Список использованных источников. В статье исследуется принцип разделения властей и отмечается




Современный механизм сдержек и противовесов как гарант обеспечения эффективности государственной власти

Аннотация.

В статье исследуется принцип разделения властей и отмечается, что в процессе развития его теоретических концепций наблюдаются различные практические варианты его реализации в разных странах. Научные подходы к понимаю сущности и применения данного принципа не в полной мере раскрывают детали механизма действия системы сдержек и противовесов. В статье предпринята попытка определения сущности сдержек и противовесов и их соотношения в современном механизме государства.

Ключевые слова: принцип разделения властей, система сдержек и противовесов, глава государства, правительство, парламент, формирование государcтвенных органов, взаимодействие ветвей власти.

 

Разделение единой государственной власти на законодательную, испол­нительную и судебную предполагает установление такой системы правовых гарантий, сдержек и противовесов, которая исключает возможность концентрации власти у одной из них, обеспечивает функционирование всех ветвей власти и одновременно их взаимодействие.

Появление современного механизма сдержек и противовесов связано, прежде всего, с активизацией государства в области управления обще­ственными процессами, которое без повседневного сотрудничества властей было затруднительно. Начавшееся в начале 1930-х годов развитие делегиро­ванного законодательства потребовало создания эффективного повседневно­го контроля и сдерживания.

Система сдержек и противовесов создаёт, кроме того, целый ряд до­полнительных преимуществ. Так, вертикальная структура этой системы даёт возможность координировать, направлять, объединять усилия, как раз­личных ведомств, так и отделов и секторов внутри конкретного ведомства по урегулированию общих для них проблем. Горизонтальная структура позволяет во взаимоотношениях с другой ветвью власти значительно усилить масштабы воздействия на неё. Предварительно распределив роли и рассре­доточив силы, представители исполнительной власти, каждый на своём уровне и по своим проблемам, контактируют с представителями законодатель­ной власти, добиваясь от них принятия необходимого решения.[1]

Со­временный механизм сдержек и противовесов позволяет прийти к выводу, что не только обе ветви власти могут эффективно сдерживать друг друга и выра­батывать согласованные решения. Внутри каждой ветви власти существует свой собственный механизм сдержек и противовесов, позволяющий все­сторонне рассмотреть определённую проблему ещё до того, как она попадает в поле зрения другой ветви. Этот механизм имеет достаточно сложную и разветвлённую систему вертикальных и горизонтальных связей. Верти­кальная система парламента включает в себя различные подкомитеты палат, палаты парламента, сам парламент. Если рассматривать функциональную де­ятельность органов одного уровня, то можно выделить горизонтальную структуру. Одним из уровней горизонтальной структуры могут быть, например, комитеты, большинство из которых специализируется по сфе­рам деятельности. Другим уровнем могут быть подкомитеты палат парла­мента и т.д.[2]

В систему внутренних противовесов включены не только официальные структуры парламента, но и политические партии, это значительно расширило возможности законодательных органов в принятии нормативных решений и затруднилась их выработка, сами решения стали более согла­сованными и взвешенными.

Для исполнительной власти также характерно наличие внутренней си­стемы сдержек и противовесов, строящейся по вертикали: ведомства (с канцеляриями и секретариатами), глава правительства со шта­гом личных помощников, секретариатом, комитетами; и по горизонтали: от­раслевые министерства и ведомства (образования, промышленности и тор­говли, обороны и т.д.).

Функционирование системы сдержек построено на удовлетворении ин­тересов участвующих в разработке правительственных программ или зако­нопроектов сторон путём согласования позиций и поиска компромис­сных решений. Подавляющее большинство правительственных законопроек­тов или программ зарождается в недрах центрального аппарата соответству­ющих ведомств. Пробиваясь наверх, они проходят тщательное согласование и уточнение. Чем выше уровень, тем больше необходимо преодолеть согла­сований и тем шире становится круг лиц, принимающих участие в шлифовке положений и уточнении концепции.

Итак, система «сдержек и противовесов» направлена на обеспечение эффективности государственной власти и предусматривает следующее.

Во-первых, ветви власти должны уже с самого начала формироваться по-разному, так сказать, получать свою власть из разных рук.

Во-вторых, целесообразно закрепить различные сроки полномочий ветвей власти.

Власть осу­ществляется на основе разделения властей. На этой основе построена, преж­де всего, система федеральных органов государственной власти — законода­тельных, исполнительных и судебных. Они разделены и самостоятельны, наделены такими полномочиями, что органы одной ветви федеральной госу­дарственной власти имеют возможность в случае необходимости воздей­ствовать на органы другой ветви федеральной власти.

Это система, направленная на рацио­нализацию всей системы государственной власти и предотвращающая моно­полизацию власти каким-либо одним институтом государства. Вместе с тем она не ограничивает законных полномочий органов и тем более не преры­вает их деятельности. Последнее принципиально важно. Разделение власти призвано упорядочивать работу всего государственного механизма и не прекращать её даже на минимальный срок.

Из вышесказанного мы видим, что существует определенный ме­ханизм сдержек и противовесов, который способствует жизнедеятельности функциональных звеньев государственной власти.

 

Список использованных источников

1. Радионов К.В. Особенности реализации системы сдержек и противовесов в демократических государствах // Актуальные проблемы современной юриспруденции. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – М., 2017. С. 240 - 242.

2. Усанов В.Е. Разделение властей как основа конституционного строя // Государство и право. 2013. №12. С. 13 - 16.

3. Радько Т.Н. Теория государства и права: учебник для бакалавров / Т.Н. Радько, В.В. Лазарев, Л.А. Морозова. – М.: Проспект, 2015. – 576 с.

4. Демидов А.В. Разделение властей как принцип построения и функционирования механизма государства // Новая наука: От идеи к результату. 2016. № 10. С. 143 - 148.

 


 

 


[1] Демидов А.В. Разделение властей как принцип построения и функционирования механизма государства // Новая наука: От идеи к результату. 2016. № 10. С. 145

[2] Демидов А.В. Разделение властей как принцип построения и функционирования механизма государства // Новая наука: От идеи к результату. 2016. № 10. С. 147



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: