Основная характеристика динамики цен производится при помощи расчетов индексов цен.
Индекс цен – это относительный показатель, выраженный в коэффициентах или процентах, характеризующий изменение цен во времени (индекс динамики) или в пространстве (территориальный индекс).
Индексы цен делятся на индивидуальные (частные) и общие.
Индивидуальный индекс цен характеризует соотношение уровней цен одного вида товаров.
Общий индекс цен – относительная величина, характеризующая изменение цен совокупности ряда разнородных товаров.
В зависимости от поставленных задач и наличия исходных данных для расчета индексов цен могут применяться различные формы индексов: агрегатная, средняя арифметическая и средняя гармоническая, реже - геометрическая форма.
Все эти формы индексов рассматриваются в курсе общей теории статистики.
В настоящее время Госкомстат России рассчитывает индексы цен для двух секторов: производственного и потребительского.
В потребительском секторе рассчитывается индекс потребительских цен на основные товары и услуги (ИПЦ).
В производственном секторе рассчитывается несколько индексов:
· Индекс цен предприятий-производителей на промышленную продукцию;
· Индекс цен приобретения материально-технических ресурсов для основного производства;
· Индекс цен реализации на сельскохозяйственную продукцию;
· Индекс цен в капитальном строительстве;
· Индекс цен на грузовые перевозки.
Индекс потребительских цен характеризует изменение во времени общего уровня цен на товары и услуги, приобретаемые населением для непроизводственного потребления. Он исчисляется как отношение стоимости фактического фиксированного набора товаров и услуг в текущем периоде к его стоимости в базисном периоде.
|
Фиксированный набор товаров и услуг – это репрезентативная выборка групп товаров и услуг, наиболее часто потребляемых населением. Такой набор одинаков для всех регионов России. В него включаются три группы: продовольственные товары, непродовольственные товары и платные услуги населению.
Расчет ИПЦ производится ежемесячно и ежеквартально на базе статистических данных, полученных в ходе наблюдения за ценами. Кроме того, для расчета ИПЦ используют данные о структуре фактических потребительских расходов населения за предыдущий период.
Расчет ИПЦ производится в несколько этапов:
1. Определяются индивидуальные индексы цен на отдельные виды товаров и по отдельному городу как частное от деления средних сопоставимых цен:
(1)
Средние сопоставимые цены по отдельному региону определяются как средняя арифметическая, взвешенная по доле населения отдельных районов региона в общей численности населения региона:
(2),
где рк,i – тариф k-того района в i-том месяце;
dk – доля численности населения k-того района.
2. Определяют агрегатные индексы цен на отдельные товары, товарные группы и услуги в целом по региону, экономическому району, РФ с использованием территориальных весов.
(3),
где p0,kdk – произведение доли численности населения на уровень тарифов в периоде, принятом за базисный.
3. Исходя из агрегатных индексов цен по товарам и услугам в целом по региону, экономическому району, РФ и доли расходов на приобретение отдельных товаров в потребительских расходах населения определяют сводные индексы цен в целом по всем товарам и услугам и отдельно по группам: продовольственным товарам, непродовольственным товарам и платным услугам населению. Расчет производится по формуле Ласпейреса: (4)
|
В условиях резкого изменения структуры производства базисного и текущего периода для расчетов сводного индекса цен используется модифицированная формула индекса Ласпейреса которая имеет следующий вид:
(5),
где t– текущий период;
t-1 – предыдущий период;
pt-1q0 =p0q0 .
Достоинством данной формулы является то, что в качестве весов используется товарооборот базисного периода, который последовательно умножается на последнее значение индекса цен.
Расчет сводного ИПЦ на федеральном и региональных уровнях производится еженедельно. Для определения индекса за более продолжительный период (месяц, квартал и т.д.) используется цепной метод, т.е. перемножаются ИПЦ недельные (месячные и т.д.).
Для характеристики уровня инфляции в потребительском секторе, для индексации доходов населения используется общий ИПЦ, но органами статистики рассчитывается система индексов потребительских цен. В нее включаются:
· Сводный индекс потребительских цен полного набора потребительских товаров и услуг, приобретаемых на одну семью и по этому же набору без товаров необязательного пользования (ювелирных изделий, легковых автомобилей, алкогольных напитков и табачных изделий);
· ИПЦ для отдельных социально-экономических групп населения с различным уровнем доходов (10 децильных групп семей);
|
· Индексы стоимости прожиточного минимума;
· Индексы на отдельные товары и услуги.
Анализ динамики цен в производственном секторе экономики проводится путем расчета индекса цен производителей промышленной продукции. Данный индекс определяется двумя методами: цепным и базисным.
Базисный индекс показывает, во сколько раз изменились цены в отчетном периоде по сравнению с базисным. Он рассчитывается путем деления цены текущего месяца на цену товара в период, принятый за базисный.
Используется базисный метод только в том случае, когда анализируются цены на товары, производимые в течение нескольких лет.
Месячный индекс текущего периода определяется путем деления базисного индекса текущего периода на базисный индекс предшествующего периода.
Пример: базисный индекс цен производителей на стиральные машины в марте составил 100,3%, а в апреле – 100,8%. Определить, на сколько процентов изменились цены за апрель.
Iапр =
Следовательно, за апрель цены возросли на 0,4%.
При использовании цепного метода месячный индекс определяется путем отнесения цены товара в текущем месяце к цене товара в предыдущем месяце. При необходимости определения цепного индекса за длительный период производится перемножение месячных индексов.Цепной метод расчета используется при частой смене производимой продукции.