Философской мысли Беларуси




Тема: Философия и национальное самосознание.

Философская мысль Беларуси

Духовные предпосылки и основные этапы развития

философской мысли Беларуси

Философия Беларуси представляет собой комплекс философских идей, сложившихся в процессе развития Беларуси как государства, белорусов как нации, белорусской культуры как уникальной целостности. Формирование первых философских и социально-политических учений Беларуси следует связывать с принятием христианства. Начало процесса христианского просвещения было положено полоцкой княжной Рогнедой, принявшей христианство и постригшейся в монахини под именем Анастасии. Византийская патристика оказала сильнейшее влияние на взгляды просвещенных людей того времени, задала им и их последователям своеобразные философско-богословские идеалы и принципы на целые столетия. Следует учесть, что через православную византийскую патристику происходило знакомство и с античной философией. Как особая форма общественного сознания философия в Беларуси изначально развивалась по трем направлениям: 1) особый образ жизни, основанный на христианском аскетизме; 2) стремление к мудрости, постановка и рассмотрение вечных мировоззренческих вопросов о смысле человеческого бытия; 3) сама мудрость, знание, наука – форма теоретического осмысления мира.

В истории белорусской философской мысли можно выделить пять периодов: 1) философская мысль Беларуси периода Киевской Руси; 2) философская мысль Беларуси периода Великого княжества Литовского; 3) философская мысль периода Речи Посполитой; 4) философская мысль Беларуси периода Российской империи; 5) философская мысль Беларуси XX в. Тематически становление белорусской философии можно поделить на шесть этапов: 1) зарождение философской мысли Беларуси; 2) философия и общественно-политическая мысль белорусского Возрождения и Реформации; 3) философия и общественно-политическая мысль белорусского Просвещения; 4) философия и общественно-политическая мысль белорусского национального возрождения XIX – начала XX в; 5) диалектико-материалистическая философия в период существования БССР; 6) современная философия Беларуси.

Развитие белорусской философии осуществлялось в контексте эволюции всей европейской культуры, поэтому неудивительно, что белорусская философская мысль воплощала в себе основные черты европейской философии. Вместе с тем своеобразие социально-экономического и общественно-политического развития Беларуси наложило свой отпечаток на развитие национальной духовной традиции, обусловило специфические черты эволюции философской мысли. Следует отметить, например, что в трактовке индивидуальной свободы, исторического предназначения человека здесь четко представлена идея ограничения абсолютной свободы интересами всеобщего блага. Белорусский гуманизм не абсолютизировал свободу, но трансформировал ее понимание в идею социального служения.

Первый этап развития философии Беларуси связан с именами Ефросиньи Полоцкой, Кирилла Туровского и Климента Смолятича. Ефросинья Полоцкая (светское имя Предслава, ок. 1110–1173) – дочь полоцкого князя Георгия Всеславовича, внучка Всеслава Брячиславича (Чародея), первая женщина в Беларуси, признанная святой, равно почитаема и православной, и католической церковью. Цель и смысл своей жизни видела в утверждении христианских идей и принципов. Религиозно-философские взгляды Ефросиньи формировались как на основе Священного Писания, так и на основе богословско-религиозной литературы. Несмотря на отсутствие авторских произведений, можно утверждать, что ее философия носила этический характер. Самым тяжелым из грехов она считала гордыню, а образу жизни предписывала смиренномудрие. Ефросинья известна своим подвижничеством и культурно-просветительской деятельностью.

Кирилл Туровский (1130–1182) – старобелорусский писатель, проповедник, церковный деятель. В раннем возрасте стал послушником монастыря в Турове, после этого затворился в «столпе» (монастырской башне), выполняя обеты, около 1169 г. принял епископство в Туровской епархии. Философские взгляды мыслителя носят тео-центрический характер, исходят из предпосылки божественного творения мира. В основе познания мира лежит аллегория (иносказание), с помощью которой устанавливается соответствие между божественной и человеческой истинами. Ни разум, ни вера не в состоянии сами по себе познать истину Священного Писания. Божественные слова имеют тайный смысл и их трудно понять. Разум как инструмент не самостоятелен и нуждается в строгом контроле и руководстве со стороны Богооткровенной истины. Таким образом, Кирилл Туровский, объединив веру и разум, отдает приоритет вере, которая должна направлять человека в поисках истины. В учении о человеке мыслитель – сторонник христианского антропоцентризма и полагает человека венцом творения. Сущность человека противоречива и состоит в единстве души и тела. Кирилл Туровский утверждает значение личностного начала в человеке, оно реализуется в духовной, молитвенной устремленности к Богу. Молитва раскрывает смысл жизни человека и приводит к необходимости преодоления личностного зла.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: