Яков Георгиевич Чернихов




Пояснительная записка

к творческому проекту

на тему:

«Архитектура ледяной планеты»

 

 

 

Выполнил: Василевский Артем

Руководитель творческого проекта: Петрунина Елена Анатольевна

 

Тольятти

СОДЕРЖАНИЕ.

 

 

Введение..................................................................................................3

 

1.Историческая часть..............................................................................4

1.1 Архитектура..................................................................................4

1.2. Архитекторы................................................................................6

1.3. Техника исполнения…………………………………………..14

2. Ход работы.........................................................................................16

 

Заключение………………………………………………………...…18

 

Источники информации…..………………………………………....19

 

Приложение…………….………………………………………..……20

 

Введение

В современном мире очень популярным стал такой жанр искусства, как фантастический. Многие писатели, художники, кинорежиссеры стремятся уйти от окружающей действительности, создать иную реальность, представить неизведанные миры, пофантазировать о жизни в других галактиках, в измерениях, на других планетах.

В детстве все мечтают оказаться в этих далеких мирах и придумывают свои истории. Современные компьютерные игры с их виртуальной реальностью, фильмы о других планетах и несуществующих цивилизациях делают возможным встречу с неизведанным, таинственным и непредсказуемым миром фантастики для каждого человека. Огромное впечатление производят вымышленные, столь изумительные вселенные «Star Wars» и «Mass Effect».

Погружаясь в атмосферу миров, созданных другими, хочется создать и свой собственный мир, придумать свою иную реальность.

Многие современные художники стремятся показать в своих произведениях фантастические цивилизации. Любимая техника таких художников – компьютерная графика. С помощью компьютерных технологий создаются пейзажи, архитектура и даже персонажи современного фантастического кино. Герои современных кинофильмов погружены в нереальное окружение, живут в выдуманных городах, в несуществующих сооружениях на далеких планетах, перемещаются на огромных космических кораблях. Как ни странно, архитектура и пространства, выступающие фоном драматического действия в кинематографе, запоминаются сильнее и глубже самого действия, хоть и не всегда осознанно. Это и подталкивает многих современных архитекторов придумывать проекты, которые кажутся нам абсолютно нереальными.

 

 

Историческая часть

Архитектура

Архитектура (лат. architectura, от греч. architéкtón - строитель), зодчество, система зданий и сооружений, формирующих пространственную среду для жизни и деятельности людей, а также само искусство создавать эти здания и сооружения в соответствии с законами красоты. Архитектура составляет необходимую часть средств производства и материальных средств существования человеческого общества. Её художественные образы играют значительную роль в духовной жизни общества. Функциональные, конструктивные и эстетического качества архитектуры (польза, прочность, красота) взаимосвязаны.

Произведениями архитектуры являются здания с организованным внутренним пространством, ансамбли зданий, а также сооружения, служащие для оформления открытых пространств (монументы, террасы, набережные и т.п.).

Архитектура создаётся в соответствии с потребностями и возможностями общества, которое определяет функциональное назначение и художественный строй архитектурных произведений. Она не только обеспечивает необходимые для жизненных процессов материальные условия, но и является одним из факторов, направляющих эти процессы. Будучи вещественной реальностью, архитектура способствует выполнению обществом его многообразных жизненных функций, т. е. оказывает на него обратное влияние.

Как вид искусства архитектура входит в сферу духовной культуры, эстетически формирует окружение человека, выражает общественные идеи в художественных образах.

Историческое развитие общества определяет функции и типы сооружений, технические конструктивные системы, художественный строй архитектурных сооружений.

По способу формирования образов архитектуру относят к неизобразительным (тектоническим) видам искусства, которые пользуются знаками, не допускающими узнавания в образах каких бы то ни было реальных предметов, явлений, действий и обращённых непосредственно к ассоциативным механизмам восприятия.

По способу развёртывания образов архитектуру относят к пространственным (пластическим) видам искусства, произведения которых:

• существуют в пространстве, не изменяясь и не развиваясь во времени;

• имеют предметный характер;

• выполняются путём обработки вещественного материала;

• воспринимаются зрителями непосредственно и визуально.

 

Основные средства создания художественного образа в архитектуре - формирование пространства и архитектоника. При создании объёмно-пространственной композиции используются принципы симметрии или асимметрии, нюансы или контрасты при сопоставлении элементов, их различные ритмические соотношения и т.д. Особое значение в архитектуре имеют соразмерность частей и целого друг другу (система пропорций) и соразмерность сооружения и его отдельных форм человеку (масштабность). В число художественных средств архитектуры входят также фактура и цвет, разнообразие которых достигается различными приёмами обработки поверхности здания. Целостная художественно-выразительная система форм произведений архитектуры, отвечающая функциональным и конструктивным требованиям, называется архитектурной композицией. Иногда она охватывает группу зданий и образуемое ими пространство.

Устойчивая общность характерных особенностей художественной формы архитектуры и её идейно-содержательной программы образует её стиль. Важнейшие черты стиля проявляются в системе функциональной и пространственной организации сооружений, в их архитектонике, пропорциях, пластике, декоре.

 

 

Архитекторы

 

Сантьяго Калатрава.

Современный испанский архитектор, инженер и скульптор, автор многих футуристических построек в разных странах мира. Признанный лидер направления, которое часто называют "романтическим хай-тэком". В своем творчестве испытал влияние ле Корбюзье. Калатрава представил на суд публики разных стран и континентов многочисленные свидетельства своего неповторимого таланта. Большинство проектов архитектора находятся на границе архитектуры и инженерии. Сложное и, одновременно, новаторское конструктивное решение - отличительная черта его работ. Также в них четко прослеживается отпечаток еще одного призвания Калатравы - профессии скульптора.

Сначала он думал стать художником, поступил в художественное училище, но практически сразу же осознал, что одной эстетики для него мало. Слишком созидательный и конструктивный, чтобы только рисовать, уже через год он поступил в высшую архитектурную школу. Но и получив в 1975 году диплом архитектора, Калатрава не мог этим удовлетвориться, он хотел знать, как все эти сумасшедшие образы, которые витали в его голове, можно воплотить в реальные конструкции. Справедливо подозревая, что ему нелегко будет найти столь же неординарно мыслящего инженера-конструктора, он стал им сам – приобрел второе высшее образование – уже инженерное. Все его работы – сплав архитектурного и инженерного гения.

В 1983 году Калатрава получает свой первый серьезный заказ: проектирование железнодорожного вокзала в пригороде Цюриха.

В 1986 году он проектирует мост «9 октября» в Валенсии, что положило начало целой серии проектов мостов по всему миру.

В 1987 году Калатрава получает премию Международного союза архитекторов. После этого не счесть премий и наград, полученных им за свою работу. Так же, как и реализованных проектов.

Тем временем международное признание Калатравы выходит за границы Европы и достигает Америки.

Одним из первых проектов на другом берегу Атлантического океана стала реконструкция Музея искусств в Милуоки.

 

 

Павильон «Куадраччи» по проекту Калатравы сочетает в себе самые новейшие технологии и инженерные традиции Старого Света. Вестибюль павильона представляет собой стеклянную параболлическую конструкцию высотой 27,4 метра, на опорном контуре которой установлена солнцезащитная структура в форме крыльев. Она состоит из 27 стальных регулируемых по высоте ребер. Максимальный размах этих крыльев составляет 66 метров, а вес этой парящей птицы – 90 тонн.

Калатрава черпает вдохновение в природе, его работы живы, целостны и подвижны, за что его сравнивают с великим Антонио Гауди.

Ярким примером синтеза железа, бетона, органических форм и человеческого гения служит жилое здание в Мальме (Швеция) под названием «Поворачивающееся туловище».

 

 

 

Оно является вторым по высоте жилым зданием в Европе и составлено из девяти блоков, повернутых друг к другу под определенным углом, что позволило создать поворот верхнего блока относительно нижнего на 90°.

Для заливки фундамента глубиной 18 метров, из которых три метра закреплены в скальном основании, понадобилось 850 грузовиков с бетоном. Здание высотой 190 метров состоит из 54 этажей. В двух нижних блоках расположены офисные помещения. Здание дополняют 147 квартир площадью от 45 до 190 кв. метров. В этом изогнутом доме – изогнутые окна. Два верхних этажа, из которых видна даже датская столица Копенгаген, отведены под конференц-залы. В темное время суток включается светодиодная подсветка, свет которой варьируется.

В 2005 году на архитекутрной выставке в Каннах это творение Калатравы получило приз за лучшее жилое здание в мире. Его прообразом стала скульптура самого архитектора под названием «Закручиващееся тело», представляющую собой фигуру человека, готовящегося к метанию диска. Тема человеческого тела присутствует во многих работах архитектора.

Проект железнодорожного вокзала в Люцерне сопровождается эскизом лежащего изогнувшегося женского тела, а эскизом башни для олимпийского огня в Барселоне было изображение человека, стоящего на коленях и держащего в согнутых руках чашу.

Еще одним выдающим творением испанского архитектора является Олимпийский комплекс в Афинах, построенный к началу Олимпиады 2004 года в Греции.

 

 

Поражает своим величием и оригинальностью его недавно открытый Планетарий в Валенсии.

 

 

В последнее время Калатрава много работает в США и в особенности в Нью-Йорке. В мае 2006 года он получил премию от ассоциации застройщиков Манхэттена.

Несмотря на всемирную славу, Калатраву никогда не увидишь на экране телевизора. Многие испанцы его даже не узнают при встрече, например, в метро. У Калатравы нет водительского удостоверения, поэтому он часто пользуется общественным транспортом. Он говорит на шести языках (английский, французский, немецкий, итальянский, шведский и испанский), жена у него – шведка, а сам он является ярким примером гражданина мира.

 

Яков Георгиевич Чернихов

 

Яков Георгиевич Чернихов- советский архитектор, художник, график, живописец, теоретик архитектуры.

Яков Чернихов (1889-1951) — архитектор-художник, выдающийся мастер фантазийной архитектурной графики, педагог. Он создал более 16-ти тысяч графических композиций и проектных работ, более 50-ти теоретических и экспериментальных трудов по архитектуре, среди них: «Основы современной архитектуры» (1930), «Конструкции архитектурных и машинных форм» (1931), «Архитектурные фантазии. 101 композиция» (1933), которые позволили считать его «советским Пиранези», принесли ему мировую известность, творчески вдохновляя многих отечественных и западных архитекторов.

В 1914г. Чернихов поступает на живописный факультет Петербургской Академии художеств и одновременно — на Высшие императорские педагогические курсы при Академии. Через два года обучения переходит на архитектурный факультет в класс академика архитектуры Бенуа, который заканчивает в 1925г. В 1927г. он организует в Ленинграде «Научно-исследовательскую экспериментальную лабораторию архитектурных форм и методов графирования», где вместе с учениками ведет интенсивную проектную и экспериментаторскую работу.

Наибольшее значение при создании архитектурных построений Я. Чернихов уделял понятию «красивого». Он не был согласен с безусловным господством в архитектуре функционального начала, далеко не всегда обеспечивающего подлинную красоту композиции. Если в XIX в. такие мыслители как Ш.Фурье, А.Сен-Симон и Э. Говард мечтали о восстановлении естественного порядка и гармонии в обществе, а выдающиеся архитекторы XX столетия — Ле Корбюзье, В.Гропиус, А.Веснин и М.Гинзбург пытались на основе их идей использовать современную технику для построения новой жизни, то Я. Чернихов не отождествлял себя с позицией, диктующей создание нового мира. Он показывал образы новой архитектуры, воочию представлял ее художественный пафос.


Композиция из цикла «Аристография». 1920-1927гг.


Фантазия, как область проявления художественного творчества, оказалась единственно возможной во времена ниспровержения классических идеалов прошлого. Именно здесь можно было сохранить и в известной степени развить дар композиционного начала, бесспорного во все времена. В учебнике «Основы современной архитектуры» Я.Чернихов писал: «…Умение фантазировать и претворять образы фантазии в видимое начертание есть первая основа новой архитектуры». Воспитанный на классических образцах архитектуры, он считал опору на них необходимым условием всякого сочинительства. Законы классики Чернихов представлял априорными, не зависящими от смены стилей и эпох.

В конце 20-х — начале 30-х годов Я.Чернихов создает серию «Архитектурных сказок», в которой воссоздает атмосферу известных стилей прошлого, реконструирует архитектуру Неолита, Вавилона, древней Индии. И все же он вошел в наше сознание как архитектор-фантаст советского конструктивизма. Жестокая критика, обрушившаяся на Я. Чернихова после изменения курса советской архитектуры, сопровождавшаяся изъятием его книг из библиотек, не сломила неукротимого творческого порыва зодчего. В 1934-1941гг. он издает серию «Дворцы коммунизма», в которой создает архитектурные фантазии в пиранезианском духе, а позднее — проектно-графическую сюиту «Пантеоны Великой Отечественной войны», включающую 54 проекта.


Композиция №28. «Фантастическая композиция сложных по форме и сочетанию элементов сооружения». Из цикла «Архитектурные фаназии. 101 композиция». 1925-1933гг.


Последним значительным трудом Я. Чернихова была книга «Анализ построения классического шрифта», изданная после смерти автора.

Многими современниками архитектурные фантазии Чернихова однозначно воспринимались как несбыточные или вовсе утопические. Его преданность рукотворному творчеству и необычайная производительность сегодня, во времена компьютерных технологий, порой кажется слишком нерациональной. Однако архитектурная графика Чернихова являет собой самостоятельный вид творчества, которое позволяет сочинять и убедительно выражать новые формы. В этом смысле его графические листы как произведения искусства живут самостоятельной жизнью наряду с произведениями живописи, скульптуры и архитектуры.

Я. Чернихов был убежден, что «архитектура становится искусством с того момента, когда ее образы-творения воспринимаются как ценность художественного порядка». Он был уверен, что красота является высшей целью зодчего в мире. Своим творчеством он неопровержимо доказал, что романтическая возвышенность является неотъемлемой чертой Архитектуры, что особенно актуально звучит в наше время.

Энергия и творческая нацеленность Чернихова, его стремление к выразительной красоте архитектурной композиции ставят его в один ряд с выдающимися архитекторами и художниками XXв.

 


Композиция «Дом-гигант в Нью-Йорке». Из цикла «Основы современной архитектуры», таблица XLII. 1925-1929гг.

 

Техника исполнения

Акваре́ль (фр. Aquarelle — водянистая; итал. acquarello) — живописная техника, использующая специальные акварельные краски, при растворении в воде образующие прозрачную взвесь тонкого пигмента, и позволяющая за счёт этого создавать эффект лёгкости, воздушности и тонких цветовых переходов. Акварель совмещает особенности живописи (богатство тона, построение формы и пространства цветом) и графики (активная роль бумаги в построении изображения, отсутствие специфической рельефности мазка, характерной для живописной поверхности).

Акварельные краски

Работа акварельными красками на природе, с натуры, требует быстроты и отработанной техники. Вместе с тем, под рукой должен быть сосуд с чистой водой и губка, которая, как правило, участвует в процессе наравне с кистями. Качество акварельной бумаги является очень важным для работы, но самая дорогая и лучшая бумага не всегда доступна начинающим художникам, и потому вполне можно приспособиться к уже имеющейся — настолько, что даже на самой хорошей, но непривычной бумаге результат может оказаться слабее.

Современные художники достаточно успешно используют сравнительно недавно появившиеся в продаже акварельные карандаши, восковые мелки, гелевые чернила.

Рисование акварельными карандашами - интересная техника, сочетающая рисование карандашами и красками. Так, рисунок наносится карандашами, а затем сверху обводится мокрой кистью, благодаря чему краски намокают и немного расплываются, превращаясь в акварель.

Виды акварельных карандашей:

Акварельные карандаши по количеству цветов и оттенков не уступают краскам. В отличие от обычных, акварельные карандаши не различаются по степени твердости, однако карандаши одной марки могут быть мягче, чем другой. Чем мягче карандаш, тем проще им рисовать и разводить водой.

Акварельные карандаши могут различаться по наличию или отсутствию деревянной основы (т.е. грифель может находиться в деревянной основе, как у обычных карандашей, либо в бумажной оболочке). Чем шире грифель, тем он мягче и ярче линии.

Определить акварельные карандаши можно по специальному символу нанесенному на них, означающему что их можно размывать: это может быть капелька, кисточка или просто надпись «акварель». Использование до нанесения воды на них, такое же как и с графитными — их можно затачивать и стирать ластиком. Уникальность проявляется когда на карандаш попадает вода. И здесь художники по-разному используют акварельные карандаши. Карандашный рисунок размывают влажной кисточкой, или рисуют карандашом с предварительно смоченным кончиком, или можно рисовать по влажной бумаге. Применяя воду, линии карандашей растворяются, создавая эффект акварели. Интенсивность цвета будет зависеть от слоя нанесенного карандаша. Чем гуще слой — тем ярче цвет. Можно смешивать цвета для получения нужного оттенка. Между работой по сухой и влажной бумаге есть существенные различия. На увлажненной бумаге акварельные карандаши оставят более мягкие и широкие линии. По мере высыхания стержня линии вновь станут тонкими и более тусклыми. Не рекомендуется работать острыми карандашами по увлажненной бумаге. Следить надо за тем, чтобы кончик карандаша всегда оставался чистым. Вытирать карандаши следует мягкой сухой тряпочкой.

Ход работы

Кейси Хадсон, создавший фантастическую и неповторимую вселенную «Mass Effect», сказал: «Для саморазвития надо создавать свои образы, а не использовать чужие, кем-то придуманные». Последовав его примеру, я начал фантазировать, придумывать интересные формы зданий и их элементы.

Эти идеи и фантазии реализовывались в быстрых зарисовках. На одном эскизе получилось здание, которое отличалось своей формой и пластикой, выделялось среди остальных.

Конструкция этого здания понравилась, и было принято решение развить идею здания, придать остальным сооружениям этот стиль. Последовал еще ряд зарисовок зданий, несущих в себе выбранный образ.

Затем началась работа над расположением зданий в листе. Было решено, что творческий проект будет состоять из трех композиций.

После определения основного композиционного строения работ выполнялась проба техники. Итоговым вариантом стала акварель с акварельными карандашами.

Для уточнения композиции и детальной прорисовки форм и элементов зданий предварительно был исполнен картон трех работ в карандаше. Следующим этапом был поиск тоновой гармонии в работах, и картоны были разобраны по тону штриховкой простым карандашом. На всех трех работах было задумано сделать единое боковое освещение.

Придуманные композиции в итоговом варианте были перенесены с картона на чистовые листы и исполнены в выбранной технике. Получилась серия работ - триптих - «Архитектура ледяной планеты».

Первая композиция - это фрагмент фантастической архитектурной застройки поселения на ледяной планете, состоящий из трех зданий разнообразной формы, изогнутой опоры моста на дальнем плане и посадочного дока на переднем плане.

На средней работе – главный архитектурный ансамбль центра инопланетной жизни. Это группа зданий, объединенных в единую композицию с помощью кольца-ограждения, внутри которого они находятся.

Третья работа по аналогии с первой также представляет собой изображение фрагмента архитектурного ансамбля. Это три сооружения различной конструкции и посадочная площадка с приземляющимся на нее летательным аппаратом.

Все три композиции объединяет единая стилистика – сочетание геометрически четких и пластических форм, прямых и искривленных линий, плавных и изогнутых силуэтов с резкими и острыми завершениями.

Заключение

Выполнение данного проекта позволило закрепить приобретенные навыки и умения в области композиции, передачи светотени, техники акварели с добавлением акварельных карандашей.

В заключение хотелось бы отметить, что работа над настоящим проектом оказалась очень захватывающей. Мне удалось ощутить себя в роли художника-фантаста. Очень интересно было фантазировать на тему архитектуры ледяной планеты. Она стала возможностью создать нереальный мир далекой цивилизации, у которой, вероятно, совершенно иная жизнь, атмосфера, другой климат и, соответственно, совершенно отличающаяся от привычной нам архитектура. Мне представляется, что на этой планете живут люди или существа, очень на них похожие… Они строят на своей ледяной планете поселения, проектируют архитектурные объекты и летательные аппараты… Фантазировать на эту тему можно часами.

 

 

Источники информации

 

1. Интернет ресурс https://www.lookatme.ru/flow/posts/arcitecture-radar/96415-arhitektura-buduschego-ot-santyago-kalatravy

2. Интернет ресурс https://ru.wikipedia.org/

3. Интернет ресурс https://bse.sci-lib.com/article074984.html

4. Интернет ресурс https://www.acdjournal.ru/2008-2/205/p.html

5. Интернет ресурс https://www.architime.ru/architects/a_santiago_calatrava.htm

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: