вторая стадия процесса управления связана с координацией функций и формированием организационных структур управления.




на третьей стадии процесса управления выступают еще две функции управления — учет и контроль, с помощью которых поддерживается обратная связь между управляющей системой и управляемым объектом

На заключительной стадии управления осуществляются функции регулирования и стимулирования.

5. Предприятие как объект производственного менеджмента.

предприятие рассматривается как открытая система, которая находится под воздействием внешних и внутренних факторов и представляет собой производственную систему управления.

Организационная структура предприятия — это люди и условия их деятельности в совокупности. Основу функционирования предприятия составляют организационные процессы.

Организационным процессом (организацией) называются действия людей, направленные на создание, обеспечение и функционирование данной структуры.

Организация как система существует за счет некоторого количества участников, имеющих одну цель и объединивших свои усилия для ее обеспечения и реализации. Организации присущи определенные признаки:

— наличие внутреннего координирующего центра, который придает стабильность и устойчивость внутренним и внешним связям и является важнейшим условием функционирования организации;

— соблюдение принципа саморегулирования — координация внутренних процессов организации;

— обособленность — границы, отделяющие предприятие от других предприятий и от внешнего мира;

— организационная культура — совокупность норм поведения, традиций и символов, отличающих данное предприятие от других.

Внешняя среда предприятия — это определение границ предприятия, его структуры, особенностей внутренних процессов и взаимоотношений между людьми.

Внутренняя среда — совокупность средств производства, персонал, его культурные традиции, ценности, информационные процессы и взаимоотношения в коллективе.

Именно внешняя и внутренняя среда определяют организационные цели.

Таким образом, объектами производственного менеджмента на предприятии являются производственные подразделения (цехи) как основные производственные единицы основного и вспомогательного производств и производственные процессы.

6. Макро и микро экономическая среда производственного менеджмента.

Микроэкономическая среда - комплекс факторов, оказывающих непосредственное влияние на деятельность предприятия. Микроэкономика – раздел экономической теории, изучающий закономерности поведения субъектов экономики и их взаимодействие на отдельных рынках, в результате которого формируются цены на производимые товары и услуги и факторы производства. Микроэкономика – часть, отдел, область экономической науки, связанная с изучением относительно масштабных экономических процессов, субъектов, явлений. Микроэкономика - анализ экономического поведения на уровне фирмы, предприятия или отдельного индивида.

Предпринимательство характеризуется обязательным наличием инновационного момента - будь то производство нового предприятия. Новая система управления производством, качеством, внедрение новых методов организации производства или новых технологий - это тоже инновационные моменты. Фирма и ее поставщики, маркетинговые посредники, клиентура, конкуренты и контактные аудитории функиционируют в рамках более обширной макросреды сил, которые либо открывают новые возможности, либо грозят фирме новыми опасностями. Эти силы представляют собой не поддающиеся контролю факторы, за которыми фирма должна внимательно следить и на которые должна реагировать.

Макросреда слагается из шести основных факторов:
- демографических,
- экономических,
- природных,
- научно-технических,
- политических,
- культурных

 

7. История развития производственного менеджмента.

Управленческий труд – это целесообразная деятельность человека, связанная с организацией и функционированием субъекта и объекта управления.

Понятие менеджмент (management – управление, англ.) включает основные положения теории управления, имеющие в своей основе принципы, методы, средства и формы управления производством, разработанные в США.Традиционный взгляд на управление производством начал формироваться в XVIII в., когда Адам Смит рассмотрел экономические преимущества специализации труда (1776). Специализация означала разделение производственного процесса на ряд мелких операций, каждая из которых выполнялась отдельными рабочими, что повышало мастерство рабочих и эффективность их труда. В 1878 г. Фредерик Уинслоу Тейлор подверг пересмотру существовавшую тогда практику в области управления производством. В своих работах Тейлор пользовался аналитическим методом и придавал особое значение нормированию повторяющихся операций и повышению эффективности труда. В 1910-е гг. получил распространение термин «производственный менеджмент», который отражал совокупность научных подходов к управлению производством, сводившихся к управлению детерминированными производственными процессами. В1913 г. Генри Форд и позднее Чарльз Соренсон объединили идеи взаимозаменяемости деталей и сборочной полулинии по упаковке мясных продуктов и сортировке почты и дополнили их концепцией координируемой (синхронизируемой) сборочной линии. В СССР использование многих прогрессивных методов, разработанных мировой наукой управления производством, носило половинчатый характер, что снижало производительность труда и эффективность производства.
Постепенно это отставание от капиталистических стран накапливалось, и к середине 1980-х гг. производительность труда в СССР была значительно ниже, чем в США, хотя это и не признавалось официально.

8. Сущность и функции производственного менеджмента.

Сущность менеджмента составляет управление организацией (хозяйствующим субъектом) в условиях рыночной экономики. Это самостоятельный вид профессиональной деятельности, направленной на достижение намеченных целей предприятия (корпорации) в ходе любой хозяйственной деятельности в рыночных условиях путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов механизма менеджмента.

Рассмотрим основное содержание каждой из основных функций управления.

Планирование – первая, важнейшая функция процесса управления, определяющая цели деятельности предприятия и необходимые для этого средства; разрабатывающая соответствующие методы; представляющая собой процесс разработки плана (что нужно сделать и какими методами). Планирование включает в себя и составление прогнозов возможного направления будущего развития объекта в тесном взаимодействии с внешней средой.

Планирование – это процесс определения приоритетных направлений развития предприятия, программы его действий по их достижению. Менеджеры-профессионалы должны уметь сочетать различные виды планирования, заботясь не только об интересах предприятия, но и об интересах клиентов, деловых партнеров, общества в целом.

Организация – это процесс упорядочения технико-технологических, социально-экономических, организационных и других подсистем предприятия на всех иерархических уровнях; формирование структуры объекта управления и обеспечение его всем необходимым для нормального функционирования (ресурсами, персоналом, оборудованием, зданиями, финансами). Организовывать – значит создавать определенную структуру (оргструктуру). Функция организации реализуется прежде всего на основе принципов осуществления процессов управления: параллельности, ритмичности, непрерывности, преемственности, прямоточности (см. рис. 3.2).

Задачами организации как функции процесса управления являются:

формирование оргструктуры предприятия, налаживание взаимодействия ее элементов;

• создание условий для формирования определенной организационной культуры предприятия;

• организация разработки, принятия и выполнения решений;

• организация производственных, торговых и других процессов на предприятии;

• обеспечение организации производства (в том числе обеспечение производственного процесса всеми видами ресурсов);

• преобразование (реорганизация, реинжиниринг) системы предприятия в ходе развития из менее организованного в более организованное состояние;

• координация как основа обеспечения гармонии отдельных усилий, направленных на достижение целей предприятия (иногда координацию выделяют в самостоятельную функцию управления).

Мотивация – функция управления, приобретающая в условиях рыночных отношений особо важную роль как процесс стимулирования людей к деятельности, направленной на достижение целей предприятия. Иначе говоря, это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личностных целей и целей предприятия (согласно теории качества трудовой жизни персонала).

 

 

9. Роль производственного менеджмента в системе менеджмента.

Производственный менеджмент — это деятельность по управлению процессом приобретения материалов, их превращения в готовый продукт и поставкой этого продукта покупателю.

Производственный менеджмент (ПМ) — это эффективное и рациональное управление любыми производственными процессами, связанными с преднамеренным преобразованием (трансформацией) материалов, информации или покупателей.

Между производственной функцией и функциями организации существуют важные и сложные взаимосвязи. Для оптимизации деятельности организации необходимо обеспечить эффективное управление ими.

Место ПМ – управление стадией производства и обслуживанием его. До него осуществляются стадии управления маркетингом, управление УТПП, после него – стадии управления обращением (подготовкой товара к функционированию, эксплуатации и утилизации товара).

Предмет ПМ – устойчивые взаимосвязи и взаимоотношения людей в процессе управления производством, а именно управление производственным процессом в пространстве и времени и обслуживанием его. Это сложная междисциплинарная наука, базирующаяся на знании в области техники, технологий, экономики, психологии, социологии, экологии и других наук.

 

 

10. Циклический характер развития производственной системы.

Производственная система на каждом этапе развития последовательно проходит определенные стадии: развития (повышения научно-технического уровня системы и эффективности производства), стабильного функционирования (поддержания достигнутых НТУ и эффективности) и деградации (снижения НТУ и эффективности). Стартовые условия нового этапа развития определяются стадией жизненного цикла технологии/спроса, на которой начинается новый этап развития (переход к новому жизненному циклу технологии/спроса или к жизненному циклу нового товара). Вместе с тем, признание факта наличия цикличности в развитии экономики должно позволять своевременно предпринимать меры по прогнозированию времени наступления и смягчению влияния экономических кризисов, сориентировать развитие национального хозяйства на следование вызовам нарождающегося нового технологического уклада [290], тем самым создавая условия для предотвращения неуправляемого развития событий. Анализ исследований в области современной теории экономических кризисов [98, 149, 219, 253, 290] позволяет привести преобладающую точку зрения на ее основные постулаты [259].

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: