Дополнительные принципы, проявляющиеся в играх с песком 7 глава




"Возьми, камень, тепло моих рук, жар моего сердца, мою лю­бовь и преданность людям. Передай, камень, мои чувства дру­гу".

Текст можно адаптировать, учитывая речевые возможности ребенка. Если он не имеет возможности говорить, пусть просто согревает камень в руках. Вы произнесете этот текст сами. Са­мое главное — помочь ребенку приобрести опыт «сотворения чуда».

Далее камень передается другому игроку. Игра продолжает­ся. Наступает момент, когда камень возвращается к Вам. Вы говорите игрокам: «Я держу в своих руках камень. Он тяже­лый, шероховатый, у него острые грани, но его очень приятно держать в руках, потому что он теплый, почти горячий, ведь он передает теплоту наших рук, жар наших сердец, нашу любовь и преданность людям! Оказывается, наши руки могут творить чу­деса! Они согревают даже камень!»

Комментарий. Эта игра позволяет дифференцировать соб­ственные ощущения, анализировать и оречевлять их, тем са­мым обучая основам самоанализа. Помимо этого очень важ­ным является осознание того, что каждый из нас может сотво­рить чудо благодаря теплу своих рук и сердца.

Важно обсуждать с игроками каждую прожитую ситуацию, каждую проведенную игру. Если ребята могут говорить, побесе­дуйте с ними, задавая следующие вопросы:

— Понравилась ли тебе игра?

— Что ты чувствовал, когда держал камень? Если ребята умеют читать, заготовьте карточки,

на которых будут написаны опорные фразы: крас­ным цветом — позитивные эмоции и чувства, а чер­ным — негативные. Например: «Мне было прият­но. Это было здорово!» «Мне понравилось держать в руках теплый камень и греть его. Это было весе­ло». «Это что-то новенькое. Хорошо!» Или: «Мне

было неприятно». «Это просто ужасно — держать в руке ка­мень!» «Мне не понравилась эта игра». «Я ничего не понял(а)».

Предложите ребятам выбрать ту карточку, надпись на кото­рой соответствует их чувствам. Если необходимо, прочитайте надписи сами, перебирая карточки. Попросите ребят повторять за вами ту фразу, которая им понравилась. Обсудите ее.

Если ребята не говорят и не читают, но знают цвета, то можно предложить им выбрать одну из цветных полосок: красного, синего, зеленого, желтого, оранжевого, серого, фиолетового, ко­ричневого и черного цветов. Скажите ребятам: «Возьми ту по­лоску, цвет которой тебе нравится больше всего».

Выбранный участником игры цвет соответствует его настро­ению и состоянию в данный момент и отражает те чувства, ко­торые игрок испытал во время игры.

Красный, желтый, оранжевый, синий, зеленый цвета — отра­зят позитивные чувства, а черный, коричневый, серый — нега­тивные. Если вам необходимо провести более детальное обсле­дование, то обратитесь к тесту Макса Люшера.

Если ребята плохо ориентируются в цветах, обратитесь к «так­тильному тестированию». Для этого приготовьте картонные квадраты размером 20x20 см. С помощью клея ПВА наклейте на них манную крупу, дробленый горох, гречку, вату, поролон, бархатную и наждачную бумагу, различные виды тканей, елоч­ный дождик, веревки в различных переплетениях и пр. Таким образом у Вас получится целый набор различных поверхностей. Разложите их перед участниками игры.

Скажите им: «Ознакомьтесь с поверхностями. По­держите их в руках, проведите по ним пальцами, ладонью. А теперь выбереите ту поверхность, кото­рая понравилась».

Понаблюдайте за ребятами. Обратите внимание на то, как они исследуют предложенный материал,

как взаимодействуют друг с другом, какую поверхность выбра­ли. Постарайтесь проанализировать результаты обследования, опираясь на ранние наблюдения за воспитанниками, знание их интересов и наклонностей. Допустим, игрок выбирает шерша­вую на ощупь и невзрачную на вид поверхность. О чем это может рассказать? Или берет в руки бархатистую поверхность. Что это может означать?

Если же и этот вид деятельности доставляет определенные трудности, то можно «обсуждать» игру с помощью мешочков или подушечек, сшитых из одного материала и одинакового размера. Они заполняются мукой и крахмалом, горохом и фа­солью, орехами и шишками, ватой и гайками, фольгой и газе­той и пр. Не правда ли, взаимодействуя с предложенным мате­риалом, ребята не только обогащают свой чувственный опыт, но и начинают познавать себя, свое состояние «здесь и сейчас».

2. Камень и веревка

В этой игре могут участвовать несколько человек. Для игры Вам понадобятся камень и обыкновенная бельевая веревка.

Игроки и ведущий размещаются удобно на ковре или расса­живаются на стулья в круг.

Вы, как ведущий, показываете игрокам камень и спрашивае­те: «Что у меня в руках?» Даете каждому игроку подержать его в руках, акцентируя внимание не только на его вес, форму, вид поверхности, но и на твердость.

«Камень очень твердый», — говорите вы. «Сейчас мы все попробуем сжать свои кулаки так, чтобы они стали похожи на камень. Посмотрите как это делаю я!

(Сожмите сильно кулаки, предложите игрокам ощупать Ваши руки, чтобы они смогли почувство-

вать их напряжение и твердость). А теперь вы сожмите свои кулаки так, чтобы они стали похожи на камень. Я буду прове­рять, насколько тверды ваши кулаки!»

Обойдите всех участников игры, проверьте напряжение их рук, похвалите удачно выполнивших задание, еще раз покажите это упражнение тем, у кого не получилось. Очень важно добить­ся, чтобы все участники, по мере своих возможностей, успешно выполняли это задание.

«Молодцы, ребята! Разожмите свои кулаки! Посмотрите, у меня в руках веревка. Возьмите ее, пощупайте, покрутите ее, сверни­те, сожмите...

Какая она? Правильно, мягкая, гибкая, податливая. А теперь — посмотрите, мои руки станут точно такими, как веревка!» Рас­слабьте свои руки так, чтобы они напоминали плети, стали мяг­кими, гибкими, податливыми. Позвольте каждому игроку ощу­пать Ваши руки, покачать их, «поиграть с ними».

«А теперь каждый из вас попробует расслабить свои руки так, чтобы они стали "веревкой"».

Обойдите всех участников игры, проверьте выполнение зада­ния. «Молодцы! А теперь, по моей команде, вы будете превра­щать свои руки то в камень, то в веревку!

Итак, слушайте команду:

— Камень!

— Веревка!

— Камень!

— Веревка!

Молодцы! А теперь попробуем не только руки, но и все мышцы своего тела напрячь так, чтобы тело стало "каменным". Молодцы!

Сейчас попробуем расслабить все мышцы своего тела так, чтобы тело стало похожим на веревку. Молодцы!

Слушайте команду:

— Камень!

— Веревка!

— Камень!

— Веревка! Молодцы!»

Заметим, что ведущий выполняет свои команды наравне с ребятами.

Комментарий. Эта игра содержит элементы изотонической гимнастики и позволяет произвольно чередовать напряжение и расслабление мышц тела, тем самым способствует снятию чрез­мерного напряжения, учит основам самоконтроля и саморегу­ляции.

3. Волшебные руки

В игре принимают участие от двух до пяти ребят. Один из игроков изображает камень. Он принимает удобную для себя позу и застывает. Остальные участники игры, положив свои руки на плечи, спину, грудь, живот «Камню», постараются передать ему свое тепло. Ведущий говорит игрокам:

— Положите свои руки на «Камень», говорите вместе со мной: «Даю тебе, камень, тепло моих рук, жар моего сердца, мою

любовь и преданность!»

— Что происходит с вашими руками? Что проис­ходит с «Камнем»?

Можно дать ребятам образец проговаривания сво­их чувств. Например:

«Мои руки подрагивают, я чувствую напряжение в них. Мои руки горячие, от них исходит тепло... А еще я чувствую, как расслабляется под моими рука­ми "Камень", я его согреваю...»

Очень важно, чтобы каждый участник игры побывал в роли Камня, почувствовал тепло добрых рук. В обсуждении делается акцент на том, что понравилось больше, отдавать или прини­мать человеческое тепло?

4. Глина и скульптор

Для игры необходимо четное количество участников. Ведущий обращается к игрокам:

— Знаете ли вы, что такое глина?

— Какая она?

Можно показать ребятам глину, потрогать ее.

— Что можно делать из глины? Конечно, лепить. Дорогие Скульпторы! Покажите ваши руки! Какие они у вас? Добрые, мягкие, но сильные. Ваши руки волшебные, они не причиняют никому вреда, не делают никому больно. Именно такие руки у настоящих волшебников, мастеров своего дела. Разомните свои кисти, приготовьтесь творить!

— У вас есть глина — это ваши партнеры. Приготовьте, по­жалуйста, глину к работе. Хорошенько разомните, разотрите ее, замесите. Важно добиться того, чтобы глина была полностью во власти ваших рук, слушалась вас.

Ведущий помогает игрокам, совместно с ними совершает дей­ствия, комментирует их, неоднократно напоминает основные заповеди творцов: доброта, терпение, внимание и любовь!

Когда глина будет достаточно «размята», можно приступать к «лепке».

Когда скульпторы закончат свою работу, предло­жите им устроить выставку своих произведений. Экскурсоводами могут быть сами скульпторы, веду­щий или любой желающий.

Игра обязательно проводится не менее двух раз, для того что­бы каждый игрок побывал в роли скульптора и в роли глины. Бели есть возможность, после игры обсуждаются чувства скуль­пторов и глины.

5. Групповая скульптура

Эта игра похожа на предыдущую. В ней могут принимать уча­стие как четное, так и нечетное количество человек. Желательно, чтобы игроков было не более семи, чтобы играющие не утомились. Играющие садятся в круг. Ведущий предлагает снова сыг­рать в игру «Глина и скульптор». В центр круга вызываются два игрока. Один из них будет скульптором, а другой — гли­ной. Когда игроки определились, кто из них станет скульпто­ром, а кто глиной, ведущий говорит: «Ты — Скульптор, в твоих руках послушная, податливая глина, и скульптор может с ней делать все, что захочет. Можешь приступать к работе». Когда фигура вылеплена, ведущий предлагает скульптору найти для себя место в скульптуре и занять его. Затем вызывается следу­ющий игрок, и ведущий обращается к нему: «Ты — скульп­тор. Перед тобой один большой кусок глины, и ты, как творец мудрый и добрый, можешь лепить из него все, что угодно!»

Игра продолжается до тех пор, пока все игроки не побывают в роли скульптора. Если возможно, обсудите с ребятами эту игру, задавая следующие вопросы: «Что ты чувствовал, когда был глиной и когда был скульптором? Когда ты был глиной, в каких руках тебе было тепло, лег­ко и приятно, а в чьих неудобно, больно и неприят­но? Когда ты был скульптором, о чем ты думал? Что тебе хотелось создать?..»

Комментарий. Ведущему необходимо вниматель­но наблюдать за ходом игры. Обращать внимание

на то, как взаимодействуют игроки. Послушна и податлива ли «глина», терпелива она или строптива и не терпит никаких ма­нипуляций. Как «творит скульптор», мудры и добры ли его руки, заботится ли он о том, чтобы его «творение» было новым, ориги­нальным, а всем задействованным в нем игрокам было ком­фортно. Или скульптор находится только во власти своих же­ланий и порывов, нисколько не заботится о том, каково его «гли­не». Важно, что творит скульптор и какое место выбирает для себя в готовой уже композиции.

6. Чудесные пироги

В игре принимают участие четное количество человек (от 4 до 8). Необходимо приготовить большой ковер или несколько небольших ковриков. Включите магнитофон. Пусть звучит лег­кая, нежная, приятная музыка. Играющие разбиваются на пары и размещаются на ковре так, чтобы одному из игроков можно было удобно растянуться на ковре, а другому присесть рядом, при этом не мешая другим парам.

Ведущий предлагает игрокам распределить роли: кто-то бу­дет пирогом, а кто-то — поваром. Роли распределены, будущий «пирог» лежит на «противне» (на ковре лицом вниз), а повар стоя на коленях, склонился над «пирогом». Игра начинается!

Ведущий говорит игрокам: «Для того, чтобы испечь пирог, нам нужна... мука. Вот она перед вами (указывает на лежащих на полу игроков). Муку необходимо просеять. Посмотрите, как я буду это делать! (Веду­щий кладет свои ладони на спину одного из лежа­щих на полу игроков, и слегка давящими и покачи­вающими движениями создает незначительную виб­рацию в теле игрока). Повторяйте за мной! (При необходимости ведущий оказывает помощь тем

"поварам", которые не могут самостоятельно справиться с зада­нием). Помните о том, дорогие мои повара, что только в мягких, нежных, и добрых руках получаются хорошие пироги. Молод­цы! Мука просеяна. Что мы будем делать дальше? (А теперь, вспомните какой либо из рецептов приготовления торта, пиро­га, плюшек, сырников... И приступайте к его изготовлению, раз­ворачивая весь воображаемый технологический процесс на теле игрока, вызвавшегося быть пирогом)».

Игра заканчивается воображаемым чаепитием со свежеис­печенным изделием. Эту игру можно приурочить к вечернему чаю, или ко дню рождения одного из воспитанников, когда можно будет насладиться настоящей выпечкой. Так необходимо иг­рать несколько раз, чтобы каждый игрок побыл и в роли пова­ра, и в роли пирога. Затем, игру можно несколько изменить, например: пирогом будет один участник, а поварами все ос­тальные. Или печь не простые пироги, а многослойные торты. Как это сделать подскажет ваша фантазия или коллективный творческий поиск.

7. Моя ладонь

В игре принимают участие несколько человек (от 3-х, до 6-ти).

Устройтесь удобно на ковре. Включите магнитофон с прият­ной музыкой.

Скажите игрокам: «Есть такое выражение: "Знать, как свои пять пальцев". Это означает, что человек что-то очень хорошо знает и никогда в этом не ошибается. Например, так хорошо мы знаем свое имя, имя мамы, свой домашний адрес и др. А хоро­шо ли мы знаем свои пять пальцев?! Сейчас мы это проверим! Очень внимательно рассмотрите свою

правую ладошку. Рассмотрите линии, которые есть на ней. Най­дите самую длинную. Проведите по ней несколько раз указа­тельным пальцем левой руки. Следите за движением своего пальца. А теперь попробуйте проделать это движение с закры­тыми глазами. Получилось? Молодцы! (Тем ребятам, кому труд­но выполнять это задание помогает ведущий или игрок, сидя­щий рядом). Теперь найдите на своей ладошке самую корот­кую линию и проведите по ней указательным пальцем левой руки. Сделайте это движение несколько раз. Получилось? Мо­лодцы! А теперь то же, но уже с закрытыми глазами! Очень вни­мательно и подробно, линию за линией исследуйте свою руку. Обратите внимание, как и где пересекаются линии на ваших ла­дошках. "Пройдитесь" пальцем по местам пересечений линий. Постарайтесь запомнить их. Найдите эти места на ваших ладо­нях с закрытыми глазами.

Молодцы! Но на ваших ладонях есть и другие отметины, ко­торые как и линии, есть только у вас. Да, конечно же, это цара­пины, мозоли, родимые пятнышки и др. Рассмотрите их. Потро­гайте. Вспомните, как они появились на ваших ладонях. А те­перь, сможете ли найти их с закрытыми глазами?

Рассмотрим свои пальцы. Кто из вас знает их "имена"? Самый короткий и толстый какое имя носит? А самый длин­ный? И т. д. Рассмотрите каждый свой палец, исследуйте его с помощью другой руки. Постарайтесь запомнить свои пять пальцев.

Возьмите лист бумаги и карандаш. Обведите свою правую руку. У вас на листе получился контур ва­шей ладони. Чего нет на нем? Конечно же, вы пра­вы, нет линий, их пересечений, мозолей и царапи­нок... Можете ли вы их нарисовать? Давайте попро­буем! (Может быть, кто-то из игроков сумеет нарисовать по памяти, кому-то необходимо срисо­вывать со своей руки, а кому-то будет нужна и по-

мощь ведущего. Если ребенок не может держать в руке каран­даш, то можно рисовать на песке).

Нарисовали? Чудесно! Давайте сравним рисунки с оригина­лом — вашей ладонью! Похоже?! Молодцы! Как будто вы сфо­тографировали свою ладонь!»

Сравните полученные рисунки, изучая индивидуальность каж­дой руки.

Обсудите игру, задавая вопросы о том, что было трудно, что узнали о себе и своей руке интересного и нового; на что раньше не обращали внимание, а теперь увидели.

8. Ладонь друга

В игре принимают участие четное количество игроков. Раз­меститесь удобно за столом, на диване, на ковре, как удобно. Пусть звучит приятная музыка. Распределите игроков по па­рам. Скажите игрокам: «Мы уже знаем как много интересного таит в себе наша рука. Сегодня нас ждут новые открытия. Мы отправляемся в путешествие по руке друга! И в этом путеше­ствии каждого из вас будет сопровождать друг. Именно он при­откроет вам тайны своей страны-ладони, покажет широкие и длинные дороги, узенькие и едва заметные тропы, горные вер­шины и глубокие моря, начертанные на его руке». Ведущий показывает на своей руке одному из игроков ли­нии и их пересечения, бугорки и впадинки. Так ве­дущий дает образец позитивного взаимодействия с партнером.

Игра начинается. Игроки работают в парах. Ве­дущий внимательно наблюдает за ходом игры в каждой паре. При необходимости оказывает раз­личные виды помощи. Вербализирует действия иг-

роков. Совместно с парой исследует руку одного из партнеров... По окончанию игры, обсуждение строится на следующих воп­росах:

— Что вы чувствовали, когда «вели» друга по своей руке? О чем хотелось рассказать, что показать, а что скрыть, спря­тать? Приятны ли были прикосновения партнера?

— Что чувствовали, когда путешествовали по руке партнера? Что нового узнали?

Приятны ли были прикосновения к руке друга? Расскажите об этом.

Эту игру необходимо провести как минимум два раза, чтобы оба партнера побывали в ролях хозяина страны и путешествен­ника. Чувственный и социальный опыт ребят станет богаче, если игрокам удастся поиграть с каждым членом коллектива.

Модификации игры: поиск отличий и сходства в ладонях друг друга.

ИГРЫВ ПЕСОЧНИЦЕ

С каким упоением дети варят супы и каши из песка и кор­мят ими кукол, родителей и гостей! При этом они часто повто­ряют услышанные от взрослых реплики: «Чтобы съел все до конца!», «Я так старалась!», «Здесь много витаминов!», «Ложку за маму, ложку за папу» и др. Именно в песочнице строится первый в жизни дом, сажается дерево, создается «семья». Все это Мир Ребенка, в котором он чувствует себя защищенно, где ему все близко и понятно. И это — отражение нашего Взросло­го Мира.

Как же сохранить связь между нашими мирами; предоста­вить ребенку возможность и право развиваться в собственном темпе; направлять, не ограничивая? Давайте отложим на время эти вопросы и обратимся к Ребенку, живущему внутри каждого из нас. Наверное, он желает создавать что-то свое; ломать, чтобы ощутить силу, но при этом он хочет чувствовать себя защищен­ным. Эти желания реализуются в играх с песком.

Кто из нас в детстве не играл «в куличики»? Ведерко, формоч­ки, совок — первое, что приобретают ребенку родители. Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице. Это традиционные игры с песком. Мы обратимся к возможностям использования песочницы в другом, более глубоком аспекте. Игры с песком — одна из форм естественной активности ребенка. Именно поэтому мы, взрослые, можем ис­пользовать песочницу, проводя коррекционные, раз­вивающие и обучающие занятия. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наибо­лее органичной для ребенка форме передаем ему наши знания и жизненный опыт, рассказываем о событиях и законах окружающего мира. При этом мы еще врачуем и собственную Душу, усиливая сво­его Внутреннего Ребенка.

Сегодня многие детские учреждения имеют ванночки для песка и воды. Но как эффективно их использовать, пока еще знают немногие. Часто на наши вопросы: «Зачем Вам это нужно? Как Вы с детьми играете в песок?» многие работники отвеча­ют: «Песок и вода нужны, чтобы дети чувствовали себя зимой как летом, а играть с ними даже не надо — они это делают сами». Интересно, что интуитивно педагоги подошли к таин­ству «песочной терапии», в основе которой лежит спонтанность проявлений ребенка, подростка и взрослого в песочных играх.

Принцип «терапии песком» был предложен Карлом Густа­вом Юнгом, основателем аналитической терапии. Быть может, естественная потребность человека «возиться» с песком и сама его структура подсказали великому Юнгу эту идею. Песок со­стоит из мельчайших крупинок, только при соединении образу­ющих любимую нами песочную массу. Так песок символизиру­ет жизнь со Вселенной, а отдельные песчинки — людей и дру­гих живых существ...

Песок обладает свойством пропускать воду. Если верить па­рапсихологам, песок поглощает «негативную» психическую энер­гию. Взаимодействие с ним очищает энергетику человека, ста­билизирует его эмоциональное состояние. Наблюдения и опыт показывают,' что игра с песком позитивно влияет на эмоцио­нальное самочувствие детей и взрослых. Все это делает его пре­красным средством для развития и саморазвития человека.

Игра с песком, как консультативная методика, была описана английским педиатром Маргарет Ловенфельд в 1939 году. В игровом помещении созданного ею Лондонского Института Детской Психологии она установила два цинковых подноса, один наполовину наполненный песком, а другой водой, и формочки для игры с песком. Игрушки «жили» в коробке. Маленькие пациенты института использовали игрушки в игре с песком, а коробки с

песком они называли «миром». Поэтому М. Ловенфельд назва­ла свой игровой метод «мировой методикой».

Формированием концепции «песочной терапии» (или «sand-play») занимались, в основном, представители юнгианской шко­лы. Например, швейцарский аналитик Дора Калфф. Однако, для обучающих целей уникальные возможности песка до недавне­го времени практически не использовались. Чтобы заполнить этот пробел, нами создана система песочных игр, направленных на обучение и развитие личности в целом.

В песочной терапии действуют общие принципы взаимодей­ствия с клиентом и проявляются дополнительные.

Общие принципы взаимодействия с клиентом

Принципы задают «правила и условия игры» и отражаются в каждом нашем «шаге» и действии.

1. Принцип «комфортной среды»

Для успешности процесса необходимо, чтобы клиент чувство­вал себя комфортно и безопасно. Комфортная среда подразумева­ет, с одной стороны, уровень партнерских взаимоотношений с клиентом; с другой стороны, ряд «средовых» факторов: мягкое освещение, удобная песочница, удачное местоположение клиента относительно психолога и пр. Мы подбираем задание, соответ­ствующее возможностям ребенка, клиента; формули­руем инструкцию к играм в сказочной форме; ис­ключаем негативную оценку его действий, идей, ре­зультатов, поощряя фантазию и творческий подход.

2. Принцип «безусловного принятия»

Принятие клиента таким, какой он есть — этот принцип сформулирован гуманистическими психо-

терапевтами. Принятие внешнего вида и физического состоя­ния, жизненного опыта, противоречий, ценностей, мотиваций, устремлений и желаний — все это является залогом успешно­сти консультирования. Этот принцип прост по формулировке, но чрезвычайно сложен для осмысления. Качество «безуслов­ного принятия» изменяется в процессе личностного развития психолога. В песочной терапии мы принимаем все действия клиента в песочнице.

3. Принцип «доступности информации»

Все обращения, реплики, интерпретации и рекомендации, ко­торые дает психолог, должны быть сформулированы доступно для клиента. Некоторые консультанты говорят о клиенте: «Он еще не созрел, он меня не понимает». Согласно данному прин­ципу, это невозможно, ибо психолог говорит «на одном языке» с клиентом. Принцип «доступности информации» подразумева­ет также «поправки» на текущий уровень развития и мировос­приятия клиента. Информация, исходящая от психолога, долж­на соответствовать ценностным ожиданиям клиента. Поэтому, согласно данному принципу, начинающим консультантам ре­комендуется использовать «терминологию клиента»: наиболее часто употребляемые им слова, постепенно привнося новые сло­восочетания, выражения, идеи.

4. Принцип «конкретизации»

Согласно данному принципу, психолог стремит­ся понять истинную причину обращения за консуль­тацией. Часто в консультативной практике заяв­ляемая клиентом причина обращения не является истинной. Путем конкретизирующих (но не пря­мых!) вопросов психолог совместно с клиентом ус­танавливают причины затруднений. Данный прин-

цип предостерегает начинающих консультантов от быстрых ре­комендаций, ибо заявляемая проблема часто подобна «черниль­ному облаку», которое выпускает осьминог, спасаясь от пресле­дования. Принцип конкретизации рекомендует консультантам постепенно «снимать проблемные слои»: не ныряя сразу глубо­ко, но и не простаивая на поверхности.

5.Принцип «объективизации»

Это принцип, позволяющий консультанту и психологу смот­реть на проблему «сверху», рассматривать ее в системе жизне­деятельности и отношений клиента. Часто клиент, эмоционально реагируя на детали происходящего, теряет целостное видение ситуации. Однако, без понимания смысла происходящего слож­но найти адекватное решение. Поэтому консультант, с одной стороны, конкретизируя проблему, старается показать клиенту целостную картину происходящего, не давая излишним дета­лям и подробностям превратить свое восприятие в «лоскутное одеяло».

6.Принцип «ориентации на потенциальный ресурс клиен­та»

Данный принцип также сформулирован гуманистическими психотерапевтами. Рассматривая проблему клиента, параллельно психолог исследует его потенциальные ресурсы. Информацию о потенциале психологу может дать рассказ о сво­ем хобби, о том, что у него получается лучше всего, о чем он мечтает, что делает его счастливым, что но­вого он приобрел, столкнувшись с проблемной си­туацией и пр. В дальнейшем психолог формули­рует свои рекомендации и строит программу кон­сультирования, ориентируясь на ресурс клиента. Согласно данному принципу, психолог постепенно

формирует у клиента отношение к проблеме как к важной ча­сти его жизненного опыта.

7. Принцип «интегрированности в социальную среду»

В процессе психоконсультирования с клиентом происходят определенные изменения: меняется его взгляд на окружающий мир, события, отношения и пр. Если изменения происходят рез­ко, клиент становится дезадаптированным. Кроме того, часто близкие консультируемого не принимают изменений, и это ста­новится источником напряжения в отношениях. Данный прин­цип предполагает заботу о клиенте не только в кабинете кон­сультанта, но и далеко вне его стен. Психолог предупреждает и готовит клиента к возможным изменениям в окружающей его среде. Помимо этого, данный принцип предполагает рассмотре­ние проблем клиента в системе его социальных отношений.

Дополнительные принципы, проявляющиеся в играх с песком

1. Оживотворение абстрактных символов: букв, цифр, геомет­рических фигур, миниатюрных фигурок и природных материа­лов. Реализация этого принципа позволяет сформировать чув­ство реальности происходящего.

2. Реальное «проживание», проигрывание всевозможных си­туаций вместе с героями сказочных игр. На основе этого прин­ципа осуществляется взаимный переход Воображаемого в Ре­альное и наоборот. Например, оказавшись в роли Спасителя Принцессы, ребенок не просто предлага­ет выход из ситуации, но и реально разыгрывает ее

на песке с помощью миниатюрных фигурок. Так он «на деле» убеждается в правильности или ошибоч­ности выбранного пути.

3. Осмысление опыта и ситуации. Разыгрывая ситуацию в песочнице, ребенок, подросток, взрослый

имеют возможность посмотреть на нее со стороны. Это, в свою очередь, дает возможность соотнести игру с реальной жизнью, осмыслить происходящее, найти способы решения проблемы.

4. Обмен. В песочной игре клиент и специалист легко обме­ниваются идеями, мыслями, чувствами, что позволяет построить партнерские взаимоотношения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: