Сам Цицерон понимал этот принцип, как то, что высшие должностные лица должны в своей деятельности руководствоваться прежде всего пользой для государства и народа. Благо для государства, в его понимании- поиск справедливого компромисса между интересами народа и правящей элиты для установления общественного согласия и единства всех граждан страны.
Слайд 4
Государство есть достояние народа, а народ не любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собою согласием в вопросах права и общностью интересов (Цицерон. О государстве, I, XXV, 39).
Смысл «срединного» характера политико-правовой позиции Цицерона состоял в том, что он, отстаивая традиции примата полномочий легально существовавшей системы республиканских учреждений над возможным экстраординарным проявлением роли различных группировок и сил (армии, нобилитета, плебса и т. д.), выступал под лозунгом «всеобщего согласия» всех социальных слоев римских граждан в рамках «общего правопорядка».
С учетом специфики практической политики и ее особой логики следует все же признать, что в своей деятельности Цицерон в целом оставался верен основным идеям и принципам той теоретической концепции государства и права, которую он развивал в своем политико-правовом учении. Ключевая роль в них отводилась представлениям об «общем благе», «согласовании интересов», «общем правопорядке», справедливости, разумном законе и т. д. При этом, разумеется, имелись в виду интересы свободных сословий и граждан римской республики, но вовсе не интересы и чаяния рабов, которые вообще остаются вне рамок цицероновской конструкции государства и права и являются объектами, а не субъектами прав и полномочий. Цицерон отвергал идею имущественного равенства и считал справедливым социальное расслоение и неравенство в общественно-политических отношениях. Уже демократическое равенство (т. е. равенство всех свободных) как игнорирующее различия в социальных положениях и достоинствах людей он считал несправедливостью.
|
Цицерон предполагает равенство всех граждан перед справедливым законом как основание для прочного государства. Хотя политические идеи Цицерона происходили от его аристократического взгляда на государство и управление им, которое предполагало иерархическую структуру, для него, истинная res publica, основанная на идее о том, что государство принадлежит народу и существует на благо людей, должна гарантировать высокую степень равенства для всех граждан, и именно равенства граждан перед законом, так как не может быть частных привилегий перед законом и справедливость – одна для всех. Формулируется важный правовой принцип: «Под действие закона должны подпадать все» (О законах, III, 17).
Таким образом, благо для народа по Цицерону это достижение общественного согласия и порядка в государстве, обеспечиваемого справедливыми законами и исполнением должностными лицами (магистратами) своего гражданского долга.
Слайд 5
Фраза Salus populi suprema lex значительно пережила своего создателя. Ее в неизменном виде использовали такие известные правоведы как Томас Гоббс, Джон Локк и А. Я. Вышинский.
Слайд 6
И если первые две фигуры я уверен вам знакомы, то про Вышинского я сделаю небольшое отступление. Андрей Януарьевич родился в 1883 г. в Одессе и полная его биография у вас на слайдах. Я лишь отмечу, что Вышинского считают одним из главных «палачей» Сталина. Он в свое время был одним из самых ярых сторонников репрессий и даже разработал под них специальную юридическую литературу (которую мы с вами сегодня тоже посмотрим). Именно поэтому я уверен вам будет интересно как воспринимал «благо народа» один из творцов сталинских репрессий. Фактически, сравнение взглядов Вышинского, как яркого представителя советской юриспруденции, внесшего огромный вклад в социалистическую юридическую культуру, со взглядами Локка и Гоббса необходимо для того, чтобы показать фундаментальные различия между буржуазным и социалистическим правом.
|
Слайд 7
Однако начать наш анализ я предлагаю все-таки в хронологической последовательности. И первым после Цицерона эту фразу использовал Томас Гоббс. В своем главном произведении «Левиафан» он сравнивал государство с мифическим чудовищем Левиафаном, указывая на то, что государство так же всесильно по сравнению с обычным человеком, как и морское чудовище. Для того, чтобы лучше понять, что имеет в виду Гоббс под общественным благом, необходимо обратиться к цитате: «В этом Левиафане…богатство всех частных членов [членов государства] представляют собой его силу, salus populi, безопасность народа, – его занятие».
Для того, чтобы правильно понять эту фразу, необходимо сначала напомнить, что Гоббс рассматривал государство как живой организм, каждая часть которого выполняет свою функцию, непосредственно связанную с остальными, но в то же самое время полезную для всего организма. Одной из главных целей существования государства Гоббс видел в поддержании гражданского мира (которого он отождествлял со «здоровьем» государства-Левиафана), избегании смуты («болезни») и гражданской войны (которая по мнению Гоббса могла привести к смерти государства).
|
Используя фразу salus populi, Гоббс имеет в виду прямую связь между благосостоянием государства и народа, который в нем проживает. Забота о «здоровье» каждого члена нации и о ней самой в целом и есть, по мнению Гоббса, одна из главных задач государства.
Слайд 8
Следующим кто использовал фразу Цицерона был Джон Локк. Выбор Локка обусловлен его большим вкладом в западную юридическую и политическую мысль, именно произведениями Локка вдохновлялись такие известные просветители как Вольтер и Жан-Жак Руссо. В своем труде «Два трактата о правлении» он противопоставляет деспотичную патриархальную монархию более правильной, по его мнению, ограниченной форме правления. Но что философ подразумевает под ней, чем она лучше и при чем тут общественное благо (salus populi)?
Для этого необходимо обратиться к тексту самого труда. В тексте второй книге, а конкретно в параграфах 157-158 Локк использует фразу «salus populi…» при обсуждении правильного устройства парламента. Выглядит это вот так:
«И поэтому народ, после того как однажды учрежден законодательный орган, не имеет при такой системе правления, о которой мы говорили, никакой власти для принятия мер, до тех пор пока эта система правления существует; думают, что против этого неудобства нет никакого средства…Salus populi supremа lex является, несомненно, настолько справедливым и основным законом, что тот, кто искренне ему следует, не может впасть в какое-либо пагубное заблуждение».
Говоря о системе, Локк имел в виду сложившеюся в Англии проблему под названием «гнилые местечка», когда опустевшие населенные пункты имели право выбирать достаточно большое количество членов парламента, в то время бурно развивающиеся были ограничены из-за традиций. Таким образом Локк использует фразу Цицерона для обозначения высшего идеала, к которому должен стремиться любой правитель – он должен изменять традиции и соответствующие им законы ради блага народа.
Слайд 9
И прежде, чем переходить к подробному анализу трактата Локка, я предлагаю посмотреть, а как такую логичную и правильную мысль мог истолковать Вышинский:
Ленин дал формулу: «...бороться культурно за законность, ничуть не забывая границ законности в революции».
Salus populi — suprema lex. Благо народа — высший закон, закон революции, которому подчинены все юридические законы.
Фальсификаторы марксизма пытались извратить эту формулу. Они изображали соотношение законности и диктатуры пролетариата в таком виде, что законность якобы ограничивает пролетарскую диктатуру. Это — грубое и явное извращение марксизма.
Таким образом, фразу о благе народа Вышинский употребляет в контексте…необходимости нарушать закон. Это становится понятно по второй фразе последнего абзаца, в которой он говорит о соотношении законности и пролетарской диктатуры.
Слайд 10:
Однако для того, чтобы лучше показать, что понимают под благом народа Вышинский и Локк я предлагаю рассмотреть следующие моменты:
Локк во второй книге «трактатов» заявляет, что обязанностью любого правителя является соблюдение законов, так как именно они (через представительные органы) являются письменно выраженной волей народа:
«И кто бы ни обладал законодательной или верховной властью в любом государстве, он обязан править согласно установленным постоянным законам, провозглашенным народом и известным народу, а не путем импровизированных указов… И все это должно осуществляться ни для какой иной цели, но только в интересах мира, безопасности и общественного блага народа».
Фактически, Локк заявляет, что соблюдение законов является наивысшей ценностью государства в случае, если эти законы выражают интересы народа.
С этой фразой сильно контрастирует цитата Вышинского:
СССР имеет «необходимость сочетания строгой революционной законности с применением в известных условиях чрезвычайных мер против врагов революции».
Слайд 11:
Таким образом, Вышинский еще раз показывает свое негативное отношение к верховенству права. Однако при более глубоком прочтении его трудов становится понятно, что он открыто признавал необходимость борьбы с формальным правом:
«В этой борьбе партия систематически защищает марксистско-ленинское отношение к закону и советскому праву в целом как к важнейшему рычагу регулирования общественных отношений, преодолевая формалистическое, фетишистское отношение к закону, с одной стороны, и бичуя, и клеймя нигилистическое отношение к нему — с другой» [1].
Для Вышинского законы являются просто средством для достижения цели. Благо народа он видит не в соблюдении законов, а в их использовании…на благо «народа» конечно. Эту же идею подтверждает и другая цитата Вышинского:
«Грубым извращением является само противопоставление административных мер мерам законным, так как административные меры, например, полномочия военных властей в условиях военного положения или в районах военных действий, имеют своим источником закон и потому являются вполне законными».
Эта завулиавированная фраза кажется логичной…на первый взгляд, однако при ближайшем рассмотрении вы можете заметить, что прикрываясь военной необходимостью Вышинский указывает на первостепенность административных мер над законностью. Фактически уже после этой фразы Вышинского можно и не называть юристом в классическом понимании этого слова, а скорее идеологом марксизма-ленинизма.
Слайд 12
Локк, естественно, был противником административных превышений полномочий. Говоря о суде, Локк указывал на необходимость честного и беспристрастного расследования:
«…общество становится третейским судьей, устанавливая постоянные правила, беспристрастные и одни и те же для всех сторон, и с помощью людей, получивших от общества полномочия проводить в жизнь эти правила, разрешает все разногласия, которые могут возникнуть между любыми членами этого общества в отношении всякого правового вопроса, равно как и наказывает те преступления, которые любой член общества совершил по отношению к обществу, такими карами, которые установлены законом».
Слайд 13
Также стоит отметить, что в своем произведении Локк выступал как ярый противник диктатуры какого-либо сословия или части общества:
«никакая часть народа, как бы она ни была объединена, не может претендовать [на власть] иначе, как пропорционально к той помощи, которую она оказывает обществу…в этом случае…будет восстановлен старый и настоящий [порядок] и исправлены те непорядки, которые возникли с течением времени столь же незаметно, как и неизбежно».
Фактически данное утверждение о необходимости пропорционального доступа различных социальных слоев к власти категорически не вяжется с еще одной фразой Вышинского:
«При диктатуре пролетариата право сохраняется, хотя и с новым содержанием и новыми функциями…Право есть… форма организации насилия одного класса над другим».
Слайд 14
Таким образом, понимание фразы Цицерона менялось с течением времени. Сам Цицерон понимал Salus populi – suprema lex как необходимость достижения общественного согласия и порядка в государстве, которые обеспечивались справедливыми законами и правильной работой должностных лиц.
Однако каждый следующий юрист или правовед пропускал эту фразу через себя и через свое мировоззрение. По Гоббсу благом для народа является его соединение через государство в единую силу, способную вершить справедливое правосудие и поддерживать мир. Для Локка благо народа (salus populi) важнее, чем столетние традиции. Локк требует не нарушать законы, а при необходимости менять их на благо общества.
Труды советского юриста Вышинского прекрасно показывают тот перелом в мировоззрении, который произошел в Советском Союзе. У него эта простая и понятная на первый взгляд фраза стала обозначать практически свою полную противоположность: нарушение закона во имя революции и блага народа, понимаемого как правящий пролетарский класс.
[1] Вышинский, страница 74 (28)