Оригами для всестороннего развития детей среднего дошкольного возраста. Мастер-класс «Бабочка» в технике оригами
Искусство оригами знакомо каждому из нас с детства. Каждый взрослый, будучи ребёнком, делал кораблики, самолётики, лягушек, тюльпаны и многое другое из бумаги. Однако не все знали тогда, что это называется оригами. Сегодня это увлечение популярно как никогда ранее: им увлекаются и взрослые, и дети.
Это искусство древнее. Оно зародилось в Китае и со временем перешло в Японию. В переводе оригами обозначает «складывать бумагу». В прошлом оригами могли заниматься лишь состоятельные японцы, сегодня – это увлекательное и полезное занятие доступно всем.
В Европе польза оригами для детей была открыта педагогом и создателем первых детсадов Ф. Фребелем. Он заметил, что складывая поделки из бумаги, дети лучше различают геометрические фигуры. Поэтому он ввел оригами в обязательную программу развития дошкольников. Современную же систему обозначения сложений оригами придумал в середине прошлого века японец А. Есидзава. Благодаря ему теперь весь мир может читать схемы и создавать собственные композиции. И в детском саду оригами, как конструирование из бумаги, получило очень широкое распространение. Это не только интересно, но и полезно для общего развития дошкольника.
Пятилетний возраст для ребёнка считается одним из самых творческих периодов в его жизни. Среди многих видов искусства и ремесла, которые необходимо освоить в это время, лёгкое оригами для деток занимает особое место. Оно способствует развитию интеллекта, формирует уверенность в своих силах и повышает внутреннюю самооценку.
В промежутке между 4 и 5 годами ребёнок самоопределяется, вырабатывает линию поведения по отношению к окружающему миру и накапливает максимум информации. Его возможности растут, он уже свободно владеет многими художественными инструментами: кисточкой, карандашом, мелками, умеет вырезать и клеить на основу простейшие аппликации. Маленький человек хочет быть самостоятельным, проявлять свою индивидуальность, но, в то же время, нуждается в постоянном контакте с родителями, их поддержке, одобрении своих действий. Оригами позволяют реализовать обе эти потребности.
|
Бумажные фигурки можно складывать всей семьёй, вместе разбираясь в схемах и радуясь полученному результату. Затем с моделями можно устраивать домашние спектакли, что ещё больше сблизит ребёнка с родителями, поможет выстроить тёплые, дружеские отношения.
Древнее искусство складывания фигурок из бумаги не просто доставляет деткам удовольствие, оно способствует всестороннему развитию детей дошкольного возраста.
В чем развивающая функция искусства оригами?
1. Не перечислить всех достоинств оригами в развитии ребёнка. Доступность бумаги как материала, простота ее обработки привлекают детей. Они овладевают различными приёмами и способами действий с бумагой, такими, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.
2. Оригами развивает у деток способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера, развитие речи.
3. Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.
|
4. Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса.
5. Оригами стимулирует и развитие памяти, так как ребёнок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность её изготовления, приёмы и способы складывания.
6. Оригами знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д., одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами.
7. Оригами активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребёнка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приёмов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий).
8. Оригами совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда, бережное отношение к результатам своего труда.
9. Оригами воспитывает в ребёнке такой навык, как аккуратность. Пока родителям сложно донести до детей, насколько важна чистота рабочего места, обеденного стола, посуды, одежды. Но если небрежно складывать фигурки-оригами, они вообще могут не получиться. Постепенно ребёнок поймёт, что без аккуратности, он не сможет достичь успеха.
10. Оригами воспитывает в ребёнке такой навык, как усидчивость. Усидчивость – это ещё один «камень преткновения» для пятилеток. Многие из них не могут обуздать желание постоянное двигаться, что мешает им в более взрослом возрасте, когда начинается школьное обучение. Так что терпение, способность организовать себя и упорно добиваться успеха, просто необходимо воспитывать заранее. Умение доводить начатое до конца. Ситуация, когда маленький творец бросает на полпути рисунок, фигурку из пластилина или аппликации, знакома родителям. Но в отличие от других видов прикладного искусства, оригами даёт результат только по завершении всех этапов складывания, промежуточных стадий здесь нет. Так что поневоле придётся дисциплинировать себя.
|
11. Оригами прививает ребёнку желание создавать, а не разрушать. Дети с легко возбудимой нервной системой, могут что-то портить и ломать просто, чтобы разрядиться психологически, дать выход накопившейся отрицательной энергии. Уже доказано, что складывание бумажных фигурок способно снимать стрессы и оказывать успокаивающее воздействие, одновременно симулируя творчество и фантазию. Коммуникативные навыки. Собственно, любой вид совместного рукоделия обучает общению как со сверстниками, так и со взрослыми людьми. Оригами – не исключение. Родителям со своей стороны не стоит слишком опекать маленького мастера, лучше приходить на помощь только после его просьбы. В 4 – 5 лет дети в состоянии самостоятельно разобраться с простой схемой оригами и выполнить все указанные в ней шаги.
12. Оригами, как конструирование из бумаги – это увлекательное занятие для дошкольников. Особую радость ребёнку доставляет момент, когда он видит ощутимый результат своего труда - игрушку, с которой можно поиграть либо украсить свою комнату. Полученный результат труда поднимает самооценку у ребёнка, воспитывает самостоятельность, желание развиваться дальше.
13. Оригами способствует созданию игровых ситуаций. Сложив из бумаги маски животных, дети включаются в игру-драматизацию по знакомой сказке, становятся сказочными героями, совершают путешествие в мир цветов и т. д.
И это ещё далеко не все достоинства, которые заключает в себе волшебное искусство оригами. Систематические занятия оригами – гарантия всестороннего развития ребёнка и даже успешной подготовки его к школе.
Уникальность оригами заключается в том, что при своей доступности и простоте начального уровня это занятие воспитывает нужные человеку качества и навыки.
Дорогие родители, сегодня я бы хотела представить вам пошаговый процесс создания бабочки. Это достаточно простая поделка из бумаги в технике оригами, которая доступна для деток 4-6 лет. Помогите им на первых порах. Это ещё и совместное творчество.
Итак, начнём.
1. Нам понадобится квадратный лист бумаги. У меня обычный белый лист. Для деток лучше взять цветную бумагу. Если лист формата А4, не трудно сделать из него квадратный с помощью ножниц.
2. Складываем лист пополам так, чтобы стороны квадрата совпадали. Сгибаем и хорошо проглаживаем пальцами сгиб.
3. Открываем наш квадрат и снова складываем пополам, другими сторонами. Сгибаем и хорошенько проглаживаем пальцами.
4. Раскрываем наш квадратный лист и получаем вот такие сгибы.
5. Теперь складываем наш лист по диагонали в виде треугольника, чтобы стороны совпадали. Сгибаем и хорошенько проглаживаем сгиб.
6. Разворачиваем наш квадрат и снова сгибаем по диагонали, в противоположном направлении. Сгибаем и хорошенько проглаживаем сгиб.
7. Разворачиваем наш квадрат и получаем вот такие сгибы. Внутри изгибов получилась вот такая снежинка.
8. Теперь самый важный момент. Мы берём наш квадрат и складываем из него треугольник.
9. Вот что у нас должно получиться.
10. Кладем перед собой наш треугольник. Тянем край треугольника к середине, к линии сгиба. Хорошенько проглаживаем пальцами. И тоже самое делаем с другим краем треугольника.
11. Переворачиваем нашу будущую бабочку. Нижний уголок тянем к верхней стороне так, чтобы он выступал за пределы этой стороны.
12. И загибаем его, как это показано на фото.
13. Придаём форму нашей бабочке.
14. И вот наша бабочка готова к полёту)
Дорогие родители, приобщайте своих деток к искусству оригами! Скоро лето. Создайте вместе с детками летних бабочек. И во время вашей совместной прогулки можете выпустить их на волю.:)
Творите вместе с вашими детками! Оригами полезно, увлекательно и поднимает настроение!