Тема 2. Античная и Средневековая философия




Культурные, социально-экономические и теоретические предпосылки зарождения античной философии. Философия античных досократиков. Проблема первоначала в милетской школе (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен). Онтологизм элеатов (Ксенофан, Парменид, Зенон). Пифагор и его школа. Диалектическое учение Гераклита. Атомизм Левкиппа и Демокрита.

Софисты. Релятивизм и агностицизм софистов. Постановка проблемы человека. Сократ: проблема истины; учение о методе и общих понятиях; проблема соотношения знания и нравственности.

Платон как родоначальник объективного идеализма. Понятие и концепция эйдоса (идеи). Учение о душе. Космология Платона. Теория познания. Учение об идеальном государстве.

Философия Аристотеля. Учение о форме и материи. Форма как эйдос. Детерминизм Аристотеля: учение о видах причинности. Логическое учение Аристотеля. Учение о государстве и гражданине.

Философия эпохи эллинизма. Учение киников. Эпикуреизм: атомистические идеи, гедонизм. Стоицизм: физика, логика, этика и метафизика стоиков. Скептицизм (Пиррон, Секст Эмпирик).

Неоплатонизм. Плотин. Учение об Едином Благе. Понятие эманации. Влияние неоплатонических идей на христианство. Значение античной философии.

Возникновение и идейные источники христианства. Монотеизм, теоцентризм, догматизм, дидактизм средневековой христианской философии. Патристика, ее основные проблемы: проблема соотношения веры и разума, проблема свободы воли, креационизм, теодицея.

Ереси и борьба с ними. Гностицизм в эпоху раннего христианства. Манихейство. Дуалистическое понимание мира в гностицизме. Понятие демиурга. Влияние гностиков на еретические движения эпохи средневековья. Роль патристики в формировании средневековой философии.

Ислам как система мировоззрения и средневековая арабская философия. Арабский неоплатонизм. Суфизм. Великие перипатетики арабского Востока: Авиценна, Аверроэс. Значение средневековой арабской философии.

Европейское христианство и схоластика: основные этапы становления и их характеристика. Пьер Абеляр и Фома Аквинский.

Проблема универсалий как основная проблема средневековой философии (номинализм, реализм, концептуализм). Боэций, Иоанн Скотт Эриугена, Ансельм Кентерберрийский, Росцелин, Уильям Оккам. Мистицизм в эпоху средневековья (Бернард Клервосский, Бонавентура).

Проблема добра и зла, ее решение в средневековой европейской схоластике.

 

Тема 3. Философия эпохи Возрождения и Нового времени

Характерные черты философии Ренессанса: поиск теологических альтернатив, антропоцентризм, натурализм, усиление позиций светского знания. Философско-религиозный Ренессанс: М. Лютер, Ж. Кальвин. Основные догматы протестантизма: оправдание верой, священство всех верующих, предопределение. Отношение протестантизма к светской власти, к труду.

Пантеистическое учение Н. Кузанского: диалектическое понимание Бога, идея бесконечности Вселенной. Пантеизм и материализм Дж. Бруно. Идея множественности миров. Неоплатонизм Ренессанса: Флорентийская Академия. Естественнонаучная мысль Ренессанса: Леонардо да Винчи, Парацельс.

Социально – политическая мысль эпохи Возрождения. Возникновение феномена утопизма. Т. Мор и его «Утопия». Т. Кампанелла и его представления об идеальном государстве. Н. Макиавелли как основоположник политической теории. Значение философии Ренессанса.

Особенности развития научного знания и его влияние на философию XVII-XVIII вв. Антисхоластическая направленность философии Нового времени. Разработка метода научного исследования. Эмпиризм Ф. Бэкона. Программа восстановления наук. Критика схоластики и дедуктивного способа мышления. Индукция. Опыт как основа познания. Учение об идолах (призраках) познания.

Сенсуализм Т. Гоббса. Механистическая методология. Понятие Бога и деизм Гоббса. Социальная философия. Учение о естественном праве, войне «всех против всех» и общественном договоре. Рационализм Р. Декарта. Учение об интеллектуальной интуиции и врожденных идеях. Апология дедукции. Дуализм Декарта в учении о субстанциях. Понятие Бога.

Сенсуализм Дж. Локка. Простые и сложные идеи. Попытка преодоления субъективизма в познании. Учение о первичных и вторичных качествах. Социальная философия. Крайний сенсуализм Нового времени. Учение Дж. Беркли. Отрицание материи и доказательство бытия Бога. Солипсизм Д. Беркли. Д. Юм и отрицание причинности. Пантеизм Б. Спинозы и его рационалистическая методология. Понятие субстанции и ее атрибутов. Бог как единственная субстанция. Монадология Г. Лейбница. Понятие монады. Учение о предустановленной гармонии и понятие Бога. Значение философии Нового времени.

Феномен и социальная программа французского Просвещения. Первая волна просветителей: Ш.Л. Монтескье, Ж.М.Ф. Вольтер, Ж.Ж. Руссо. Развитие теории общественного договора. Взгляды Монтескье на государственную власть. Принцип разделения властей. Географический детерминизм Монтескье.

Сенсуализм Вольтера, его общественно-политические взгляды. Отношение к религии и государственной власти. Руссо и апология равенства. Отношение к частной собственности. Феномен энциклопедизма: Д. Дидро, К. Гельвеций.

Французский материализм XVIII в.: Ж. Ламетри, Э. Кондильяк, П.А. Гольбах. Понятие материи как субстанции. Механистическая методология французских материалистов.

Развитие немецкой философии в эпоху Просвещения. Рационалистическая и романтическая тенденции. Романтизм как философское направление: И.Г. Гердер, И.В. Гете, Э. Лессинг, Ф. Шлейермахер. Развитие и особенности диалектики в немецком романтизме.

И. Кант как родоначальник немецкой классической философии. Докритический и критический периоды творчества И. Канта. Теория познания. «Вещь-в-себе». Понятие априорных форм чувственности и рассудка. Учение о феноменах и ноуменах, трансцендентальном и имманентном. Субъект и объект в философии Канта. Этика Канта. Понятие категорического императива. Значение философии Канта.

Наукоучение Фихте. Понятие «Я» и «Не-Я». Попытка преодоления кантовского дуализма. Отрицание «вещи-в-себе». Теория трансцендентального субъекта. Социальные взгляды Фихте. Философия Ф.В.Й. Шеллинга: натурфилософия, трансцендентальный идеализм, философия тождества, мистицизм. От философии природы к понятию Духа. Ступени развития Духа. Тождество субъекта и объекта. Философия откровения как завершение философии Шеллинга.

Абсолютный идеализм Г.В.Ф. Гегеля. Понятие Абсолютной идеи и ее развития. Субъективный, объективный, абсолютный дух. Логика и диалектика. Философия истории. «Хитрость разума». Исторические и неисторические народы. Место Гегеля в истории философии.

Антропологический материализм Л. Фейербаха.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: