ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В СПОРТЕ




Тактическая подготовка. Тактическая подготовленность в теории и практике спортивной тренировки, - пишет Платонов В.Н., - понимается как умение спортсмена грамотно построить ход борьбы с учетом особенностей вида спорта, своих индивидуальных особенностей, возможностей соперников и создавшихся внешних условий.

Уровень тактической подготовленности спортсмена зависит от овладения им средствами, формами и видами тактики данного вида спорта. Средствами спортивной тактики являются все технические приемы и способы их выполнения, формами - индивидуальные, групповые и командные действия, видами - наступательная, оборонительная и контрактующая тактика.

Тактика опирается на стратегию, так А.Я. Гомельский в книге «Библия баскетбола» пишет, что стратегия - основная теоретическая направленность всей работы команды, определяющая средства и методы подготовки к главным соревнованиям.

Тактика - это часть стратегии, которая решает главные задачи подготовки с учетом конкретных возможностей - ресурсов команды, особенностей соперников, условий соревнований. Все это определяет тактический и комбинационный багаж команды.

В современном спорте, когда встречаются равные по силам соперники и часто победитель определяется с минимальным преимуществом, тактические умения спортсменов становятся особенно актуальными. В спортивных играх и единоборствах, где существует непосредственный контакт между соперниками, тактическое мастерство имеет решающее значение для победы.

Возможность опережать противника в его решениях и действиях находится в прямой зависимости от точности оценки ожидаемой и возникающей ситуации. Такая оценка осуществляется на основе анализа многих факторов: условий соревнования, уровня подготовленности соперников, смысловой направленности борьбы, лимита времени и других. Умение спортсмена выделять в поступающей информации принципиально важные моменты позволяет ему успешно прогнозировать дальнейшее развитие событий и тем самым находить правильные тактические решения.

Анализ соревновательных взаимодействий неизменно приводит к необходимости моделирования спортсменом поведения соперника и различных вариантов развития событий. Актуальность такого моделирования в тактической деятельности спортсменов подчеркивается многими специалистами. Деятельность спортсмена в соревновательной ситуации определяется его мысленным отображением предполагаемого поведения противника.

Тактическое поведение спортсменов в единоборствах и спортивных играх базируется на аналогичной интеллектуальной деятельности, что обусловлено общими особенностями соревнования: активно противодействующий соперник, лимит времени на принятие решения, рефлективность мышления и другие. Это позволяет рассматривать многие психические процессы как универсальные механизмы тактического поведения в единоборствах и спортивных играх. Результат интеллектуальной деятельности - это принятое спортсменом решение, которое практически реализуется в его действиях. Проявления интеллектуальной деятельности человека очень разнообразны и многогранны, поэтому выделение отдельных качеств, обусловливающих принятие решения в тактических взаимодействиях, имеет большое значение. Как указывают многие специалисты, например, для единоборств и спортивных игр наиболее актуальными являются оперативное мышление, устойчивость и переключение внимания, способность к вероятностному прогнозу и рефлексии.

Личность - понятие многогранное и глобальное. В понятие «личность» обычно включают свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки.

Итак, личность - это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.

Структуру личности составляют: способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивация, социальные установки.

В решении психологических задач, касающихся личности спортсмена, невозможно обойтись без знания психологических основ личности человека в целом.

Личность — продукт социально-исторического развития и собственной деятельности человека. В спорте, как и в других видах деятельности человека, большое значение имеет индивидуальность. Достижение успеха возможно лишь при правильном учете индивидуальных особенностей личности спортсмена и при формировании на этой основе специфического технико-тактического стиля его деятельности. Лишь зная индивидуальные особенности личности спортсмена, можно наиболее полно развить и эффективно использовать его возможности. Личность характеризуется определенной системностью, единством и устойчивостью своих качеств.
К.К. Платонов, анализируя общую систему личности, справедливо разделил все ее особенности и черты на четыре группы, образующие основные стороны личности:

1) социально-обусловленные особенности (направленность, моральные качества);

2) биологически обусловленные особенности (темперамент, задатки, инстинкты, простейшие потребности);

3) опыт (объем и качество имеющихся знаний, навыков, умений и привычек);

4) индивидуальные особенности различных психических процессов.
Особо следует подчеркнуть, что личность обладает определенной целостностью, которая обеспечивается интегрирующей функцией эмоций, мотивов и воли. Эмоции и мотивы побуждают спортсмена к проявлению определенных черт характера, а воля (через волевые усилия) осуществляет реализацию деятельности с помощью этих черт характера.
В стрессовых ситуациях проявляется установка спортсмена на достижение успеха или избежание неудачи. Спортсмены, у которых преобладает установка на достижение успеха, часто рискуют в острых ситуациях спортивного поединка. Спортсмены, у которых преобладает установка на избежание неудачи, более осмотрительны, ставят перед собой посильные цели, реже рискуют.

Спорт, по сути своей, хорошее средство для воспитания личностных качеств.

Конечно, нет оснований требовать высоких спортивных способностей от каждого человека. Однако для общего процесса формирования личности очень важно, в каком возрасте влияют на человека те или другие факторы, благоприятные для ее развития. Многие виды деятельности и связанные с ними проявления личности специфичны для определенных возрастов. Физические упражнения и спорт особенно ценны для всестороннего развития личности в подростковом и юношеском возрасте. Педагогически правильное использование свойственной данному возрасту физической дееспособности благоприятствует формированию связанных с нею психических свойств, а на этой базе — и дальнейшему развитию психологических особенностей личности.

Спортсмена характеризуют:

1. всестороннее физическое развитие, достигнутое на базе совершенствования в процессе спортивной деятельности жизненно важных физиологических функций организма;

2. высокая степень общей работоспособности организма;

3.выдающаяся (по сравнению с обычным средним уровнем) способность владения собственным телом, выражающаяся в совершенстве двигательных навыков, умений и сопутствующих им способностей—силы, выносливости, быстроты и координированности движений;

4.высоко развитые процесс ощущений, особенно мышечно-двигательных и зрительных, а также процессы восприятия; повышенная способность подмечать и выделять существенные для выполняемой деятельности моменты в окружающей среде и в собственных движениях и действиях;

5.способность выполнять требуемые движения по представлению с соблюдением необходимой их точности и эффективности;

6.разностороннее развитие процессов внимания—его объема, сосредоточения, распределения, устойчивости и длительности, и в связи с этим высокая степень наблюдательности и ориентировки в окружающей среде;

7.наглядно действенное и оперативное мышление, непосредственно проявляющееся в выполняемой деятельности и являющееся важным фактором ее результативности;

8. хорошо развитая зрительная и мышечно-двигательная память.

9. разностороннее развитие эмоциональных сторон личности; большой опыт переживания различных эмоциональных состояний и чувств, связанных с активными проявлениями личности; развитая способность управлять своими эмоциональными состояниями;

10. положительные волевые стороны личности, способность к затрате максимальных волевых усилий для достижения требуемой цели; умение быстро ориентироваться и принимать правильные решения в ситуациях, требующих немедленных активных действий;

11.морально-волевые качества личности: дисциплинированность, решительность, смелость, мужество, готовность к преодолению больших объективных и субъективных трудностей;

12.такие социально-психологические качества личности, как общительность, чувства дружбы и товарищества, взаимопомощи, отзывчивости и уважения к другим людям;

13.способность правильно оценивать действия других людей и свои собственные действия, умение прогнозировать их эффективность.

Уровень развития указанных особенностей у спортсменов, занимающихся разными видами спорта и имеющих разную квалификацию - различен. Это объясняется неодинаковостью психологической структуры разных видов спортивной деятельности.

Знание личности имеет большое значение для успешной деятельности тренера, преподавателя или инструктора по физической подготовке и спорту.

Исследования спортивных психологов позволили сделать ряд выводов о взаимосвязи личности со спортивной деятельностью.

Исследователи разделились на два лагеря. Представителей первой группы были уверены в том, что личностные качества коррелируют со спортивным успехом, представителей второй группы — считали, что личностные качества не влияют на спортивный успех. В действительности существует определенная взаимосвязь между особенностями личности и спортивной деятельностью, однако она выражена нечетко. Иными словами, хотя характерные особенности и состояния личности позволяют прогнозировать поведение и успех в спорте, они не являются достаточно точными. Например, тот факт, что некоторые бегуны на длинные дистанции — участники Олимпийских игр — проявляют интровертированность, отнюдь не означает, что стайер должен быть интровертированной личностью, чтобы добиться успеха.

Чтобы понимать и прогнозировать поведение в спорте и физической культуре, необходимо наряду с когнитивными, физиологическими, социологическими и психологическими переменными учитывать характерные особенности и состояния личности.

Вот результаты исследования, в которых сравнивали характерные особенности личности спортсменов и не спортсменов. Использовав методику Кеттелла, который позволял оценить 16 характерных особенностей ни один из профилей личности не позволил «отделить» спортсменов (членов университетских команд) от не спортсменов. Вместе с тем при разделении спортсменов по видам спорта были обнаружены некоторые различия. Например, по сравнению с не спортсменами спортсмены командных видов спорта демонстрировали:

· менее абстрактные суждения (объяснения);

· большую степень сосредоточенности на внешних предметах;

· большую степень зависимости;

· меньшую степень эгоизма.

По сравнению с не спортсменами спортсмены, занимающиеся индивидуальными видами спорта, демонстрировали: · более высокий уровень объективности; · большую степень зависимости; · меньшую степень тревожности; · менее абстрактное мышление.

Сопоставив характерные особенности личности наиболее и наименее удачно выступающих

спортсменов, Морган разработал модель психического здоровья, которая, как он выяснил, является весьма эффективной для прогнозирования спортивных успехов. Согласно этой модели, положительное психическое

здоровье непосредственно связано со спортивным успехом и высокими спортивными результатами.

Модель Моргана показывает, что спортсмен с показателями невротического состояния, депрессии, утомления, смущения и гнева выше нормальных и показателем энергичности ниже нормального будет уступать спортсмену, у которого все указанные выше показатели будут ниже нормы, а показатель энергичности — выше нормы. Сильнейшие спортсмены, занимающиеся различными видами спорта (плаванием, греблей, бегом), характеризуются, по Моргану, так называемым профилем айсберга. Профиль айсберга удачно выступающего спортсмена высокого класса образуют энергичность, которая выше средней обычных людей, а также напряжение, депрессия, гнев, утомление и смущение, которые ниже средних обычных людей. Этот профиль напоминает айсберг— все отрицательные характерные особенности находятся ниже поверхности (стандартные показатели обычных людей) и одна положительная (энергичность) — над поверхностью.

Для менее успешно выступающих спортсменов высокого уровня характерен плоский профиль. Таким образом, некоторые личностные различия отличают спортсменов от не спортсменов, однако их нельзя считать безусловными. Так как спортсмены, занимающиеся командными видами спорта, характеризуются большей степенью зависимости, экстраверсии и тревожности и менее выраженным воображением по сравнению со спортсменами, занимающимися индивидуальными видами спорта.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: