Лисичкина Виктория Ивановна
Студентка 1 курса ПОНБ на базе (СПО)
Ростовского института (филиал)
Образовательного учреждения
Высшего образования
Всероссийский государственный университет юстиции
(РПА Минюста России) в г. Ростов-на-Дону
Научный руководитель:
Короленко Ирина Ивановна
Социально-негативное явление в молодежной среде и пути их решения.
В последнее время, всё чаще из средств массой информации, появляются сообщения о самоубийствах. Самоубийства, к сожалению, среди подростков становится актуальной и трагической проблемой и по сей день. Раньше считали, что у детей до 16 лет наклонность к самоубийству развивалась очень слабо, в силу своего раннего возраста. Но сегодня мы наблюдаем тенденцию к явному «омоложению» суицидентов. Поэтому, динамика самоубийств позволяет узнать нравственное и социальное состояние общества. Российское общество уже вошло в ту степень социальной дезорганизации, одной из черт которой стала социальное отчуждение, а крайней формой социального отчуждения выступает самоубийство среди подростков. Можно предположить, что рост показателя смертности отражает неспособность общества предоставить молодому поколению источники социальной привязанности. Статистика самоубийств среди молодежи очень печальна. По официальным данным количество самоубийств с 2018 года в России составляет около 2000 человек, из которых более трети — дети и подростки. [1]
Это является очень большим числом для современного мира, а для нашей страны поистине огромным. Мы должны всеми силами предотвратить охватившую все СНГ волну самоубийств, потому что подростки – это наше будущее. Решить это проблему смогут только понимание и желание выслушать проблемы ребенка, попытаться помочь как можем. Ведь дети в этом возрасте такие ранимы, они очень нуждаются в нашей поддержке и сочувствии, напутственном совете и внимании. Следует отметить, что в официальные статистические отчёты попадают лишь явные случаи самоубийств, то есть, где была обнаружена предсмертная записка или выявлен факт, что подросток говорил о намерении уйти из жизни. Но существуют субъективные и объективные факторы, которые ведут к недочету потерь среди подростковых суицидов. Хочу отметить, что недочет происходит по нескольким причинам. Во-первых, это стремление самих близких скрыть истинные причины самоубийства. И, во-вторых, нежелание компетентных органов тщательно разбираться в причинах суицида. Чаще всего такие дела откладывают. Поэтому, в таких случаях, как падение с высоты, передозировка лекарств или бросание под транспорт может иметь смысл самоубийства.[2]
|
Давайте разберемся, почему же подростки кончают жизнь самоубийством? Что толкает их на этот поступок? Для того чтобы ответить на эти вопросы, сначала нужно указать тех, кто подвержен данному поведению. Риску подвергаются: эмоциональные, чувствительные подростки; замкнутые в себе, в силу сложившихся обстоятельств; а также импульсивные, которые от любой обиды или случая поддаются мгновенным раздражениям. Большинство подростковых самоубийств не что иное, как попытка настроить диалог со взрослыми, только весьма характерным способом. Многие из них не хотели умирать, хотели только лишь достучаться до кого-то, обратить внимание на свои проблемы. Рассмотрев материалы уголовных дел и проверок обстоятельств причин суицида среди подростков, проведённой Генеральной Прокуратурой России, оказалось, что в 62% случаях самоубийства связаны с семейными конфликтами, боязнью насилия, конфликтами в учебной сфере, черствостью или безразличием одноклассников и окружающих. Это и процесс социализации, который они проходят в школе, вертикальная и горизонтальная мобильность. Подростки состоят в различных общественных и социальных группах, поэтому они в большей степени подвержены разнообразным социальным рискам. Им характерна повышенная впечатлительность и склонность к колебаниям настроения. Заметим, что специфика подросткового возраста заключается в расширении сфер социализации, но в её процессе возможны и сбои, и неудачи. Это все и ведёт к конфликтам с окружающими. [3]
|
Так какие же можно выделить основные социальные причины подростковых самоубийств? Во-первых, нестабильная ситуация в семье; во-вторых, несчастная любовь; в-третьих, конфликты со сверстниками, в учебной сфере; в-четвёртых, средства массовой информации; и, наконец, можно выделить ряд других причины, которые косвенно или опосредованно влияют на подростковые самоубийства. Существует ряд других проблем, влияющих на подростковые самоубийства, но данные причины являются основными. Стоить отметить, что ни одна из данных причин не может являться достаточной причиной для самоубийства без взаимодействия с другими факторами.
Специалисты утверждают, что в большинстве случаев подростки не хотят умирать, они хотят жить, но надеются изменить свою жизнь, чтобы она не была такой «невыносимой». В связи с нехваткой внимания, подростки ищут поддержку от других. Необходимо акцентировать внимание на проблему в социальных сетях. Угрозы в Интернете или киберзапугивание особенно актуально для подростков. Киберзапугивание – это противоправные действия, которые осуществляются через сеть Интернет и направлены на психологическое давление на подростка. Методы могут быть самыми различными: психологическое насилие, угрозы в Интернете, запугивания, шантаж, устрашения и другие. Согласно результатам опроса, 95% подростков, которые используют социальные медиа, стали свидетелями киберзапугивания, а 33% сами стали жертвами этого явления. [4]
|
Рассматривая некоторые особенности осмотра места происшествия по делам о совершении самоубийства, нужно обратить внимание насколько качественно был произведен осмотр места происшествия и какие следы при этом обнаружены, ведь от этого будет зависеть результат по привлечению лица к уголовной ответственности в соответствии со ст. 110, 110.1 УК РФ или по ст. 105 УК РФ, или будет вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. В 21 веке подростки вовлечены в социальные сети. Эксперты зафиксировали волну пропаганды суицида во «ВКонтакте», где массово создаются группы с депрессивным контентом. Одна из таких "Синий кит" (BlueWhale) или игра в самоубийство – страшное приключение, которое как утверждают СМИ, увлекает впечатлительных подростков, с каждым днем втягивая в игру все больше и больше несовершеннолетних. Данная игра содержит некий квест. Увлечь школьника, который считает, что может преодолеть любые опасности, достаточно легко. Просто искатели приключений не думают, что реально играют со смертью и навсегда уходят в небытие. Были возбуждены уголовные дела и в результате расследования был задержан один из организаторов группы "Синий кит" "Вконтакте" — Филипп Будейкин по прозвищу Лис. Его задержали по обвинению в доведении до самоубийства. В настоящее время Будейкин находится под арестом, 10 января суд продлил ему срок содержания под стражей до мая. А еще с десяток администраторов подобных групп правоохранители взяли в разработку. С декабря 2017 года по май 2018 года в социальные сети "ВКонтакте" было создано восемь закрытых сообществ, где пропагандировался суицид. Согласно расследованию, 15 подростков из этих сообществ в различных регионах России совершили самоубийства, еще пятеро детей попытались покончить с собой.
Так, на сайте РОЦИТ — общественной организации, которая объединяет активных интернет-пользователей России, появилась информация, что подросток проживающий в г. Ростове-на-Дону, свел счеты с жизнью. Это произошло поздно вечером ещё в пятницу, 10 февраля. И лишь спустя два дня следователи всё же назвали статью, по которой возбуждено уголовное дело, — «Доведение до самоубийства». 16-летнего ученика 10-го класса лицея № 103 Ивана Г. нашли на левом берегу Дона. При себе у него была предсмертная записка.
Как стало известно, за несколько часов до смерти Иван отправил SMS-сообщение своей подруге Ксении, в котором он извинялся перед девушкой и родителями. Парень сетовал на то, что его «кинули друзья», и просил помощи, говоря, что связался с «плохими людьми». Однако, что это за люди, Иван девушке не объяснил, а возможно, она и сама знала о том, что произошло с Иваном, поэтому не нуждалась в пояснениях.
Пока правоохранительные органы "ловят" создателей игры и сажают их в тюрьму, подростки все равно продолжают играть в "Синего кита". Десятки сотен уникальных пользователей выстроились в очередь "за смертью". Чтобы попасть в смертоносную игру, любопытные подростки вступают в определенные интернет-сообщества в социальных сетях и находят себе кураторов и единомышленников. Для этого они постят определенный набор хештегов и ждут инструкций. Ссылку нередко сопровождают довольно типичными стишками. Затем с пользователем связывается "куратор" игры, обычно с аккаунта, который нельзя идентифицировать, и объясняет правила: никому не говорить об этой игре; всегда выполнять задания, каким бы оно не было; за невыполнение любого задания ты исключаешься из игры навсегда и тебя ждут плохие последствия. С самого начала подросткам предлагают порезать руку лезвием, вырезать тематическую надпись, например, "море китов", или нарисовать кита. Не отличаются оригинальностью и остальные задания — нужно больше себя резать или причинять еще какое-то насилие (синяки, ссадины), рисовать и писать, что попросят, смотреть видео про суицид, и так далее. Всего в игре 50 заданий. Финальный этап игры для всех одинаков – суицид участника. Кураторы могут меняться на протяжении всей игры. Некоторых блокируют, но они возвращаются под другими никами. Если социальная сеть временно блокирует страницу самого "кита", решившего уйти из жизни, то после восстановления аккаунта кураторы все равно находят его и продолжают высылать задания. [5]
Постепенно участник игры, согласно условиям, должен отказаться от общения со всеми, кроме своего куратора. В игре его называют "китом". Если ребенок хочет выйти из игры, его начинают запугивать смертью близких. Кураторы утверждают, что могут найти их по IP-адресу. Дело в том, что, подростку, который начал играть в "Синий кит", присылают ссылку, перейдя по которой он автоматически сообщает свой IP-адрес. Комментируя ситуацию с игрой "Синий кит", специалисты отмечают, что искоренить ее в один миг из сети не удастся. На это понадобиться время. К тому же, жалобы на такие сообщества поступают редко. В свою очередь психологи советуют родителям больше времени проводить с детьми, интересоваться их проблемами и поддерживать, если у ребенка что-то не получается. Специалисты считают, что дети, у которых нет душевных травм, гораздо реже обращают внимание на «сообщества смерти», подобные "Синему киту". По мнению психологов, на удочку "китов" попадаются в основном подростки в возрасте 12-17 лет. Как бы там ни было, следует учесть, что это не новый бестселлер или ужастик, который прочитав или посмотрев, забываешь через определенный промежуток времени – это жестокая реальность, где на чаше весов лежит жизнь детей, которые, играя со смертью, уходят в небытие, так и не вкусив настоящей жизни. По статистике установлено, что люди чаще всего совершают самоубийство – 4:20 утра. Таким образом, я хотела бы добавить, что проблема суицида остается актуальна и по сей день. Для предотвращения данной проблемы стоит обратить внимание, прежде всего, родителям на своих детей.
Также криминологов, педагогов, психологов, социологов и врачей-психиатров. Нам нужно выстроить целую систему, которая будет работать через образовательные учреждения и отслеживать все группы риска. Причем это не просто наличие психолога в школе — должны быть центры по работе с подростками, клубы, психологические службы. [6]
Важно, чтобы это не было заброшено и забыто, и помнить о том, что самое бесполезное — это запрещать тему суицида и запугивать. Нужно просто слушать. Разговаривать. Подросток должен быть уверен, что в результате своей откровенности он не будет отвергнут или наказан.
Список литературы:
1. Звоновский, В. Политика в пространстве жизненных интересов молодежи//Вестник общественного мнения. 2017, № 1, с. 52-56.
2. Левикова, С. И. Молодежная субкультура: учеб. пособие / С. И. Левикова. - Москва: Гранд: Фаир-пресс, 2014. – 420 с.
3. Образование как фактор социальной дифференциации и мобильности (круглый стол)// СоцИс. – 2013. - № 5. – С. 87-90.
4. Першуткин, С.Н. Транзитный социум: Молодежная политика и социализация: Монография/ Новосибирск: СибАГС, 1995.
ирский Государственный университет. – Новосибирск, 2015. – С. 209-230.
5. Проект "Стратегия государственной молодежной политики Российской Федерации" от 18 декабря 2016г. № 1760-п. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://mon.gov.ru/press/news/3318/
6. Социальная политика государства / науч. рук. Н.Д. Вавилина; отв. ред. О.В. Кузьмен. – Новосибирск: СибАГС, 2013. – 635 с.
7. Социальная политика: учебник / под ред. Н.А. Волгина. – М., 2002. – С.150–164.
8. Федеральная целевая программа «Молодежь России (2001–2005 годы)».
9. Чередниченко, Г.А. Молодежь России: социальные ориентации и жизненные пути. Санкт-Петербург: Российский христианский гуманитарный институт, 2004. – 368 с.
[1] Звоновский, В. Политика в пространстве жизненных интересов молодежи//Вестник общественного мнения. 2017, № 1, с. 52-56.
[2] Левикова, С. И. Молодежная субкультура: учеб. пособие / С. И. Левикова. - Москва: Гранд: Фаир-пресс, 2014. – 420 с.
[3] Образование как фактор социальной дифференциации и мобильности (круглый стол)// СоцИс. – 2013. - № 5. – С. 87-90.
[4] Социальная политика государства / науч. рук. Н.Д. Вавилина; отв. ред. О.В. Кузьмен. – Новосибирск: СибАГС, 2013. – 635 с.
[5] Федеральная целевая программа «Молодежь России (2001–2005 годы)».
[6] Чередниченко, Г.А. Молодежь России: социальные ориентации и жизненные пути. Санкт-Петербург: Российский христианский гуманитарный институт, 2004. – 368 с.