Готовимся к устному собеседованию.




Фестиваль методических идей 2020

 

 

 

 

Аристова М.А. учитель

русского языка и литературы

МОУ «ЕСОШ»

 

Устное собеседование по русскому языку в 9 классе уже прочно вошло в нашу жизнь. Оно состоит из четырёх заданий, которые направлены на проверку спонтанной (неподготовленной) речи: чтение текста, пересказ прочитанного, монологическое высказывание и диалог (беседа с экзаменатором по вопросам). «Осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей», – вот что должны делать экзаменующиеся по ФГОС. Все виды предложенной на выполнение работы, казалось бы, известны ученикам в отдельности и не должны вызывать затруднения. Но когда доходит дело до экзамена, дети чувствуют себя не очень уверенно. И причины здесь различные. Порой к 9 классу не все дети научились бегло, а тем более выразительно читать, что вызывает трудности в понимании прочитанного текста и в его пересказе. Сложность в неумении непрерывно говорить на предложенную тему в течение минуты ясно, разборчиво, не сбиваясь, не используя «слова-паразиты», как-то: «блин», «ну и»… Слабое владение навыками ораторского искусства, малый опыт публичных выступлений; некоторые учащиеся с трудом выстраивают диалоги. Возникает извечный вопрос: «Что же делать????». На помощь опять приходит игра.

Сейчас в различные сферы деятельности (бизнес, рекламу, а также в образование) стал активно внедряться когда-то хорошо забытый, но издавна проверенный метод «рассказывание историй», теперь это новомодное понятие «сторителлинг» (англ. «storytelling»: story - миф, история и telling - ритуал, представление). Рассказывание историй — одно из самых естественных действий в нашей жизни. Мы постоянно рассказываем о том, как прошел день, болтаем с друзьями, читаем истории в интернете и слышим их. Это необходимо для человека любого возраста.
Метод сторителлинг – это изучение языка с помощью небольших историй на разные темы. Истории позволяют использовать различный материал, помогают отработать грамматику и лексику, способствуют развитию воображения, говорения, аудирования, письма. При помощи игры, в непринужденной обстановке обучающиеся пробуют находить ассоциации на заданную тему, задают вопросы, строят монологические высказывания с учетом новых контекстов. Этот прием отлично подходит самым разным возрастным группам.

На любую тему в нашей голове хранится достаточно много любопытных фактов, нужно только вытащить их из темных закоулков памяти на белый свет. Сделать это можно с помощью игр и упражнений, которые хорошо тренируют умение находить ассоциации на заданную тему. Одна из таких игр «Пин-понг ассоциаций»: разбившись на пары, участники выбирают тему для импровизации, например, «Деньги». Один из собеседников произносит первую пришедшую в голову ассоциацию на тему «Деньги» и раскрывает ее в течение 20-30 секунд. Замолкает, наступает ход второго. Он подхватывает, произносит свою ассоциацию на эту тему и тоже в течение 20-30 секунд высказывается (импровизирует).

· Говоря о деньгах, в первую очередь хочется рассказать о том, какие деньги бывают. Бумажные купюры и металлические монетки у разных людей вызывают разные эмоции: радость, гордость, спокойствие, зависть и даже разочарование.

· В разные времена в виде денег использовались любые предметы: это были и плитки чая, и какао-бобы, и сушеная рыба, и удобрение, и камни. Первыми купюрами в Канаде выступали игральные карты.

В среднем от каждого игрока должно прозвучать 3-4 ассоциации. В ходе этой игры обучающиеся тренируют умение находить ассоциации на заданную тему.

Умение задавать вопросы можно развивать при помощи следующих игр: «Кто я? Что я?», «Черный ящик», «Угадай-ка».

В игре «Кто я? Что я?» каждый участник должен угадать предмет, животное, растение или персонажа, роль которого ему отведена. Случайным образом, каждый игрок вытягивает карту и вставляет ее в ободок на голове так, чтобы картинку могли видеть все другие игроки, но не он. Задавая наводящие вопросы, игрок пытается угадать, что же изображено на его карточке. В ходе этой игры обучающиеся формулируют вопросы, способствующие угадыванию неизвестного предмета. Эта игра хорошо известна не только детям, но и взрослым. В нее любят играть в некоторых семьях.

В игре «Черный ящик» ведущий загадывает какой-нибудь предмет. Можно задать не больше трех наводящих вопроса, на которые можно ответить только "ДА" или "НЕТ". У каждого участника игры есть только три попытки угадать, что находится в черном ящике. В результате игры обучающиеся учатся тщательно продумывать вопросы, не выспрашивая ненужные детали.

В игре «Угадай-ка» участникам предлагается картинка, на которой закрыта часть изображения. Задавая вопросы, надо угадать, что скрыто на картинке. Ответы могут быть только Да или Нет. Затем составить рассказ из 4-5 предложений, включая угаданный контекст. В итоге игры, помимо умения задавать вопросы, у обучающихся развивается нестандартное мышление, а также спонтанная речь.

Игра «Кубики Историй» помогает тренировать умение строить монологическое высказывание с учетом новых контекстов. Сначала надо бросить 9 кубиков на стол. Начать со слова «Однажды...» и придумать историю, которая объединит все 9 изображений, выпавших на кубиках.Кубики на каждой своей грани имеют предметную картинку. Суть игры в том, что в обучающийся бросаете кубики на стол и начинаете историю с каких-нибудь слов типа «Однажды…»или «Давным-давно…» и пр., нанизывая на нить повествования все символы, которые выпали на верхних гранях кубиков, начиная с того, который первым привлек его внимание.

Эту игру можно использовать как на индивидуально, так и в группе, когда дети придумывают одну историю на всех, когда каждый участник добавляет к уже сформированному до него сюжету свою часть на основе интерпретации изображения, выпавшего на брошенном кубике. Необходимо соблюдать и композицию рассказа: вступление, основная часть, кульминация, развязка. История должна быть краткой. Педагогом может задаваться тема рассказа либо его начало. Кубики можно сделать своими руками. В интернете можно найти массу заготовок.

Игра «Данетки». Ведущий озвучивает остальным игрокам небольшой текст, обычно это финал какой-то истории, и чаще всего – странная загадочная ситуация. Задача игроков – разгадать, что привело к такому финалу, то есть выяснить подоплёку ситуации, найти ответ и рассказать всю историю целиком (не менее 10 фраз). Согласно правилам игры, ведущему можно задавать любые вопросы, однако их нужно формулировать таким образом, чтобы ответы на них были только «да» или «нет». Если участники идут по ложному пути, допускается ответ ведущего «не существенно» («не имеет значения»).

Ведущий загадывает ситуацию:

На рельсах
Человек шел по рельсам и вдруг, увидел, что навстречу ему едет поезд. Тогда он побежал со всех ног навстречу приближающемуся поезду. Что произошло?

А учащиеся по очереди задают вопросы.

 

Такие задания можно использовать как на уроках, так и во внеурочное время. Они помогут обучающимся успешно сдать итоговое собеседование в 9 классе. Умение свободно говорить на любые темы придаст уверенности в выстраивании коммуникации в любой ситуации.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: