Психолого-педагогическая подготовка тренера – преподавателя




ЛЕКЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ

По дисциплине

Психолого-педагогическая подготовка тренера – преподавателя

Психология спорта - это та область психологической науки, которая изучает закономерности проявления, развития и формирования психики человека в специфических условиях спорта под влиянием учебно-тренировочной и соревновательной деятельности.

Специфичность условий, существующих при занятиях спортом, определяется предметом деятельности как способа видения объекта исследования. Им является человек, сознательно овладевающий движениями своего тела, умениями целенаправленно перемещать его во времени и пространстве с помощью собственных усилий. С этой целью человек развивает физические качества (силу, быстроту, выносливость, ловкость и гибкость), совершенствует психические процессы, состояния и качества личности. Он учится управлять собой в различных социальных условиях спортивной деятельности (содействие, противодействие), формирует общие и специальные алгоритмы действий (умения и навыки), необходимые для успешной реализации физической и психической активности в условиях собственной жизнедеятельности.

Виды спорта многообразны, но все они требуют участия в спортивных соревнованиях и систематической тренировки. Разработка эффективных методов спортивной тренировки невозможна без изучения, с одной стороны, характерных особенностей и закономерностей спортивной деятельности, а с другой — личности спортсмена как субъекта этой деятельности. Наряду с другими науками психология спорта призвана дать анализ важнейших сторон спортивной деятельности и тем помочь рациональному решению многих связанных с ней практических вопросов.

Предметом психологии спорта являются психологические особенности спортивной деятельности в ее разнообразных видах и психологические особенности личности спортсмена.

Психология спорта — прикладная область психологии. Ее основная задача—дать научное обоснование рациональных методов физического воспитания и спортивной тренировки и таким образом содействовать эффективному их применению. Исходя из этого, круг задач, стоящих перед психологией спорта, может быть представлен по следующей схеме.

Поскольку спортивная деятельность, будучи предметом психологии спорта, включает в себя самые разнообразные виды физических упражнений, одной из задач, стоящих перед психологами спорта, является психологический анализ особенностей отдельных видов спортивной деятельности (деятельность, например, гимнаста требует несколько иных психических функций и качеств личности, чем деятельность борца). Без конкретного изучения специфических психологических особенностей каждого вида спорта невозможно дать научное обоснование методов обучения и тренировки в них. Но у различных видов спорта имеются некоторые общие психологические особенности, которые в известной степени роднят их между собой и накладывают определенный отпечаток на методику обучения и тренировки. Поэтому в задачи психологии спорта должен входить и общий анализ спортивной деятельности в целом.
Вместе с тем, поскольку активным агентом спортивной деятельности является человек, важнейшей задачей психологии спорта является изучение психологических особенностей личности спортсмена как общих (диктуемых психологическими особенностями спортивной деятельности в целом), так и специфических для вида спорта, в котором специализируется данный спортсмен.

Изучение психологических особенностей личности спортсмена имеет большое научно-практическое значение: оно должно дать научно апробированный материал для воспитания у спортсмена тех черт и особенностей личности, которые ему необходимы для успешной деятельности в избранном для специализации виде спорта. Аналогично изучение общих и специальных психологических особенностей спортивной деятельности должно дать научно обоснованный материал для построения методов обучения и спортивной тренировки.

Эти два взаимосвязанных направления исследований приводят к решению глобальной задачи психологии спорта - разработке психологических основ спортивного мастерства как в целом, так и применительно к отдельным видам спорта.

Все указанные задачи психологии спорта органически связаны друг с другом. Участие в спортивных соревнованиях требует специальной технической и тактической подготовки спортсмена, высокого развития его качеств. И то и другое может быть достигнуто только путем длительной и систематической спортивной тренировки. Но методика спортивной тренировки должна иметь в своей основе углубленное изучение, как психологических особенностей личности спортсмена, так и самой спортивной деятельности в ее различных видах.

Спортивное соревнование - это очень важная и неотъемлемая часть спортивной деятельности. Известно, что обучение и тренировка спортсменов, являясь подготовительным этапом к участию в соревнованиях, не имеют значения сами по себе. Они призваны лишь обеспечивать успешность соревновательной деятельности. В этом смысле соревнование является своеобразным экзаменом для спортсмена. Но было бы ошибочно рассматривать спортивные соревнования только как экзамены. Кроме того, они, оказывая огромное влияние на развитие личности спортсмена, становятся определенным видом учебно-воспитательной работы.

Существует значительное разнообразие видов спортивной деятельности: поединок, групповая борьба и т.д., однако их объединяют общие психологические особенности:

1) спортивное соревнование обладает стимулирующим влиянием;

2) целью выступления в соревнованиях является достижение победы или лучшего результата. Это основная причина экстремальности условий этой деятельности;

3) соревнования всегда социально значимы: их результаты, как правило, получают широкую общественную известность и оценку;

4) результаты выступления в соревнованиях всегда лично значимы для спортсмена;

5) соревнования являются специфичным фактором, создающим экстраординарные эмоционально-волевые состояния.

Спортивные соревнования существенно влияют на развитие мотивации спортсмена. Призы, спортивные звания, реализация тренировочных усилий, самоутверждение и другие стимулы влияют на формирование и динамику личности. Формирование состязательности как целой группы мотивов, которые побуждают человека принимать участие (или не брать участия) в соревнованиях и стремиться к победе, составляет важную сторону подготовки спортсмена.

В спортивных соревнованиях часто возникают довольно ответственные, иногда опасные для жизни и здоровья экстремальные ситуации, которые заставляют действовать спортсменов на границе собственных возможностей.

Выработка правильной реакции на успехи на неудачи - одно из главных задач формирования личности, которое решается в соревновательной деятельности.

Социальное значение как самих соревнований, так и спортивного результата, иногда довольно больно и глубоко отражается на судьбах участников соревнований, на статусе спорта и его видов, на оценках достижений той или другой страны.

Перетреннированность – объем нагрузки тренировок превышает норму. Ведет к снижению спортивных результатов. В том случае, когда увеличение объема тренировок плохо влияет на спортивные результаты, необходимо выработать более гибкий график тренировок (чаще, но короче).

Переутомление – определяется как конечный результат перетренированности. Основная характеристика – депрессия.

Выгорание – это сложная психофизиологическая реакция, обусловленная частым, иногда чрезмерным, но малоэффективным усилием, направленным на то, чтобы удовлетворить чрезмерные тренировочные или соревновательные потребности. Выгорание включает психологический, эмоциональный, физический уход от активности в ответ на чрезмерный стресс или на неудовлетворенность. Синдром выгорания представляет собой процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личностной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы. Большое количество спортсменов оставляет спорт из-за психического выгорания, характеризующегося эмоциональным и физическим истощением, снижением чувства достижения и обесцениванием достижений.

Характеристики выгорания:

Психическое выгорание является предметом многочисленных теоретических и эмпирических исследований как в отечественной так в зарубежной психологии. Установлено, что психологическими ресурсами преодоления психического выгорания у спортсменов, в силу специфики спортивной деятельности, выступают личностные свойства, обусловливающие отношение к успехам и неудачам, оценку подконтрольности значимых ситуаций спортивной деятельности и способствующие конструктивному преодолению эмоциональных нагрузок.

Истощение как физическое, так и психическое в виде потери интереса, энергических ресурсов и веры. Истощение является причиной отрицательной реакции по отношению к другим.

Сниженный уровень самооценки, ощущение неуверенности, неудачи и депрессии – все это часто проявляется в низкой производительности или снижении уровня спортивных результатов.

Факторами развития психического выгорания являются значительные физические нагрузки, тяжелые условия тренировочных занятий, недостаток времени для полного восстановления после физических нагрузок, однообразие, эмоциональные перегрузки, связанные с активным участием в соревнованиях, необходимость контактов с соперниками, судьями, представителями средств массовой информации.

Профилактика и устранение выгорания:

Определение краткосрочных соревновательных и тренировочных целей

Общение – тренер, психолог и спортсмен должны постоянно общаться. Весь процесс тренировок должен быть построен на обратных связях.

Использование «тайм-аутов»

Овладение умениями и навыками саморегуляции

Сохранение положительной точки зрения

Контроль постренировочных эмоций (как положительных, так и отрицательных)

Поддержание высокой спортивной формы (и в период отдыха).

Для диагностики психического выгорания и перетренированности у спортсменов психологами разработаны специальные опросники: опросник копинг – стратегий, разработанный K. Ковальски (2001 г), краткий опросник симптомов перетренированности (Short Overtraining Symptoms Questionnaire). Для преодоления психического выгорания спортивные психологи разрабатывают и эффективно используют тренинги, направленные на развитие личностных ресурсов преодоления психического выгорания спортсменов.

 

ПОНЯТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ, ЕЕ СОДЕРЖАНИЕ И ВИДЫ

Психологическая подготовка — это система психолого-педагогических воздействий, применяемых с целью формирования и совершенствования у спортсменов свойств личности и психических качеств, необходимых для успешного выполнения тренировочной деятельности, подготовки к соревнованиям и надежного выступления в них.

Одним из решающих факторов успеха при относительно равных уровнях физической и технико-тактической подготовленности является психологическая готовность спортсмена к соревнованию, которая формируется в процессе психической подготовки человека. Исходя из того, что психические состояния служат фоном, придающим ту или иную окраску течению психических процессов и действий человека, состояние психической готовности можно представить как уравновешенную, относительно устойчивую систему личностных характеристик спортсмена, на фоне которых развертывается динамика психических процессов, направленных на ориентировку спортсмена в предсоревновательных ситуациях и в условиях соревновательной борьбы, на адекватную этим условиям саморегуляцию собственных действий, мыслей, чувств, поведения в целом, связанных с решением частных соревновательных задач, ведущих к достижению намеченной цели.

Следовательно, психологическая подготовка направлена на формирование у спортсмена установки на соревновательную деятельность и на создание условий для адаптации к экстремальным условиям такой деятельности. Это обусловлено, с одной стороны, неповторимостью условий соревнований, а с другой - неповторимостью, индивидуальным своеобразием личности спортсмена.

Психическая подготовка помогает создавать такое психическое состояние, которое способствует, с одной стороны, наибольшему использованию физической и технической подготовленности, а с другой - позволяет противостоять предсоревновательным и соревновательным сбивающим факторам (неуверенность в своих силах, страх перед возможным поражением, скованность, перевозбуждение и т.д.).

Принято выделять общую психическую подготовку и п сихическую подготовку к конкретному соревнованию. Общая подготовка решается двумя путями:

- первый предполагает обучение спортсмена универсальным приемам, обеспечивающим психическую готовность к деятельности в экстремальных условиях (способам саморегуляции эмоциональных состояний, уровня активации, концентрации и распределения внимания, способам самоорганизации и мобилизации на максимальные волевые и физические усилия.

- второй путь предполагает обучение приемам моделирования в тренировочной деятельности условий соревновательной борьбы посредством словесно-образных и натурных моделей. Подготовка к конкретному соревнованию предполагает формирование установки на достижение запланированного результата на фоне определенного эмоционального возбуждения, в зависимости от мотивации, величины потребности спортсмена в достижении цели и субъективной оценки вероятности ее достижения. Изменяя эмоциональное возбуждение, регулируя величину потребности, общественную и личную значимость цели, а также субъективную вероятность успеха, можно формировать необходимое состояние психической готовности спортсмена к предстоящему соревнованию.

Психическая подготовка в виде последовательных воздействий представляет собой один из вариантов управления совершенствованием спортсмена, в случае же применения воздействий самим спортсменом она является процессом самовоспитания и саморегуляции.

Управление на первых этапах, до периода непосредственной предсоревновательной подготовки, подразумевается, как целенаправленное и систематическое применение методов, направленных на:

- оптимизацию условий тренировочной деятельности по формированию навыков решения оперативных задач;

- развитие волевых и психических качеств, определяемых способностями к решению этих задач;

- регуляцию психических состояний, сопутствующих решению этих задач.

Такая подготовка непосредственно включается в тренировочную деятельность спортсмена или проводится в виде специально организованных мероприятий. В процессе общей подготовки совершенствуются и корректируются свойства и черты личности (мотивационная направленность, психическая устойчивость), психические качества, оптимизируются психические состояния.

В повседневном тренировочном процессе психическая подготовка как бы включена в другие виды подготовки (физическую, техническую, тактическую), хотя имеет свои цели и задачи. Если цель психической подготовки - реализация потенциальных возможностей данного спортсмена, обеспечивающих эффективную деятельность, то многообразие частных задач (формирование мотивационных установок, воспитание волевых качеств, совершенствование двигательных навыков, развитие интеллекта, достижение психической устойчивости к тренировочным и соревновательным нагрузкам) приводит к тому, что любое тренировочное средство в той или иной мере способствует решению задач психической подготовки.

О специальных методах психической подготовки в повседневной тренировке можно говорить в тех случаях, когда возникает необходимость предупредить или, если это не удалось сделать, снизить психическое перенапряжение как следствие чрезмерных тренировочных нагрузок.

В том случае, когда психическая подготовка проводится в период, непосредственно предшествующий ответственному соревнованию, на первый план выдвигается формирование готовности к высокоэффективной деятельности в нужный момент. Отсюда - такие частные задачи, как ориентация на социальные ценности, формирование у спортсмена или команды психических "внутренних опор", преодоление "барьеров", психологическое моделирование условий предстоящей борьбы, форсированная оптимизация "сильных" сторон психической подготовленности спортсмена, установка и программа действий и т.д. На этом этапе особую психическую нагрузку несут также влияние окружения, состояние места занятий и восстановления, работа средств массовой информации, внимание и поведение любителей спорта.

 

Поскольку психологическая подготовленность спортсменов постоянно изменяется, она подлежит количественной и качественной оценке в условиях этапного, текущего и оперативного контроля. В целом психологическая подготовленность предусматривает такие основные направления как:

– формирование мотивации занятий спортом;
– воспитание волевых качеств;
– аутогенная, идеомоторная, психомышечная тренировка;
– совершенствование быстроты реагирования;
– совершенствование специализированных умений;
– регулировка психической напряженности;
– выработка толерантности к эмоциональному стрессу;
– управление стартовыми состояниями.

Принципиальное значение в этом случае приобретают способы определения подготовленности спортсменов. В процессе контроля психической подготовленности оценивают следующее:
– личностные и морально-волевые качества, обеспечивающие достижение высоких спортивных результатов на соревнованиях в различных видах спорта (способность к лидерству, мотивация в достижении победы, умение концентрировать все силы в нужный момент, способность к перенесению высоких нагрузок, эмоциональная устойчивость, способность к самоконтролю и др.);
– стабильность выступления на соревнованиях с участием соперников высокой квалификации, умение показывать лучшие результаты на главных соревнованиях;
– объем и сосредоточенность внимания в связи со спецификой видов спорта и различных соревновательных ситуаций;
– способность управлять уровнем возбуждения непосредственно перед и в ходе соревнований (устойчивость к стрессовым ситуациям);
– степень совершенства различных восприятий (визуальных, кинестетических) параметровдвижений, способность к психической регуляции мышечной координации, восприятию и переработке информации;
– возможность анализаторной деятельности, сенсомоторных реакций, пространственно-временной антиципации, способность к формированию опережающих решений в условиях дефицита времени и др.

Принцип сознательности означает, что любые средства психической подготовки могут быть продуктивными лишь в том случае, если спортсмен применяет их сознательна, с верой в то, что данный прием соответствует его индивидуальности и будет полезным в данной конкретной ситуации. Нельзя насаждать средства психического воздействия административными методами. Более того, спортсмен должен не просто верить "на слово" в эффективность этих средств; осознанность - это знание механизмов их воздействия, владение навыками самоконтроля и самоанализа.

Принцип систематичности. Успех приносит лишь систематическое, целеустремленное, последовательное применение системы психических средств с учетом всех сопутствующих факторов. Систематичность предусматривает работу по плану и преемственность, когда каждое новое воздействие содержит влияние предшествующих и готовит к будущим.

Принцип всесторонности. Необходимо, чтобы средства и методы психической подготовки увязывались в единую структуру, обеспечивающую единство общей и специальной подготовки спортсмена, т.к. сами психические воздействия дают гораздо больший эффект, когда предусматривается воздействие не на одну узкую сферу, а на всю психику: направленность личности спортсмена, его нейродинамический статус, психомоторику, интеллект.

Принцип согласованности относится к технологии психической подготовки, организации ее мероприятий во времени. Мероприятия психического воздействия должны планироваться в увязке с другими мероприятиями, логически составляющими систему спортивной подготовки. Например, психорегулирующая тренировка (ПРТ) должна согласовываться с тренировочными занятиями и в зависимости от частных задач занимать самостоятельное место до занятий, после них или в перерывах (если предусматривается применение сокращенного варианта ПРТ).

Принцип индивидуализации требует от психолога или тренера всестороннего знания особенностей спортсмена с последующим выбором таких психических воздействий, которые соответствуют всем его индивидуальным свойствам и качествам.

Содержание конкретных средств и методов, применяемых в процессе психической подготовки спортсменов, раскрывает следующая классификация.

По цели применения средства и методы психической подготовки делятся на:

1) мобилизующие;

2) коррегирующие (поправляющие, изменяющие);

3) релаксирующие (расслабляющие).

По содержанию средства и методы психической подготовки делятся на следующие группы:

1) психолого-педагогические (убеждающие, направляющие, двигательные, поведенческо-организующие, социально-организующие, комбинированные);

2) преимущественно психологические (суггестивные, т.е. внушающие; ментальные, сочетающие воздействие словом и образом; социально-игровые, комбинированные);

3) преимущественно психофизиологические (аппаратурные, психофармакологические, дыхательные, комбинированные).

По сфере воздействия средства и методы психической подготовки делятся на:

1) средства, направленные на коррекцию перцептивно-психомоторной сферы (т.е. на качества, связанные с восприятием ситуации и моторными действиями);

2) средства воздействия на интеллектуальную сферу;

3) средства воздействия на волевую сферу;

4) средства воздействия на эмоциональную сферу;

5) средства воздействия на нравственную сферу.

По адресату средства и методы психической подготовки делятся на:

1) средства, направленные на психическую подготовку тренера;

2) средства управления непосредственно спортсменом или командой.

По времени применения эти средства и методы делятся на:

1) предупреждающие;

2) предсоревновательные;

3) соревновательные;

4) постсоревновательные.

По характеру применения их подразделяют на саморегуляцию (аутовоздействия) и гетерорегуляцию (воздействия других участников педагогического процесса — тренера, психолога, врача, массажиста и т.д.).

На выбор конкретных средств и методов существенное влияние оказывают фактор времени, место соревнования, социально-психологический климат в команде, индивидуальные особенности спортсмена.

Мобилизующие средства и методы направлены на повышение психического тонуса, формирование установки на активную интеллектуальную и моторную деятельность спортсмена. Сюда относят такие словесные средства, как самоприказы, убеждения; такие психорегулирующие упражнения, как «психорегулирующая тренировка» (вариант «мобилизация»), упражнения на концентрацию; такие физиологические воздействия, как возбуждающий вариант акупунктуры, возбуждающий массаж.

Коррегирующие средства обычно относятся к категории словесных и носят форму гетеровоздействия. Ими могут быть различные варианты сублимации (мысли спортсмена о возможном исходе соревнования вытесняются в направлении оценки собственных технико-тактических действий), способы изменения целеполагания, прием рационализация, (когда спортсмену объясняют механизм начавшегося стресса, что делает его менее опасным), «гимнастика чувств» по системе К. С. Станиславского (когда спортсмену преднамеренно предлагают изобразить гнев, ярость, радость, сомнение и тд.).

Релаксирующие средства направлены на снижение уровня возбуждения и облегчают процесс психического и физического восстановления. В качестве примеров можно назвать варианты психорегулирующей тренировки «успокоение», «прогрессивную релаксацию» (последовательное напряжение и расслабление мышц), «паузы психорегуляции», успокаивающий массаж.

Психолого-педагогические средства относятся к компетенции не только психолога, но и тренера, основываются на вербальном (словесном) воздействии и направлены преимущественно на моральную и нравственную сферу спортсмена. Умелое использование слова — важнейшее средство психической подготовки.

Психофизиологическими условно называются средства физиологические по технологии, но несущие в себе психическое воздействие, в основном косвенное. Такими средствами являются акупунктура, массаж, разминка, особенно если она психологически грамотно построена и преследует цель формирования у спортсмена необходимого настроения.

Значительный раздел средств психической подготовки составляют приемы произвольной саморегуляции. По способу применения такими приемами могут быть убеждение, самовнушение (самоприказ), двигательные и дыхательные упражнения, использование механизмов представления и воображения (например, с помощью средств идеомоторной тренировки).

Однако, содержание психической подготовки, ее построение, средства и методы определяются спецификой вида спорта.

В РАЗНЫХ ВИДАХ СПОРТА

Бокс как вид спорта предъявляет исключительно высокие требования к психике спортсмена. Значительно легче достичь определенного уровня физической и технико-тактической готовности к турниру, чем готовности психической. Не о всяком боксере можно сказать что он «боец», даже если он обладает высокой техникой, тактикой и физической подготовкой.

Состояние психологической подготовленности боксера играет особую роль, зачастую является решающим в схватке. Спортсмен, не умеющий совладать с чрезмерным возбуждением накануне выхода на ринг, неуверенный в своих силах, вовремя боя не сможет быстро мобилизоваться и разумно действовать. Наоборот, если боксер хорошо психологически подготовлен, спокоен, уверен в себе, легко управляет своим настроением и действиями в бою, он и при сильно действующих факторах (пропуске сильного удара, неудачах в атаках и т. п.) сумеет мобилизоваться, правильно оценить обстановку, учесть возможности свои и противника и успешно решить тактические и технические задачи. При психологической подготовке боксера на первый план выдвигаются его индивидуальные качества; поэтому тренер должен быть достаточно эрудирован в области психологии, педагогики, физиологии и врачебного контроля с тем, чтобы досконально изучить своего подопечного и наиболее индивидуализировать подготовку с учетом его способностей и условий их развития.

Психологическая подготовка боксера к предстоящему бою, естественно, диктуется задачами, которые надо решить в конкретном соревновании. К их числу относятся:

· осознание своеобразия спортивных задач предстоящего соревнования;

· изучение сильных и слабых сторон противников и подготовка к действиям в соответствии с учетом этих особенностей;

· формирование твердой уверенности в своих силах и возможностях для достижения победы;

· преодоление отрицательных эмоций, вызванных предстоящим соревнованием, и создание состояния психологической готовности к бою; приобретение готовности к максимальным волевым и физическим напряжениям и умение проявить их в условиях соревнования;

· умение максимально расслабиться после боя и вновь мобилизоваться к последующему бою.

Следовательно, сущность психологической подготовки спортсмена сводится к направлению его сознания и действий на решение тренировочных и соревновательных задач.

Итогом психологической подготовки боксера должно явиться состояние психической готовности, которое находит свое выражение в максимальной мобилизованности спортсмена, отдаче всех сил для достижения наилучших результатов в соревнованиях.

Необходимым качеством, обеспечивающим достижение намеченной цели, является настойчивость. Для воспитания настойчивости важно, чтобы боксер верил в перспективу своей спортивной деятельности, был убежден, что трудолюбие на тренировках и стойкость в бою будут способствовать формированию его мастерства.

Чтобы своевременно принимать решения в наиболее острые моменты поединка, без колебания приводить их в исполнение, преодолевая боязнь и инертность, боксеру нужны смелость и решительность. Воспитание этих качеств целесообразно начинать с выработки у боксера уверенности, веры в свои силы, раскрытия его положительных сторон и достоинств, обучения умению разбираться в боевой обстановке. Воля проявляется в самообладании, выдержке, инициативе и дисциплинированности.

Самообладание и выдержка необходимы боксеру для успешного преодоления отрицательных эмоциональных состояний: растерянности, подавленности или перевозбуждения, которые могут возникнуть перед боем и в бою. Эти качества необходимы также для преодоления нарастающего утомления в процессе боя, стойкого перенесения ударов.

Инициативность боксера выражается в способности вносить новое в выполнение технических и тактических приемов как во время тренировки, так и в бою, творчески использовать изученную технику ведения боя.

Лыжники-гонщики. Смелость, решительность и уверенность в своих силах - важнейшие качества, которые необходимы лыжнику-гонщику при преодоления сложных трасс во время тренировок и соревнований, особенно на спусках, проходимых на высокой скорости с крутыми поворотами. Очень важно проводить воспитание этих качеств как можно с более раннего возраста, с первых лет занятий. Чувство неуверенности, возникающее при спуске или при передвижении по лыжне, сковывает движения лыжника, вызывает излишнее напряжение, отрицательно сказывается на различных характеристиках техники, на работоспособности и в конечном итоге на результатах соревнований. Неуверенность сказывается не только на технике преодоления трасс и сложных спусков (где может привести к падениям и тяжелым травмам), но и на уровне проявления физических качеств. Появляется общая скованность, уменьшаются сила и скорость отталкиваний, а в итоге снижается скорость передвижения и результаты. Наоборот, точная оценка своих сил, сопоставленная с реальной целью, создает уверенность в своих возможностях, поднимает эмоциональное состояние и даже вызывает дополнительный прилив сил, что позволяет лыжнику даже превысить планируемый результат. В состоянии эмоционального подъема, вызванного уверенностью в своих силах, все движения выполняются легко, свободно и точно - все это способствует выполнению передвижения на лыжах с высокой техникой. Неуверенность в себе снижает и общую работоспособность. Лыжник при длительной гонке или многочасовой тренировке, постоянно думающий об утомлении, "прислушивающийся" к себе, к первым признакам усталости, переживающий эти симптомы, не может рассчитывать на высокую работоспособность и хороший результат. Наоборот, волевой лыжник, не думающий об нарастающем утомлении, настроенный на борьбу с усталостью и противником, увлеченный соревнованием, всегда будет иметь преимущество, у него больше шансов добиться высокого результата. Психологический настрой на борьбу, специальная предстартовая подготовка к соревнованиям приобретают важное значение и будут способствовать достижению высокого результата.

Спортивные игры, и особенно футбол, характеризуют­ся наибольшей по сравнению с другими видами спорта эмоциональной и интеллектуальной насыщенностью. Пси­хологические особенности деятельности футболиста опре­деляются условиями игры, характером игровых действий, объективными особенностями соревновательной борьбы в процессе матча.
Футбол — коллективная игра, задачи и действия каждо­го спортсмена диктуются занимаемым им местом в команде, но подчинены общим задачам коллектива. Командный характер игры в футбол требует, чтобы у каждого футболиста были развиты чувства коллекти­визма и ответственности, взаимопонимания, готовности к взаимопомощи и навыки коллективных действий. Игровые действия в течение всего матча состоят из сложных и разнообразных операций с мячом, прыжков, скоростных перемещений по всему полю и т. д. Это требует от футболистов наряду с всесто­ронней физической подготовкой способности применять интенсивные волевые усилия с первых и до последних ми­нут игры, высокого развития волевых качеств, в первую очередь целеустремленности, инициативности, настойчи­вости, выдержки и самообладания.
Быстрый темп игры, ее напряженность, непосредствен­ная борьба с противником, чередование успеха и неудач, присутствие большого количества бурно реагирующих зрителей определяют насыщенность игры сильными и раз­нообразными эмоциями. Одни из этих эмоций оказывают положительное влияние на игру футболиста, другие — отрицательное. Преодоление отрицательных воздействий возможно только при достаточном развитии таких воле­вых качеств, как самообладание, выдержка и т. д. В каждый отдельный момент характер и содержание действий футболиста определяются особенностями игро­вой ситуации. Но игровые ситуации непрерывно меняют­ся. В связи с этим важнейшее значение в процессе игры приобретают быстрота и точность ориентировки, умение быстро находить наиболее целесообразные решения и смело реализовать их в действии, быстрота реагирования на внезапно появляющиеся раздражители. Это возможно лишь при развитии определенных особенностей зритель­ных восприятий, наблюдательности, внимания, воображе­ния, мышления и опять-таки волевых качеств.
Таким образом, игра в футбол предъявляет высокие требования и к организму спортсмена, и к его нервной системе, и ко всем сторонам его психики — восприятию, вниманию, памяти, мышлению, воображению, эмоциям и к волевым и моральным качествам его личности.

Танцевальные выступления. Успех выступления на сцене с танцевальной программой во многом зависит от психологической подготовки каждого из участников. При сольном выступлении танцор – один в поле воин и должен полагаться только на свои силы и принимать в расчет только их. При коллективном выступлении уверенными в своих силах должны быть все танцоры. Только так, общими усилиями, исполнение достигнет совершенства. Психологами давно доказано, что настрой одного человека, его желание быть лучшим, в командном выступлении сливается с таким же желанием других людей. Тогда появляется единство, и вся положительная энергетика идет на достижение поставленных целей. Это справедливо не только для танца, но и для любой деятельности человека.

Существует множество способов снять волнение перед публичным выступлением. Владимира Леви в книге «Приручение страха» советует: перед тем как выйти на публику, нужно расслабить, насколько это возможно, мышцы, сделать несколько глубоких вдохов-выдохов и произнести «какие-нибудь талисманные для тебя слова», для самого Леви такой фразой является - «да будет воля Твоя». Но не стоит забывать, что волнение не уйдет полностью. Необходимо сконцентрироваться на нем. Это приведет к тому, что страх «превратится в боевое возбуждение».

Постановка и решение задач психологической и специальной физической подготовки должны осуществляться в единстве. В процессе планирования следует исходить из принципа единства обучения, воспитания



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: