Свобода как один из основополагающих идеалов современных демократических государств.




Семинарское задание 11

Выполнила:

Дидарқызы Каракөз,

Экономика,2 курс

Философия свободы.

Свобода как один из основополагающих идеалов современных демократических государств.

Свобода в философии. В философии "свобода" обычно противостоит "необходимости", в этике - "ответственности", в политике - "порядку". Да и сама содержательная интерпретация слова "свобода" содержит в себе весьма различные оттенки. Свобода может отождествляться с полным своеволием, а может оцениваться как сознательное решение, тончайшее мотивирование человеческих поступков.А. Шопенгауэр считал, что о свободе можно говорить только как о преодолении трудностей. Исчезла помеха, родилась свобода. Она всегда возникает как отрицание чего-то. Определить свободу из самой себя крайне сложно, попросту невозможно.

Свобода - это состояние духа, это философское понятие, отражающее неотъемлемое право человека реализовать свою человеческую волю. Вне свободы человек не может реализовать богатство своего внутреннего мира и своих возможностей.

Если предоставить индивиду право распоряжаться собственной судьбой, наступит век хаоса. Ведь в нем сильны инстинкты своеволия, разрушительности и эгоизма. Свобода, безусловно, хороша, но замечательно, когда человек добровольно подчиняется общей воле, сознательно умеряет собственные порывы.Свобода, если она несоотнесена с требованиями нравственности, целесообразности, интересами общества и человечества, легко превращается во вседозволенность.Может ли человек быть абсолютно свободным? Нет, потому что общество, человечество в целом ограничено в своих ресурсах, возможностях. Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого человека.Свобода начинается именно там, где человек сознательно ограничивает себя. Испытывая сострадание к другому и помогая ему, он освобождает себя от жадности, эгоизма. Признавая право другого на собственную жизненную позицию, он устраняет собственную ограниченность.Итак, свобода выступает как общечеловеческая ценность. Люди стремятся к свободе, ибо только в ней и через нее можно реализовать созидательный человеческий потенциал. Однако свобода не выступает как общеобязательный принцип. Вместе с тем важно различать свободу и своеволие. Свобода - нравственный императив, т.е. нравственное побуждение, веление, требование. Она предполагает не только преодоление различных препятствий на пути человека, но и сознательное ограничение определенных порывов, которые могут обернуться несвободой для других. Ущемляя чужую свободу, человек рискует сам оказаться в зоне дефицита свободы.

Свобода по Н.А.Бердяеву. Свобода – одна из тем, которая с древнейших времен присутствовала в философии человека. Тему свободы рассматривали с самых разных углов – от признания отсутствия свободы и возможности свободного выбора до «бегства» от свободы (Э. Фромм). Не обошел данную тему и русский религиозный философ Н. А. Бердяев. Он писал, что превыше всего он возлюбил свободу. Для него идея свободы была первичней остальных идей, даже первичнее бытия. Его называли философом свободы и ее пленником. Свобода окрашена у него в разные тона: радость и трагизм, соборность и одиночество, негативное отношение к бытию и позитивная вера в будущее. Бердяев искренне верил в спасение человека через реализацию его истинной свободы.

Бердяев, размышляя о сущности свободы, приходит к заключению, что свобода не создана богом, а напротив, бог появляется из свободы. Из свободы, которая есть ничто и одновременно все, бог творит мир. Но свобода не создана богом, она первична, а значит даже бог не имеет власти над ней. Отсутствие власти над свободой приводит к тому, что свобода выступает источником зла. Природным злом выступает насилие в мире и смерть. Однако человек, наделенный свободой, брошен в грубый механистический мир, который порабощает его и ведет к погибели. Зло и добро могут принимать различные маски. Будучи свободным, человек попадает в ситуацию многовариантности решения, вынужден делать выбор. Часто он выбирает между большим или меньшим злом, но и тот и другой путь порождают боль и страдание. Человек выбирает меньшее зло, чтобы путем малой боли избежать больших страданий, но это также часто ведет к злобе, жестокости зависти. По закону диалектической взаимооборачиваемости, зло может принять форму добра. Но если люди вообще равнодушны к добру или злу, отказываются от нравственной борьбы, они вступают в полосу морального разложения, разрушая в себе личность. С темой свободы тесно связано понятие объективации у Бердяева. С его точки зрения то, что видит человек, не является объективной реальностью. Это продукт его мышления, иллюзия сознания. Объективация представляет собой переход от вечности ко временному, от духа – к материи, к бытию. Реально то, что уже вторично, в то время то, что первично, вызывает у нас сомнения в своем существовании. По мнению Бердяева, перед человеком стоит задача по осознанию первичности духа как творческой реальности. Наделение человека свободой обрекает его на тяжелое бремя. Свобода – это обязанность, человек порабощен своей свободой. Свобода возлагает на человека ответственность за свои поступки. Такая свобода ведет к страданию, поэтому люди бегут от нее, добровольно отказываясь. Идея свободы у Бердяева связана с богочеловечеством. С точки зрения религиозных философов, христианство это не только вера в бога, но и вера в человека, его способность раскрыть в себе божественное начало. Человек ждет рождения в нем божественного, а бог ждет рождения в нем человека. Такое преображение человека возможно только путем достижения свободы. Этого нельзя достичь принудительно, любовь должна быть добровольной и свободной. Свобода дает человеку способность творить и развиваться. Свобода есть созидание добра и зла. У философа диалектический подход к сути свободы. Он писал, что свобода не может быть отождествлена с истиной и добром. Она обладает самобытной природой, это не добро. Не может быть принудительного добра, в таком виде добро перерождается в зло. Свободное добро предполагает наличие и свободного зла. В этом заключается трагедия свободы.

Свобода в Древней Греции. В древнем мире, в частности – в Древней Греции, высказывались теории, что человек свободен по своей природе. Определяя появление человека как божественное деяние утверждалось, что человек создан богом как свободное существо. Такое положение считалось естественным. Особенно явными защитниками естественного закона являлись древнегреческие софисты.

Для ограничения негативных последствий неограниченной свободы людей провозглашались различные законы, регулирующие взаимоотношения в обществе. Еще Пифагор считал, что законы – проявление власти богов, и должны поэтому быть установлены. Наихудшим злом пифагорейцы считали анархию и беззаконие и подчеркивали, что человек по своей природе не может обойтись без соответствующего руководства.

Аристотель утверждал: граждане, которые должны иметь в виду только добродетель, не будут касаться ремесел, торговли, низшего труда, отвращающего от добродетели; не по ним и земледельческий труд; чтобы быть добродетельным, необходимо свободное время: занятие граждан - дела военные, государственные, судебные; весь труд по обеспечению материальными благами должен быть возложен всецело на рабов.

И так как до этого рабство, как общественное явление, уже существовало, идеи Аристотеля в его определении понятия свободы были восприняты как норма, и благополучно сочетались в сознании большинства свободных людей с тем, что одни должны быть свободными, а другие обслуживать их и выполнять за них любую работу, будучи абсолютно лишенными какой бы то ни было свободы.С течением времени идеи как Платона, так и Аристотеля использовались в различных государствах, для организации общества и государственного строя, но, трактуясь в неполном и измененном состоянии, дополненные направленной, угодной правящему классу идеологией, временами приводили к угнетению людей как отдельных слоев общества, так и, практически, целого государства.

Свобода — один из основополагающих идеалов современных демократических государств. Но что такое свобода?

6 января 1941 г. в своем послании Американскому Конгрессу президент Рузвельт сказал о четырех свободах: «Мы хотим жить в мире, основанном на четырех сущностных человеческих свободах. Первая — свобода речи и выражения, — повсюду в мире. Вторая — свобода каждого человека поклоняться Богу, как он считает нужным, — повсюду в мире. Третья — свобода от нужды... во всем мире. Четвертая — свобода от страха... во всем мире».

Некоторые философы пытались провести различение между позитивной свободой, или свободой делать (поступать)..., и негативной свободой, свободой от... В послании Рузвельта упоминаются две позитивных свободы (свобода говорить и поклоняться) и две негативных свободы (свобода от страха и нужды).

Политическая свобода. Понятие «свобода» не всегда имеет политический смысл. Возьмем рузвельтовскую свободу от страха. Сам Рузвельт, несомненно, говорил о страхе, внушаемом тираническими политическими режимами, но людям знакомы и другие страхи. Они стремятся освободиться от страха перед болезнями, от страха одиночества, страха перед неудачей, страха перед прыщами, психологической зависимостью и срывами. Поэтому некоторые политические философы увязали в трясине психологических проблем, не имеющих отношения к предмету их интереса. Но все это не является политической свободой.

Демократия является одним из величайших творений человечества. Ценностями демократии можно назвать множество вещей, но главной из них является свобода. Свобода как неотъемлемое право каждого человеческого существа.Что же означает свобода в демократии? Прежде чем ответить на этот вопрос, стоит сначала разобраться, что означает сам термин «демократия». Дословно «демократия» переводится как власть народа. Однако мнения многих экспертов расходятся в этом вопросе.Одни считают, что демократия — это политический режим, который принадлежит исключительно народу. Другие же считают, что власть принадлежит лидерам, которых выбрал сам народ. Все эти рассуждения, безусловно, являются правильными. Народ действительно является движущей силой, а лидеры — это та сила, которая в состоянии правильно управлять и отвечать потребностям своих избирателей.

Термин «свобода» становится более обширным. На данный момент во многих демократических странах свобода означает не только отмена рабства. Также это может означать свободу на передвижение, свободу излагать мысли, исповедовать свою религию. При этом гражданин своей страны не будет бояться преследований со стороны государства.Сейчас в мире все государства придерживаются четырех свобод Рузвельта.

Имеются четыре вида политической свободы: национальная свобода (в противоположность колониализму), политическая свобода как представительное правление (в противоположность автократии), экономическая свобода и индивидуальная свобода. Свобода первых трех видов коллективна по природе и принадлежит группам.

Национальная свобода. Для многих людей на протяжении столетий свобода означала не гражданские права, не демократию и даже не представительное правление. Она означала для них национальную свободу — свободу от угнетения чужеземными владыками.

Политическая свобода как представительное правление. Поиски свободы часто принимали форму словесной войны, а иногда настоящей вооруженной борьбы против абсолютной власти монарха или диктатора. Власть монарха или диктатора становится ограниченной, когда их подданные добиваются некоторого представительства во власти, поэтому, при прочих равных условиях, увеличение представительства народа означает уменьшение власти суверена. Такова одна из причин, по которым политическое представительство ассоциируется со свободой.Всякое правительство накладывает ограничения — жесткие или мягкие — на своих подданных. Но свобода, при прочих равных условиях, предпочтительнее ограничений. Какая форма правления обеспечивает наибольшую свободу? Естественно предположить, что люди, правящие собой сами, обеспечат себе максимум свободы или, во всяком случае, то количество свободы, которое совместимо с прочими хорошими вещами вроде гражданского мира.

Экономическая свобода. Под экономической свободой понимают обычно свободу владеть частной собственностью, покупать и продавать товары и продавать собственный труд. Но без государственного правления невозможны ни (в первую очередь) частная собственность, ни договоры о продаже, ни договоры о найме. И экономическая свобода, и противоположное ей состояние, в сущности, явления политические, поскольку предполагают существование государственного правления.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-06-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: