Современный механизм сдержек и противовесов как гарант обеспечения эффективности государственной власти
Аннотация.
В статье исследуется принцип разделения властей и отмечается, что в процессе развития его теоретических концепций наблюдаются различные практические варианты его реализации в разных странах. Научные подходы к понимаю сущности и применения данного принципа не в полной мере раскрывают детали механизма действия системы сдержек и противовесов. В статье предпринята попытка определения сущности сдержек и противовесов и их соотношения в современном механизме государства.
Ключевые слова: принцип разделения властей, система сдержек и противовесов, глава государства, правительство, парламент, формирование государcтвенных органов, взаимодействие ветвей власти.
Разделение единой государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную предполагает установление такой системы правовых гарантий, сдержек и противовесов, которая исключает возможность концентрации власти у одной из них, обеспечивает функционирование всех ветвей власти и одновременно их взаимодействие.
Появление современного механизма сдержек и противовесов связано, прежде всего, с активизацией государства в области управления общественными процессами, которое без повседневного сотрудничества властей было затруднительно. Начавшееся в начале 1930-х годов развитие делегированного законодательства потребовало создания эффективного повседневного контроля и сдерживания.
Система сдержек и противовесов создаёт, кроме того, целый ряд дополнительных преимуществ. Так, вертикальная структура этой системы даёт возможность координировать, направлять, объединять усилия, как различных ведомств, так и отделов и секторов внутри конкретного ведомства по урегулированию общих для них проблем. Горизонтальная структура позволяет во взаимоотношениях с другой ветвью власти значительно усилить масштабы воздействия на неё. Предварительно распределив роли и рассредоточив силы, представители исполнительной власти, каждый на своём уровне и по своим проблемам, контактируют с представителями законодательной власти, добиваясь от них принятия необходимого решения.[1]
Современный механизм сдержек и противовесов позволяет прийти к выводу, что не только обе ветви власти могут эффективно сдерживать друг друга и вырабатывать согласованные решения. Внутри каждой ветви власти существует свой собственный механизм сдержек и противовесов, позволяющий всесторонне рассмотреть определённую проблему ещё до того, как она попадает в поле зрения другой ветви. Этот механизм имеет достаточно сложную и разветвлённую систему вертикальных и горизонтальных связей. Вертикальная система парламента включает в себя различные подкомитеты палат, палаты парламента, сам парламент. Если рассматривать функциональную деятельность органов одного уровня, то можно выделить горизонтальную структуру. Одним из уровней горизонтальной структуры могут быть, например, комитеты, большинство из которых специализируется по сферам деятельности. Другим уровнем могут быть подкомитеты палат парламента и т.д.[2]
В систему внутренних противовесов включены не только официальные структуры парламента, но и политические партии, это значительно расширило возможности законодательных органов в принятии нормативных решений и затруднилась их выработка, сами решения стали более согласованными и взвешенными.
Для исполнительной власти также характерно наличие внутренней системы сдержек и противовесов, строящейся по вертикали: ведомства (с канцеляриями и секретариатами), глава правительства со штагом личных помощников, секретариатом, комитетами; и по горизонтали: отраслевые министерства и ведомства (образования, промышленности и торговли, обороны и т.д.).
Функционирование системы сдержек построено на удовлетворении интересов участвующих в разработке правительственных программ или законопроектов сторон путём согласования позиций и поиска компромиссных решений. Подавляющее большинство правительственных законопроектов или программ зарождается в недрах центрального аппарата соответствующих ведомств. Пробиваясь наверх, они проходят тщательное согласование и уточнение. Чем выше уровень, тем больше необходимо преодолеть согласований и тем шире становится круг лиц, принимающих участие в шлифовке положений и уточнении концепции.
Итак, система «сдержек и противовесов» направлена на обеспечение эффективности государственной власти и предусматривает следующее.
Во-первых, ветви власти должны уже с самого начала формироваться по-разному, так сказать, получать свою власть из разных рук.
Во-вторых, целесообразно закрепить различные сроки полномочий ветвей власти.
Власть осуществляется на основе разделения властей. На этой основе построена, прежде всего, система федеральных органов государственной власти — законодательных, исполнительных и судебных. Они разделены и самостоятельны, наделены такими полномочиями, что органы одной ветви федеральной государственной власти имеют возможность в случае необходимости воздействовать на органы другой ветви федеральной власти.
Это система, направленная на рационализацию всей системы государственной власти и предотвращающая монополизацию власти каким-либо одним институтом государства. Вместе с тем она не ограничивает законных полномочий органов и тем более не прерывает их деятельности. Последнее принципиально важно. Разделение власти призвано упорядочивать работу всего государственного механизма и не прекращать её даже на минимальный срок.
Из вышесказанного мы видим, что существует определенный механизм сдержек и противовесов, который способствует жизнедеятельности функциональных звеньев государственной власти.
Список использованных источников
1. Радионов К.В. Особенности реализации системы сдержек и противовесов в демократических государствах // Актуальные проблемы современной юриспруденции. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – М., 2017. С. 240 - 242.
2. Усанов В.Е. Разделение властей как основа конституционного строя // Государство и право. 2013. №12. С. 13 - 16.
3. Радько Т.Н. Теория государства и права: учебник для бакалавров / Т.Н. Радько, В.В. Лазарев, Л.А. Морозова. – М.: Проспект, 2015. – 576 с.
4. Демидов А.В. Разделение властей как принцип построения и функционирования механизма государства // Новая наука: От идеи к результату. 2016. № 10. С. 143 - 148.
[1] Демидов А.В. Разделение властей как принцип построения и функционирования механизма государства // Новая наука: От идеи к результату. 2016. № 10. С. 145
[2] Демидов А.В. Разделение властей как принцип построения и функционирования механизма государства // Новая наука: От идеи к результату. 2016. № 10. С. 147