ТЕМА: Русская философия XIX – XX веков




1. Русская философия: основные этапы и идеи

2. Западничество и славянофильство.

3. Религиозная философия 19-20 вв.

4. Русский космизм.

 

1. Русская философия: основные этапы и идеи

В качестве существенных черт русской философии можно, вслед за одним из крупнейших теоретиков русской философии С.Л.Франком, выделить следующие:

1. Связь с православием, с восточно-христиаским мироощущением и мировосприятием. Для русской философии характерна преимущественно религиозная направленность. Ведущими идеями русской религиозной философии становятся идея соборности, идея всеединства, идея абсолютной ценности человека.

2. Онотологизм, т.е. ориентация на познание подлинного, истинного бытия, которое, в конечном счете, есть бытие Бога. Эта особенность требовала отказа от характерной для западной традиции субъект – объектной оппозиции в познании. Познание истины бытия есть пребывание, жизнь в истине, внутри бытия, вне которого познающее сознание существовать не может. Закономерно, что, в противоположность рационалистической традиции, русская религиозная философия выдвигает на первый план концепцию мистического познания.

3. Антропологизм, с которым связаны размышления о смысле жизни, ориентация на спасение души, как условие спасения всего мира, обоснование путей утверждения религиозно обоснованных социально – правовых норм, гарантирующих права и свободы человека, поиск путей построения Царства Божия на земле.

В развитии русской философии можно выделить ряд этапов:

1. Русская философия Средневековья (X – XVII вв.). основными проблемами этого периода стали противостояние духа и материи, непримиримая борьба двух противоположных начал, олицетворяемых Богом и дьяволом, в мире и в душе человека, проблемы нравственно – этического и социально – политического характера. В это время рождается идея о том, что историческая роль «православного царства» отныне принадлежит русскому государству, которая находит свое логическое завершение в доктрине «Москва – Третий Рим». В ее становлении принимали участие митрополит Илларион (IX в.), старец Зосима (XV в.), инок Филофей (XVI в.), пытавшиеся обосновать государственную самостоятельность и международное значение Руси. Суть доктрины: Первый Рим (исторический) пал, т.к. несмотря на признание христианства государственной религией, оставался по сути языческим. Второй Рим (Константинополь) пал, т.к. вступил в сговор с католиками, опасаясь турецкого завоевания. Третий Рим – Москва, единственная преемница истинной (православной) веры, а четвертому Риму не бывать.

2. Русская философия эпохи Просвещения (XVIII в.). Появляется тенденция к созданию новой национальной идеологии, которая опиралась бы на идеи гуманизма, научности, образованности (М.В.Ломоносов, Н.И.Новиков). Сюда же примыкают антропологические учения А.Радищева, А.И.Галича. Одновременно к концу века вновь начинает доминировать мистическая традиция (П.Величковский, Г.Сковорода), в которой акцентировались проблемы личного поиска сокровенного смысла жизни.

3. Русская философия XIX – начала XX в. Это время рождения русской национальной философии как особого типа философствования, принципиально отличного от философии западной. Центральной проблемой этого периода становится определение пути будущего развития России, которое разрабатывается в контексте противостояния «западников» и «славянофилов».

Духовной предтечей обоих движений стал П.Я.Чаадаев (1794 – 1856). Его главная тема – рефлексия по поводу исторического предназначения России, историософская оценка духовной эволюции русского православного мира. Чаадаев говорил об отлученности России от всемирного воспитания человеческого рода, национальном самодовольстве, духовном застое, косности в деле осознания исторической миссии. (Идеи Чаадаева были встречены резко негативно == был объявлен сумасшедшим). В «Апологии сумасшедшего» писал о том, что России еще только предстоит решить большую часть проблем социального порядка, ответить на важнейшие вопросы, которые занимают человечество.

 

2. Западничество и славянофильство.

Западничество как течение русской общественной жизни оформилось в 40-60 гг. 19 в. (Станкевич, Анненков, Бакунин, Боткин, Грановский, Герцен, Огарев и др.). Основные идеи западников:

· критика феодально-крепостнических порядков в экономике, политике, культуре;

· идея социально-экономического реформирования по западному образцу, в результате чего Россия должна была усвоить европейскую науку и «плоды векового просвещения»;

· отрицание революционных методов разрешения социальных проблем; средством социальных преобразований должно было выступить прежде всего просвещение и пропаганда;

· важная идея западничества заключалась в высокой оценке преобразований эпохи Петра I.

В качестве специфического фактора развития русского православного мира западники называли факт восприятия Русью христианства в его первозданном (византийском) виде, не опосредованном западным рационализмом.

Перспективный источник социального развития России всматривался западниками в использовании опыта западноевропейкских стран. Стремясь построить свою систему философии истории, они старались определить роль русского народа среди других народов Европы.

Славянофильство – религиозно-философское течение русской общественной мысли, оформилось в конце 30 – начале 60 гг. 19 в. (Хомяков, Киреевский, Аксаков, Самарин, Данилевский, Страхов). Основная идея славянофильства – утверждение самобытности России, ее общественного уклада, обоснование ее особой мировой миссии (Москва – Третий Рим). Своеобразие России виделось славянофилам в соборности русской жизни, проявлявшейся в общинном земледелии, а также особом «живознании», т.е. познании Бога не через рассудок, а через цельность духа. Славянофилы отвергали западный рационализм и государственный абсолютизм.

Основа российской жизни у славянофилов – это триада:

1. православие (соборность, цельность духа);

2. самодержавие (царь несет на себе бремя греха власти);

3. народность (православная община, солидарность, нравственность).

 

3. Религиозная философия 19-20 вв.

Соловьев Владимир Сергеевич (1853 – 1900). Основные работы: «Оправдание добра. Нравственная философия», «Русская идея», «Смысл любви», «Чтения о богочеловечестве».

В философии Соловьева можно выделить две главные идеи: концепция всеединства (учение об Абсолюте) и учение о Богочеловечестве. Суть концепции всеединства: целое существует не за счет частей или вопреки им, а в пользу всех. Ложное всеединство появляется тогда, когда целое подавляет входящие в него элементы или поглощает их. Всеединство === романтический трансформировалось в образ Софии – «вечной женственности».

Соловьев выделяет три аспекта всеединства:

– единство истины (знания), добра (нравственности) и красоты (искусства);

– единство науки, философии и религии;

– единство политического государства, экономического общества и духовной церкви.

В результате мир, человек и Бог должны преодолеть обособленность и независимость друг от друга, преобразиться, стать единым целым.

Соловьев стремился объединить в синтезе христианский платонизм, немецкий классический идеализм и научный эмпиризм. Новая философская система, по Соловьеву, должна стать выражением «идеальной жизни», представляя собой особое знание – знание всеединства. Главный принцип знания такого рода – положительное всеединство, ориентирующее на познание безусловно сущего как начала всякого бытия. Основа постулируемого синтеза – нравственный элемент, поэтому его искомая форма может существовать лишь в виде жизненно практического знания, в виде своего рода «философии жизни». Только такое знание приведет к постижению смысла бытия как его укорененности в Боге. Философия Соловьева пантеистична, т.к. утверждает изначальную единосущность Бога и мира.

Гносеологическим коррелятом концепции всеединства выступает теория цельного знания, направленная против сведения познавательных потенций человека к его рациональной сфере. Абсолют дан человеку в форме ощущения до всякого самосознания. Различая три источника познания – опыт, разум, мистику, Соловьев утверждал, что истина постигается только путем третьего способа познания, основанного на вере.

Соловьев указывает на три коренные силы мирового развития конца 19 – начала 20 ст.:

1. центростремительная (Восток), она подчиняет многообразие единому верховному началу;

2. центробежная (Запад), она инициирует личную свободу;

3. интегрированная сила, которая бы синтезировала бы в себе первые две, открыла бы позитивные возможности развития человечества. Такой силой может быть только славянство.

Историческая миссия России – в ее участии в развитии христианской цивилизации моральными, но не политическими средствами. По Соловьеву, только русский народ смог бы инициировать процессы воссоединения человечества под эгидой всемирной теократии (правда, позднее он откажется от теократической утопии).

Бердяев Николай Александрович (1874 – 1948). Основные работы: «Смысл истории», «Смысл творчества», «О назначении человека», «Я и мир объектов». Основные идеи: идея свободы, идея творчества и объективации, идея личности, идея метаисторического эсхатологического смысла истории.

Бердяев в своем творчестве различает мир призрачный и мир подлинный. Мир призрачный, посюсторонний – мир эмпирический, социальный, мир, где царствует разъединенность, разорванность, вражда, рабство. Здесь человек подчинен необходимости, общеобязательным формам жизни. Человек становится объектом, обезличивается, отделяется от мира, теряется, отчуждается от самого себя. Вначале человек был рабом природы, потом стал рабом государства, национальности, класса, теперь он становится рабом организованного общества и техники, рабом машины.

Мир подлинный – это идеальное бытие, где царствует любовь и свобода, где признается преимущество личного начала перед социальным целым. Именно во внутреннем мире человека коренится потенциал духовной свободы. Задача человека – освободить свой дух, «выйти из рабства в свободу», из вражды призрачного мира «в космическую любовь». Это возможно лишь благодаря творчеству, способности, которую имеет только человек как созданный по образу и подобию Бога-творца.

Смысл жизни и назначение человека состоит не в спасении, а в творчестве, творчестве себя самого, своей жизни, творении мира. Для этого и дарована человеку свобода. Но свобода возлагает на человека ответственность за свою судьбу и за судьбу всего мира. Таким образом, свобода, творчество и ответственность в творчестве Бердяева неразрывно связаны.

Смысл истории – в преодолении объективации, точнее, в стремлении человека к такому преодолению, ибо сама объективация оказывается принципиально неодолимой, т.к. в контексте этого мира результаты самовыражения духа превращаются в мертвые продукты, объекты. Достижение мистического смысла истории возможно лишь в «конце времен» в результате выхода в метаисторический эон, евангальское царство, мир абсолютной свободы. Метаисторический эон – это не отдаленное будущее, ибо он существует извечно. Соприкосновение с ним возможно именно в актах творчества. Общество же стремится превратить личность в элемент социальной системы, усреднить, стандартизировать ее.

 

4. Русский космизм.

В качестве оригинального духовно-теоретического феномена выступает русский космизм, сложившийся в России в конце XIX – начале XX века.

Среди множества ученых и мыслителей, отдавших дань этому направлению научно-философской мысли важно выделить, в первую очередь, Н.Ф.Федорова, К.Э.Циолков­ского и В.И.Вернадского. Конечно, этими именами плеяда русских космистов далеко не исчерпывается. Так, в русской религиозной философии конца XIX – начала XX вв. (В.С.Соловьев. П.Л.Флоренский. С.Н.Булгаков, Н.А.Бердяев) также выделяется линия, близкая идеям русского космизма, обращенная, по словам Н.А.Бердяева, «к активности человека в природе и обществе».

Принципиально новой чертой русского космизма является идея активной эволюции, т.е. необходимости нового сознательного этапа развития мира, когда человечество направляет его в ту сторону, в какую диктует ему разум и нравственное чувство.

В русском космизме соединились в единое целое мысли о преобразовании как макрокосмоса (Земля, биосфера, космос), так и микрокосмоса (человек, как биологическое отражение макрокосмоса). Недаром такое важное место в русском космизме занимают рассуждения о преодолении болезней и смерти и, как логическое следствие – о достижении бессмертия. Вера в человека, гуманизм – одна из ярчайших черт русского космизма.

Федоров Н.Н. говорит об «имманентном (естественном) воскрешении» всех человеческих поколений. Это одна из конечных и величайших задач человечества. Он отмечает две фундаментальные ограниченности нынешнего человека, тесно связанные между собой. Первая ограниченность – в пространстве, прикрепленность к Земле – разрешается, по мысли Федорова, расселением в космосе, обретением способности к «бесконечному перемещению», вторая – во времени, наша смертность – завоеванием бессмертного статуса бытия, восстановлением погибших, умерших. «Борьба с разъединяющим пространством» для Федорова «первый шаг в борьбе со всепоглощающим временем». Ибо бессмертие возможно только при условии преодоления изолированности нашей Земли от космоса при одновременной регуляции космических явлений. Все проекты регуляции природы, в том числе и космические, включены Федоровым в высшую цель достижения бессмертного, преображенного статуса мира.

Идеи В.И. Вернадского о космичности жизни, о биосфере (сфере жизни) и ноосфере (сфере разума). Вернадский является одним из основателей теории ноосферы, которая стала важнейшим вкладом в учение космизма. Ноосфера – это сфера разума. Она начала формироваться одновременно с появлением мышления у человека, с началом накопления информации в обществе и практического ее использования. Человек существо, наделенное разумом и волей, действует в мире с самого его появления как творец и преобразователь, как вольный или невольный зодчий «сферы разума». Она потому так и называется, что ведущую роль в ней играют реалии разума: творческие открытия, духовные, художественные, научные идеи, которые материально осуществляются в преобразованной природе, постройках, орудиях и машинах, научных и творческих комплексах, произведениях искусства и т.д. Таким образом, на Земле была создана новая искусственная оболочка: биосфера, радикально преобразованная трудом и творчеством человека. Однако, это преобразование тем не менее далеко не всегда было по-настоящему разумным, зачастую носило хищнический характер, неукротимо и жадно потребляя природу, ее ресурсы. Да и ноосферный информационный поток содержит в себе, в числе прочего, идеологии и концепции антигуманные, ложные, осуществление которых или уже приносило колоссальные бедствия Земле, или грозит еще большими, вплоть до гибели всего человечества и биосферы.Ноосфера – есть и еще достаточно дисгармоничная, находящаяся в состоянии становления реальность, и вместе с тем высший идеал этого становления.

В XX веке, по мысли ученого, возникли факторы перехода к ноосфере. Первый из этих факторов – вселенскость человека, то есть «полный захват человечеством биосферы для жизни, второй, быть может, решающий для создания ноосферы – единство человечества. Наконец, третий фактор – возможность влияния народных масс на ход государственных и общественных дел.

Особый вклад в развитие русского космизма внес А.Л.Чижевский, основатель гелио- и космобиологии. Космическая биология изучает зависимость всех функций живого от деятельности Солнца и шире – от состояния космоса: эта новая наука у Чижевского детализировалась в различные отрасли – космомикробиологию. космоэпидемологию. Самым оригинальным ядром исследований Чижевского стала теория гелиогараксии: ее основной закон, сформулированный ученым в 1922 году, утверждает, что «состояние предрасположения к поведению человеческих масс есть функция энергетической деятельности Солнца».

Общие идеи космизма:

· идея всеединства (субъектом планетарного и космического преобразовательного действия признается не отдельный человек, а соборная совокупность сознательных, чувствующих существ, все человечество в единстве своих поколений);

· идея незавершенности развития мира и человека, что оставляет открытым вопрос о возможности человеческого участия в эволюции мироздания;

· интерпретация человечества как органичной части космоса;

· идея активности, внутренне присущей человеку;

· идея преображения мира как смысл человеческой деятельности;

· идея вечности жизни (в богочеловечестве).

Космизм обосновывал идею антропоприродной гармонии; его экофильный потенциал оказался созвучным современным поискам идеала глобальной цивилизации как единого антропоприродного комплекса.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: