Область камерной инструментальной (ансамблевой и сольной) музыки представлена в творчестве Гайдна множеством произведений: больше восьмидесяти струнных квартетов, десятки других камерных ансамблей (трио, скрипичные сонаты и т.д.), несколько десятков клавирных сонат и других сочинений (рондо, вариации).
Квартеты. В жанре квартетной музыки Гайдн сыграл ту же роль, что и в симфонической, то есть явился одним из основоположников этого жанра. Квартеты Гайдн писал на протяжении всего творческого пути, но лучшие из них относятся к 80-х и 90-х годам.
Квартеты Гайдна выросли на основе домашнего музицирования, в котором квартетная игра была чрезвычайно распространена. Однако благодаря глубине и яркости музыкального содержания, а также совершенству формы квартеты Гайдна вышли за узкие рамки домашнего быта и играют существенную роль в концертной жизни.
В них уже нет внешних украшений так называемого «галантного» стиля, декоративной пышности салонной музыки. Простота народно-танцевальных и народно-песенных мелодий сочетается в них с замечательным мастерством контрапунктических сплетений голосов и отточенностью формы. Искрящееся веселье, задор и народный юмор многих квартетов вызывали даже отрицательное отношение консервативных критиков, видевших в гайдновских квартетах «оскорбление достоинства музыки», «баловство». Но не только весёлый задор свойственен камерной музыке Гайдна. В его квартетах градации настроений и чувствований различны – от светлой лирики до скорбных, даже трагических эмоций.
В квартетах новаторство Гайдна является иногда ещё более смелым, нежели в симфониях. Несмотря на ведущее значение первой скрипки как верхнего голоса, в общей фактуре ансамбля все четыре инструмента играют достаточно самостоятельную роль. Если в большинстве случаев тему главной партии в самом начале ведёт первая скрипка, то, например, в квартете до мажор (№32) первое проведение темы главной партии поручено виолончели, в квартет соль минор (№33) главная партия звучит в октаву в партиях первой скрипки и альта.
|
В ряде произведений при вторичном проведении тем и в их разработках вводится все четыре инструменты, играющие достаточно активную роль. Это придаёт квартетной фактуре специфическую полифоничность на гомофонно-гармонической основе, делает всю музыкальную ткань подвижной. В своих квартетах Гайдн охотно пользуется и специально полифоническими формами. Так, финалами квартетов иногда являются фуги.
В некоторых его квартетах переставлены средние части, то есть менуэт является второй (а не третьей частью, как это было принято), а медленная часть стоит на третьем месте, перед финалом. Такое изменение порядка средних частей обусловлено характером крайних частей цикла и конструктивными соображениями, связанными с принципом контрастности, лежащим в основе циклической формы. Кроме того, в «русских квартетах» 1781 года Гайдн вместо менуэта вводит скерцо и скерцандо, являющееся в некоторых из них второй частью цикла.
Шесть квартетов соч. 33 опубликованы в 1781 году и посвящёны великому князю Павлу Петровичу, будущему российскому императору Павлу I (отсюда популярное название этих квартетов – «Русские»). Сам Гайдн отмечал, что они написаны «в совершенно новой манере». Возможно, при этом имелись в виду такие их особенности. Как оригинальная манера использования инструментов, беспрецедентная интенсивность тематического развития, включение скерцо в состав цикла.
|
Многочисленные квартеты, трио и другие ансамбли Гайдна представляют собой значительную и художественную ценную часть классического наследия в области камерной инструментальной музыки.
Клавирное творчество. Клавирное творчество Гайдна (сонаты, рондо, вариации) также важно по своему значению для его огромного творческого наследия. Среди клавирных произведений Гайдна имеется ряд истинных шедевров, сохраняющих ценность в настоящее время и входящих в концертный и педагогический репертуар. Особенно ярко индивидуальный стиль композитора проявляются в клавирных произведениях 80 – 90-х годов. Сонаты Гайдна, как правило, представляют собой трёхчастный цикл: сонатное allegro, медленная часть, быстрый, живой финал, обычно в форме рондо. Как сонаты различного характера отметим монументальную сонату ми-бемоль мажор (ор.66), искрящуюся весельем и какой-то детской радостью сонату ре мажор (ор.30 №3) и подёрнутую дымкой меланхолии, но полную лирического чувства сонату ми минор (ор.42). Но и в популярнейшей сонате ре мажор с её задорной и, казалось бы, «беззаботной» первой частью. с танцевальным финалом, средняя часть (Lagro e sostenuto, ре минор) переносит в сферу трагических эмоций, предвосхищая патетические страницы музыки Бетховена.
Основная тема (главная партия) первой части напоминает детскую пляску. Задорный характер придают этой теме форшлаги с последующим скачком на октаву вниз. Побочная партия не даёт образного контраста: она также весела и жизнерадостна. В ней есть интонационное родство с главной – восходящий октавный скачок, отвечающий нисходящему в главной партии.
|
В дальнейшем развитии побочной партии сопоставление одноимённого мажора и минора, пассажи на II низкой ступени и на уменьшённом септаккорде придают известную драматичность. Но общий характер первой части остаётся таким же детски жизнерадостным.
Элементы драматизма, лишь мелькающие в первой части сонаты, получают законченное выражение во второй части, на короткое время переключающей внимание слушателя в сферу трагических эмоций; этому способствуют минорный лад (ре минор), диссонирующие задержания, нисходящие секундовые (стонущие) интонации.
По контрасту эта часть ещё больше оттеняет общую весёлость и жизнерадостность сонаты.
Финал, написанный в форме рондо, основан на танцевальных темах.
Соната ми-минор – одно из широко известных лирических произведений Гайдна. Она звучит легко, изящно. Её прозрачная звучность связана с особенностями клавесина, для которого Гайдн писал свои сонаты.
Первая часть сонаты написана в очень быстром темпе (Presto) в форме сонатного allegro. Как и в симфониях, первая часть звучит более напряжённо, чем остальные. Это находит выражение в контрасте двух различных по характеру и тональности тем.
Первая тема звучит взволнованно, беспокойно. Её мелодия прерывиста, устремлена вверх, сила звука к концу затухает. Главная партия изложена в основной тональности – ми миноре. Побочная партия более спокойна, хотя подвижность и устремлённость свойственны и ей. Высокий регистр и мажорный лад придают теме светлую окраску, а оттенок piano – мягкость звучания.
Разработка основана на развитии первой темы. Частая смена тональностей, изменение регистров и динамических оттенков подчёркивают её беспокойный, стремительный характер. То, что в разработке звучит только первая тема, говорит о том, что эта тема имеет в первой части сонаты главное значение.
После взволнованной первой части вторая часть, Andante, вносит успокоение. Можно себе представить, что это раздумье, размышление о чём-то хорошем, светлом. Основная тема звучит легко, неторопливо. В музыке Andante отсутствуют яркие контрасты. В середине части звучит та же тема, что и в начале, лишь в нескольких изменённом виде.
После второй части особенно ощутимы быстрота и полётность музыки финала. Здесь тоже есть своя основная тема, которая определяет характер всей части. Тема эта отличается грациозностью и подвижностью, острым, чётким ритмом. Она имеет танцевальный характер. Построение финала близко форме рондо. Два эпизода финала можно рассматривать как вариации основной темы.
Большое значение в клавирном творчестве Гайдна имеют его гениальные двойные вариации фа минор. Точное название их – «Анданте с вариациями».
Это произведение основано на чередовании и сопоставлении двух контрастных тем. Первая тема (фа-минорная) меланхолична и грустна. Значительную экспрессивность и эмоциональную напряжённость придают ей отклонения в субдоминанту и секвентные ходы. Тема имеет двухчастную структуру: первая часть переводит в параллельный мажор, вторая возвращает в фа минор.
Одноимённый мажор второй темы придаёт ей характер светлой лирики, ещё более подчёркиваемый хроматическими ходами. Подобно первой теме, и вторая тема двухчастна.
В следующих вариациях углубляются выразительные особенности каждой их этих тем.
Весь вариационный цикл завершается большой кодой-финалом, в которой разрабатывается первая минорная тема. Развитие достигает большой драматической экспрессии; частое применение хроматизмов, пассажей на уменьшённых септаккордах динамизирует музыкальную ткань. «Анданте с вариациями» Гайдна – один из шедевров классического вариационного цикла.