Это игра-размышление. Перед детьми ставится вопрос, например, где и как строились русские города. За помощью можно обратиться к карте: «Ты на карту посмотри, реку Волгу отыщи, города поволжские смело назови». Когда ребенок выполнит задание, ему предлагается следующий вопрос: «Как ты думаешь, почему большинство городов строят именно у реки? » Здесь ребенок может высказывать любые предположения. После чего ему предлагается проложить реку в песочнице. Важно обратить внимание на то, что у рек, как правило, один берег крутой, а другой — пологий. Может быть, так и получилось у Вас в песочнице?
Следующая проблема, которую решает ребенок: на каком берегу лучше строить город и почему. Важно, чтобы он привел веские аргументы в защиту своей позиции. Вы можете рассказать о принципе древнерусской застройки: города строились на высоком берегу, чтобы обеспечить лучшую защиту от врагов, наводнений, паводков.
После этого можно начинать строить в песочнице город: «С чего город ты строить начнешь, как от врагов убережешь?» Дальнейшему строительству можно помогать вопросами: «Что ты построишь за стенами крепости (церкви, дома, верфи и пр.)? Чем занимаются люди (собирательство, растениеводство, охота, животноводство, путешествия по реке, торговля и войны)?»
Здесь Вы можете поделиться с ребенком своими знаниями о том, как зародились сельское хозяйство, градостроительство, архитектурные стили, как появились дружинники и купцы и пр. Инструкция к игре в стихах может выглядеть так (стихи Д. Фролова): (начинается игра с рассматривания карты; медленная речь взрослого сопровождает строительство ребенком песочного города; знак «***» проставлен в тех местах, где предполагаются детские ответы)
|
«Сегодня, милые друзья, Начнется новая игра!
Про города и про леса, Озера, реки, небеса, Про то, как в давние века Сложили люди города.
Возьми-ка карту побыстрей, Смотри — как много рек на ней, А по реке — все точки... Да, Так отмечают города.
Вот Волга — главная река, На ней — большие города. Меня вдруг память подвела... Давай прочтем их имена.
А вот еще одна загадка, Спрошу сейчас я для порядка: Уж с давних лет всегда, везде Селились люди на реке.
А почему же их всегда Тянула так к себе вода? Какой секрет или беда — На реках строить города?
* * * i
Ты выбрал очень верный путь! Я помогу тебе чуть-чуть:
Вода нужна и для питья, Для стирки грязного белья,
Вода нужна коров поить, А летом — огурцы полить, Как по дороге, по реке Легко поехать налегке —
В другие города и села,
Куда иного нет пути:
Через леса к ним не пройти!
Река еще, в конце концов, Хранит людей и от врагов: Враг не прискачет по воде, Утонет он в большой реке.
А при пожаре без воды «И ни туды, и ни сюды»! Поэтому, дружок, всегда Селились люди — где вода.
* * *
Есть у реки высокий берег, Сухой и солнечный всегда, Другой же — низкий, плоский берег, Там иногда стоит вода.
И вот вопрос тебе, дружок: Где будешь ставить городок? Каким твой берег должен быть? Тебе же в городе том жить!
* * *
Ты верно думаешь, дружок, Высокий лучше бережок. На низком избы и поля Затопит по весне вода.
Ну, ладно, место мы избрали, А вот с чего же начинали Строительство тут городка В далекие от нас века?
Покоя все тогда не знали: Враги нежданно нападали И грабили все города, Чего же строить-то зазря?!
|
А вот тебе вопрос-догадка:
Что ставят вкруг всей стройплощадки
Здесь, в твоем городе родном,
Когда хотят построить дом?
* * *
Ну, молодец, что догадался! Никто в тебе не сомневался! Конечно, нечего хитрить, Сначала — все огородить!
Ну, хорошо! Огородили, Песка побольше навозили... А что намерен ты потом Построить в городе своем?
Сначала — свой, наверно, дом, Дворец для детских игр — потом, Конечно, школу, Мюзик-холл, Бассейн, Исаакиевский собор...
Но это лишь мои догадки,
Ты должен строить без подсказки...
* * *
Чем люди раньше занимались, Что делали, над чем старались?
Ведь раньше не было заводов, Котельных, фабрик, пароходов,
Так как же люди раньше жили? Еду себе как находили?
Вокруг: луга, поля и лес, Глухой, бескрайний — до небес. Чем им заняться? Что добыть? Как без зарплаты им прожить?
* * *
Коль приглядеться, всюду есть, Что человеку можно съесть: Грибы и ягоды, малина, Щавель и дикий лук, рябина.
Все люди в пищу собирали, Потом — охотникам меняли, На птицу или на зверей, А рыбакам — на окуней.
В полях копались до зарницы: Овес сажали, рожь, пшеницу. Вот главная из их проблем — Себе добыть, да на обмен.
* * *
Теперь же, если не устали, Придем к тому, с чего начали: Река всех кормит и хранит, Твой город счастья здесь стоит!
А что еще дает река?
Еще в чем людям помогла?
Река сливается с другими, И маленькими, и большими, Проходят реки много стран, Выходят даже в океан!
Как это свойство наших рек Полезным сделал человек?
* * *
Торговля? Верно ты сказал! Ведь каждый город торговал. По рекам, испокон веков, С товаром лодки шли купцов.
Война же если возникала, По рекам быстро приплывала, Под стены наших городов, Армада кораблей врагов.
Но, чем напрасно воевать, Гораздо лучше — отдыхать! И, как Том Сойер, налегке Поплавать по большой реке.
* * *
Когда ты вырастешь большим, Возьмешь себе ты отпустк долгий, Купив билет на пароход, И... «вниз по матушке, по Волге».
На этом мы сейчас кончаем, А завтра снова поиграем!