ГОРОД КАК СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА
курс лекций
(для студентов 2 курса всех форм обучения специальностей экономика предприятий, бухгалтерский учет и аудит)
Харьков –ХНУГХ -2014
УДК 101.122/129.332.132:116
Город как социальная система: курс лекций для студентов 2 курса всех форм обучения специальностей6.030504экономика предприятий, 6.03509бухгалтерский учет и аудит.
Авт. Радионова Л.А. - Харьков: ХНУГХ, 2014. - 104с.
Рецензент: д-р социол.наук, проф.ХНУ им. В.Н.Каразина Л.М.Хижняк
Утверждено на заседании кафедры философии и политологии
Протокол № 5 от 21.12.2013 г.
МОДУЛЬ «ГОРОД КАК СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА»
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ 1. ГЕНЕЗИС ГОРОДА
1.1.Город как феномен социокультурного развития
1.2. Город как фактор перехода к цивилизации и необходимый конструкт ее системного развития
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ 2. МЕСТО ГОРОДА В ПЕРЕХОДНЫХ ПРОЦЕССАХ
Городской социум
Город в меняющемся мире: переходы и процессы
Глобализация и мегалополизация: новые пути перемен
Город в эпоху постмодерна
НЕОБХОДИМОСТЬ ИЗУЧЕНИЯ ГОРОДСКОГО СОЦИУМА
(вместо предисловия)
Проблема анализа развития городов в традиционном понимании - это исследования, охватывающие две градообразующих подсистемы: техническую (все искусственные материальные образования, создающие инфраструктуру города) и экологическую подсистему (естественную среду, включенную в систему города). Изучение третей градообразующей подсистемы - демографической, т.е. людей с их потребностями, отношениями, способностями, деятельностью, т.е. всего того, что мы называем городским социумом, в лучшем случае лишь декларируется. В какой-то мере это объяснимо, процесс внесения изменений в уже сложившиеся подходы анализа всегда начинается с артикуляции проблем и возможных вариантов их разрешения.
|
Подготовку кадров для работы в сфере городского хозяйства ведет наша академия. Ежегодно академия выпускает специалистов, которые обеспечивают оптимальность жизнедеятельности г. Харькова и других городов и не только нашего государства в двух градообразующих системах – технической и экологической. Следовательно, изучение городского социума для нашего вуза не просто актуально, но и органично, ибо демографическая подсистема не может существовать без технической и экологической подсистем. Изучение курса «город как социальная система» расширяет научно-исследовательскую деятельность студентов, обеспечивает подготовку специалистов на уровне мировых квалификационных требований, позволяет эффективно использовать образовательный, инновационный потенциал студентов академии для решения проблем города.
Движущей силой для функционирования людей являются потребности. Именно они являются побудительными силами человека, и именно они детерминируют стиль поведения горожанина.
Потребность – это противоречие между фактическим и необходимым состоянием человека, это рассогласование фактического и необходимого состояния: противоречие между «есть» и «надо», между сущим и должным, между реальным и идеальным. Фактическое состояние – характеризует реальное, наличное бытие человека (как он живет, что он имеет, чем он занимается). Необходимое состояние задается объективной мерой человека как системой его родовых, устойчивых, воспроизводимых в поколениях качеств.
|
Потребности возникают, существуют независимо от сознания людей и отражаются в разных субъективных формах, образуя мотивационную подсистему человека.
Также, составной городского социума являются социальные способности человека. Способность – это деятельная сила человека, обусловленная как его биопсихическим субстратом, так и социокультурным субстратом общества.
Социальность способности человека выражает ее социокультурную обусловленность, зависимость от социального опыта человечества. Даже биологические способности человека осоциалены, окультурены.
Способность человека связана с его потребностью в их общей ориентации на деятельность. Если потребность выражает установку на деятельность («хочу»), то способность — готовность к деятельности («могу»). Готовность к деятельности дифференцируется на информационную («знаю») и операциональную («умею»). В конечном счете, деятельность человека оказывается обусловленной тремя субъектными слагаемыми: «хочу + знаю + умею».
Формирование потребностей — задача воспитания, формирование способностей — задача образования и обучения
Люди в системе города, обладая потребностями и способностями, осуществляют многообразную деятельность: производят материальные блага, лечат, учат, торгуют, строят, управляют. Именно деятельность людей создает функциональное содержание городского социума, городской жизни.
Для нас в курсе «город как социальная система» императивом является рассмотрение города как социокультурного образования, так как технократический подход к городу, в отличие от социокультурного, приводит к разрушению города как исторически сложившегося организма, ибо техника, в отличие от культуры, «одномоментна», в ней «работает» лишь последний временной слой. В курсе «город как социальная система» особое место социокультурного измерения города обусловлено самой природой культуры как сферы человеческой деятельности. Именно культура с момента своего зарождения становится полем выработки предельных смыслов человеческого бытия, опробования и сопоставления различных образов жизни. Социокультурный подход базируется на принципе диалога - между общностями, институтами, между прошлым и современностью, настоящим и будущим. Этот диалог включает, вмещает в себя и делает предметом своего внимания и понимания сферу отношений человека с природой, экономикой, политикой, т.е. весь социум города.
|
Участники диалога становятся соавторами единого процесса - формирования городского социума, ибо город как социокультурная общность подразумевает систему взаимоотношений, связывающую индивидов, принадлежащих общей культуре.
В теории культуры город должен быть представлен как определенная культурная рефлексия, где человек осознает себя в пространственно-архитектурных формах, семантике городов, улиц, площадей, храмов и т. д. Город, как и любой социальный организм, прежде чем возникнуть в реальном социальном пространстве, проходит легитимизацию в сфере культуры. Культура, выступая активным формообразующим фактором в социуме, репрезентирует эту идею, являясь стимулом для действия различных субъектов. Таким образом, можно сказать, что идея, понятие, образ, а в целом – город, трансформируясь в результате исторического развития, специфики национальной культуры и менталитета людей, оказывается активной формообразующей силой, окультуривающей социальное и географическое пространство.
В силу многоаспектности и отсутствия общей концептуальной схемы город чаще всего описывают и изучают сегментарно. Исследователи, безусловно, используют знания о городе, накопленные в урбанистике, но в конкретных текстах часто преобладает узко-дисциплинарная предметность. Рассмотрение же города как социальной системы обязывает нас использовать работы очень разных авторов и все аспекты теории города: 1) территориально-поселенческий, 2) экономический, 3) градостроительный, 4) психологический, 5) историко-культурный, 6) семиотический, 7) философско-методологический, 8) социологический. Исходя из логики нашего анализа, предметное ядро города как социальной системы образуют: основания определения города; причины возникновения, факторы и тенденции изменения города как системы и его отдельных феноменов; структура и особенности города как среды обитания; специфика города как пространства взаимодействия; особенности городского образа жизни; последствия урбанизации как в плане влияния города на личность, так и в плане влияния города на всё общество; Эти проблемы и составляют структуру и логику нашего курса.
ГЕНЕЗИС ГОРОДА