Научно-методические основы преподавания русского языка в начальных классах. Современный урок русского языка в начальных классах.
1. Цели и содержание обучения РЯ.Содержание и объем учебного предмета «Русский язык».
2. Общедидактические принципы обучения и их реализация на уроках РЯ. Лингвистические принципы.
3. Методы обучения языку.
4. Современный урок русского языка в начальных классах.
1. Цели и содержание обучения РЯ. Содержание и объем учебного предмета «Русский язык».
РЯ традиционно считается одним из основных учебных предметов в начальной школе. Это обусловлено рядом причин:
· язык является основой для формирования и развития интеллекта и речи детей;
· язык является посредником при изучении других школьных предметов;
· через тексты учебников, СМИ, речь учителя язык участвует в воспитании подрастающего поколения.
Вместе с тем РЯ является одним из самых трудных школьных предметов. РЯ как учебный предмет в начальной школе включает в себя три больших раздела:
· уроки обучения грамоте (1 класс);
· уроки РЯ;
· уроки литературного чтения.
РЯ как учебный предмет традиционно ориентируется на достижение ряда целей, среди которых выделяются главные и промежуточные. Главными являются:
ü формирование и развитие устной и письменной речи учащихся в сочетании с развитием мышления;
ü пополнение и развитие знаний через чтение и другие виды речевой деятельности на уроках и вне уроков;
ü эстетическое и нравственное воспитание учащихся.
Указанные цели являются долгосрочными. И достигнуты они могут быть через реализацию промежуточных целей, которые должны ставится и выполняться при обучении уч-ся РЯ.
|
ü обучение элементарному чтению и письму по-русски;
ü формирование каллиграфических навыков;
ü изучение языковых явлений (лексических, фонетических, словообразовательных, морфологических, синтаксических), а также формирование графических, орфографических и пунктуационных умений и навыков;
ü формирование основных речеведческих представлений и понятий (речь, виды речи, текст, структура текста, разновидности текста, литературные жанры, выразительные средства языка и т.д.);
ü совершенствование и развитие умения строить связные высказывания в устной и письменной форме в соответствии с речевыми нормами.
Все указанные цели взаимосвязаны и взаимообусловлены. 9СМ. Программу для учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования с русским / белорусским языком обучения)
Общедидактические принципы обучения и их реализация на уроках РЯ. Лингвистические принципы.
Принцип (от лат. principium (основа, первоначало) – это основное, исходное положение какой-л. теории, учения, науки. В методической науке вырабатываемые принципы ориентируются на достижение целей обучения, указывают общее направление деятельности по достижению целей. Принципы обучения реализуются в учебной работе через содержание обучения (отбор учебного материала, необходимого для достижения целей обучения), а также через методы и приемы обучения.
В преподавании РЯ младшим школьникам используются как общедидактические, тек и специфические лингвистические принципы. Общедидактические принципы обучения:
· Принцип доступности обучения (в программы должен включаться языковой материал, доступный для усвоения мл. школьниками; цели обучения должны быть достижимыми; методы и приемы обучения должны соответствовать возрасту уч-ся, их потребностям и интересам).
|
· Принцип систематичности, последовательности, преемственности в обучении (изучать явления языка не в изолированном виде, а во взаимосвязи друг с другом, формировать у детей представление о системе языка и его функционировании в речи).
· Принцип практической направленности (проявляется в требовании изучать язык для речевого и интеллектуального развития детей, для обучения их практическому использованию языка в общении, в приобретении через язык знаний).
· Принцип научности обучения (опираться на новейшие достижения в области лингвистики, психолингвистики, литературоведения, методики обучения языку).
· Принцип наглядности преломляется в двух направлениях:
1) использование зрительной наглядности (предметных картинок, таблиц, схем, моделей, натуральных объектов и т.д.);
2) использование языковой наглядности (выразительно-изобразительного материала для того, чтобы помочь уч-ся «увидеть» изучаемое явление, осознать его свойства, признаки, функциональное назначение в речи).
Лингвистические принципы:
· Принцип развития мышления и речи учащихся в устной и письменной формах. Этот принцип является ведущим. Есть и другие, более частные лингвистические принципы, которые призваны углубить и конкретизировать ведущий. Рассмотрим эти принципы.
· Принцип обучения языку на коммуникативно-функциональной основе (принцип обязывает учитывать в процессе взаимосвязь языка, речи и мышления: нужно учить детей наблюдать, анализировать речь, выявлять и осмысливать языковые явления, формулировать это в виде обобщений, правил, а затем осознанно использовать их в своей речевой деятельности).
|
· Принцип развития чувства языка (Язык – сложное явление. Одних только слов ы в нем около полумиллиона. Заучить их просто невозможно. Кроме слов есть еще и морфемы, количество которых ограничено, а количество их комбинаций неисчислимо. Чтобы усвоить язык, надо уловить в нем закономерные связи элементов, систему языка. Развивать у детей языковое чутье очень трудно, нужно помочь ребенку почувствовать логику языка.
· Принцип развития выразительности речи. Выразительность речи – это не довесок к речи, а ее обязательное условие. Учитель должен обеспечить понимание детьми художественно, стилистической функции языковых единиц, показать способы выражения в речи чувств, эмоций, настроения говорящего. Очень большое значение имеет обучение учащихся выразительному чтению художественных текстов.
· Принцип формирования и развития интереса к языку. Интерес к языку формируется через возбуждение у детей интереса к отдельным ее сторонам: к звуку, букве, морфеме, слову, грамматике, орфографии, пунктуации. С этой целью используются игровые и занимательные формы работы, загадки, кроссворды и т.д.
Методы обучения языку
Метод – это путь к цели; это способ деятельности учителя и учащихся, направленной на достижение целей обучения; это способ реализации избранных учителем принципов обучения. Существует много классификаций методов обучения.
Общедидактические методы:
· Информационный метод (активно действует учитель, сообщая уч-ся знания в готовом виде. Дети запоминают получаемую учебную информацию).
· Проблемный метод (активно действует учитель, преподнося учебную информацию как проблему и объясняя ее решение. Дети овладевают культурой мышления учатся мыслить научными категориями).
· Информационно-репродуктивный метод (активно действуют ученики, воспроизводя полученные знания и осуществляя практическую учебную деятельность).
· Проблемно-репродуктивный метод (активно и вдумчиво действуют ученики, воспроизводя знания как осмысленную проблему, преподнесенную учителем. Дети не просто воспроизводят итоговое задание, вывод, но и объясняют по примеру учителя.
· Эвристический метод (активно действуют учитель и ученики. Учитель предлагает часть учебной задачи и предлагает ученикам самостоятельно решить оставшуюся часть).
· Исследовательский метод (активно действуют ученики, осуществляя исследовательскую деятельность, аналогичную деятельности ученого. Этот метод доступен уч-ся, если они раньше много работали в рамках эвристического и проблемного методов.
Чтобы достичь хороших результатов в работе по языку, мало опираться на общедидактические методы. Необходимо владеть лингвистическими методами.
· Метод языкового анализа, или метод наблюдения над языком. Этот метод предполагает организацию фонетического, звукобуквенного, лексического, морфемного, словообразовательного, морфологического, синтаксического, орфографического и пунктуационного анализа. В ходе анализа организуются наблюдения уч-ся над языковыми явлениями в составе др. языковых явлений. Цель – помочь детям обнаружить изучаемое явление, выявить и осмыслить его специфические признаки.
· Метод языкового синтеза, или языкового конструирования. Этот метод предполагает конструирование более крупных единиц из более мелких: слогов из звуков, слов из звуков, слов из слогов, слов из морфем, словосочетаний и предложений из слов. Цель – усовершенствовать знания и представления об изучаемых явлениях, выработать языковые умения и навыки.
· Метод анализа текстов. В частности, это относится к анализу использованной в тексте лексики (лексических средств выразительности). Цель – помочь уч-я выявлять и осмысливать структурные элементы текстов, особенности их содержания, определять виды текстов и т.д.
· Метод конструирования текстов. Предполагает обучать детей умению строить собственные связные высказывания.