Психодиагностика - (от гр. рsyche - душа и diagnostikos - способен распознавать) - область психологической науки, которая направлена на всесторонний анализ личности с целью решения практических задач, выявление и преодоление недостатков в ее развитии, повышение уровня учебной или профессиональной деятельности, обеспечение гармонического развития способностей и моральных качеств.
Спортивная психодиагностика - раздел психологии спорта, основной задачам которого являются измерения и контроль психических особенностей спортсменов, которые ориентированы на решения прикладных задач. Практическое использование психодиагностики позволяет сократить время и затраты на спортивную подготовку, повысить ее эффективность, уменьшить отсев спортсменов, поднять уровень и стабильность результатов.
В спорте различают три основных направлений применения психодиагностических методик.
1. Выяснение того, каким видом спорта целесообразно заниматься новичку (ребенку или подростку).
2. Формирование спортивного коллектива, который выступает на соревнованиях как единое целое (спортивная селекция). Теперь в большинстве команд высшей лиги в штабе тренеров есть специальные тренеры-селекционеры, которые отбирают из команд других лиг именно тех спортсменов, которые за своими психическими, физиологическими и физическими качествами претендуют на роль игрока (спортсмена) высшей лиги.
3. Отбор спортсменов с одинаково высоким уровнем квалификации (комплектование команд).
Требования к психодиагностическим методик ам
1. Прогностическая ценность (валидность). Состоит в требовании того, чтобы результаты исследования нашли свое выражение в таких успехах, в профессиональной деятельности, к которой отбираются и готовятся обследуемые.
|
2. Надежность, стабильность результатов в одного и того же обследуемого.
3. Научность, обоснованность и убедительность. Должны быть понятным, какая именно черта изучалась и как ее нужно оценивать. Полученные данные нужно анализировать и объяснять, объединяя их с определенными научными положениями.
4. Уникальность и дифференцированость. Методика должна быть направлена на определенную черту, на определенное качество, на определенную группу качеств.
5. Адекватность тем качествам, на оценивание которых направлен тест.
6. Объективность, которая характеризуется наибольшей стандартизацией теста. Условия исследования должны быть такими, чтобы на результат теста не влияли посторонние факторы (индивидуальные особенности экспериментатора, настроение обследуемого, ошибки аппаратуры и т.п.).
7. Достоверность. Должны проводиться объективные многочисленные измерения.
8. Объединение методов числовой оценки тестов с данными педагогического наблюдения, оценкой поведенческой реакции, результатами беседы, анализом характеристик и анкетных данных.
9. Наличие эффективных внешних критериев (т.е. критериев, на практике с которыми можно было бы сопоставить результаты тестирования).
10. Практичность тестов, которая характеризуется их доступностью, простотой и скоростью выполнения, массовостью, возможностью применения с ограниченным количеством персонала.
Вот пример некоторых психодиагностических методик, которые часто используются спортивными психологами:
|
Тест Люшера
Тест Люшера основан на предположении о том, что выбор цвета отражает нередко направленность испытуемого на определенную деятельность, настроение, функциональное состояние и наиболее устойчивые черты личности.
Основные цвета:
1) синий — символизирует спокойствие, удовлетворенность;
2) сине-зеленый — чувство уверенности, настойчивость, иногда упрямство;
3) оранжево-красный — символизирует силу волевого усилия, агрессивность, наступательные тенденции, возбуждение;
4) светло-желтый — активность, стремление к общению, экспансивность, веселость.
При отсутствии конфликта в оптимальном состоянии основные цвета должны занимать преимущественно первые пять позиций. Дополнительные цвета: 5) фиолетовый; 6) коричневый, 7) черный, 8) нулевой (0)
Первый выбор в тесте Люшера характеризует желаемое состояние, второй — действительное.
(синий) — потребность в удовлетворении, спокойствии, устойчивой положительной привязанности;
(зеленый) — потребность в самоутверждении;
(красный) — потребность активно действовать и добиваться успеха;
(желтый) — потребность в перспективе, надеждах на лучшее, мечтах.
Методика 16-ти факторного исследования личности Р. Кеттелла Отражает характерологические и поведенческие особенности личности спортсмена.
Методика "Рисунок несуществующего животного"
По своему характеру тест «Несуществующее животное» относится к числу проективных. Для статистической проверки или стандартизации результат анализа может быть представлен в описательных формах. По составу данный тест – ориентировочный и как единственный метод исследования обычно не используется и требует объединения с другими методами в качестве батарейного инструмента исследования
|
"Акцентуации характера" (Опросник Шмишека)
Методика позволяет определить степень выраженности акцентуаций характера. Согласно теории «акцентуированных личностей» существуют черты личности, которые сами по себе еще не являются патологическими, однако могут при определенных условиях развиваться в положительном или отрицательном направлении.
"Мотивация успеха и боязнь неудачи" (Опросник А. А. Реана)
Методика позволяет оценить степень выраженности мотивации на успех и мотивации на избегание неудачу.
Диагностика состояния агрессии (Опросник "Басса-Дарки")
Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А. Басе и А. Дарки выделили следующие виды реакций: физическая агрессия, косвенная агрессия, раздражение, негативизм, обида, подозрительность, вербальная агрессия, чувство вины.