Автономная область Шинмин




 

В 1924 году корейская коммунистическая федерация анархистов (KACF) начала способствовать активному созданию анархистских профсоюзов и развитию антиимпериалистических настроений в Китае. Пять лет спустя, KACF объявила провинцию Шинмин независимой от Китая и сразу же попыталась создать децентрализованную форму контроля в пределах этого района. Как и в других анархистских обществах, KACF создала свободную ассоциацию местных советов в областях, районах и селах. Хотя эти советы принимали независимые решения относительно своих территорий, они сотрудничали друг с другом по важным вопросам, таким как сельское хозяйство, финансы и образование. Однако из - за попыток императорской Японии завоевать регион, автономия области была отменена в 1931 году.


Сирийский Курдистан

 

Хотя технически это не анархистское общество, Сирийский Курдистан (ака Федерации Северной Сирии) является де-факто автономной зоной, которая имеет право на самоуправление, независимо от официального сирийского правительства. Хотя официальная политическая система Сирийского Курдистана, который объявил автономию в ноябре 2013 г., описывается как либертарианский социализм, государство также находится под влиянием анархистских принципов.

Сирийский Курдистан перенял свои идеалы от вермонтского философа Мюррея Букчина, который утверждал, что в идеале национальное государство должно принимать форму "либертарного муниципализма". По сути, это обозначает собрания людей, которые голосуют при необходимости решения каких-либо проблем на местном уровне.


Зомия

 

Простирающаяся от вьетнамской горной местности до Тибетского плато в Афганистане, Зомия представляет собой географический регион с населением в 100 миллионов человек, чье название было придумано нидерландским исследователем Виллемом ван Шенделем в 2002 году. Зомия рассматривается некоторыми политологами, как пример отказа от современного государства и действующего анархистского общества. В данном регионе мира такие государства, как Китай и Вьетнам, не имеют контроля над этими "труднодоступными" районами, вследствие чего, они в значительной степени находятся на самоуправлении.


Бир Тавиль

Хотя технически это не государство и не общество, Бир Тавиль является одним из немногих районов мира, на который не претендует ни одно государство. Следовательно, это непринадлежащая никому территория, без законов и без правительства. Эта аномалия случилась, когда англичане подписали соглашение с египтянами о том, что новая британская колония Судан будет иметь границу с Египтом вдоль 22-й параллели. При этом, в 1902 году Британия провела новую "административную границу", согласно которой Бир-Тавиль (площадь которого составляет 2060 км²), остался спорной территорией. Возможно, это место было бы идеальным для анархистов, которые могли бы попытаться реализовать свои идеи без необходимости провоцировать законное правительство.

МИФОВ ОБ АНАРХИЗМЕ

МИФ №1. В общественном сознании глубоко укоренились такие ассоциации, будто анархия - это то же, что и хаос, насилие, разрушение и беззаконие, а анархисты - это такие бандиты с платками на лице и коктейлем молотова в руке.

 

На самом же деле анархия имеет прямо противоположный смысл. Это идея о том, что каждый человек от рождения свободен и сам должен управлять своей жизнью - на основе добровольного сотрудничества и отказа от агрессивного насилия (нападения).

 

МИФ №2. "Анархисты выступают против государства". Да, это миф. Если вы внимательно перечитаете идею анархизма, то увидите, что анархия не против организации - она против принуждения, насильственных государств, которые разделили между собой Землю.

 

МИФ №3. Окей, понять идею анархизма не сложно. Но теперь у большинства в голове рождается другой стереотип, будто анархическое общество - это эдакий утопический глобальный колхоз, в котором порядок поддерживается только условными правилами, моралью.

 

Такой стереотип отчасти справедлив в отношении левых течений анархизма, которые предусматривают отсутствие частной собственности, всеобщее уравнение и общинно-колхозный (т.е. коллективно-хозяйственный) образ жизни. Вот только есть и иные, более прогрессивные модели анархического общества. Об этом дальше.

МИФ №4. "Анархизм - это левая идея". Да, первые теоретики анархизма были левыми, то есть выступали за значительное ограничение частной собственности, либо за её полную отмену. Однако анархизм получил широкое развитие у правых теоретиков. И на данный момент две главных ветви анархизма - это анархо-коммунизм и анархо-капитализм.

 

И если "анком" рассматривается как общество глобального колхоза без границ, то "анкап" - как общество глобального дикого рынка. Однако это не совсем правда.

 

Теорию право-анархического общества заложил Поль де Пюид ещё в 19м веке. Его концепция - это "панархия" - общество, состоящее из добровольных государств с любым политическим и экономическим устройством. Эти государства (юрисдикции) существуют как организации, с которыми человек может заключить контракт о вступлении, обязываясь соблюдать законы этой юрисдикции. Таким образом, любой человек может жить в той системе, которой хочет - хоть в левой, хоть в правой, хоть в монархии, хоть в демократии, хоть самому создать свою юрисдикцию, главное - что добровольно. Вы можете быть гражданином одной юрисдикции, а ваш сосед - другой. Противоречия между юрисдикциями решаются путём дипломатии, договоров и сотрудничества.

Пример такого сотрудничества - это современная международная торговля, договора и союзы (ООН, НАТО, ЕС, ШОС и т.п.), так как они имеют абсолютно добровольную природу.

МИФ №5. " Методы анархистов - это теракты, вандализм и насилие ".

 

Да, среди анархистов такие методы борьбы популярны. Государство и его институты рассматриваются как агрессор, а насилие против агрессора оправдано. Однако многие анархисты предпочитают ненасильственные методы борьбы.

В частности, существует такая анархическая стратегия как "Агоризм" - игнорирование государства, неучастие в выборах, отказ от сотрудничества с властью, отказ от уплаты налогов, предпочтение добровольного сотрудничества и не облагаемой налогами торговли (даркнет и криптовалюта - наше всё!). Так же существуют стратегии постепенного перехода к анархии, например, через минимальное государство, полномочия которого со временем всё более сокращаются в пользу самоуправления людей.

МИФ №6. "Анархизм - идеология бунтующих подростков-максималистов".

 

Увы, нет. Анархизм - это не просто абстрактная идея бунтовщиков, а продуманная идеология, имеющая свои собственные принципы, теории и концепции. Большинство видных теоретиков анархизма - это взрослые образованные люди, а так же выходцы из народной рабочей среды. Советую для общего развития ознакомиться с трудами левых и правых анархистов, чтобы понять идею свободы лучше.

 

Просто немного интересных вопросов в дискуссии

— Что такое анархизм с научной точки зрения? Какие социальные движения относят к анархистским?

— Анархизм — это учение об обществе, в котором государственные структуры вытесняются самоуправлением и прямой демократией. Такое общество называется обществом без власти, то есть анархией.

Общество без власти — это не хаос, не бандитизм, не междоусобица. И бандиты, и повстанцы времен Гражданской войны, и нынешние самопровозглашенные «народные губернаторы» тоже имеют власть — власть оружия.

Сейчас часто употребляют слово «анархия» применительно к какому-то социальному распаду — к Ливии или Восточной Украине, например. Но это некорректно!

Анархия требует высокого уровня культуры, чтобы состояться — ведь человек должен организовывать свою жизнь сам вместе с другими людьми, сдерживать себя от конфликтов с ними.

Таким образом, с точки зрения анархизма важно, чтобы в обществе, движущемся к анархии, одновременно развивались гражданские права и свободы вместе с социальными правами.

— Имеется в виду в том числе и самоуправление на предприятиях?

— Да. Есть такое направление, как синдикализм. Его идеологи считают, что работники сами могут управлять производством. И в первые годы Гражданской войны в Испании, начиная с лета 1936 года, в Каталонии и Арагоне целый сектор экономики находился под управлением профсоюзов, где были влиятельны анархо-синдикалисты. Рабочие коллективы управляли предприятиями и на волне энтузиазма преодолевали капиталистическую систему, становились более альтруистичными.

— Но возможен ли такой энтузиазм масс в долгосрочной перспективе?

— Конечно, опыт показывает, что после эмоционального начала революции берет верх рутина. Поддерживать самоорганизацию годами нелегко, для этого нужен высокий уровень культуры. Поэтому нужна не только борьба человека за свободу от авторитарности и капитализма, но и развитие культуры самоуправления.

Человек должен быть не только свободен «от», но и свободен «для» чего-то — он должен понимать, ради чего он живет.

Наряду с борьбой за уровень потребления в его жизнь должны приходить наука и творчество.

— При этом анархизм был популярен в бедных, аграрных, не развитых экономически странах — Испании, Италии, Украине. Нет ли здесь противоречия с требованием развитого человека, который создает проект?

— Взрыв интереса к анархизму, действительно, возможен и в бедных странах, но все же не вполне аграрных. В названных трех странах, к которым можно добавить и другие регионы мира, происходил переход к индустриальному обществу. Переход от традиционного общества к индустриальному заставляет человека кардинально менять жизнь, всасывать огромный объем информации.

Когда человек переезжает из страны «третьего мира» в большой город сейчас, он осваивает сравнимый объем информации с тем, что мы узнаем в первые годы жизни.

Это порождает и социальную ломку, и подвижность ума. Этот переход дает шанс на реализацию самых смелых социальных проектов, но их закрепление уже зависит от того прогресса в культуре, который приносят (или не приносят) с собой последствия революции.

— Можно ли сказать, что первая половина XX века с анархистскими проектами в Испании и на Украине («махновщина») — это «золотой век» анархизма?

— Я бы расширил его географические и хронологические рамки. Анархистская теория была очень востребована, например, во Франции и Латинской Америке в конце XIX и начале ХХ века. Например, крупнейший профсоюз Франции начала прошлого века был анархо-синдикалистским. Мощное анархистское движение развернулось в Аргентине, Мексике и Бразилии. Но популярность была связана с упрощением теории, анархисты бросали в толщу многомиллионных масс не конструктивную теорию, а радикальные протестные лозунги.

В России во время Гражданской войны были многочисленные анархистские движения и течения, например, на Дальнем Востоке действовал Тряпицын, в Сибири действовали Новоселов и Рогов.

Но эти движения потерпели поражение. И не только потому, что против анархистов действовали и белые, и красные, и фашисты, и либералы. Если взглянуть на судьбу анархизма глубже, можно увидеть, что индустриальная модернизация не содействует анархизму. Вспышка происходит на переходе к индустриализму, когда вчерашний крестьянин приходит на фабрику, но затем, когда рабочий приучается к фабричной дисциплине, преимущество получают технократические теории, включая марксизм.

— То есть обработчик или хозяин маленького клочка земли, который привык самоуправляться, становится бездушным винтиком на производстве?

— Да, и это сохраняет актуальность для антиавторитарных социалистических идей даже после поражения их наиболее радикальной формы — анархизма. Социализм, который берет источник не в Марксе, а в Прудоне и народниках, способен серьезно смягчить бесчеловечность индустриализма и облегчить дальнейшее движение человечества в XXI век.

Тем более что опыт ХХ века заставил марксистов и других социал-демократов многому поучиться у своих социалистических оппонентов, а анархистов и народников, в свою очередь, обогатил теоретическими достижениями марксистов.

Гуманистический протест анархизма наложил отпечаток на цивилизацию, стал одним из факторов появления социального государства. Сейчас индустриальное общество дряхлеет, наступает новая фаза развития и возникает вопрос о перспективе, и здесь появляется возможность реинкарнации антиавторитарного социализма, в том числе анархизма на высокоинтеллектуальном уровне.

— Упомянутая выше махновщина у нас воспринимается как «вольница», как свобода от любой власти и любых ограничений. Так ли это было на самом деле?

— Махновское движение было сложной организованной системой. Махно командовал армией, иногда авторитарно, его силы наносили поражения и белым, и красным. Но население самоорганизовывалось не по указке Махно, а руководствуясь общинным опытом. Махно мог вступать в союз с большевиками или сражаться против всех. Внутренней основой его проекта были вольные советы, избранные крестьянами, которые имели основные полномочия.

На территории махновцев в 1919 году могли агитировать все сторонники советской идеи: и коммунисты, и левые эсеры, и анархисты.

Основные политические и экономические решения принимал съезд Советов. Крестьяне получили землю, часть земли передали кооперативам. Главным вопросом для съездов был об отношении к ЧК и продразверстке — на них, естественно, реагировали критически. Хотя Махно был анархо-коммунистом, его практика, как и более поздний эксперимент в Испании, не исключала рыночных отношений: он призывал приходивших к нему фабричных и заводских рабочих зарабатывать самим.

— Есть ощущение, что схема с вольными Советами, съездом работает только на уровне маленького региона…

— Махновский край по размеру — это как Бельгия. Страна Бельгия — это маленький регион? Он контролировал Екатеринослав (Днепропетровск) и Александровск (Запорожье), нынешнюю Запорожскую область, часть нынешних Днепропетровской, Донецкой, Луганской и Херсонской областей. Это территория европейского государства средних размеров.

— Но имело ли это перспективу при расширении крестьянских Советов на города?

— Города на этой территории были и так. В частности, Днепропетровск, тогда называвшийся Екатеринославом. Более того, в центре движения — в Гуляй-Поле — были промышленные предприятия, включая металлургическое производство. Сам Махно был рабочим.

— Это Донбасс?

— Нет, это другой регион. Нынешние события на востоке Украины происходят по соседству. Точки пересечения — города Волноваха и Мариуполь, которые Махно брал с запада. Есть еще Старобельск в Луганской области, где он некоторое время базировался во время похода на северо-восток и заключал соглашение с большевиками в 1920 году.

Донбасс тогда был большевистской сферой влияния. Махновская территория — зона малой промышленности, и это очень интересно с точки зрения постиндустриальной перспективы анархизма, в частности, связи города и деревни. Но в Екатеринославе у Махно были конфликты с рабочими крупных заводов — такая промышленность в условиях разрухи и изоляции от других регионов работать не могла.

— Мог бы анархизм быть альтернативой большевикам на всей территории бывшей Российской империи, если бы Старобельское соглашение с большевиками было бы распространено на более широкие территории?

— После соглашения в Старобельске анархисты могли баллотироваться в Советы на Украине, как и согласные играть по этим правилам эсеры. Но большевики вскоре после совместной с махновцами победы над Врангелем разорвали соглашение. В одиночку анархизм тогда не мог потянуть роль альтернативы большевизму. Но он мог стать левым крылом широкой коалиции, которая в 1921 году подняла голову, — это Кронштадт, это восстание Антонова на Тамбовщине, повстанческие движения Украины и Сибири, партии эсеров и меньшевиков. Большевики тоже могли расколоться — в их среде были свои сторонники демократического социализма.

Теоретически это могло привести к созданию левого фронта от левых коммунистов и эсеров до анархистов, или даже шире.

В долгосрочной перспективе, в случае успеха политики этого левого фронта мы бы получили путь модернизации не по жесткому сталинскому пути, а по крестьянско-эсеровскому; с большим самоуправленческим компонентом. Аналогичная перспектива в 30-е годы открывалась и в Испании.

— Главный конкурент анархистов на «левом фланге» — марксисты часто говорят о научной базе своей идеи, объясняя этим неизбежность бесклассового коммунизма. Есть ли что-то подобное у анархистов?

— Я хочу заметить, что основоположники анархизма — Пьер Жозеф Прудон, Михаил Бакунин, Петр Кропоткин — были выдающимися учеными. Они просто делали другие выводы из наблюдавшихся ими социальных процессов.

Анархизм и марксизм ведут не только эмоциональный, но и научный спор. Иногда выигрывают одни, иногда другие, а иногда результат оказывается на пути их сближения.

— Но, как кажется, марксизм пребывает в кризисе, вызванном гибелью СССР…

— Это так, хотя часть марксистов считает, что Маркс не несет ответственности за модель, возникшую в СССР.

— Значит ли это, что социализм и социальный протест XXI века будут анархистскими, ведь даже социалисты берут многое у анархистов — интерес к прямой демократии, самоуправлению?

— Протест, как всегда, будет разным: и социальным, и правозащитным, и национальным. А вот борьба за прогресс в XXI веке будет социалистической. Потому что все остальное человечество уже перепробовало, а социалистическое общество, социум без угнетения и господства, пока не возникло. Движение к будущему обществу будет синтезировать и анархистские, и марксистские, и постиндустриальные идеи.

На постсоветском пространстве обращение к марксизму неизбежно — ведь долгое время здесь это был язык социальной науки.

И анархизм, и коммунизм стремятся к обществу без эксплуатации, без господства и угнетения, к обществу свободы разносторонне развитого человека.

Но нельзя двигаться к свободе через деспотию — это подтвердил опыт СССР и Китая, где вслед за большими скачками в «светлое будущее» настало вполне капиталистическое «разложение».

К свободе и солидарности можно идти через систематическое освобождение. Если люди это признают, то неважно, как они себя называют. Важно не продвигать догматические истины (хоть марксистские, хоть анархистские), а соотносить теоретические наработки с актуальной реальностью, открывающейся в связи с информационной революцией.

— А мы сейчас, хотя бы частично, находимся в постиндустриальном обществе...

— Пока мне кажется, мы видим только его зачатки и ростки.

Если сравнить нынешний переход к постиндустриальному обществу с переходом к индустриальному, который когда-то проходила Европа, то мы живем в XVI веке постиндустриального общества.

Только-только были сформулированы идеи «протестантизма», и у нас кое-где начинают создаваться «мануфактуры». Постиндустриальная реальность только зарождается. Впереди довольно долгий путь.

— Нет ли ощущения, что анархизм, отказываясь от глобальных идей, скатывается на позиции «малых дел»? борьбы за права меньшинств, за экологию и так далее?

— Это — выбор части анархистов, социал-демократов и либералов, сведение стратегических проблем к узкой тактике, к одномерным задачам. На современный мир необходимо смотреть как на сложную систему взаимосвязанных явлений — если мы хотим понять, как его изменить. И тогда стратегия освобождения будет органически связана и с малыми, и с большими делами

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: