Строительство как отрасль хозяйственного комплекса страны 1
Особенности и проблемы развития капитального строительства в условиях рыночной экономики 3
Организационные формы строительства 6
Строительство как отрасль хозяйственного комплекса страны
В целях государственного регулирования развития экономики, сбора и систематизации информации все производства группируются по отраслям и по участию в той или иной сфере деятельности. Критерием отнесения организаций, предприятия к той или иной отрасли (сфере деятельности) является их максимальная доля в общей выручке от данного вида деятельности.
Одной из крупнейших отраслей народного хозяйства является строительство. Наряду с машиностроением эта отрасль обеспечивает расширенное воспроизводство производственных мощностей и основных фондов для всех отраслей хозяйства. Результатом или продукцией строительства являются здания и сооружения разного функционального назначения. Строительство – это самостоятельная отрасль в экономике страны, предназначенная для ввода в действие новых объектов производственного и непроизводственного назначения, а также реконструкции, расширения, ремонта и технического перевооружения действующих объектов.
Строительство как отрасль материального производства имеет свои специфические особенности: неподвижность продукта при перемещающихся в процессе производства материальных, технических и людских ресурсах; длительность производственного цикла; высокая материалоемкость продукции, что требует наличия мощной материальной базы и размещения ее в пределах регионального радиуса обслуживания; зависимость от влияния вероятностных факторов (погодных условий, организационно-технических неувязок, изменений внешних условий производства и т.д.); сложность и многообразие производственных связей.
|
К общим особенностям отрасли строительного производства можно отнести:
? временный характер строительного производства и неоднотипность конечной продукции (с вводом в эксплуатацию объектов строительно-монтажные работы прерываются на одном месте и средства производства перемещаются на новое место. Конечная продукция закреплена территориально и является предметом длительного пользования);
? строгая последовательность в выполнении строительных работ: завершение одних работ предшествуют началу других (ни один строительный процесс не может начаться без окончания другого. В связи с этим возникают затруднения в одновременном использовании рабочих в соответствии с их специальностью и квалификацией);
? различие видов строительно-монтажных работ по степени сложности (затрудняет расчет численного и профессионально-квалификационного состава рабочих);
? в производстве конечной продукции могут участвовать несколько строительно-монтажных организаций (генподрядчик, субподрядчик);
? воздействие климатических условий (на основные строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы вводятся поправочные коэффициенты, позволяющие учитывать отклонения от нормативных условий труда).
К специальным особенностям отрасли строительства относится принадлежность конечной продукции различным потребителям: промышленные объекты, жилищно-гражданские, социально-бытовые, сельскохозяйственные, транспортные и другие. Продукцией отрасли строительства являются законченные строительством и сданные в эксплуатацию объекты, образующие основные фонды для всех отраслей национального хозяйства страны.
|
Строительство обслуживается более чем 70 отраслями экономики, при этом используется около 50% продукции промышленности строительных материалов, 18% металлопроката, 40% пиломатериалов, более 10% продукции машиностроения.
Экономика страны представляет сложную систему, состоящую из ряда комплексов: топливно-энергетического (ТЭК), аграрно-промышленного (АПК), лесохимического (ЛХК), машиностроительного (МСК), транспортного (ТК), строительного (СК), энергетического (ЭК) и др.
Объединение множества отдельных организаций, предприятий и производств в комплексы происходит по участию в выпуске определенной продукции (АПК, СК) или оказываемым услугам (ТК, ЭК).
Строительный комплекс России представляет совокупность подрядных организаций, предприятий промышленности строительных материалов, механизации, транспорта, проектных и научно-исследовательских институтов, лизинговых фирм, учебных заведений и других предприятий и организаций, имеющих разные формы собственности.
В составе строительного комплекса можно выделить пять групп предприятий и организаций (по необходимым элементам любого производственного процесса):
первая группа - постоянно действующие строительные (подрядные) организации, предприятия стройиндустрии;
вторая группа - предприятия и организации, поставляющие для строительства предметы труда (предприятия промышленности строительных материалов, конструкций, предприятия машиностроения, деревообрабатывающей промышленности и других отраслей);
|
третья группа - предприятия и организации, поставляющие средства труда (строительное и дорожное машиностроение, производство оборудования для промышленности строительных материалов);
четвертая группа - предприятия инфраструктуры - совокупности отраслей, обслуживающих производство и обеспечивающих условия жизнедеятельности общества;
пятая группа - организации, осуществляющие управление строительством (министерства, комитеты, департаменты, объединения, ассоциации).
С переходом на новые экономические отношения строительный комплекс претерпел значительные организационно-экономические изменения. Распались устоявшиеся, управляемые из единого центра связи, ушли в прошлое директивные плановые показатели.
В настоящее время практически все строительные организации, производственные предприятия материально-технической базы строительства, транспортные и другие организации, обслуживающие отрасль, организационно не связаны, за исключением лишь определенных крупных корпораций.
Также существенно увеличилась доля хозяйственного способа строительства, при котором организацию процесса возведения, реконструкции, капитального ремонта зданий и сооружений осуществляет непосредственно инвестор-застройщик. Кроме того, предприятия других отраслей экономики расширили практику строительной деятельности при диверсификации производства.
В силу новых экономических отношений комплексность федерального и - в несколько меньшей степени – регионального управления капитальным строительством отсутствует. В регионах в последнее время произошли значительные изменения по усилению централизованного регулирования строительства. На территориальном уровне в составе региональных органов исполнительной власти созданы органы по управлению строительством.
Устойчивое и быстрое развитие экономики в среднесрочной перспективе (до 2015 г.) возможно только на основе роста объемов инвестиций в производственные основные фонды темпами, значительно опережающими темпы роста производства в реальном секторе экономики.
В 2003 г. инвестиционная деятельность в России активизировалась, объем средств, вложенных в основной капитал, составил 2 183,3 млрд р. или 112,5 % к уровню 2002 г. (в сопоставимых ценах).
В 2010 г. удельный вес строительства в отраслях экономики составил: в ВВП - 7,3%, инвестициях в основной капитал - 3,1, численности занятых - 4,9, основных фондах - 2 %.
Развитие строительного комплекса России до 2015 г. должно бытьнаправлено на решение следующих задач.
1. Достижение устойчивого развития страны, позволяющего за счет широкомасштабного повышения инвестиционной активности, роста капитальных вложений в строительство, обновления производственного потенциала и материально-технической базы строительного комплекса обеспечить выход России на уровень ведущих зарубежных стран и вступление во Всемирную торговую организацию (ВТО).
2. Усиление конкурентоспособности российских строительных организаций, предприятий строй индустрии и промышленности строительных материалов на отечественном и зарубежном рынках подрядных работ.
3. Ускорение модернизации производственной базы строительства с ориентацией на преимущественный выпуск эффективных ресурсо- и энергосберегающих материалов, изделий, конструкций, машин и механизмов, не уступающих по своим характеристикам зарубежным аналогам.
4. Обеспечение реализации программ ипотечного кредитования населения на уже действующей и новой нормативной правовой базе с учетом готовности региональных администраций реально участвовать в этом процессе.
5. Формирование и осуществление государственной градостроительной политики, учитывающей систему социальных, экономических и экологических факторов, обеспечивающих устойчивое развитие отдельных регионов и страны в целом.
6. Ликвидация тенденции к старению и сокращению жилищного фонда и инженерных систем, переход к интенсивному их восстановлению и воспроизводству на основе разработки и реализации эффективных социальных и научно-технических программ и проектов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
7. Обеспечение российского строительного рынка строительными материалами, изделиями и конструкциями, способными конкурировать с импортной продукцией, снижение стоимости строительства и эксплуатационных затрат на содержание объектовпри одновременном повышении комфортности проживания в жилых домах необходимой надежности и долговечности.
8. Развитие научно-технического прогресса и инновационной деятельности в строительстве, направленное на обеспечение качества строительной продукции, высоких потребительских характеристик зданий и сооружений, их надежности, безопасности, функциональной и эстетической комфортности и эксплуатационной экономичности, преобразование архитектурно-строительной среды жизнедеятельности человека и ее дальнейшее развитие до уровня, соответствующего современным достижениям развитых стран.