
Когда в результате планетарного контакта вспыхивает jwaa-laamukhee и достигает виманы, приводят в действие главный переключатель оси. В сосуде с кислотой возникает холодная волна, которая передается по проводам на пять колес и достигает pattika. Эта волна тянет за собой jwaalaamukhee и выталкивает ее к кристаллу, расположенному в центре корпуса. Кристалл, в свою очередь, выталкивает огонь через naala, или трубу, в атмосферу, где этот огонь потухает.
Soorya Shaktyapakarshana Yantra, или Янтра, извлекающая солнечное тепло.
В холодные зимние месяцы на вимане для обогрева устанавливают янтру soorya shaktyapakarshana.
В «Янтра-сарвасве» сказано: «Сейчас будет объясняться устройство механизма для накопления солнечного тепла, который используется для защиты от холода на протяжении четырех зимних месяцев. В изготовлении этого механизма используется зеркало 27-го типа, захватывающее солнечные лучи».
Вот как это устройство описывается в «Дарпана-пракаране»:
Sphatika, или квасцы, manjula, или корень марены, морскую пенку, соль sarja, или окись натрия, песок, ртуть, garada, или аконит, kishora, или лакричник, gandhaka, или самородную серу, karbura, или желтый аурипигмент, praanakshaara, или хлорид аммония берут в соотношении 12, 1, 5, 1, 13, 12, 8, 10, 27, 4, 3, 1, 8, 5, 1, 5, 8, 3, 9, 2, очищают, помещают в тигель antarmukha и варят в печи shuka-mukha. Затем полученную массу переливают в янтру antarmukha и поворачивают ручку для перемешивания. После остывания в форме получается качественное, легкое, прочное стекло золотистого цвета, собирающее солнечное тепло.
Из этого стекла изготавливают pattika, или опору, длина которой 80 дюймов, ширина 20 дюймов, а толщина 1 дюйм. На ней отмечают три точки. Далее подготавливают две naala, или трубы длиной с руку, с десятидюймовым отверстием, а также peetha в форме полумесяца. Кроме того, подготавливается еще одна peetha, 2 фута в длину и 6 футов в высоту. В ней укрепляют peetha, имеющую форму полумесяца. С обеих ее сторон устанавливают 2 naala. Между ними устанавливают ось, длина которой 88 дюймов, а ширина 3 дюйма. К верхнему концу оси прикрепляют другую pattika. В трех точках, отмеченных на ней, располагают конструкции в виде сдвоенных цветков лотоса с лепестками, изготовленными из вышеописанного стекла: на них устанавливают кубкообразные сосуды. Две naala, или трубы, наполняют кислотой, полученной из мха, или кислотой shrini. В трубы помещают кристалл chhaayaamukha, а у их основания — сосуд с кислотой jyotsnaa. В сосуде с кислотой jyotsnaa закрепляют проволоки, поглощающие холод, а также ручки переключателей, снабженные шарикоподшипниками. Эти провода протягивают между соседними naala, далее вокруг двух лотосов, расположенных по краям pattikaa, вокруг центрального лотоса, уводя их концы обратно в кислоту jyotsnaa. Кроме того, изготавливают еще одну naala: она закрывает сосуд с кислотой, а ее нижний конец выводится в отверстие в дне вимаиы.
Когда зимний холод начинает проникать в виману, главное колесо, расположенное в основании shanku, поворачивают с большой скоростью. На верхние проволоки pattika подается энергия, лепестки лотосов начинают вибрировать, и ветер перетягивает холод по проводам в центральный сосуд с кислотой. Кислоты, содержащиеся в обеих naalaa, впитают в себя этот холод, и передадут его chaayaamukha mani, который собственной энергией направит холодную силу в jyotsnaadravaka, и оттуда она вытолкнется через naala в атмосферу. В атмосфере эта холодная сила растворится. Так, благодаря янтре soorya-shaktyapakarshana, вимана будет защищена от холода.
Янтра apasma-dhooma-prasaarana, или устройство, распространяющее ядовитый газ.
Как утверждает «Крия-сара», «для ведения битвы с вражеским летательным аппаратом, намеревающимся уничтожить виману, необходима янтра apasmaara-dhooma-prasaarana».
Согласно «Янтра сарвасве»:
«Apasmaara-dhooma-prasaarana yantra предписывается для защиты виманы от вражеских летательных аппаратов. В ее изготовлении должен использоваться исключительно металл kshou-ndeera, и никакой более».
Kshoundeera loha описывается в «Лохатантре»:
8 частей kshwinka, или цинка, 5 частей ртути, 7 частей сплава krowncha, 3 части kaanta, или стали, 4 части hamsa, или серебра, 1 часть maadhweeka и 5 частей шт. Эти ингредиенты очищают, помещают в тигель и в печи chhatreemukha нагревают с помощью мехов surasa до 100 градусов. После отливки получается отличный сплав kshoundeera.
После заливки этого loha в pattikayantra, подвергания его термообработке при температуре 300 градусов и перемешивания, получается упругая pattikaa. Из нее изготавливается мембрана, длиной в 5 рук и шириной в 3 руки. Она снабжается mukhaa-naala, или носиком размером в 6 футов. Ее входное отверстие должно быть таким же, как у янтры peshanee. Это отверстие должно закрываться и запираться. К ее нижней части присоединяются три кармана. Посередине располагается aava-rana, или круглая покрышка из заячьей шкуры, снабженная переключателем. Над ней устанавливается choorna paata, или сосуд с порохом. В нижней части сосуда с порохом, располагается переключатель. Мембран должно быть четыре.
Когда ожидается нападение вражеского летательного аппарата, то aavaaraka bhastrika, или окутывающая мембрана, становится для виманы щитом. Остальные четыре мембраны закрепляются в dikpeethas, или боковых точках, над aavarana, или покрышкой. На choorna-paatra, или пороховую бочку, подается электричество. Порох сразу начинает дымиться. Поворотом ключа открывается входное отверстие мембраны. Появившийся дым входит в четыре маленькие мембраны, а из них достигает центрального kunda. Распространяясь повсюду, он входит в отверстие мембраны, а затем поворотом ключа выпускается из всех bhastrikaa, или мембран, окружает вражеский летательный аппарат и выводит из строя его экипаж. Этот летательный аппарат уничтожается, и вимана оказывается вне опасности.
Янтра Stambhana, или механизм остановки.
Согласно «Крия-саре», когда в результате столкновения сил в воздушных слоях, насыщенных водой, генерируется энергия, поднимаются сильные ураганы и воздушные вихри, разрушающие все на своем пути. Чтобы защититься от них, на дне виманы устанавливают янтру stambhana.
«Янтра-сарвасва» утверждает: