"Возьми, камень, тепло моих рук, жар моего сердца, мою любовь и преданность людям. Передай, камень, мои чувства другу".
Текст можно адаптировать, учитывая речевые возможности ребенка. Если он не имеет возможности говорить, пусть просто согревает камень в руках. Вы произнесете этот текст сами. Самое главное — помочь ребенку приобрести опыт «сотворения чуда».
Далее камень передается другому игроку. Игра продолжается. Наступает момент, когда камень возвращается к Вам. Вы говорите игрокам: «Я держу в своих руках камень. Он тяжелый, шероховатый, у него острые грани, но его очень приятно держать в руках, потому что он теплый, почти горячий, ведь он передает теплоту наших рук, жар наших сердец, нашу любовь и преданность людям! Оказывается, наши руки могут творить чудеса! Они согревают даже камень!»
Комментарий. Эта игра позволяет дифференцировать собственные ощущения, анализировать и оречевлять их, тем самым обучая основам самоанализа. Помимо этого очень важным является осознание того, что каждый из нас может сотворить чудо благодаря теплу своих рук и сердца.
Важно обсуждать с игроками каждую прожитую ситуацию, каждую проведенную игру. Если ребята могут говорить, побеседуйте с ними, задавая следующие вопросы:
— Понравилась ли тебе игра?
— Что ты чувствовал, когда держал камень? Если ребята умеют читать, заготовьте карточки,
на которых будут написаны опорные фразы: красным цветом — позитивные эмоции и чувства, а черным — негативные. Например: «Мне было приятно. Это было здорово!» «Мне понравилось держать в руках теплый камень и греть его. Это было весело». «Это что-то новенькое. Хорошо!» Или: «Мне
было неприятно». «Это просто ужасно — держать в руке камень!» «Мне не понравилась эта игра». «Я ничего не понял(а)».
Предложите ребятам выбрать ту карточку, надпись на которой соответствует их чувствам. Если необходимо, прочитайте надписи сами, перебирая карточки. Попросите ребят повторять за вами ту фразу, которая им понравилась. Обсудите ее.
Если ребята не говорят и не читают, но знают цвета, то можно предложить им выбрать одну из цветных полосок: красного, синего, зеленого, желтого, оранжевого, серого, фиолетового, коричневого и черного цветов. Скажите ребятам: «Возьми ту полоску, цвет которой тебе нравится больше всего».
Выбранный участником игры цвет соответствует его настроению и состоянию в данный момент и отражает те чувства, которые игрок испытал во время игры.
Красный, желтый, оранжевый, синий, зеленый цвета — отразят позитивные чувства, а черный, коричневый, серый — негативные. Если вам необходимо провести более детальное обследование, то обратитесь к тесту Макса Люшера.
Если ребята плохо ориентируются в цветах, обратитесь к «тактильному тестированию». Для этого приготовьте картонные квадраты размером 20x20 см. С помощью клея ПВА наклейте на них манную крупу, дробленый горох, гречку, вату, поролон, бархатную и наждачную бумагу, различные виды тканей, елочный дождик, веревки в различных переплетениях и пр. Таким образом у Вас получится целый набор различных поверхностей. Разложите их перед участниками игры.
Скажите им: «Ознакомьтесь с поверхностями. Подержите их в руках, проведите по ним пальцами, ладонью. А теперь выбереите ту поверхность, которая понравилась».
Понаблюдайте за ребятами. Обратите внимание на то, как они исследуют предложенный материал,
как взаимодействуют друг с другом, какую поверхность выбрали. Постарайтесь проанализировать результаты обследования, опираясь на ранние наблюдения за воспитанниками, знание их интересов и наклонностей. Допустим, игрок выбирает шершавую на ощупь и невзрачную на вид поверхность. О чем это может рассказать? Или берет в руки бархатистую поверхность. Что это может означать?
Если же и этот вид деятельности доставляет определенные трудности, то можно «обсуждать» игру с помощью мешочков или подушечек, сшитых из одного материала и одинакового размера. Они заполняются мукой и крахмалом, горохом и фасолью, орехами и шишками, ватой и гайками, фольгой и газетой и пр. Не правда ли, взаимодействуя с предложенным материалом, ребята не только обогащают свой чувственный опыт, но и начинают познавать себя, свое состояние «здесь и сейчас».
2. Камень и веревка
В этой игре могут участвовать несколько человек. Для игры Вам понадобятся камень и обыкновенная бельевая веревка.
Игроки и ведущий размещаются удобно на ковре или рассаживаются на стулья в круг.
Вы, как ведущий, показываете игрокам камень и спрашиваете: «Что у меня в руках?» Даете каждому игроку подержать его в руках, акцентируя внимание не только на его вес, форму, вид поверхности, но и на твердость.
«Камень очень твердый», — говорите вы. «Сейчас мы все попробуем сжать свои кулаки так, чтобы они стали похожи на камень. Посмотрите как это делаю я!
(Сожмите сильно кулаки, предложите игрокам ощупать Ваши руки, чтобы они смогли почувство-
вать их напряжение и твердость). А теперь вы сожмите свои кулаки так, чтобы они стали похожи на камень. Я буду проверять, насколько тверды ваши кулаки!»
Обойдите всех участников игры, проверьте напряжение их рук, похвалите удачно выполнивших задание, еще раз покажите это упражнение тем, у кого не получилось. Очень важно добиться, чтобы все участники, по мере своих возможностей, успешно выполняли это задание.
«Молодцы, ребята! Разожмите свои кулаки! Посмотрите, у меня в руках веревка. Возьмите ее, пощупайте, покрутите ее, сверните, сожмите...
Какая она? Правильно, мягкая, гибкая, податливая. А теперь — посмотрите, мои руки станут точно такими, как веревка!» Расслабьте свои руки так, чтобы они напоминали плети, стали мягкими, гибкими, податливыми. Позвольте каждому игроку ощупать Ваши руки, покачать их, «поиграть с ними».
«А теперь каждый из вас попробует расслабить свои руки так, чтобы они стали "веревкой"».
Обойдите всех участников игры, проверьте выполнение задания. «Молодцы! А теперь, по моей команде, вы будете превращать свои руки то в камень, то в веревку!
Итак, слушайте команду:
— Камень!
— Веревка!
— Камень!
— Веревка!
Молодцы! А теперь попробуем не только руки, но и все мышцы своего тела напрячь так, чтобы тело стало "каменным". Молодцы!
Сейчас попробуем расслабить все мышцы своего тела так, чтобы тело стало похожим на веревку. Молодцы!
Слушайте команду:
— Камень!
— Веревка!
— Камень!
— Веревка! Молодцы!»
Заметим, что ведущий выполняет свои команды наравне с ребятами.
Комментарий. Эта игра содержит элементы изотонической гимнастики и позволяет произвольно чередовать напряжение и расслабление мышц тела, тем самым способствует снятию чрезмерного напряжения, учит основам самоконтроля и саморегуляции.
3. Волшебные руки
В игре принимают участие от двух до пяти ребят. Один из игроков изображает камень. Он принимает удобную для себя позу и застывает. Остальные участники игры, положив свои руки на плечи, спину, грудь, живот «Камню», постараются передать ему свое тепло. Ведущий говорит игрокам:
— Положите свои руки на «Камень», говорите вместе со мной: «Даю тебе, камень, тепло моих рук, жар моего сердца, мою
любовь и преданность!»
— Что происходит с вашими руками? Что происходит с «Камнем»?
Можно дать ребятам образец проговаривания своих чувств. Например:
«Мои руки подрагивают, я чувствую напряжение в них. Мои руки горячие, от них исходит тепло... А еще я чувствую, как расслабляется под моими руками "Камень", я его согреваю...»
Очень важно, чтобы каждый участник игры побывал в роли Камня, почувствовал тепло добрых рук. В обсуждении делается акцент на том, что понравилось больше, отдавать или принимать человеческое тепло?
4. Глина и скульптор
Для игры необходимо четное количество участников. Ведущий обращается к игрокам:
— Знаете ли вы, что такое глина?
— Какая она?
Можно показать ребятам глину, потрогать ее.
— Что можно делать из глины? Конечно, лепить. Дорогие Скульпторы! Покажите ваши руки! Какие они у вас? Добрые, мягкие, но сильные. Ваши руки волшебные, они не причиняют никому вреда, не делают никому больно. Именно такие руки у настоящих волшебников, мастеров своего дела. Разомните свои кисти, приготовьтесь творить!
— У вас есть глина — это ваши партнеры. Приготовьте, пожалуйста, глину к работе. Хорошенько разомните, разотрите ее, замесите. Важно добиться того, чтобы глина была полностью во власти ваших рук, слушалась вас.
Ведущий помогает игрокам, совместно с ними совершает действия, комментирует их, неоднократно напоминает основные заповеди творцов: доброта, терпение, внимание и любовь!
Когда глина будет достаточно «размята», можно приступать к «лепке».
Когда скульпторы закончат свою работу, предложите им устроить выставку своих произведений. Экскурсоводами могут быть сами скульпторы, ведущий или любой желающий.
Игра обязательно проводится не менее двух раз, для того чтобы каждый игрок побывал в роли скульптора и в роли глины. Бели есть возможность, после игры обсуждаются чувства скульпторов и глины.
5. Групповая скульптура
Эта игра похожа на предыдущую. В ней могут принимать участие как четное, так и нечетное количество человек. Желательно, чтобы игроков было не более семи, чтобы играющие не утомились. Играющие садятся в круг. Ведущий предлагает снова сыграть в игру «Глина и скульптор». В центр круга вызываются два игрока. Один из них будет скульптором, а другой — глиной. Когда игроки определились, кто из них станет скульптором, а кто глиной, ведущий говорит: «Ты — Скульптор, в твоих руках послушная, податливая глина, и скульптор может с ней делать все, что захочет. Можешь приступать к работе». Когда фигура вылеплена, ведущий предлагает скульптору найти для себя место в скульптуре и занять его. Затем вызывается следующий игрок, и ведущий обращается к нему: «Ты — скульптор. Перед тобой один большой кусок глины, и ты, как творец мудрый и добрый, можешь лепить из него все, что угодно!»
Игра продолжается до тех пор, пока все игроки не побывают в роли скульптора. Если возможно, обсудите с ребятами эту игру, задавая следующие вопросы: «Что ты чувствовал, когда был глиной и когда был скульптором? Когда ты был глиной, в каких руках тебе было тепло, легко и приятно, а в чьих неудобно, больно и неприятно? Когда ты был скульптором, о чем ты думал? Что тебе хотелось создать?..»
Комментарий. Ведущему необходимо внимательно наблюдать за ходом игры. Обращать внимание
на то, как взаимодействуют игроки. Послушна и податлива ли «глина», терпелива она или строптива и не терпит никаких манипуляций. Как «творит скульптор», мудры и добры ли его руки, заботится ли он о том, чтобы его «творение» было новым, оригинальным, а всем задействованным в нем игрокам было комфортно. Или скульптор находится только во власти своих желаний и порывов, нисколько не заботится о том, каково его «глине». Важно, что творит скульптор и какое место выбирает для себя в готовой уже композиции.
6. Чудесные пироги
В игре принимают участие четное количество человек (от 4 до 8). Необходимо приготовить большой ковер или несколько небольших ковриков. Включите магнитофон. Пусть звучит легкая, нежная, приятная музыка. Играющие разбиваются на пары и размещаются на ковре так, чтобы одному из игроков можно было удобно растянуться на ковре, а другому присесть рядом, при этом не мешая другим парам.
Ведущий предлагает игрокам распределить роли: кто-то будет пирогом, а кто-то — поваром. Роли распределены, будущий «пирог» лежит на «противне» (на ковре лицом вниз), а повар стоя на коленях, склонился над «пирогом». Игра начинается!
Ведущий говорит игрокам: «Для того, чтобы испечь пирог, нам нужна... мука. Вот она перед вами (указывает на лежащих на полу игроков). Муку необходимо просеять. Посмотрите, как я буду это делать! (Ведущий кладет свои ладони на спину одного из лежащих на полу игроков, и слегка давящими и покачивающими движениями создает незначительную вибрацию в теле игрока). Повторяйте за мной! (При необходимости ведущий оказывает помощь тем
"поварам", которые не могут самостоятельно справиться с заданием). Помните о том, дорогие мои повара, что только в мягких, нежных, и добрых руках получаются хорошие пироги. Молодцы! Мука просеяна. Что мы будем делать дальше? (А теперь, вспомните какой либо из рецептов приготовления торта, пирога, плюшек, сырников... И приступайте к его изготовлению, разворачивая весь воображаемый технологический процесс на теле игрока, вызвавшегося быть пирогом)».
Игра заканчивается воображаемым чаепитием со свежеиспеченным изделием. Эту игру можно приурочить к вечернему чаю, или ко дню рождения одного из воспитанников, когда можно будет насладиться настоящей выпечкой. Так необходимо играть несколько раз, чтобы каждый игрок побыл и в роли повара, и в роли пирога. Затем, игру можно несколько изменить, например: пирогом будет один участник, а поварами все остальные. Или печь не простые пироги, а многослойные торты. Как это сделать подскажет ваша фантазия или коллективный творческий поиск.
7. Моя ладонь
В игре принимают участие несколько человек (от 3-х, до 6-ти).
Устройтесь удобно на ковре. Включите магнитофон с приятной музыкой.
Скажите игрокам: «Есть такое выражение: "Знать, как свои пять пальцев". Это означает, что человек что-то очень хорошо знает и никогда в этом не ошибается. Например, так хорошо мы знаем свое имя, имя мамы, свой домашний адрес и др. А хорошо ли мы знаем свои пять пальцев?! Сейчас мы это проверим! Очень внимательно рассмотрите свою
правую ладошку. Рассмотрите линии, которые есть на ней. Найдите самую длинную. Проведите по ней несколько раз указательным пальцем левой руки. Следите за движением своего пальца. А теперь попробуйте проделать это движение с закрытыми глазами. Получилось? Молодцы! (Тем ребятам, кому трудно выполнять это задание помогает ведущий или игрок, сидящий рядом). Теперь найдите на своей ладошке самую короткую линию и проведите по ней указательным пальцем левой руки. Сделайте это движение несколько раз. Получилось? Молодцы! А теперь то же, но уже с закрытыми глазами! Очень внимательно и подробно, линию за линией исследуйте свою руку. Обратите внимание, как и где пересекаются линии на ваших ладошках. "Пройдитесь" пальцем по местам пересечений линий. Постарайтесь запомнить их. Найдите эти места на ваших ладонях с закрытыми глазами.
Молодцы! Но на ваших ладонях есть и другие отметины, которые как и линии, есть только у вас. Да, конечно же, это царапины, мозоли, родимые пятнышки и др. Рассмотрите их. Потрогайте. Вспомните, как они появились на ваших ладонях. А теперь, сможете ли найти их с закрытыми глазами?
Рассмотрим свои пальцы. Кто из вас знает их "имена"? Самый короткий и толстый какое имя носит? А самый длинный? И т. д. Рассмотрите каждый свой палец, исследуйте его с помощью другой руки. Постарайтесь запомнить свои пять пальцев.
Возьмите лист бумаги и карандаш. Обведите свою правую руку. У вас на листе получился контур вашей ладони. Чего нет на нем? Конечно же, вы правы, нет линий, их пересечений, мозолей и царапинок... Можете ли вы их нарисовать? Давайте попробуем! (Может быть, кто-то из игроков сумеет нарисовать по памяти, кому-то необходимо срисовывать со своей руки, а кому-то будет нужна и по-
мощь ведущего. Если ребенок не может держать в руке карандаш, то можно рисовать на песке).
Нарисовали? Чудесно! Давайте сравним рисунки с оригиналом — вашей ладонью! Похоже?! Молодцы! Как будто вы сфотографировали свою ладонь!»
Сравните полученные рисунки, изучая индивидуальность каждой руки.
Обсудите игру, задавая вопросы о том, что было трудно, что узнали о себе и своей руке интересного и нового; на что раньше не обращали внимание, а теперь увидели.
8. Ладонь друга
В игре принимают участие четное количество игроков. Разместитесь удобно за столом, на диване, на ковре, как удобно. Пусть звучит приятная музыка. Распределите игроков по парам. Скажите игрокам: «Мы уже знаем как много интересного таит в себе наша рука. Сегодня нас ждут новые открытия. Мы отправляемся в путешествие по руке друга! И в этом путешествии каждого из вас будет сопровождать друг. Именно он приоткроет вам тайны своей страны-ладони, покажет широкие и длинные дороги, узенькие и едва заметные тропы, горные вершины и глубокие моря, начертанные на его руке». Ведущий показывает на своей руке одному из игроков линии и их пересечения, бугорки и впадинки. Так ведущий дает образец позитивного взаимодействия с партнером.
Игра начинается. Игроки работают в парах. Ведущий внимательно наблюдает за ходом игры в каждой паре. При необходимости оказывает различные виды помощи. Вербализирует действия иг-
роков. Совместно с парой исследует руку одного из партнеров... По окончанию игры, обсуждение строится на следующих вопросах:
— Что вы чувствовали, когда «вели» друга по своей руке? О чем хотелось рассказать, что показать, а что скрыть, спрятать? Приятны ли были прикосновения партнера?
— Что чувствовали, когда путешествовали по руке партнера? Что нового узнали?
Приятны ли были прикосновения к руке друга? Расскажите об этом.
Эту игру необходимо провести как минимум два раза, чтобы оба партнера побывали в ролях хозяина страны и путешественника. Чувственный и социальный опыт ребят станет богаче, если игрокам удастся поиграть с каждым членом коллектива.
Модификации игры: поиск отличий и сходства в ладонях друг друга.
ИГРЫВ ПЕСОЧНИЦЕ
С каким упоением дети варят супы и каши из песка и кормят ими кукол, родителей и гостей! При этом они часто повторяют услышанные от взрослых реплики: «Чтобы съел все до конца!», «Я так старалась!», «Здесь много витаминов!», «Ложку за маму, ложку за папу» и др. Именно в песочнице строится первый в жизни дом, сажается дерево, создается «семья». Все это Мир Ребенка, в котором он чувствует себя защищенно, где ему все близко и понятно. И это — отражение нашего Взрослого Мира.
Как же сохранить связь между нашими мирами; предоставить ребенку возможность и право развиваться в собственном темпе; направлять, не ограничивая? Давайте отложим на время эти вопросы и обратимся к Ребенку, живущему внутри каждого из нас. Наверное, он желает создавать что-то свое; ломать, чтобы ощутить силу, но при этом он хочет чувствовать себя защищенным. Эти желания реализуются в играх с песком.
Кто из нас в детстве не играл «в куличики»? Ведерко, формочки, совок — первое, что приобретают ребенку родители. Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице. Это традиционные игры с песком. Мы обратимся к возможностям использования песочницы в другом, более глубоком аспекте. Игры с песком — одна из форм естественной активности ребенка. Именно поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу, проводя коррекционные, развивающие и обучающие занятия. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребенка форме передаем ему наши знания и жизненный опыт, рассказываем о событиях и законах окружающего мира. При этом мы еще врачуем и собственную Душу, усиливая своего Внутреннего Ребенка.
Сегодня многие детские учреждения имеют ванночки для песка и воды. Но как эффективно их использовать, пока еще знают немногие. Часто на наши вопросы: «Зачем Вам это нужно? Как Вы с детьми играете в песок?» многие работники отвечают: «Песок и вода нужны, чтобы дети чувствовали себя зимой как летом, а играть с ними даже не надо — они это делают сами». Интересно, что интуитивно педагоги подошли к таинству «песочной терапии», в основе которой лежит спонтанность проявлений ребенка, подростка и взрослого в песочных играх.
Принцип «терапии песком» был предложен Карлом Густавом Юнгом, основателем аналитической терапии. Быть может, естественная потребность человека «возиться» с песком и сама его структура подсказали великому Юнгу эту идею. Песок состоит из мельчайших крупинок, только при соединении образующих любимую нами песочную массу. Так песок символизирует жизнь со Вселенной, а отдельные песчинки — людей и других живых существ...
Песок обладает свойством пропускать воду. Если верить парапсихологам, песок поглощает «негативную» психическую энергию. Взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует его эмоциональное состояние. Наблюдения и опыт показывают,' что игра с песком позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых. Все это делает его прекрасным средством для развития и саморазвития человека.
Игра с песком, как консультативная методика, была описана английским педиатром Маргарет Ловенфельд в 1939 году. В игровом помещении созданного ею Лондонского Института Детской Психологии она установила два цинковых подноса, один наполовину наполненный песком, а другой водой, и формочки для игры с песком. Игрушки «жили» в коробке. Маленькие пациенты института использовали игрушки в игре с песком, а коробки с
песком они называли «миром». Поэтому М. Ловенфельд назвала свой игровой метод «мировой методикой».
Формированием концепции «песочной терапии» (или «sand-play») занимались, в основном, представители юнгианской школы. Например, швейцарский аналитик Дора Калфф. Однако, для обучающих целей уникальные возможности песка до недавнего времени практически не использовались. Чтобы заполнить этот пробел, нами создана система песочных игр, направленных на обучение и развитие личности в целом.
В песочной терапии действуют общие принципы взаимодействия с клиентом и проявляются дополнительные.
Общие принципы взаимодействия с клиентом
Принципы задают «правила и условия игры» и отражаются в каждом нашем «шаге» и действии.
1. Принцип «комфортной среды»
Для успешности процесса необходимо, чтобы клиент чувствовал себя комфортно и безопасно. Комфортная среда подразумевает, с одной стороны, уровень партнерских взаимоотношений с клиентом; с другой стороны, ряд «средовых» факторов: мягкое освещение, удобная песочница, удачное местоположение клиента относительно психолога и пр. Мы подбираем задание, соответствующее возможностям ребенка, клиента; формулируем инструкцию к играм в сказочной форме; исключаем негативную оценку его действий, идей, результатов, поощряя фантазию и творческий подход.
2. Принцип «безусловного принятия»
Принятие клиента таким, какой он есть — этот принцип сформулирован гуманистическими психо-
терапевтами. Принятие внешнего вида и физического состояния, жизненного опыта, противоречий, ценностей, мотиваций, устремлений и желаний — все это является залогом успешности консультирования. Этот принцип прост по формулировке, но чрезвычайно сложен для осмысления. Качество «безусловного принятия» изменяется в процессе личностного развития психолога. В песочной терапии мы принимаем все действия клиента в песочнице.
3. Принцип «доступности информации»
Все обращения, реплики, интерпретации и рекомендации, которые дает психолог, должны быть сформулированы доступно для клиента. Некоторые консультанты говорят о клиенте: «Он еще не созрел, он меня не понимает». Согласно данному принципу, это невозможно, ибо психолог говорит «на одном языке» с клиентом. Принцип «доступности информации» подразумевает также «поправки» на текущий уровень развития и мировосприятия клиента. Информация, исходящая от психолога, должна соответствовать ценностным ожиданиям клиента. Поэтому, согласно данному принципу, начинающим консультантам рекомендуется использовать «терминологию клиента»: наиболее часто употребляемые им слова, постепенно привнося новые словосочетания, выражения, идеи.
4. Принцип «конкретизации»
Согласно данному принципу, психолог стремится понять истинную причину обращения за консультацией. Часто в консультативной практике заявляемая клиентом причина обращения не является истинной. Путем конкретизирующих (но не прямых!) вопросов психолог совместно с клиентом устанавливают причины затруднений. Данный прин-
цип предостерегает начинающих консультантов от быстрых рекомендаций, ибо заявляемая проблема часто подобна «чернильному облаку», которое выпускает осьминог, спасаясь от преследования. Принцип конкретизации рекомендует консультантам постепенно «снимать проблемные слои»: не ныряя сразу глубоко, но и не простаивая на поверхности.
5.Принцип «объективизации»
Это принцип, позволяющий консультанту и психологу смотреть на проблему «сверху», рассматривать ее в системе жизнедеятельности и отношений клиента. Часто клиент, эмоционально реагируя на детали происходящего, теряет целостное видение ситуации. Однако, без понимания смысла происходящего сложно найти адекватное решение. Поэтому консультант, с одной стороны, конкретизируя проблему, старается показать клиенту целостную картину происходящего, не давая излишним деталям и подробностям превратить свое восприятие в «лоскутное одеяло».
6.Принцип «ориентации на потенциальный ресурс клиента»
Данный принцип также сформулирован гуманистическими психотерапевтами. Рассматривая проблему клиента, параллельно психолог исследует его потенциальные ресурсы. Информацию о потенциале психологу может дать рассказ о своем хобби, о том, что у него получается лучше всего, о чем он мечтает, что делает его счастливым, что нового он приобрел, столкнувшись с проблемной ситуацией и пр. В дальнейшем психолог формулирует свои рекомендации и строит программу консультирования, ориентируясь на ресурс клиента. Согласно данному принципу, психолог постепенно
формирует у клиента отношение к проблеме как к важной части его жизненного опыта.
7. Принцип «интегрированности в социальную среду»
В процессе психоконсультирования с клиентом происходят определенные изменения: меняется его взгляд на окружающий мир, события, отношения и пр. Если изменения происходят резко, клиент становится дезадаптированным. Кроме того, часто близкие консультируемого не принимают изменений, и это становится источником напряжения в отношениях. Данный принцип предполагает заботу о клиенте не только в кабинете консультанта, но и далеко вне его стен. Психолог предупреждает и готовит клиента к возможным изменениям в окружающей его среде. Помимо этого, данный принцип предполагает рассмотрение проблем клиента в системе его социальных отношений.
Дополнительные принципы, проявляющиеся в играх с песком
1. Оживотворение абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур, миниатюрных фигурок и природных материалов. Реализация этого принципа позволяет сформировать чувство реальности происходящего.
2. Реальное «проживание», проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями сказочных игр. На основе этого принципа осуществляется взаимный переход Воображаемого в Реальное и наоборот. Например, оказавшись в роли Спасителя Принцессы, ребенок не просто предлагает выход из ситуации, но и реально разыгрывает ее
на песке с помощью миниатюрных фигурок. Так он «на деле» убеждается в правильности или ошибочности выбранного пути.
3. Осмысление опыта и ситуации. Разыгрывая ситуацию в песочнице, ребенок, подросток, взрослый
имеют возможность посмотреть на нее со стороны. Это, в свою очередь, дает возможность соотнести игру с реальной жизнью, осмыслить происходящее, найти способы решения проблемы.
4. Обмен. В песочной игре клиент и специалист легко обмениваются идеями, мыслями, чувствами, что позволяет построить партнерские взаимоотношения.