Отличие науч. знания от др. форм знания. В самом общем смысле под знаниями подразумевают совокупность суждений о действительности, которые различаются по степени их общности, глубине ее раскрытия и степени достоверности полученных заключений. Если знание представляет результат изучения действительности, то познание есть процесс его поиска и исследования.
Природа науч. объяснения. Понятие об эмпир. исследовании в психологии. Наука – это один из способов познания окружающего мира. Существенным признаком науч. познания является то, что наука пытается выработать объективное знание о действительности и проверить объективность получаемых знаний. Понятие “наука” включает в себя (1) деятельность по получению нового знания, оформляемого в виде науч. исследования и (2) результат этой деятельности - сумму полученных науч. знаний, образующих в совокупности науч. картину мира.
Любое науч. исследование включает ряд этапов. Подготовительный этап. Состоит из изучения науч. данных по исследуемой проблеме, определения цели, задач, гипотезы и выбора методов исследования. Этап сбора эмпир. данных. Реализует конкретную стратегию исследования и представляет собой ряд посл-но включаемых звеньев эксперимент. заданий. Этап колич. и качеств. обработки данных. Включает применение методов математ. статистики для обработки эмпир. данных и их качеств. анализ Интерпретация результатов исследования и формулирование выводов.
Различаются 2 взаимосвязанных уровня науч. исследования: эмпир. и теорет.. На 1м в ходе опыта устанавливаются новые факты и на основе их обобщения формулируются эмпир. закономерности. На 2м уровне выдвигаются и формулируются общие для определенной предметной области науки закономерности, позволяющие объяснить ранее открытые факты, а также предсказать будущие события.
|
Науч. исследования классифицируют по их х-ру: фундаментальное исследование направлено на познание реальности без учета практ. эффекта от применения знаний; прикладное исследование проводится в целях получения знания, которое д. б. использовано для решения конкретной практ. задачи. По цели проведения выделяют: поисковые исследования, направленные на получение принципиально новых результатов; критические исследования, осуществляемые в целях опровержения существующей теории, модели, гипотезы, закона и пр. или для проверки; уточняющие - устанавливающие границы, в пределах которых теория предсказывает факты и эмпир. закономерности; воспроизводящие - точно повторяющие эксперимент предшественников для определения достоверности и объективности полученных результатов.
Критерии оценки истинности науч. теорий. Наука руководствуется критериями исследования. Критерий непротиворечивости науч. знания обеспечивает посл-ность мышления, достигаемый соблюдением законов классической логики и, прежде всего, закона недопущения противоречия. Науч. знания, отвечающие критерию истинности, являются результатом репрезентативных и валидных науч. исследований и существуют в виде статей в науч. журналах и докладов на конференциях.
Критерии разграничения науч. и ненауч. идей: рациональный принцип (решающим источником истинного знания рационализм признает разум); принцип верификации (заключается в установлении истинности науч. утверждений в результате их эмпир. проверки); принцип фальсификации (только то знание м. претендовать на звание “научное”, которое в принципе опровержимо.
|
В постнеклассической науке произошёл переход к допущению множественности приемлемых концепций, объясняющих действительность.
Роль и место эксперимент. психологии в системе психол. наук. Эксперимент. психология – это область науч. знания, раскрывающая теорию психол. эксперимента: его планирование, обработку результатов и их представление. Совр. эксперимент. психология рассматривается как проекция общенауч. методологии организации исследования на предметную область психологии. Именно общенауч. х-р исследовательских приемов познания психич. реальности обеспечивает статус психологии как самостоятельной науч. дисциплины.
Это понимание эксперимент. психологии предполагает рассмотрение: науки как особой способа познания и общей х-ки науч. метода; осн. особенностей науч. исследования, включая принципы его планирования, этапы, структурные составляющие, типологию; основ теории измерения, а также обработки результатов исследования и их представления в принятых в науке формах.