Тема 1. Статистика цен и инфляции.
1. Задачи и система показателей статистики цен.
2. Организация наблюдения за ценами и тарифами в Российской Федерации.
3. Методы изучения среднего уровня и структуры цен.
4. Методы расчета индексов цен.
5. Статистические показатели уровня инфляции.
Задачи и система показателей статистики цен.
Цена – одна из основных экономических категорий, оказывающая существенное воздействие как на экономику страны, так и на уровень жизни населения.
Цена – это выражение стоимости товара в денежных единицах определенной валюты за количественную единицу товара.
Наблюдение за ценами и анализ их динамики – одна из основных направлений деятельности Госкомстата РФ.
Задачами Госкомстата в области изучения цен являются:
1. Разработка методологических основ и проведение наблюдения за ценами;
2. Разработка методологии расчета и проведение анализа различных видов цен;
3. Анализ структуры и динамики цен как с позиции производителя, так и с позиции потребителя;
4. Разработка методов определения уровня инфляции и ее влияния на результаты финансовой деятельности отдельных предприятий, отраслей и экономики в целом.
В зависимости от стадии производственного процесса выделяют несколько группировок цен.
На стадии производства различают цену производителя и основную цену.
Цена производителя – цена, получаемая производителем за единицу товара или услуги, включая подлежащие уплате налоги на продукты (кроме НДС, акциза и налога на импорт) и исключая подлежащие получению субсидии на продукты и импорт.
Основная цена – цена, полученная производителем за единицу товара или услуги, исключая любые подлежащие уплате налоги на продукты и включая субсидии на продукты (кроме субсидий на импорт).
|
Цена - Налоги на продукты, + Субсидии на = Основная цена
производителя включенные в цену продукты производителя
На стадии конечного использования различают цены покупателя, оптовые цены, розничные цены, закупочные цены, цены и тарифы на услуги.
Цены покупателя – это цены, в которые полностью включены цены производителя, торгово-транспортные наценки и чистые налоги (за исключением налогов, включенных в цену производителя).
Оптовые цены – это цены, по которым реализуются большие объемы промышленной продукции технического и потребительского назначения. Они включают издержки производства и прибыль, не включают НДС и акцизы.
Розничные цены – это цены, по которым товары продаются населению за наличный расчет. В их состав включаются и НДС и акцизы.
Закупочные цены – это цены, по которым государство покупает продукцию у сельхозпроизводителей.
Цены и тарифы на услуги – это цены и тарифы на платные услуги ЖКХ, связи, ритуальные и др. услуги.
Организация наблюдения за ценами и тарифами в Российской Федерации.
Наблюдение за ценами и тарифами в России в настоящее время осуществляется органами статистики и ведется по следующим направлениям:
1. на товары потребительского рынка и услуги;
2. на товары предприятий по видам экономической деятельности;
3. на материально-технические ресурсы (цены приобретения);
4. на капитальное строительство;
5. на продукцию, реализованную сельхозпроизводителями, заготовительным организациям и на городских рынках;
|
6. тарифы на грузовые перевозки;
7. цены на рынке жилья.
Информацию об уровне цен получают как из форм статистической отчетности, так и при помощи специально организованного статистического наблюдения, основанного на применении выборочного метода.
При проведении выборочного наблюдения проводится регистрация цен на сформированные наборы товаров-представителей, в которые включаются товары среднего качества. Обязательное условие – регистрация должна проводиться в различные моменты времени, но в одном и том же месте и на одно и то же количество и тот же вид товара.
Если какой-либо вид товара исчезает из продажи, его могут заменить на аналогичный по своим характеристикам или вообще исключить из наблюдения.
В ходе наблюдения для достижения непрерывности проводится регистрация цен за три периода:
· цены отчетного периода;
· цены предшествующего периода;
· цены аналогичного периода предшествующего года.
Особое внимание в настоящее время уделяется изучению динамики цен на товары народного потребления и на платные услуги населению. Регистрация цен при этом проводится на базовых предприятиях.
В качестве базовых предприятий для наблюдения за потребительскими ценами отбираются крупные, средние и мелкие торговые организации и организации сферы услуг всех форм собственности и типов торговли: государственные, муниципальные, кооперативные, акционерные, арендные, частные, коммерческие, комиссионные, городские и неформальные рынки.
Перечень товаров, по которым производится наблюдение за ценами, включает порядка 200 позиций по продовольственным товарам и более 350 – по непродовольственным, а также примерно 70 видов платных услуг населению.
|
По результатам наблюдения за ценами на потребительском рынке исчисляются сводные индексы потребительских цен, стоимость наборов продуктов питания и стоимость потребительской корзины.
Наблюдение за оптовыми ценами предприятий проводится аналогичным образом, т.е. сначала формируют список базовых предприятий, в который включаются ведущие объединения и предприятия определенного вида экономической деятельности.
В качестве товаров-представителей принимаются однородные группы продукции. В настоящее время в набор товаров- представителей включаются более 700 укрупненных товарных позиций всех отраслей промышленности.
Цены на материально-технические ресурсы учитываются отдельно по ресурсам для промышленности (около 140 основных групп материалов) и для строительства (примерно 40 групп).
Цены на капитальное строительство регистрируются по отдельным видам вложений:
· строительно-монтажные работы;
· капитальные вложения на машины и оборудование;
· прочие капитальные работы и затраты.
Регистрация цен производится ежеквартально.
Наблюдение за ценами на сельхозпродукцию производится как по отдельным отраслям, так и по группам однородной продукции.
Тарифы на грузовые перевозки фиксируются по отдельным отраслям транспортного комплекса:
· Железнодорожный;
· Трубопроводный;
· Автомобильный;
· Авиационный и т.д.
По каждому виду транспорта определяются группы грузов и услуги-представители. Кроме того, фиксируются цены на отправку 1 тонны наиболее массового груза. Обследование производится на 1 ж/д станции или автотранспортном предприятии, являющимися средними по величине отправки грузов.
Методы изучения среднего уровня и структуры цен.
Зафиксированные в ходе статистического наблюдения цены на отдельные товары-представители сами по себе не дают картины об уровне цен, так как даже на один и тот же товар у разных базовых предприятий могут очень сильно различаться. Поэтому для анализа уровня цен статистические органы рассчитывают средние цены.
Средняя цена может исчисляться как для отдельного товара, так и для товарных групп; для цен одного товара по различным территориям и субрынкам и т.д.
Средние цены рассчитывают как частное от деления стоимости товара или товарной группы на ее объем в натуральном выражении.
(1),
где р – цена единицы товара;
q –количество товара.
На изменение среднего уровня цен могут оказывать влияние различные факторы, в частности, ассортиментные сдвиги, обусловленные изменением в структуре из-за исчезновения отдельных товаров, изменения структуры потребления из-за изменения цен, территориальные сдвиги в размещении товаров с региональной дифференциацией цен и т.д.
Уровень средних цен по РФ рассчитывается как средняя арифметическая величина из уровней цен отдельных регионов, взвешенных по доле регионов в общественном производстве, потреблении или численности населения.
Госкомстат РФ чаще всего определяет средний уровень цен не только по отдельным товарам-представителям, а по всем продовольственным товарам, товарам народного потребления, платным услугам, товарам и услугам вместе, отдельным сельскохозяйственным товарам на городских рынках и 25 основным продуктам питания.
Большое внимание при статистическом изучении цен уделяется анализу соотношения средних цен у потребителей и производителей. Для этого анализируется соотношение этих цен в динамике на отдельные виды промышленной продукции.
Табл. 1.
Уровни и соотношение средних цен у производителей и потребителей.
Виды промышленной продукции | Цена за 1 тонну, тыс. руб. | Соотношение цен приобретения и производства, раз | ||
Базисный период | Отчетный период | Базисный период | Отчетный период | |
Нефть: | 1,39 | 1,39 | ||
Цена производства | ||||
Цена приобретения | ||||
Бензин автомобильный: | 2,16 | 2,04 | ||
Цена производства | ||||
Цена приобретения | ||||
Линолеум: | 1,76 | 2,05 | ||
Цена производства | ||||
Цена приобретения |
Анализ такой таблицы позволяет сделать выводы не только о соотношении цен производителя и потребителя, но и заметить направления изменения этих соотношений, определить общую динамику средних цен на представленные товарные группы.
Еще одним важным направлением анализа структуры цен является изучение структуры розничных цен, особенно цен на важнейшие продукты питания. Такие исследования проводятся на основе данных, полученных в ходе специально организованных статистических обследований. Результаты обычно представляют в виде таблиц, аналогичных табл. 2.
Как видно из приведенных в табл.2 данных, в розничной цене молока доли затрат отдельных отраслей распределяются достаточно равномерно, при этом наибольший удельный вес (чуть выше трети от розничной цены) занимает стоимость сырья. Доля налогов невелика, составляет менее 9%.
Совершенно другая картина наблюдается в строении розничной цены говядины и масла животного. У этих продуктов основная масса затрат приходится на стоимость сельскохозяйственного сырья. Доля затрат на промышленную обработку незначительна, по маслу животному она не превышает 2,5%, по говядине несколько выше.
Доля затрат торговли по всем трем видам продукции достаточно стабильная и колеблется от 18 до 21%.Еще одна заметная тенденция прослеживается в распределении прибыли: у сельхозпроизводителей она отсутствует, а наиболее значительная ее доля приходится на промышленность.
Табл.2.
Структура розничных цен (в % к итогу)
Продукты | Сельское хозяйство | Промышленность | Торговля | Дотации сельскому хозяйству сверх розничной цены | ||||||||
Стоимость с/х сырья | В том числе | Расходы по производству продукции без стоимости основного с/х сырья | Прибыль (+), Убытки (-) | НДС и спецналог | Оптово-отпускная цена предприятия (г.2 +г.5+г.6+г.7) | Валовой доход | В том числе | Розничная цена (г.8+г.9) | ||||
Затраты с/х предприятий | Прибыль (+), Убытки (-) | Издержки обращения | прибыль | |||||||||
Молоко цельное | 34,5 | 40,3 | -5,8 | 29,7 | 6,1 | 9,0 | 79,3 | 20,7 | 16,2 | 4,5 | 100,0 | 3,4 |
Говядина | 56,1 | 88,2 | -32,1 | 10,6 | 6,7 | 8,9 | 82,3 | 17,7 | 13,8 | 3,9 | 100,0 | 5,7 |
Масло животное | 69,9 | 81,6 | -11,7 | 2,5 | 0,4 | 8,6 | 81,4 | 18,6 | 14,4 | 4,2 | 100,0 | - |