Министерство образования и науки Украины
Донбасская национальная академия
Строительства и архитектуры
Кафедра "Городское строительство и хозяйство"
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
И
КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ
К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
"Городской пассажирский транспорт"
Макеевка -2010
Министерство образования Украины
Донбасская национальнаяакадемия
строительства и архитектуры
Методические указания
и контрольные задания
к практическим занятиям по дисциплине
"Городской пассажирский транспорт"
(для студентов специальности 7.092103
Городское строительство и хозяйство)
Утверждено на заседании кафедры
"Городское строительство и
хозяйство".
Протокол №
Макеевка-2010
УДК 711.7 (015.8)
Методические указания к выполнению курсового проекта " Городской пассажирский транспорт " (по дисциплине "Городской транспорт" для студентов специальности 7.092103 Городское строительство и хозяйство) / Сост.: Н.И.Зотов, К.А. Яковенко - Макеевка: ДонНАСА. - с. 25
Содержат методики расчета системы городского пассажирского транспорта, исходные данные и контрольные задания.
Составители: Н.И.Зотов, доц.
К.А. Яковенко, асс.
Отв. за выпуск К.А. Яковенко, асс.
Общие методические указания.
Изучение курса "Улицы, дороги и пути сообщения" студентами включает в себя самостоятельную работу по усвоению теоретического материала, изложенного в конспекте лекций и в рекомендованной литературе, а также блока индивидуальных практических заданий.
Цель практических занятий - закрепить теоретические положения курса и подготовить студентов к решению конкретных вопросов проектирования при разработке курсовых и дипломных проектов.
В настоящем пособии приведены методические указания и советы по выполнению практических работ, приводятся примеры расчета по основным вопросам проектирования системы городского общественного транспорта, нормативные положения и рекомендации в части практических приемов разработки отдельных проектных решений и применения нормативных положений. Исходные данные для выполнения заданий выбираются студентом самостоятельно в соответствии с вариантом, который соответствует порядковому номеру студента в журнале.
Задания выполняются в специальной тетради для практических работ.
Работа с литературой. Основной материал по изучаемому курсу изложен в конспекте лекций, а для более глубокого знакомства с отдельными практическими вопросами следует пользоваться дополнительной литературой (см. список литературы).
Занятие №1. Определение числа передвижений населения.
Передвижение - перемещение человека в городском пространстве, характеризуемое целью, способом, дальностью и затратами времени. По способу совершения разделяются на транспортное и пешеходное.
Расчет числа передвижений населения производят с учетом естественных рубежей и транспортных магистралей, а также исходя из распределения численности населения по районам. Необходимо учитывать также степень занятости жителей в районах города и вместимость основных пунктов тяготения (исходные данные).
Для определения общего количества передвижений по каждому транспортному району и в целом по городу все население разделено на три группы:
1 - градообразующее и градообслуживающее население (рабочие, служащие) - 50 %;
2 - студенты высших, средних специальных учебных заведений - 4 %;
3 - неработающее население (дети, пенсионеры, учащиеся) - 46 %.
По указанному соотношению группировок определяется численность отдельных групп населения по каждому транспортному району, расчет заносим в таблицу 1.1.
Таблица 1.1. Численность групп населения.
Группа | Численность группы в транспортном районе, тыс. чел. | ||||
населения | ¼ | n | |||
итого |
Передвижения населения могут быть по трудовым и другим надобностям (связанные с прибытием на работу, на учебу и возвращение домой); деловыми, связанными с осуществлением производственных функций, и культурно-бытовыми. К последним относятся также поездки учащихся в школу. Число передвижений по трудовым целям на 1 жителя в год определяется по числу дней работы (учебы), а остальные - по опытным данным, приведенным в таблице.
Число передвижений на 1 жителя в год.
Группа | Характер передвижений | ||
населения | трудовые | деловые | культурно-бытовые |
_ | |||
_ | _ |
В число культурно- бытовых включены передвижения на расстояние свыше 400 метров.
Число принятых расчетных передвижений в год жителей каждого района определяются исходя из приведенных передвижений на 1 жителя в год и численности групп населения. Расчеты сводим в таблицу 1.2.
Таблица 1.2. Принятые расчетные передвижения.
Категория | Передвижения по районам | ||||||
передвижения | ¼ | n | всего | ||||
1 гр. | Трудовые деловые культ.-быт | ||||||
2 гр. | На учебу культ.-быт | ||||||
3 гр. | культ.-быт | ||||||
итого по р-ну |
Задание.
Рассчитайте общее количество передвижений по каждому транспортному району и в целом по городу. Исходные данные выбрать по табл. 1.4. Население по районам внутри города распределяется произвольно по желанию студента. Полученные исходные данные выносятся в форме таблицы 1.3.
Таблица 1.3. Численность населения по районам города.
Номер района | ….. | n | Всего по городу | |||
Население, тыс.чел. |
Таблица 1.4. Исходные данные.
Вариант | ||||||||||
Население, тыс.чел. | ||||||||||
Кол-во районов | ||||||||||
Вариант | ||||||||||
Население, тыс.чел. | ||||||||||
Кол-во районов | ||||||||||
Вариант | ||||||||||
Население, тыс.чел. | ||||||||||
Кол-во районов |
Занятие №2. Определение среднего времени передвижения и "доступность" пунктов тяготения.
Передвижение населения как на транспорте, так и пешком связано с затратой времени. Это время увеличивается с увеличением размеров городской территории. Каждый житель города старается меньше затрачивать времени на передвижение и выбирает место работы ближе к месту жительства. Передвижения, связанные с культурно-бытовыми целями, также совершается по возможности на близкие расстояния.
Среднее время Т, необходимое для преодоления расстояния между двумя пунктами, составляет:
Т = tn1 + to + tg + tn2, (2.1)
где tn1 - время пути к остановке транспорта;
to - среднее время ожидания транспорта;
tg - время движения на транспорте;
tn2- время пути от остановки транспорта к пункту назначения.
Время ожидания транспорта to принимается равным половине маршрутного интервала. Средний интервал движения по сети принимается 6 - 8 минут.
Время пешеходного пути к остановке tn1 и от остановки до цели поездки tn2 зависит от плотности транспортной сети и от расстояния между остановочными пунктами. Оно определяется по формуле, мин.:
tn1 = tn2 = (1/3 s + ln /4) (60 / un), (2.2)
где s - плотность транспортной сети, км/км2,
ln - расстояние между остановочными пунктами транспорта, принимается 0,4 - 0,8 км;
un - скорость пешего передвижения, принимается 4-5 км/ч.
Время движения транспорта tg, мин, определяется делением расстояния по линии движения транспорта lт на скорость сообщения uc:
tg = 60 lт / uc , (2.3)
Скорость сообщения (без учета стоянки на конечных пунктах) принимается по опытным данным равной 20 - 23 км/ч.
Среднее время передвижения tg на транспорте определяется исходя из расстояний lт, приведенных в таблице 2.4.
Результаты подсчета затрат времени на передвижение tg, мин. между пунктами на транспорте сводят в таблицу 2.1, а полные затраты времени на передвижение между пунктами Т, сводят в таблицу 2.2.
В таблице 2.2 указаны затраты времени на сообщение внутри районов (пунктов) тяготения, условно принимаем в размере 0.1 час или 6 мин. Коэффициент транспортной доступности на основании данных таблицы 2.2 подсчитан по формуле:
Кт = 60 / Т, (2.4)
где Т - время сообщения между пунктами города, мин.
Результаты расчета значения величины 1 / Т (для укрупнения принято Т в часах) сведены в таблицу 2.3.
Таблица 2.1. Время передвижения на транспорте, tg,мин.
Таблица 2.2. Время сообщения между пунктами города, Т, мин.
Таблица 2.3. Коэффициент транспортной доступности.
(Общая форма для таблиц).
Пункт тяготения | Транспортные районы | |||
Транспортные районы | ||||
Задание.
Рассчитайте среднее время передвижения между предложенными тремя пунктами тяготения и "доступность" этих пунктов тяготения. Исходные данные, а именно, плотность транспортной сети s и расстояние между пунктами тяготения, выбрать по табл. 2.4.
Таблица 2.4. Исходные данные
Вариант | ||||||||||
Плотность s, км/км2 | 1,6 | 1,7 | 1,8 | 1,9 | 2,0 | 2,1 | 2,2 | 2,3 | 2,4 | 1,6 |
Расстояние между пунктами, км 1-2 | 3,1 | 3,2 | 3,3 | 3,4 | 3,5 | 3,6 | 3,7 | 3,8 | 3,9 | 4,0 |
2-3 | 2,3 | 2,4 | 2,5 | 2,6 | 2,7 | 2,8 | 2,9 | 3,0 | 3,1 | 3,2 |
1-3 | 5,3 | 5,2 | 5,1 | 5,0 | 4,9 | 4,8 | 4,7 | 4,6 | 5,4 | 5,6 |
Вариант | ||||||||||
Плотность s, км/км2 | 1,7 | 1,8 | 1,9 | 2,0 | 2,1 | 2,2 | 2,3 | 2,4 | 1,6 | 1,7 |
Расстояние между пунктами 1-2 | 5,3 | 5,2 | 5,1 | 5,0 | 4,9 | 4,8 | 4,7 | 4,6 | 5,4 | 5,6 |
2-3 | 3,1 | 3,2 | 3,3 | 3,4 | 3,5 | 3,6 | 3,7 | 3,8 | 3,9 | 4,0 |
1-3 | 6,6 | 6,7 | 6,8 | 6,9 | 7,0 | 7,1 | 7,2 | 7,3 | 7,4 | 7,5 |
Вариант | ||||||||||
Плотность s, км/км2 | 1,8 | 1,9 | 2,0 | 2,1 | 2,2 | 2,3 | 2,4 | 1,6 | 1,7 | 1,8 |
Расстояние между пунктами 1-2 | 4,8 | 4,9 | 5,0 | 5,1 | 5,2 | 5,3 | 5,4 | 5,5 | 5,6 | 5,7 |
2-3 | 5,3 | 5,2 | 5,1 | 5,0 | 4,9 | 4,8 | 4,7 | 4,6 | 5,4 | 5,6 |
1-3 | 3,1 | 3,2 | 3,3 | 3,4 | 3,5 | 3,6 | 3,7 | 3,8 | 3,9 | 4,0 |