Свободный город Христиания




Анархия и антропология

Анархистские антропологи, такие как Дэвид Гребер и Пьер Кластр, считают некоторые общества, среди которых бушмены, тив, пиароа[en], анархическими, так как они явно отвергают идею централизованной политической власти[27].

Другие антропологи, такие как Маршалл Салинс и Ричард Боршей Ли, отвергают идею обществ охотников и собирателей, которые образовались в результате скудности ресурсов и одичания, охарактеризовав их как «состоятельные сообщества»[28].

Эволюционный психолог Стивен Пинкер отмечает, что утверждение того, что анархия отсутствия правительства ведёт к анархии насильственного хаоса, является банальным, так как, с одной стороны, в догосударственных обществах совершалось большое количество убийств (до 60 % среди мужчин), но, с другой стороны, появление сильной культуры чести почти в любой точке мира находится вне досягаемости закона[29].

Некоторые анархо-примитивисты полагают, что данное понятие используется для оправдания ценности современного индустриального общества и люди перемещаются дальше от естественных среды обитания и потребностей[30].

Теоретики анархизма указывают на примеры, когда при отсутствии государственной власти возникали общественные механизмы, противостоящие «войне всех против всех». Например, пиратские корабли были «плавающими обществами», в которых существовали механизмы самоуправления. Перспектива получения взаимных выгод от пиратства стимулировала пиратов к налаживанию сотрудничества и поддержанию порядка. Перед выходом в море пираты договаривались о правилах поведения, иногда эти правила фиксировались письменно.[31]

Американский антрополог Джеймс Скотт[en] в книге «Искусство не быть управляемым: Анархистская история нагорий Юго-Восточной Азии» рассматривает жизнь горцев этого региона (также называемого Зомией) как пример того, как люди защищают свой, «примитивный», образ жизни, сопротивляясь всяческим попыткам государств установить контроль над ними. Эти горцы строго хранят равенство в своих сообществах.[32]

Исследователи Бенджамин Пауэлл Райан Форд и Алекс Наурастел пришли к выводу, что в Сомали после 1991 года по сравнению с другими странами Африки были достигнуты определённые успехи в развитии, несмотря на фактическое отсутствие в этой стране государственной власти. Из 41 стран к югу от Сахары по уровню развития стационарной телефонной связи Сомали за период анархии переместилось с 20-го на 8-е место, по уровню обеспеченностью сотовой связью Сомали находится на 16-м месте, а по уровню интернет-обеспеченности — на 11. Во многих африканских странах телекоммуникации находятся в ведении государственных монополий, что замедляет развитие. Установка телефонной линии занимает в Сомали три дня, а в соседней Кении этого приходится ждать несколько лет. Более того, по уровню детской смертности Сомали за период анархии переместилось с 37-го места на 17-е. После краха сомалийского государства возросла роль старейшин сомалийских кланов, которые выполняют судебные функции. Судебные функции также осуществляет местное исламское духовенство, основываясь на шариате.[33][31]

 

Анархизм

Анархи́зм (от ἀν – без и ἄρχή – власть) — общее наименование ряда систем взглядов, основывающихся на человеческой свободе и отрицающих необходимость принудительного управления и власти человека над человеком[1][2].

Существует множество различных направлений анархизма, которые часто расходятся в тех или иных вопросах: от второстепенных, и вплоть до основополагающих (в частности — относительно взглядов на частную собственность, рыночные отношения, этнонациональный вопрос).

Анархисты выступают за самоуправление, то есть за систему независимых собраний граждан, самостоятельно управляющих своей жизнью и трудом на рабочем месте, в районе проживания и т. д. Анархистское общество представляет собой добровольную конфедерацию таких собраний.

Анархисты отрицают полезность подавления одних людей другими и привилегии одних участников общественного процесса по отношению к другим, предлагая заменить любые механизмы государственного принуждения свободным сотрудничеством индивидов. По мнению анархистов, общественные отношения должны основываться на личной заинтересованности, добровольном согласии и ответственности каждого участника.

Отношения анархистов к ликвидации принудительных видов власти могут разниться в зависимости от конкретных течений анархизма. В качестве таковых анархистами некоторых направлений может рассматриваться не только политическое принуждение, но и отношения найма, брачные отношения или животноводство[3]. Другие виды анархистов в свою очередь выступают только против государственного принуждения.

Базовые принципы анархизма[править | править код]

Теория анархизма предусматривает следующие принципы:

· Отсутствие принудительной власти подразумевает, что в анархистском обществе один человек либо группа лиц не будут навязывать своё мнение, желание и волю другим лицам. Это же подразумевает отсутствие иерархии и представительной демократии, равно как и авторитарного правления. Анархизм исключает любого рода призывы к построению общества тоталитарного типа, при котором все люди будут подвергнуты тотальному контролю, а все сферы человеческой жизни будут стандартизированы вплоть до полного единообразия. Как раз наоборот, анархизм призывает к максимальному развитию каждой отдельной личности и индивидуализированный подход к решению проблем и потребностей отдельных людей, если на это существуют возможности[10].

· Свобода от принуждения предполагает отказ от принуждения одних людей другими к участию в какой бы то ни было деятельности, будь то в интересах отдельного человека или даже всего общества, против его воли. Участие в общественно значимых действиях либо проектах должно осуществляться, по мысли анархистов, не под внешним давлением, но при условии проявления личной ответственности перед обществом, частью которого он является[11].

· Свобода ассоциаций предполагает, что в обществе, организованном на анархистских принципах, возможны любого рода ассоциации для удовлетворения всех общественных потребностей, любые общественные структуры должны создаваться свободно объединившимися людьми, обладающими равным правом определять будущее общества[12].

 

· Взаимопомощь — это синоним сотрудничества. Когда люди работают сообща, их деятельность заметно эффективнее, нежели когда каждый работает поодиночке. Коллективное взаимодействие — это укороченный путь к достижению необходимого результата при возможно меньшей затрате усилий[16].

· Разнообразие — залог наиболее полноценной жизни каждого отдельного человека, из которых состоит общество. Фордистско-тейлористская организация производства, стандартизация массового производства, унификация отчуждают людей друг от друга, способствуют раздроблению общества на эгоистов, озабоченных только своими собственными интересами в ущерб окружающим. Данные тенденции к тому же способствуют разрушению окружающей среды[17]. С другой стороны, тенденции развития цивилизации способствуют развитию разнообразия рабочего процесса, дестандартизации и демассификации (что делает анархизм только более актуальным направлением общественной мысли), а потому ужасы конвейеризации человеческой жизни, неотъемлемо сопровождающие индустриализм, выглядят, по крайней мере в странах, уже прошедших процесс индустриализации, отходящими в прошлое[18].

  • Равенство означает отсутствие иерархии, одинаковые для всех возможности удовлетворения своих личных потребностей в искусстве, творчестве, продуктах труда, а также равный доступ ко всем общественным благам, в том числе последним достижениям науки и техники[22].
  • Братство подразумевает, что все люди являются равными, что интересы и потребности одних не могут быть важнее и/или ценнее интересов и потребностей других людей.

Исторические примеры анархии

Изречение о том, что анархия – мать порядка, приписывают теоретику революции и анархизма Пьеру Жозефу Прудону. Хотя анархия уже давно считается идеологической системой, которую невозможно реализовать, на протяжении всей истории люди постоянно пытаются построить анархическое сообщество. Ведь постулаты анархизма так заманчивы: человек может нормально жить и развиваться только в системе, которая не основана на государственной власти. В нашем обзоре речь пойдёт о попытках людей построить анархическое общество.


.


В результате испанского переворота в июле 1936 года, когда фашисты пытались получить контроль над Испанией, анархистская партия в Каталонии под названием CNT-FAI или Федерация анархистов Иберии (ультраправое крыло Национальной конфедерации труда) возглавила народное восстание путем организации ополченцев против Националистических сил.

В целом, силы этих ополченцев состояли из 18 000 работников (в том числе Джорджа Оруэлла, который воевал за каталонцев). Они сумели победить националистические силы и добиться независимости Каталонии. Хотя организацию подвергли впоследствии критике за присоединение к национальному правительству, она сделала многое, чтобы увеличить шансы на победу в войне против диктатуры в Испании.

CNT-FAI также сумела добиться ряда реформ, а именно коллективизации земли и ресурсов. Правительство также смогло поощрить добровольную коллективизацию. Заводы были "конфискованы и контролировались комитетами выборных работников". В конце концов, анархическое правительство пало в 1938 году.


Парижская коммунна

 

Парижская Коммуна возникла в 1871 году в качестве реакции на франко-прусскую войну и часто считается первым примером захвата власти рабочим классом. Национальную гвардию Парижа, которая была отрезана от армии, поддержали горожане, а также были проведены свободные выборы, чтобы определить, кто будет управлять городом. Коммуна реализовала некоторые анархистские политики, такие как превращение предприятий в рабочие кооперативы. 8 мая правительство Франции, наконец, победило коммуну и восстановило свою власть над городом.


Вольная территория

 

С 1918 по 1921 год Вольная территория была анархистским государством, созданным в Украине Нестором Махно. Вольная территория считается одним из немногих государств, основанных исключительно на анархистской идеологии, чему явно соответствует его флаг, на котором было написано "Смерть всем, кто стоит на пути обретения свободы трудящимися".

С армией в 100 000 человек Махно захватил юго-восточную часть Украины, где проживало 7 миллионов человек. Его анархистское общество было структурировано путем создания рабочих и крестьянских Советов, члены которых голосовали по важным вопросам. Махно также выступал против централизованного правительства любого рода. В конце концов, Красная Армия вторглась на Вольную территорию и смогла победить армию Махно в 1921 г.


Свободный город Христиания

 

Созданный в 1971 году свободный город Христиания является одним из немногих анархистских сообществ, которое активно по сей день. Также примечательно то, что оно сумело остаться автономным на протяжении более 40 лет. Город был основан поселенцами-хиппи в датском Копенгагене в заброшенных военных казармах. Вскоре хиппи объявили Христианию свободным городом, жители которого не обязаны платить налоги и могут открыто продавать-покупать марихуану.

В общине запрещена частная собственность (к примеру, жители автономии не могут владеть личными автомобилями). В то же время в анархическом сообществе есть ряд законов, призванных исключить насилие и преступления. В 2012 году правительство согласилось продать общине занимаемую ей землю.


Коммуна Твин Оукс

 

В 1967 году небольшая группа коммунитаристов решила построить общество, основанное на ценностях эгалитаризма и устойчивости окружающей среды. Основанное на 160 гектарах акров земли в штате Вирджиния сообщество живет за счет садоводства и сельского хозяйства, а также производства гамаков, которые затем идут на продажу. Все велосипеды, автомобили, компьютеры и рекреационные объекты, приобретенные общиной, принадлежат не кому-то определенному, а всей общине и доступны для общего пользования.


Коммуна Странджа

 

Коммуна Странджа в Болгарии была анархистским обществом, которое было провозглашено 18 августа 1903 года Михаилом Герджиковым, командиром Внутренней Македонско-Одринской Революционной Организации. Армии Герджикова, которая насчитывала всего 2 000 человек, удалось установить временное правительство в горах Странджа после противостояния с турецкой оппозицией, насчитывающей 10 500 солдат.

В коммуне, была создана коммунитарная система, где ресурсы распределялись равномерно в соответствии с необходимостью. Недолговечная коммуна была побеждена османскими войсками всего один месяц спустя, 8 сентября 1903 года.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: