Стрессом H.Selye (1936) назвал состояние организма с совокупностью общих, неспецифических изменений, а факторы, вызвавшие это состояние - стрессорами.
Автоматическая реакция тревоги состоит из трех последовательных фаз (согласно теории Г.Селье): 1) импульс, 2) стресс и 3) адаптация. Иными словами, если наступает адаптация, то стрессовое состояние вскоре идет на убыль - человек так или иначе успокаивается. Если же адаптация нарушается (или вообще отсутствует), то возможно возникновение некоторых психосоматических заболеваний или расстройств.
Следовательно, если вы не хотите направить свои усилия на сохранение здоровья, то на стрессовый импульс должны сознательно отвечать релаксацией. С помощью этого вида активной защиты человек в состоянии вмешиваться в любую их трех фаз стресса. Тем самым вы можете помешать воздействию стрессового импульса, задержать его или (если стрессовая ситуация еще не наступила) ослабить стресс, предотвратив тем самым психосоматические нарушения в организме.
Фазы стресса
Селье выделил три фазы стресса: тревоги (мобилизация защитных сил), резистентности (приспособление к трудной ситуации), истощения (при длительном стрессе). Эту последнюю фазу называют также стадией дистресса, когда происходит срыв адаптационных систем организма в результате слишком сильного или чрезмерно длительного воздействия стресса. По Г.Селье, она приводит к заболеваниям и даже может завершиться смертью.
Современное развитие спортивной деятельности характеризуется максимальным напряжением участвующих в этой деятельности систем и процессов организма спортсменов. Сущностью ответственного соревнования особенно при участии в нем равных по силам конкурентов, а значит, - и сущностью всей подготовки к участию спортсмена в таком соревновании, является достижение верхнего предела индивидуальной нормы напряжения. Организм спортсмена стремится сохранить постоянство (гомеостазис) совей внутренней среды, постоянство уровней функционирования своих систем. Когда возникают новые условия, происходит цепь различных преобразований, перестройка, направленная на восстановление прежнего равновесия Новые условия существования, могут определяться не одними только физическими раздражителями, но и психологическими причинами, в частности - особенностями мотивации. Создавая через экспериментальную ситуацию различные эмоциональные состояния успеха или неуспеха ведет к образованию напряженности и влияет на все последующее поведение спортсмена.
|
Причины, вызывающие стресс в организме, по своему происхождению подразделяются на физические, психические и социальные. Следовательно, в спортивных ситуациях стресс может быть вызван любыми факторами.
Изменения внутреннего состояния организма, связанные с системным стрессом, сопровождаются чувствами, варьирующими от дискомфорта до боли, тогда как стресс психический, предполагающий интрапсихическую переработку знаний стрессоров, сопровождается определенными эмоциями.
Психические аспекты спорта являются наиболее сильно действующими стрессорами. Вследствие этого все чаще применяются понятия "психический стресс", "эмоциональный стресс", "психические стрессоры". Но необходимо сказать о практической неповторимости индивидуального опыта каждого спортсмена. В спортивной деятельности спортсмен, в зависимости от своих индивидуальных особенностей, встречается с большим или меньшим комплексом стрессоров и дает на них индивидуальную, сложную, но цельную и единую реакцию.
|
Соревнования являются сильнейшим стрессором для спортсмена. Важным здесь является "ситуация достижения", характеризующая наличием заданий, выполнение которых гарантирует вознаграждение или предупреждает наказание.
Стрессоустойчивости выше у спортсменов высокой квалификации, имеющие более высокий уровень психологической подготовки. Спортсмен, отличающийся значительной психологической стабильностью, может выдержать сильный стресс в течение продолжительного времени.
Знание индивидуальных особенностей спортсменов со стороны выносливости и подверженности психическому стрессу имеет немаловажное значение в деле индивидуализации процесса подготовки к стартам в ответственных соревнованиях.
Эмоциональные переживания во время соревнований отличаются значительной насыщенностью, быстротой смены состояний, интенсивностью протекания процессов.
Наиболее важными предпосылками динамики эмоций во время соревнований можно считать следующие:
1. масштаб соревнования. Крупные международные соревнования, олимпийские игры, чемпионаты стран и континентов характеризуются большим накалом страстей, командной и личной ответственности спортсменов за исход борьбы. Как правило, с участием в крупных по масштабу соревнованиях связаны высокие звания и титулы, порой разыгрывается весьма значительный призовой фонд, устанавливаются нормативы допуска к соревнованиям и т. п. Разумеется, масштаб соревнований играет роль не только сам по себе, объективно, но и в соотношении с уровнем подготовленности спортсмена;
|
2. личностная значимость. Почти всегда исход соревнования (особенно крупного масштаба) сильно затрагивает личные интересы спортсмена, имеет личностный смысл, влияет на ход спортивной карьеры, иногда порождает глубокие межличностные конфликты отдельных участников соревнований служит предпосылкой становления многолетнего соперничества. Удачи и неудачи выступлений вызывают бурные эмоции, которые у слабо подготовленных спортсменов не приводят к дезорганизации соревновательной деятельное у сильных спортсменов вызывают подъем настроения, уверенность в своих силах;
3. состав участников. Разные уровни компетентности участников соревнований (спортсменов, судей, тренеров) служат условием возникновения и динамики многочисленных эмоциональных переживаний.
Примерное равенство спортсменов и команд по уровню мастерства создает оптимальные предпосылки для интересной захватывающей спортивной борьбы. Явное превосходство одного или нескольких спортсменов вызывает отрицательные эмоции у менее компетентных соперников. А низкий уровень подготовленности всех участников чаще всего приводит к непредсказуемым результатам и аналогичным эмоциональным процессам;
4. наличие опыта. Опыт участия в соревнованиях данного ранга в данном составе, на данном стадионе или в сходных условиях порождает большую уверенность в своих силах, cnocобствует более эффективному контролю за протеканием эмоциональных процессов;
5. уровень тренированности. Хорошо тренированным cпopтсменам свойственны стенические (сильные, действенные) эмоции, создающие предпосылки для мобилизации сил в борьбе за победу, для использования резервов организма, в том и психики. Слабо тренированный спортсмен (даже имевший ранее высокие результаты) склонен к астеническим (слабым, пассивным) эмоциям, к «сберегательным технологиям» спортивной борьбы, к уходу от соперничества;
6. индивидуальные особенности. В процессе занятий спорт всей предшествовавшей жизни спортсмен вырабатывает особый почерк взаимоотношений с соперниками, ведения борьбы, находит свои неповторимые способы обеспечения мотивации деятельности, реализует присущим ему путем особенности своего темперамента, характера и способностей. Все это создает условия для богатых, содержательно насыщенных переживаний. Напротив, бедность индивидуальной эмоциональной жизни ведет к однообразию, стереотипности соревновательного поведения, что облегчает победу соперникам спортсмена. Чаще всего проблема традиционно трудного соперника лежит именно в плоскости индивидуализации.